Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Лесик, Л. И. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы) / Л. И. Лесик, Л. Л. Игошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97896/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она должна принять его таким, каков он есть, — здоровым или больным, добрым или не очень, покладистым или колючим. Безусловное принятие ребенка — основа семейного воспитания и духовного его развития.

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Стараемся повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей . Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.

Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания .

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения. Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания .

Работая в тесном контакте с родителями, мы стараемся помочь раскрыть детям высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека, приобщить детей к традициям русского народа, к православным ценностям. Мы вводим детей в мир культуры, к традициям нашего народа, через воспроизведение годового цикла праздников, труда, народных игр, специально подобранных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями.

Интересной практикой работы по духовному развитию выступают семейные опыты: «Семейное счастье… в чем оно?, «Обычаи, традиции нашей семьи», «Родительский университет», «Давайте познакомимся». Рассказы детей о проведенном выходном дне, или «Маршрут выходного дня», «Наши будни», где дети делятся своими впечатлениями, проведенными в кругу семьи.

Большой интерес среди родителей и детей вызвала совместная продуктивная деятельность «Спешите делать добрые дела», направленная на изготовление подарков для родных и близких, именинников, выставок. Научить детей различать добро, настоящую дружбу, понимать и сочувствовать людям, приходить им на помощь.

Поделки из природного материала «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Мастерская Деда Мороза», «Символ года», «Военная техника». Здесь родители и дети с удовольствием демонстрируют свои фантазии и умения, свои таланты. Воспитывают эстетический вкус, чувство прекрасного и привлекают к этому своих детей. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его неповторимость, научить, любить и беречь природу — задача и долг взрослых

Строим кормушки, для наших братьев меньших, стали ежегодными и интересными в нашем детском саду.

Это несет в себе воспитание экологической культуры, эмоциональной отзывчивости, расширение возможностей родителей в участии жизни детского сада.

Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники музыкальные и спортивные, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «А ну-ка мамочки!», «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Папа, мама и я — спортивная семья», «Походы в лес» в осенний период, соревнования между группами — стали традицией нашего детского сада.

Дети с гордостью становятся членами семейной команды, изо всех сил стараются выиграть, не подвести своих папу и маму. Гордятся общими победами.

«Играем вместе», «Широкая Масленица», «Осенняя ярмарка»,

эти праздники не оставляет равнодушным ни малых, ни старых. На гулянье приглашаем родителей, они водят хороводы, заводят пляски, и даже соревнуются в силе и ловкости. Ну а затем — чаепитие с блинами. Приобщение детей к русской народной культуре через традиции, знакомство с русскими народными песнями через игры. Вовлечение родителей в воспитательный процесс (совместное приготовление «товара» для ярмарки).

«КВН» между группами, несут в себе задор, радость и хорошее настроение. Здесь формируются навыки сценического мастерства, развития речи, реализация потребности детей в общении, и выражения своих эмоций, коммуникативные навыки.

Традицией стали и «Фестиваль военной песни», «Смотр песни и строя», «Встречи с интересными людьми», «Наша Армия сильна». В этих мероприятиях участие принимают и педагоги детского сада, читают стихи, поют песни. Интересными проходят и встречи с людьми разных профессий: учителем, с Иркутским писателем Ю. И. Барановым, с пожарным, с людьми военных профессий. Воспитываем чувство патриотизма у детей через знакомство с песнями военных лет, с историей своей Родины, чувство гордости, за героическое прошлое страны.

Выезд в музей боевой Славы, к Вечному огню, сотрудничество с библиотекой имени семьи Полевых. В музее дети знакомятся с военной техникой, ее назначении, с формой и предметами так необходимых каждому солдату, слушают интересный рассказ экскурсовода. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. Формирование правильной исторической памяти подрастающего поколения.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения.

Праздники, посвященные «Дню Защитника Отечества», «Дню Победы», воспитывают патриотические чувства, прививает священное чувство любви к своей Родине, постоянную готовность к ее защите, силу духа, смелость, мужество и стойкость к русскому народу, уважение к тем, кто стоит на страже нашей Родины, уважение к старшим.

Праздники, посвященные Международному дню 8 Марта, Дню Матери, Дню бабушек и дедушек, также проходят с участием родителей. Где они вместе с детьми танцуют, отгадывают загадки, соревнуются в ловкости и умении. Воспитываем в детских сердцах почитание, любовь, чувства благодарности и уважение к мамам и бабушкам.

Эта целенаправленная работа помогает приучать детей к добру, формировать у них правильные нравственные идеалы. Совместная подготовка к праздникам, участие родителей в оформлении выставок, творческих работ к праздникам, озеленение детского сада, высадка цветов, благоустройство участков для прогулок, помогают еще больше сблизить родителей и детей, приобщить их к традициям русского народа, расширяет возможность родителей в участии жизни детского сада.

В результате этой работы, происходит усвоение детьми духовных, нравственных и социальных норм.

И в заключение хочется привести слова К. Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

Литература:

  1. «Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией Л. Ф. Островской.
  2. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — 2-е изд., — стереотип
  3. Л. А. Венгер «Развитие личности дошкольника » , Л. А. Венгер, В. С. Мухина.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, участие родителей, дошкольное учреждение, русский народ, семейное воспитание, воспитание детей, мир глазами, участие жизни.


Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет - это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному).

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

В семье развитие ребенка проходит стихийно, а в детском саду — упорядоченно.

Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности.

Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной

Праздники в детском саду — яркие события в жизни детей дошкольного возраста.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

 ФГОС ДО нацелен на реализацию принципа открытости детского сада для родителей.

Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги

Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5. 2010.

Воспитание гражданина начинается в семье | Статья в журнале...

Обратившись к истории нашего народа, мы видим, что создание семьи на Руси испокон веков

главной целью семейного воспитания он считал воспитание «нового гражданина мира».

ребенок, семейное воспитание, семья, родитель, Конкурс, III, огромная ответственность. Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого

родитель, детский сад, ребенок, активное участие, семья, выставка поделок, Роль отца

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение...

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи...

В «Русской правде» находим советы «о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших», образование не представляло

2. Издать книгу для родителей «по вопросам воспитания детей».

· направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей

· Внедрение в семейное и школьное воспитание традиций народной педагогики

Приобщение старших дошкольников к миру семьи (из опыта работы)

Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / В. В

Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка.

Важнейшая роль семьи в воспитании детей раскрывается на примере опыта лучших семей.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего...

Взаимодействие семьи и детского сада... | Молодой ученый

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств.

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; - ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Вот поэтому коллектив нашего МБДОУ уделяет особое внимание развитию сотрудничества педагогов и родителей и активизации позиции родителей в процессе воспитания, развития детей, когда родитель становится субъектом воспитательной деятельности.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет - это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному).

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

В семье развитие ребенка проходит стихийно, а в детском саду — упорядоченно.

Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности.

Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной

Праздники в детском саду — яркие события в жизни детей дошкольного возраста.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

 ФГОС ДО нацелен на реализацию принципа открытости детского сада для родителей.

Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги

Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5. 2010.

Воспитание гражданина начинается в семье | Статья в журнале...

Обратившись к истории нашего народа, мы видим, что создание семьи на Руси испокон веков

главной целью семейного воспитания он считал воспитание «нового гражданина мира».

ребенок, семейное воспитание, семья, родитель, Конкурс, III, огромная ответственность. Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого

родитель, детский сад, ребенок, активное участие, семья, выставка поделок, Роль отца

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение...

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи...

В «Русской правде» находим советы «о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших», образование не представляло

2. Издать книгу для родителей «по вопросам воспитания детей».

· направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей

· Внедрение в семейное и школьное воспитание традиций народной педагогики

Приобщение старших дошкольников к миру семьи (из опыта работы)

Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / В. В

Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка.

Важнейшая роль семьи в воспитании детей раскрывается на примере опыта лучших семей.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в полоролевом воспитании старшего...

Взаимодействие семьи и детского сада... | Молодой ученый

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств.

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; - ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Вот поэтому коллектив нашего МБДОУ уделяет особое внимание развитию сотрудничества педагогов и родителей и активизации позиции родителей в процессе воспитания, развития детей, когда родитель становится субъектом воспитательной деятельности.

Задать вопрос