Библиографическое описание:

Огольцова Е. Г., Алимова Г. Б., Оспанова Д. Н. Роль изучения отечественной истории в системе подготовки современного инженера // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 357-358.

Важной задачей современного этапа развития высшего профессионального образования в России является его гуманитаризация, что должно способствовать формированию будущего специалиста с определенными ценностными установками и активной гражданской позицией. Актуальность этой задачи связана с осознанием особой роли человеческого фактора в процессах качественной трансформации современного общества. В эпоху значительных достижений в техносфере возрастает социальная ответственность инженерно-технических специалистов за недопущение техногенных, военных и экологических катастроф, за создание условий эффективного использования техники в целях духовного совершенствования человека. Формирование ценностных установок будущих специалистов во многом происходит в высшей школе.

Ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит гуманитарным наукам, которые формируют систему мировоззрения личности студента, определяют ее интеллектуальное и духовное развитие, способствуют становлению у студента тех качеств, которые позволят в дальнейшем ответственно выполнять свои профессиональные и гражданские функции.

Среди гуманитарных дисциплин в системе подготовки инженеров важное место принадлежит отечественной истории. Являясь неотъемлемым элементом жизни общества, историческая наука выполняет значимые функции, которые вытекают из объективных общественных потребностей. Во-первых, это формирование национального самосознания, самоидентификации общества через знание своей истории. Во-вторых, - объяснение и прогнозирование развития общественных процессов для эффективного управления данным обществом, что невозможно без использования исторических знаний. В-третьих, историческая наука призвана выполнять воспитательную функцию, которая заключается в формировании социальной психологии молодого поколения в соответствии с современными представлениями о социальной норме, путем использования исторического материала, содержащего образцы деятельности или поведения. Это способствует позитивной оценке принадлежности к данному обществу, что необходимо для его развития. Прошлое и настоящее общества нуждается не только в строгой научной истине о собственном конкретно-историческом развитии, но и в здоровом общественном самосознании, позволяющем вести достойное и взаимоуважительное общение с другими народами. Все эти функции должны реализовываться в процессе изучения отечественной истории в высшем учебном заведении.

В целом содержание курса истории направлено на формирование гражданской и политической культуры будущего специалиста. Важное место в нем занимает изучение этапов становления российской государственности, места и роли России в мировом сообществе на разных этапах общественного развития, особенностей реформ и революций в истории страны, роли личности в историческом процессе, действий многонационального и поликонфессионального факторов, а также специфики социально-экономического и политического развития нашего государства.

Основная задача вузовского курса, на наш взгляд, - аналитическое изучение истории страны, выявление объективных и субъективных факторов исторического развития. В связи с этим вызывает обеспокоенность сокращение в 2 раза семинарских занятий в технических университетах по новому учебному плану, а ведь именно на них идет непосредственная работа со студентами: обсуждение, дискуссии, процесс освоения и анализа исторического материала. Прежде всего, на семинарах в большей степени удается активизировать историческое сознание будущих специалистов путем постановки вопросов для размышления, логических задач на конкретном историческом материале.

Особый интерес у студентов технического вуза вызывает подготовка творческих работ по отечественной истории с использованием современных компьютерных технологий обработки и демонстрации исторического материала, что является важной формой самостоятельной работы. Это формирует у студентов определенные компетенции, а также пробуждает личностный мотив к приобретению знаний.

Следует отметить, что в последнее время все более значимой общественной потребностью становится задача патриотического воспитания молодого поколения. Думается, что именно отражение сложной исторической картины реальных трудностей и ошибок, а также путей их преодоления, поможет сформировать подлинную любовь к своей Родине и гордость за ее народ и историю. Определенная практика в этом отношении сложилась в Карагандинском государственном техническом университете, где для студентов в рамках деятельности дискуссионного клуба регулярно организуются демонстрации документальных и художественных фильмов на исторические темы с последующим их обсуждением, проводятся дискуссии и круглые столы, посвященные важным проблемам истории, - все это имеет действенное социально-воспитательное значение, вызывает у студентов чувство сопричастности к истории своего государства и общества, сопереживание радости успехов и горечи неудач в его развитии.

В рамках рассмотрения роли изучения истории в процессе социогуманитарной подготовки инженеров обращает на себя внимание то, что в последние годы произошло изменение отношения к содержанию высшего профессионального образования и на уровне массового сознания. Распространенное ранее общественное мнение, что высшая школа должна готовить, прежде всего, квалифицированных специалистов, с середины 2000-х гг. меняется и последовательно склоняется к необходимости подготовки «культурных и образованных людей» в целом. Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения на тему «Кого должна готовить высшая школа?», проведенное среди взрослого населения (от 18 лет и старше) в 2004-2006 гг., показало следующие изменения. На протяжении указанного периода суммарно на 9% увеличилось число респондентов, ответивших, что высшая школа должна готовить «культурных, образованных людей», «людей, чувствующих прекрасное», «романтиков и энтузиастов». В общей сложности на 18% сократилось число респондентов, считающих, что высшая школа должна готовить «квалифицированных специалистов», «людей, трезво смотрящих на вещи», «людей, способных обеспечить свое благосостояние». Общая направленность перемен достаточно очевидна. За последние годы россияне стали меньше возлагать на высшие учебные заведения утилитарные, сугубо практические задачи, и больше - общекультурную, мировоззренческую функцию. Наибольший пересмотр функций высшей школы произошел в молодежной среде, в возрасте 24-29 лет, то есть уже после окончания вуза и некоторого опыта самостоятельной работы. В 2004 году 49% молодежи в возрасте 24-29 лет считали, что высшая школа должна готовить «культурных, образованных людей», в 2006 году - 68%. Число тех, кто ответил - «квалифицированных специалистов», изменилось соответственно с 40% до 31% [1]. Таким образом, социологические опросы показывают существенное значение, которое общественное мнение придает гуманитарной составляющей в системе высшего профессионального образования.

Это находит отражение во все более возрастающей роли изучения курса отечественной истории в системе подготовки современного инженера, что определяется важными общественными функциями исторической науки. Это позволяет сформировать у студентов позитивное национальное самосознание, передать им знания о закономерностях общественного развития, воспитать не только специалиста, но и интеллигента, способного профессионально и творчески решать задачи научно-технического и социально-культурного характера в их органическом единстве, активно участвовать в становлении в стране гражданского общества.


Литература:

  1. http://www.levada.ru/press/2006051802.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle