Библиографическое описание:

Отраднова О. А. Информация как онтологическая категория // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 169-174.


В статье исследуется онтологический статус информации, ее основные характеристики и роль в развитии современного общества. Дана дефиниция термина «информация», выявлены ее атрибуты, а также влияние информации на трансформацию понимания современной реальности, что отражается, в первую очередь, на изменениях в отношении пространства и времени. Анализируется роль в информации в формировании такого феномена как «виртуальная реальность».

Ключевые слова: информация, субстанция, информационное общество, пространство, время, виртуальная реальность.


In article is researched ontological status to information, its main features and role in development modern society. Given definition of the term "information", are revealed her its attributes, as well as influence to information on transformation of the understanding to modern reality that is reflected, in the first place, on changes to attitude space and time. Analysed is role of information in shaping of such phenomenon as "virtual reality".

Keywords: information, substance, the information society, expanse, time, virtual reality.


Парадигмальные изменения постмодернистской картины мира затронули все сферы социума и поставили новые условия существования для индивида. Огромная роль в этом процессе принадлежит информационной революции, развитию коммуникаций и наукоемких технологий, внедрение которых в повседневность трансформирует основные категории понимания реальности, такие как пространство и время, материя и дух, экзистенция и трансценденция и др. Повышение роли информации, становящейся идолом современного социума, задает новые параметры бытия человека, изменяя его восприятие пространственно-временных граней, ускоряя темпы жизни, роста знаний, формирования потребностей, адаптации к технологическим детерминациям повседневности. Скорость обновления, распространения, а также расширения сферы влияния информации в разы превышает человеческие возможности отслеживать и контролировать ее потоки, что создает определенную опасность давления на человека, предопределяя его действия, обуславливая реакции и поведение, задавая критерии дальнейшего развития. Информация и технологии предлагают новый способ бытия, связанный с симуляцией, программируемостью, сетевой коммуникацией, что в совокупности принято называть «виртуальной реальностью», которая становится альтернативной формой действительности, затмевая объективную реальность. В результате современность сталкивается с новыми мировоззренческими, психологическими проблемами и изменениями в обыденной картине мира. Исходя из этого, значительной представляется проблема определения онтологического статуса информации, выявления ее роли и значения для современного общества, а также участия в формировании феномена виртуальной реальности.

Цель данной статьи – исследование онтологического статуса информации и ее роли в современном обществе. Объект исследования информационное общество, предмет исследования – информация и ее значение для формирования современной картины мира.

К концу ХХ века расширяются возможности и сферы использования информации в коммуникации, управлении, принятии решений и др., что порождает увеличение спроса на ее потребление. Перед обществом встает задача технического совершенствования коммуникационных каналов и координации постоянно увеличивающегося числа информационных потоков. Выполнение первой задачи, связанной с применением наукоемких технологий в сфере коммуникации не затруднило современного человека, однако задача, связанная с координацией потоков оказалась не выполнимой в силу ограниченности его физических возможностей. Невозможность подконтрольности постоянно увеличивающихся информационных потоков человеку создала представление о независимости и самоорганизации информации. Параллельно усилению значения информации, меняется и ее понимание. Классическая наука под информацией подразумевает механический процесс передачи и получения каких-либо сведений. Информация выступает как субъективная категория, смысловая единица, основными характеристиками которой являются семантическое и ценностное наполнение. Понимание информации точно соответствовало самому термину, который, в переводе с латинского, означает разъяснение, изложение, осведомленность субъекта об объекте. Однозначность трактовки в классической философии проявляется в отсутствии споров и противоречий, связанных с пониманием «информации», которая вплоть до ХХ столетия не сопровождалась теоретической рефлексией. С появлением кибернетики и теории самоорганизации, информация становится герменевтическим феноменом, обогащается множеством трактовок и подходов к ее определению (функциональный, атрибутивный), приобретает обоснованную самостоятельность и первичность, связанную с концепцией информационного влияния на процесс эволюции материи и сознания. Изменения в понимании информации проявляются и в ее объективизации (информация – это знания минус человек)[7], т.е. она лишается антропо-социокультурного отношения, замыкаясь в области объективного, что выражается в исключении субъективного семантического ядра и обладании такими характеристиками как измеряемость. В своей книге «Теории информационного общества» Ф. Уэбстер говорит о том, что перегрузка сознания человека потоками символов и их непрекращающимся производством порождает потребность их количественного измерения в отрыве от смысла, который нейтрализуется [12]. Заметим также, что и сама необходимость количественного измерения информации появилась в ХХ веке, возникла теория К. Шеннона, давшая новую единицу измерения – бит.

Трансформация понимания информации свидетельствует о значительных онтологических подвижках в постмодернистской картине мире, признающих ее объективное существование наряду с материей и духом, современность обогатилась субстанциональной единицей, вплетающейся в «генокод» бытия. Необходимость вынесения информации в особую бытийную категорию вызвана не только ее значимостью в современном обществе, но также несводимостью ее к материи или духу, поскольку она одновременно содержит атрибуты как материи, так и духа, располагаясь в пространстве, имея энергетическую природу, а также являясь результатом мыслительной деятельности. Информация существует сама по себе, вне зависимости от сознания и материи, не нуждается в определении в материалистическо-идеалистических традициях и не только не может быть сведена к двум классическим философским субстанциям, но, в какой-то мере, она участвует в их появлении и развитии.

Признание субстанциональной независимости за информацией мы встречаем в работах таких специалистов, как Н. Винер [5], Т. Стониер [18], Р.Ф. Абдеев [1], В.А. Гадасин [6], Б.Б. Кадомцев [8], И.И. Юзвишин [16] и др. Т. Стониер об этом говорит следующее: «Информация существует. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее воспринимали. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее понимали. Она не требует умственных усилий для своей интерпретации. Чтобы существовать, ей не требуется иметь смысл. Она существует» [18, c.21], подчеркивая ее независимость от субъекта, очищая от всех ценностно-семантических нагрузок, которые приписываются информации в качестве основных характеристик [17, 12]. Р.Ф. Абдеев придает информации статус философской категории, опираясь на возможности информации в содействии приращению философского знания в целом, отражения всеобщих форм бытия, а также используя тот факт, что информация является одним из факторов, определяющих развитие в природе, обществе и в познании [1]. В.А. Гадасин для обоснования информации как самостоятельной субстанции проводит аналогию с элементами математического моделирования, исходя из понятия «аксиома», которое может соответствовать философскому пониманию субстанции [6]. Автор доказывает онтологическую независимость информации, подчеркивая ограниченность множества дефиниций, сводящих ее или к материи или к духу. Опираясь на вышесказанное, мы можем рассматривать информацию как независимую онтологическую категорию. Суверенность информации подтверждается и некоторыми ее атрибутами:

  • негэнтропийный характер, т.е. направленность на упорядочивание посредством информационного обмена с внешним миром; благодаря получению информации снимается неопределенность, или энтропия. Негэнтропийность информации подчеркивается Л. Бриллюэном [3], Р.Л. Стратоновичем [10], К. Шенноном [15], Г. Хакеном [13], В.Н. Андреевым [2], А.Н. Колмогоровым [9], Д.С. Чернавским [14], А.Д. Урсулом [11] и др. Данное свойство информации применяется в теории вероятности, исследующей роль информации в соотношении элементов порядка и энтропии. Данная теория усматривает обратно пропорциональную зависимость между информацией и энтропией. «Информация, – пишет Л. Бриллюэн, – представляет собой отрицательный вклад в энтропию» [4, c.34]. А.Д. Урсул также говорит о ее негэнтропийном характере: «В теории информации рассматриваются любые события, в результате которых уменьшается, уничтожается, исчезает неопределенность» [11, c.25]. Здесь речь идет о количественной составляющей информации, измеряемой в битах, причем само количество определяется степенью снятой неопределенности в результате передачи сообщения. К. Шеннону принадлежит формула вычисления неопределенности, которая соответствует количеству информации, устраняющей данную неопределенность [15]. Следует отметить, что уменьшение энтропии в одной системе может сопровождаться ее увеличением в другой, а если мы рассматриваем сложную, иерархически организованную диссипативную систему, то внутри нее могут одновременно происходить разнонаправленные процессы понижения и повышения энтропии в различных ее частях. Например, известным является факт, что чем больше мы узнаем о мире, тем больше вопросов у нас возникает. Таким образом, процесс поглощения информации и стремления к упорядоченности с одной стороны, постоянно сопровождается увеличением энтропии с другой, однако, еще раз подчеркнем, что это касается лишь сложносоставных систем;

  • универсальность, которая понимается нами в двух основных аспектах: с одной стороны всеобщность информации заключается в ее причастности ко всему миру, включая живую, неживую природу, духовную субстанцию и человека, т.е. любая материальная или идеальная частица содержит информацию. Данное положение отстаивают Р.Ф. Абдеев, Е.А. Седов, А.Д. Урсул, И.И. Юзвишин и др. Отметим, что вызывает некоторые споры положение, касающееся информации как свойства идеальных образований, а также информации как свойства неживой материи, однако, нельзя отрицать, что если мы говорим об идеальных системах, то они явно содержат информацию. Так, мысль, сознание, память как пример идеальной системы, по сути, представляет собой вербально закодированную информацию. Очевидным является и положение о наличии информации в неживой материи (сломанная ветка несет информацию для путника, цвет горной породы сообщает о доминировании в нем определенных элементов и др.)

С другой стороны об универсальности информации свидетельствует ее включенность в процесс эволюции. Увеличение количества информации вызывает качественные преобразования объекта, соответственно, рассматривая эволюцию как процесс преобразования природы, мы можем отметить ее тождественность процессу накопления, сохранения и передачи информации. А.Д. Урсул, на основании результатов исследований ученых С.М. Данкова и Г. Кастлера делает следующий вывод: «информационное содержание организма взрослого человека (на атомном и молекулярном уровнях) больше информационного содержания яйцеклетки, из которой он развивается. Таким образом, в процессе исторического развития живого вещества от одноклеточных к человеку произошло колоссальное накопление информации»[11, c.116]. Формально участие информации в развитии природы подтверждается диалектикой Г. Гегеля: мы имеем факт, подтверждающий наличие информации в природе; увеличение информации, согласно закону Г. Гегеля, порождает качественные изменения природы, что доказывает тезис причастности информации к эволюционному процессу.

Применение термина информации в математических, генетических, химических или социальных теориях, используется в различных контекстах, обогащающих его новыми свойствами и атрибутами: целостность, системность, дискретность, независимость от источника, старение, ценность, семантический характер и др. Особенность и сложность «информации» заключается в ее применимости в различных, а порой даже полярных гипотезах, теориях и концепциях, что требует четкого разграничения и несводимости понимания информации как сообщения, имеющего определенный смысл, как ценностной компоненты, или как меры разнообразия. Что в одной концепции понимается как информация, другой может интерпретироваться как избыточность (например, повторное признание в любви в математической интерпретации лишь избыток, но с антропологической точки зрения – экзистенциальное открытие).

Анализируя информацию как онтологическую категорию, необходимо отметить ее роль в структуре бытия - обеспечение взаимодействия между материей и духом, информация является проводником, посредством которого осуществляется связь природы как материальной субстанции и сознания как субстанции духовной, благодаря чему возможно гармоничное, упорядоченное существование и развитие мира.

Хранение и накопление информации в живой и неживой природе осуществляется внутри органических и неорганических структур, ее количество ограничено рамками самой системы, а использование лишено семантического ядра (наслоение горной породы; развитие клеточного организма и др.) Эти же процессы характерны для человека как биологического существа, в его теле постоянно происходит информационный обмен между клетками, тканями и органами, а также между телом и природной средой. Однако человеческое сознание, осуществляющее социально-коммуникационную, творческую, познавательную деятельность, продуцирует такие объемы информации, которые невозможно хранить без привлечения специализированных материальных носителей, особенно если рассматривать этот процесс в масштабах всего человечества. Другая проблема – передача накопленной информации – заключается в пространственно-временной ограниченности человеческого бытия, что требует создания определенных каналов связи. Данные задачи решаются в истории человечества появлением письменности, позже – книгопечатания, а сегодня - развития информационно-компьютерных технологий, создающих коммуникационные сети, мгновенно передающие потоки информации в любую точку мира. Постоянно увеличивающиеся объемы информации в современном мире циркулируют в космических масштабах, преодолевая геополитические и пространственно-временные рубежи, порождая особые формы пространства и времени.

«Информационное пространство» - координация информационных потоков, т.е. движения информации по коммуникационным каналам от одного объекта к другому. Это сфера символов и образов, смыслов и значений, объективно существующих внутри цифровых сетей. Фактором, отличающим реальное пространство от информационного, является расстояние, т.е. эмпирическая удаленность объекта от субъекта, которая характеризуется такими понятиями как ближе – дальше, выше – ниже. Информационное пространство оперирует информацией, что исключает физическое расстояние, однако оно сохраняет функцию контроля за совместным существованием и движением информационных потоков, что сближает его с пространством реальным, определяющим со-бытие объектов. С развитием информационных технологий внутри коммуникационных сетей развивается киберпространство - цифровая среда, где образы приобретают свойства трехмерности и протяженности, свойственные для реального пространства, что создает иллюзию действительности. Это связано с одинаковым качеством человеческого восприятия реальных объектов и их образов, симулякров, которые воспроизводятся информационными технологиями, т.е. симулякры, являясь по сути фантазмами, заменяют материальные предметы и приобретают объективную, суверенную форму существования, апеллируя к сознанию посредством визуально-аудиального контакта и вызывая те же представления и ощущения, что и вещественный мир.

Информационное воздействие трансформирует и понимание времени, которое, в его классическом варианте, связано с продолжительностью существования объектов и процессов, а также их смены друг другом. Наиболее яркой особенностью «кибервремени», отличающей его от времени реального, является обратимость. Время в реальности - есть упорядоченность событий от прошлого через настоящее к будущему, эти события невозможно вернуть, исправить или просто снова пережить. Кибервремя можно останавливать, возвращать, менять последовательность событий, оно дает возможность даже побывать в «будущем» (увидеть себя в старости). Исчезает процессуальность смены состояний, когда скрадывается протекание действия, и налицо выявляется лишь цель и конечный результат, исчезает элемент ожидания, томления, предвкушения.

Таким образом, человеку становится доступным «управление» новыми формами пространства и времени, которые становятся альтернативным полем его коммуникации и творчества, успешно конкурирующим с предметной действительностью, не требуя личного присутствия, отличаясь в пользу мобильности, создавая иллюзию пространственно-временной безграничности человеческих возможностей, используя образы, легко воспринимаемые потребителем, привлекая его простотой и доступностью, оно дает полный спектр эмоций и аффектов.

Совокупность киберпространства и времени создает виртуальную реальность как форму предметно-социальной симуляции, воспроизводящей условия, близкие к реальности, с помощью которых возможно выполнение некоторых действий вне предметной действительности (посещение магазина, банковские операции), а также переживание в реальном времени экстремальных, фантастических ощущений и состояний, не доступных в обыденной жизни (убийство, сражение с монстрами, прыжки с парашютом и др.) Понимание виртуальной реальности сегодня неразрывно связано с компьютерными и информационными технологиями, в то же время более широкая трактовка виртуальной реальности может несколько отличаться от информационно-технологического аналога. Под виртуальностью можно понимать не только и не столько компьютерную симуляцию, но вымышленный, эфемерный мир, который выстроен согласно логике предметной реальности с небольшими изменениями в социальном устройстве (утопия, антиутопия), этико-аксиологическом содержании (любовная лирика), индивидуальных особенностях человека (мечты, фантазии) и др., т.е. виртуальная реальность выступает как параллель существующей реальности, объединяя принципы действительного мира и результаты человеческого творчества, это возможность изменить то, что, согласно своему онтологическому статусу не подвергается реальному, объективному воздействию человеческого фактора. Мы видим, что компьютерная виртуальная реальность является результатом не только развития информационных технологий, но и социальной необходимостью, это социокультурный феномен, выходящий за рамки современности и компьютерных технологий, который позволяет человеку разнообразить повседневность в соответствии со своими желаниями. Важная особенность такой реальности - интерактивность, непосредственное участие потребителя в информационно-компьютерном континууме, благодаря чему она предстает как форма массового творчества, результаты которого более реальны, чем результаты воображения, это своеобразный перформанс, участником которого может стать любой желающий. Однако, в отличие от истинного творчества, виртуальный продукт не является результатом творческого усилия, он связан с моментом выбора из предложенных вариантов, ограниченных рамками компьютерных программ и стандартов. Такая фантазийная жизнь, находящаяся вне временных и пространственных рамок, освобождающая от физического и интеллектуального напряжения, вполне соответствует ценностным потребительским ориентирам современности и заменяет творческое предметно-преобразующее деятельностное начало личности киберпротезом. Компьютерная виртуальная реальность предлагает не столько параллельный мир, сколько демонстрирует альтернативную сферу бытия, более привлекательную, чем объективная реальность, создавая новые варианты эскапизма и вызывая психологическую компьютерную зависимость.

Непосредственное влияние виртуальной реальности на современное общество, ее роль в жизни личности дает возможность нового онтологического измерения человека – информационного, в рамках которого располагается еще одна грань человеческого бытия, где происходит трансценденция его Я вовне, а также интеллектуально-информационное самоопределение и развитие. Жизнь человека протекает в двух мирах – в объективной реальности и в сети, в связи с чем трансформируется понимание основных антропологических категорий, таких как свобода, творчество, смысл жизни, душа, смерть, любовь и пр. Происходит раздвоение личного Я, его физическая составляющая лишается возможности реализации онтологического потенциала личности, она подменяется виртуальным образом, более успешно осуществляющим эту функцию. Успех этот предполагает, в первую очередь, скорость результатов, а с другой стороны – скудность усилий, физических затрат на достижение результатов и получение дивидендов. Несмотря на то, что достижения в виртуальной реальности – всего лишь иллюзия, они сопровождаются неподдельной эмоциональной эйфорией, что и привлекает индивида. Меняется человек, ограниченный рамками виртуального мира, не желающий принимать действительность, обусловленную нормами, правилами, возвращение в реальный мир с его кризисами, трудностями, ответственностью, становится для него все более тяжелым и непривлекательным. Это порождает новые экзистенциальные трудности современного общества, особенно отражаясь на молодежи и подростках. К таким моментам можно отнести общее увеличение количества суицидов, обусловленных, в основном, отсутствием устойчивых смысложизненных позиций; различных форм зависимости, в том числе психологическая зависимость, связанная с подверженностью влиянию со стороны различных сектантских организаций, интернет-сообществ или финансовых пирамид; учащение разводов, нежелание иметь детей, что, как правило, вызвано, потребительскими, эгоцентрическими установками и ценностями; неуемное стремление к развлечениям, гедонизм и др.

Подводя некоторые итоги, мы можем определить информацию как философскую категорию, выступающую в качестве субстанции, осуществляющей связь между природой как материей и сознанием как идеальным началом. Главными атрибутами информации выступают негэнтропийный характер, т.е. направленность на упорядочивание посредством информационного обмена с внешним миром, универсальность как присущность всем процессам, а также ее роль в эволюции. Анализируя роль информации, мы рассмотрели ее влияние на изменения в понимании пространства и времени, которые стали сжимаемы, обратимы, их совокупность создает виртуальную реальность, которая, однако, является результатом не только информационных метаморфоз. Виртуальная реальность сложный феномен, выходящий за рамки современности и компьютерной реальности, который в различных модификациях существует в человеческом творчестве с самого его зарождения, но в сочетании с информационными технологиями становится опасным для экзистенциального здоровья современного индивида, что требует особого внимания и отдельных исследований.


Литература:

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: 1994.
  2. Андреев В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. Л., 1985;
  3. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1960;
  4. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М.: Мир, 1966.
  5. Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и будущее. М., 2003;

  6. Гадасин В.А. Концепция триад – понятие «информация» как субстанция / В. А. Гадасин // Ежегодник ВНИИПВТИ : сб. научных тр. – Минск, 2007. – с. 186 – 190.

  7. Звягинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы философии. 1987. - №4
  8. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Успехи физич. наук, 1997;
  9. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количества информации» // Проблемы передачи информации, №1, 1965. – С. 3-11;
  10. Стратонович Р.Л. Теория информации. М., 1975;
  11. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. изд. 2-е Челябинск, 2010.
  12. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004.
  13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991;
  14. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М., 2004;
  15. Шеннон К. Работы по теории информатики и кибернетике. М., 1963.
  16. Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.

  17. Roszak T. The Cult of Information: The Folklore of Computers and the True Art of Thinking. Cambridge: Lutterworth, 1986;

  18. Stonier T. Information and the Internal Structure of the Universe: An Exploration into Information Physics. - London: Springer-Verlag, 1990.


1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle