Инновационные модели организации дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Рубленко, Т. В. Инновационные модели организации дошкольного образования / Т. В. Рубленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96509/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается актуальность введения инновационных моделей в дошкольное образование. Проводится сравнение двух инновационных моделей, для сравнения были выбраны модель проектов и модульная модель. Рассматриваются основные аспекты данных моделей, их цели, перспективы. А также положительные и отрицательные стороны.

Ключевые слова: инновации, инновационные модели, дошкольное образование, модель проектов, модульная модель

The article discusses the relevance of the introduction of innovative models in preschool education. Two innovative models are compared, a project model and a modular model were chosen for comparison. The main aspects of these models, their goals, prospects are considered. As well as the positive and negative sides.

Keywords: innovations, innovative models, preschool education, project model, modular model

Важность внедрения инновации в образовательную программу дошкольного образования ни у кого не вызывает сомнения. Новые модели и технологии разрабатываются с учетом современных тенденций, и поэтому чаще всего являются довольно эффективными. Обычно инновации бывают довольно глобальными, они влияют на функционирование всего дошкольного учреждения.

В настоящее время существует довольно обширное количество инновационных моделей для дошкольного образования. В данной статье мы сравним две модели инновационного дошкольного образования, рассмотрим их плюсы и минусы.

Инновационная модель проектов заключается в том, что дети обязательно должны самостоятельно достигать той или иной цели в образовании. Они должны добиваться результата с помощью исследования, которое регулируется взрослым. В процессе такого исследования, ребенок узнает много нового, понимает, как устроен мир, укрепляет свои возможности в познании.

Суть «модели проектов» заключается в том, что такие новые знания дети получают поэтапно, со временем все усложняя и усложняя такие проекты. Главным фактором выступает познавательный. Деятельность в проекте всегда нацелена на конкретный результат. Этот результат возможен только при обоюдной работе педагога и ребенка.

Модель проектной деятельности требует от педагога большого терпения, уважения к своим воспитанникам. Они обязательно должны верить в успех и всячески мотивировать детей в их исследовательской деятельности. Поощрять правильные идеи, предложенные способы, в общем любая инициатива должна адекватно восприниматься педагогом.

Данная модель взаимосвязана с индивидуальными оригинальными решениями, но при этом выступает важным и коллективный дух. При работе в группе разрабатывается способность к рефлексии, отбору правильных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, модель проектирования выступает методом интеллектуального социального творческого саморазвития детей в дошкольном образовании.

Данная модель развивает умения у детей, которые формируются и складываются только в деятельности. Кроме того, в процессе проекта формируются и социальные характеристики: умение работать в группе, оказывать помощь друг другу.

Основной целью технологии проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.

Модель проектов может применяться в работе с детьми даже младшего дошкольного возраста. С последующими возрастными группами проекты будут только усложняться.

Результатами от данной модели будут: самостоятельность, умение достигать цели, достижение определенного познавательного уровня.

Перейдем к другой модели — модульный принцип. Данная модель дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении.

Особенность данной модели заключается в том, что главным выступает модуль, который состоит из различных занятий. Эти занятия направлены на цель, которая определяется в конкретном модуле. Занятия, кстати, направленные на данный модуль могут быть весьма разнонаправленные, из разных областей.

Важным в модуле выступает конкретная тема, которая и будет связывать все занятия. Такой темой может выступать и подготовка к празднику, и изучение какой-либо темы. Т. е. сфера может быть как обучающая, так и развлекательная.

Данная тема придает смысл всей деятельности и соответственно мотивирует на достижение результата. В методическом аспекте сюжет или тема объединяет различные виды деятельности и ведет к успешному разрешению дидактических целей и задач. Занятия обычно в таком модуле бывают комплексными.

Модули, в отличие от проектов применяют начиная со старшего дошкольного возраста, в более младших группах данная модель не используется.

Процесс работы с модулем следующий: сначала выбирается тема, затем подбираются занятия, которые будут способствовать раскрытию данной темы, достижению ее целей. Затем решается вопрос о сюжете модуля. Выбирается персонаж — главный герой, который присутствует и участвует во всей деятельности вместе с детьми.

Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяется «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Особое значение педагоги уделяют первому, вводному занятию, т. е. «завязке». Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей — необходимую целесообразность.

Результатом работы детей по теме модуля обычно бывают рисунки, поделки, аппликации, альбомы-энциклопедии, книжки-малышки со стихами и сказками, творческие задания, доклады и т. п.

На мой взгляд более продуктивной и четкой выступает модель проектов, модульная модель несколько расплывчата и охватывает слишком много. Тогда как в проектах цель четко понятна и легко достижима. Кроме того, данные модели можно использовать в период всего дошкольного образования, тогда как модули только для старших школьников.

Литература:

  1. Касьянова, А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. Н. Касьянова. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210–213.
  2. Шалтикова, У. Е. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном обучении / У. Е. Шалтикова. // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 97–100.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, модель, модель проектов, ребенок, модуль, модульная модель, группа, деятельность, дошкольное учреждение, проектная деятельность.


Ключевые слова

дошкольное образование, инновации, инновационные модели, модель проектов, модульная модель

Похожие статьи

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.

Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени...

Проектная деятельность в рамках реализации инновационной...

Библиографическое описание: Трилисова, Т. М. Проектная деятельность в рамках реализации инновационной деятельности «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Т. М. Трилисова, В. В. Лазарева, М. А. Малых.

Проектная деятельность в дошкольном образовании

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Модель системы инновационной деятельности МДОУ...

− наработать новое содержание образовательной деятельности через новые образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образования для успешной реализации задач развития детей дошкольного возраста

Проектирование основной образовательной программы...

ООП детского сада рассматривается, как модель организации образовательного процесса

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад

развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность...

Метод проектов как инновационная форма организации...

Для вовлечения детей в проектную деятельность при прохождении этапов проекта, нами был придуман

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие...

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Проектная деятельность в дошкольном образовании. Осуществление деятельности.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

дошкольное учреждение, дети дошкольного возраста, метод проектов, проектная. метод проектов, проектная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад. ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное...

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей. Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Характеристика проектной деятельности в работе с детьми...

Процедуры, в контексте другой деятельности, например управления образованием

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов

4. Урмина И.А. инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени...

Похожие статьи

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.

Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени...

Проектная деятельность в рамках реализации инновационной...

Библиографическое описание: Трилисова, Т. М. Проектная деятельность в рамках реализации инновационной деятельности «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Т. М. Трилисова, В. В. Лазарева, М. А. Малых.

Проектная деятельность в дошкольном образовании

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Модель системы инновационной деятельности МДОУ...

− наработать новое содержание образовательной деятельности через новые образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образования для успешной реализации задач развития детей дошкольного возраста

Проектирование основной образовательной программы...

ООП детского сада рассматривается, как модель организации образовательного процесса

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад

развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность...

Метод проектов как инновационная форма организации...

Для вовлечения детей в проектную деятельность при прохождении этапов проекта, нами был придуман

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие...

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Проектная деятельность в дошкольном образовании. Осуществление деятельности.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

дошкольное учреждение, дети дошкольного возраста, метод проектов, проектная. метод проектов, проектная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад. ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное...

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей. Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Характеристика проектной деятельности в работе с детьми...

Процедуры, в контексте другой деятельности, например управления образованием

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов

4. Урмина И.А. инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени...

Задать вопрос