Библиографическое описание:

Данилова А. Н., Кузьмина А. А., Соколова Э. К. Исторические предания якутов Усть-Алданского, Намского и Верхоянского улусов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 185-188.

Проблема использования фольклорных материалов в качестве источника, в частности, для изучения межэтнических взаимодействий, сегодня стало одной из приоритетных задач в самых разных науках, каждая из которых преследует свои цели. Фольклор в качестве историко-этнографического источника широко используется в работах исследователей по народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.

Комплексное исследование локальных особенностей погребального обряда, использование фольклорных материалов как источника изучения генеалогических связей и этнических процессов различных племен, проживавших на территории Якутии, а также их погребальной обрядности представляется актуальным.

Исторические предания – произведения устного народного творчества, «максимально объективно отражающие подлинные события, при этом доминирующая установка на достоверность сочетается с отдельными эпизодическими элементами мифологического» [1, с. 10–11]. Достоверность якутских исторических преданий и родословий подтверждается путем сравнения их с архивными источниками. Так, фольклорист Г.У. Эргис отмечает, что «начиная с середины XVII в. якутские предания и родословия часто совпадают с данными архивных документов, с донесением казаков, списками плательщиков ясака и «ревизскими сказками» и с показаниями переписей населения» [2, с. 15].

Следует сказать, что якутские предания недостаточно полно изучены. Собирание, публикация и изучение были начаты системно только после революции, хотя основу положили политссыльные В.Л.Серошевский, И.А. Худяков, Э.К. Пекарский и другие. Основной сюжетно-тематический фонд преданий представлен в сборниках якутских ученых советского периода Г.В. Ксенофонтова и Г.У. Эргиса. В 1990-2000-х гг. переизданы сборники фольклориста С.И. Боло, Г.В. Ксенофонтова. Единственным специалистом по якутским преданиям является В.М. Никифоров.

Источником исследования выбраны фольклорные материалы, хранящиеся в Архиве ЯНЦ СО РАН, Национальном Архиве Республики Саха (Якутия) и аудио, видеозаписи комплексных экспедиций Института гуманитарных исследований Академии наук РС (Я) 2002 г., археологической экспедиции ИГИиПМНС СО РАН в Усть-Алданском улусе в 2011 г.

Как отмечают языковеды, говоры Усть-Алданского, Намского и Верхоянского улусов (районов) относятся к акающей группе диалектов. Историческим предком акающих якутов считаются монголоязычные племена. Таким образом, мы полагаем, что в данных улусах четко проявляются этнические процессы, происходившие в XVXVII вв. Так по историческим преданиям можно проследить некоторые ситуации, где повествуется об образовании родов и наслегов данных улусов.

В преданиях Усть-Алданского улуса отражены жизнь легендарных родоначальников наслегов, отдельные моменты их быта, некоторые обряды, связанные с укладом жизни якутов. Тематика исторических преданий данного улуса различна по своему содержанию: о переселении якутов от более сильного противника, о взаимоотношениях с другими племенами, об исторических легендарных личностях и др. Исследователь преданий В.М.Никифоров пишет: «рассматривая предания, отразившие ратное искусство, на основе сопоставления археологических, этнографических и других материалов мы пришли к выводу, что у древних якутов военное искусство было более развито, чем у автохтонов, к тому же отряды якутских воинов были многочисленнее и мобильнее. Поэтому местные жители не смогли воспрепятствовать колонизации якутами территории от Енисея до Охотского моря» [3, с. 113].

В преданиях Усть-Алданского улуса обнаружены сведения об автохтонном роде «хара сагыл», который проживал на территории улуса, оттесненные потом якутами. В преданиях сказители применяли данные родословных. В исторических преданиях сохраняется память о совершаемых событиях какого-либо деятеля и живет в памяти народа как устная, неписаная история. Кроме племени «хара сагыл», проживали племена «тыал буолбуттар» (ставшие ветром), эвены, эвенки, юкагиры, туматы, урангхайцы, харалар, хотоконы, сахалар. Все они впоследствии соединились с предками якутов и образовали одно племя сахалар (якуты). Исторический этнический процесс между отдельными группами древних племен Якутии четко отразились в исторических преданиях якутов об аборигенных племенах. Бытует разные варианты преданий, где рассказывается об основателе предков Усть-Алданского улуса. Как рассказывают исторические предания, основателем предков считается один из сыновей Элляя. По другим преданиям считают один из сыновей Омогоя.

В преданиях о заселении территорий, связанных с предками Усть-Алданского улуса по материалам, собранным Г.В.Ксенофонтовым, обнаруживается легенда о заселении якутами реки Омолоя. Здесь рассказывается о происхождении якутов Борогонского наслега в Верхоянском улусе. Из полного содержания предания видно, что верхоянские якуты имеют происхождение от борогонцев.

Предания о погребениях исторических, легендарных личностей Усть-Алданского улуса занимают особое место. В данном исследовании были просмотрены материалы из личного фонда известного этнографа И.Д. Новгородова, хранящиеся в Национальном архиве РС (Я).

В преданиях Намского улуса отражены жизнь легендарных родоначальников, предков, отношения между родами и племенами, погребальные и свадебные обряды. В памяти намских якутов сохранились предания о тунгусах, которые раньше проживали на их территории.

Мы рассмотрели исторические предания, записанные В.Л. Серошевским [4], С.И. Боло [5], Г.В. Ксенофонтовым [6], членами диалектологической экспедиции 1954 г. под руководством Н.К. Антонова [7], изданные в сборниках Г.У. Эргиса [8], в книгах «Намский улус: история, культура, фольклор» [9] и «Бастакы Хомустаах» (о I Хомустахском наслеге) [10], собранные самим автором во время археологической экспедиции в Усть-Алданском улусе (2011 г.). Следует отметить, что зафиксировано немного преданий о Намском улусе.

Историки, основываясь на письменные источники (ясачные, челобитные документы), выявили, что в XVII в. Намский улус был одним из крупных. Кроме собственно намского рода, упоминались кланы атамайцев, модутцев, катырытцев, боянезейцев, одейцев, бетунцев.

Большинство исследователей считают монголоязычного Омогой Баая предком намских якутов. Только иногда в некоторых преданиях упоминается, что намские происходят от тюркоязычного Эллэя.

Во времена междоусобиц (кыргыс уйэтэ) отношения между клановыми объединениями были напряженными. Кангаласский род претендовал на главенство и в целях распространения своей власти периодически совершал военные походы соседним непокоренным кланам и племенам. Особенно излюбленной темой намских информаторов является предания о богатырях-одиночках или братьях, которые превосходили Тыгына и его людей в силе и меткости, благодаря чему избегали участи покоренных родов. Записано четыре предания о Чорбогор Баатыре и два предания о Кюсэнгэй Баатыре с крепким луком. Также имеется почти аналоичное предание о сыне Кусаган Эмээхсин (Злой Старухи) Ханае. Во всех этих фольклорных записях встречается типический мотив исчезновения Тыгына, оставив целой только видную часть урасы.

Развивая тему о Тыгыне, намские знатоки старины рассказали о Нача Хосууне – брате Тыгына, о столкновении тыгыновцев (кангаласцев) и бетюнцев, о взаимоотношениях Тыгына с русскими.

По преданиям мы узнали, что Намский улус имели тесные связи с соседним Усть-Алданским (Борогонским и Дюпсюнским) улусом. Намские информаторы рассказывали предания о борогонском герое Бэрт-Хара, о конфликтах с борогонцами из-за земель.

Большой интерес представляют также предания о погребальных и свадебных обрядах, показывающие культ коня.

Генеалогических преданий о родах и родоначальниках записано мало. Тем не менее, основываясь на труды историков и краеведов, рассмотрели намский, хатырыкский, маймагинский, модутский, одейский, атамайский и бетюнские роды.

Обнаружено четыре предания намских якутов о контактах с тунгусами. Предания о других автохтонных племенах (хара сагыл, тыал буолбуттар, туматтар, хотохооннор и др.) не записаны.

Коренным населением Верхоянского улуса считаются многочисленные роды байдунцев и джусаальцев (в официальном документе Байдунские и Юсальские наслега в Верхоянском и Эльгетском улусах. Байдунцы есть и в колымском округе). Есть еще хангаласцы, эльгетцы, куринцы, эгинцы и борогонцы. Из них борогонцы считаются позднейшими пришельцами.

Люди переселялись на север и в одиночку, и родственными группами. Обычно новые места, подходящие для скотоводства, высматривали охотники, забиравшиеся далеко на север. Потом туда переселялись их родственники. Путь был очень трудный. Люди по полному бездорожью преодолевали бесконечную тайгу, высокий снежный Верхоянский хребет и его отроги, терпели и голод и холод, часто в пути теряли весь свой скот и доходили до желанных мест изможденными. В первое время они жили в шалашах из коры или наскоро построенных жилищах «холомо», покрытых дерном, и добывали себе пропитание охотой и рыболовством.

В древности Верхоянский край имел сплошь тунгусское население, якутов еще не было. Только во времена «кыргыс» они появились, сбежав от войн, либо те, которые прибыли на охоту по воде. Так, человек по имени Сартан, то ли сбежавший от войн, то ли охотник со своей беременной женой, двумя детьми, которых носил на большой берестяной посуде и беременной собакой, дошли до этих мест, изголодавшие и обедневшие со стороны Алдана через Тукулаан.

Легенды и предания объясняют причины появления якутов в долине Яны по-разному. Но их можно условно разделить на две группы.

Первая – это экономические причины. Они более достоверны и выдерживают критику. Заселение долины Центральной Якутии привело к тому, что встал вопрос о новых землях. Якуты в основном занимались скотоводством и табунным коневодством. Таким образом, экономические причины заставили часть якутов переселиться на новые места.

Вторая причина связана с приходом русских казаков в Якутию. Однако эти легенды в основном отражают настроения более позднего периода, чем историческую действительность. С приходом русских объясаченные якуты стремились переселиться на новые места, где они были свободными и не платили ясак.

Первыми в Верхоянский край пришли якуты из Намской земли и стали первопредками Верхоянцев. Вождём первоприходцев в Верхоянский улус был грозный, сильный человек Суодьаах. Он со всеми своими людьми, боотурами, богатством, со всем скотом переехал из Намцев вверх по Тумаре.

По другим преданиям, первым из Якутского края прибыл якут Элгэс-Ороону с двумя товарищами. У тунгусов того времени имелись будто бы свои вожди и начальники, которые назывались хосуунами. По прибытии в Верхоянский край якуты стали кормить тунгусов якутскими продуктами. Первопроходцы-предки индигирских якутов, некоторые верхом на лошадях, иные пешими, с большим трудом нашли новые земли. Здесь якуты встретили предков юкагир – хангаи, урегей («хаггаайы», «урэггэй»), а также предков эвенов и эвенков – тунгусов или омуков. Так, по преданию якутов, начало заселению Верхоянского района положили беженцы южных районов якуты Юссал, Банду и Янгахара.

Таким образом, к началу 30-х годов XVII в. население долины Яны в основном составляли якуты. В верховьях притоков Яны, к Верхоянским горам, жили ламуты (эвены), по нижнему течению Яны – тунгусы, а в верховьях притоков Яны, к хребту Черского – юкагиры.

В преданиях о заселении территорий, связанных с предками Верхоянского улуса по фольклорным материалам обнаруживаются легенды о переселении якутов из Намского и Усть-Алданского улусов, которые, по всей видимости, стали первопредками верхоянских якутов.

Таким образом, исторические, генеалогические предания якутов отражают древнюю историю данной территории. Якутские предания и воспоминания об исторических событиях, о легендарных личностях, о родоначальниках наслегов, несомненно, имеют в основе определенные исторические факты. Предки усть-алданских, намских и верхоянских якутов в основном имели монгольские корни, что подтверждается языковыми («акающая» группа говора), фольклорными материалами. Обнаружены много монголизмов в именах родоначальников, родов и местностей (Нам, Модут, Хоро, Юёдэй, Омогой, Энгсиэли). Якуты имели этнокультурные связи с аборигенными племенами (тунгусы, хара сагыл, хоро, туматы, хотохоны, юкагиры). После прихода русских некоторая часть борогонских, намских якутов переселилась на другие улусы (Вилюйские, Амгинский, Верхоянский).


Литература:

  1. Никифоров В.М. Якутские народные предания: Художественные особенности и историческое развитие жанра / В.М. Никифоров. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. 120 с.

  2. Эргис Г.У. Исторические предания и рассказы якутов / Г.У. Эргис. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. В двух частях. Ч. 1. 322 с.

  3. Никифоров В.М. Указ. соч.

  4. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. 2-е изд. М., 1993. 736 с.

  5. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского округа) / С.И. Боло. Якутск: Национальное книжное изд-во «Бичик», 1994. 352 с.

  6. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов. М.: Наука, 1977. 248 с.

  7. Эргис Г.У. Указ. соч.

  8. Материалы диалектологической экспедиции Антонова Н.К. в Намский район в 1954 г. (записи фольклора) // Архив ЯНЦ СО РАН. Фонд 5. Опись 6. Дело 181. На 270 листах.

  9. Намский улус: история, культура, фольклор. Якутск: Бичик, 2010. 496 с.

  10. Бастакы Хомустаах: Нам улууhа / [Сост. Л.В. Алексеева, Н.В. Константинова, Н.Д. Жиркова]. Якутск: Бичик, 2005. 512 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle