Библиографическое описание:

Махмудов Х. А. Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 287-289.

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления на уроках общеобразовательных предметов гуманитарного направления с использованием культурного наследия мыслителей, поэтов Средней Азии и национальных ценностей как фактор свободного мышления в профессиональных колледжах Республики Узбекистан.

Ключевые слова: формирование личности, свободное мышление, инновация, глубоко мыслящий гражданин, новаторские идеи, формирование широкого мировоззрения, национальные ценности


In article the author considers the questions, concerning essences and values of formation at studying youth of Uzbekistan of culture of free thinking at lessons of general educational subjects of a humanitarian direction with use of a cultural heritage of thinkers, poets of Central Asia and national values as the factor of free thinking in professional colleges of Republic Uzbekistan.

Keywords: Formation of the person, free thinking, the innovation, deeply conceiving citizen, innovative ideas, formation of wide outlook, national values


Обучение учащихся свободному мышлению в период после общеобразовательной школы - во время обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах - требует особого внимания. Если более глубже анализировать данный вопрос, то наличие таких понятий, как самостоятельное мышление, свободное мышление, логическое мышление, критическое мышление, творческое мышление, а также их взаимосвязь, вместе с тем сравнение с таким понятием, как свободомыслие, то мы видим неразрывную связь не только между их смыслом и значением, но также и различия с точки зрения их задач. Однако, в ходе анализа своеобразных воспитательных функций данных понятий можно также наблюдать возложенную на них социальную задачу.

Свобода и ее компонент - свободомыслие неразрывно связаны с волей. Потому что они формируются при осознанном отборе и осознанной деятельности. В связи с этим можно сказать, что свобода – это воля, а воля – это свобода. Безвольный человек или человек со слабой волей затрудняется в концентрировании всех средств и методов и направлении всех своих сил для достижения цели. Человек с сильной волей не бывает экономически зависимым, не нуждается в социальном и моральном попечении. А экономически- социально, морально зависимый человек не может быть свободным [7, 256]. Человек, в качестве бытия, обладающего духом и мышлением, создал возможности для проявления своих способностей несравнимых способностей, безграничных возможностей. Каждый гражданин, осознавая себя свободным, свободно действуя, стал понимать личную причастность к формированию собственных созидательных способностей и, в прямом смысле слова, определению собственной судьбы.

С точки зрения организации образовательного процесса, коренного преобразования его содержания, либерализации общества необходимо обеспечение их дальнейшей гуманитаризациии и демократизации. Свободомыслие - духовное свойство личности. Индивид, обладающий этим качеством, отличается умением практически осваивать все, что считается хорошим, без сомнения творить добро.

Если в обществе есть разнообразие мнений, взглядов, идей, место человек приобретает новый смысл. Свобода сознания и мышления является одним из факторов, обеспечивающих разнообразие мнений.

В данном направлении вопросы обучения свободному мышлению всестороннее изучены в трудах узбекских ученых: педагога, психолога, ученого философа Н. Ж. Файзиевой "Вопросы свободного мышления в общественно-философских взглядах узбекских поэтов просветителей" (1998, философия), Н. Г. Алавутдиновой "Факторы формирования самостоятельного мышления у учащихся во время уроков родного языка" (в общеобразовательных школах) (2004, педагогика), Э. Нуруллаевой "Методы обучения учащихся самостоятельному мышлению учащихся во время уроков родного языка в начальных классах" (2005, педагогика), К. П. Хусанбоевой "Научно-педагогические основы обучения самостоятельному мышлению учащихся в процессе литературного образования" (2006, педагогика), С. С. Абдуллаева "Свобода совести и ислам в Узбекистане" (2002, философия), З.Т. Нишоновой "Психологические основы развития самостоятельного мышления" (2005, психология), Б.Ж. Умарова "Педагогические основы формирования самостоятельного мышления в процессе духовно-просветительской деятельности" (2005, педагогика), Б.Х. Ходжаева "Дидактические основы формирования самостоятельного мышления у учащихся на уроках истории" (2009, педагогика).

Однако все еще неопределенными остаются содержание свободного мышления, являющегося логическим отображением действительности, направленным на реализацию задач, имеющих широкое общественное значение, а также способным служить развитию мышления в обществе в широком диапазоне в качестве понятия и категории, и уровень его формирования у учащихся профессиональных колледжей. В отечественной дидактике недостаточно сведений о том, какие элементы свободного мышления оказывают серьезное воздействие на содержание, методы и организационные формы обучения, решение жизненных проблем. В этой связи свободное мышление и как понятие, и как категория считаются более масштабным по сравнению с независимым мышлением, и являясь объектом исследования педагогики, в основном является объектом исследования философии, педагогики, социологии.

С учетом данных факторов нам необходимо определить следующие проблемы: какие дисциплины, изучаемые в профессиональных колледжах лидируют в формировании свободного мышления у учащихся, а какие из них служат фундаментом в успешном решении поставленных задач, выявить соответствующие возможности поставленных задач.

В утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 400 от 16 октября 2000 года Государственных образовательных стандартах среднего специального, профессионального образования определены объем обязательной учебной нагрузки по общеобразовательным дисциплинам учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей, требования к уровню знаний выпускников. В данных стандартах в качестве важных аспектов государственных образовательных стандартов по общеобразовательным дисциплинам определены следующие:

  • на основе интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания учащихся;

  • внедрение активных методов усвоения фундаментальных знаний учащихся, формирование творческого мышления и широкого кругозора.

Исходя из поставленных задач, в общих требованиях по общеобразовательным дисциплинам к выпускникам средних специальных профессиональных образовательных учреждений, предусмотренных стандартами отображено следующее:

  • усвоение фундаментальных знаний, умение применять усвоенные теоретические знания на практике, профессиональные навыки – в повседневной жизни, трудовой деятельности;

  • обладание основными знаниями, необходимыми для получения учащимися академических лицеев и профессиональных колледжей углубленных, направленных знаний по своим подготовительным направлениям и специальностям, усвоение основ специальных предметов;

  • усвоение письменных и устных навыков самостоятельного и творческого мышления;

  • стремление к постоянному обновлению знаний, творческому подходу к учебной и трудовой деятельности;

  • знание методов и способов логического мышления, навыков по их применению в практической деятельности;

  • умение критически оценивать различные ситуации, постоянное стремление к новшествам;

  • обладание духовной и нравственной культурой;

  • обладание политической культурой, чувствами гражданского долга и ответственности;

  • обладание общечеловеческими качествами, умение любить свою нацию и Родину, гордится им, уважать национальные традиции и обычаи, ценности;

  • быть физически крепким и здоровым, способным к военной службе и оказанию оперативной медицинской помощи, духовно здоровым, стремится к духовному и физическому совершенству.

Применение перечисленных задач и требований к выпускникам средних специальных профессиональных учреждений образования наряду с определением обязательных требований к обучению общеобразовательных дисциплин ставит особые требования и к содержанию каждой дисциплины. В обучении родному языку и литературе:

  • по родному языку – в точном и связанном изложении своих мыслей, изложении темы речи посредством обоснованных фактов, по литературе – следующие требования играют важную роль в формировании навыков свободного мышления у учащихся:

  • на основе развития способностей написания свободного изложения умение самостоятельно и творчески рассуждать о героях произведений, уметь их характеризовать, умение писать рефераты, сочинения, освещающие суть и художественные особенности произведения;

  • обладать навыками самостоятельной оценки героев произведения с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей на уроках литературы, формировать навыки свободного мышления, начитанности.

В формировании и развитии качеств свободного мышления у молодежи имеют важное значение изучение наследия мыслителей Средней Азии, знания об общественных группах и их классификации, их роли в жизни общества и личности, обладание прочными знаниями об идеологии национальной независимости.

Выдвигаемые требования к предмету “Основы духовности” способствуют в понимании учащимися общности национального и общечеловеческого, знания о том, что важными качествами гармонично развитой личности являются любовь и преданности к человеку, Родине, самоотверженность, гуманизм, патриотизм, скромность, милосердие, братство, высокая нравственность, обладание навыками противостояния влиянию чуждых идеи национальной независимости течений.

В соответствии с поставленной проблемой при обучении вышеназванных дисциплин в распределении выделенных в их программах часов, плана учебного процесса и предусмотренных в нем часов составление индивидуального рабочего плана преподавателя обеспечивает эффективность занятий. Вместе с тем, отображение в теоретической и практической частях занятий выделенных часов является залогом достижения эффективности обучения в проведении текущих занятий. В типовом учебном плане помимо теоретической и практической частей дисциплин, предусматриваются часы для самостоятельной работы, направленные на укрепление знаний и навыков учащихся, расширение их знаний и мировоззрения, и в первую очередь обучению учащихся свободному мышлению и суждениям, развитию этих навыков.


Литература:

  1. Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность. Пособие по спецкурсу. Свердловский госпединститут, СГПИ, 1988. – 72 с.

  2. Дмитриев Г.Д. Критичесий анализ дидактической мысли в США. –М.: “Педагогика”, 1987. – 104 с. (Зарубежная школа и педагогика)

  3. Каримов И.А. Ўзбекистон буюк келажак сари. Асарлар тўплами. –Т: “Ўзбекистон”, 1998. – 686 б.

  4. Milliy istiqlol g`oyasi. / O`rta maxsus, kasb-hunar ta`limi muassasalari uchun o`quv qo`llanma. –Т: “O`zbekiston faylasuflari milliy jamiyati”, 2009. –192 б.

  5. Миллий истиқлол ғояси: асосий тушунчалар, тамойиллар ва атамалар (қисқа изоҳли тажрибавий луғат). – Т: “Янги аср авлоди”, 2002. –192 б.

  6. Taнсиқбoeвa G. M, Муҳаммаджонов Ў.З. Конституция ва биз. –Т: “Адолат”, 1998. – 48 б.

  7. Эркаев А. Миллий ғоя ва маънавият. –Т.: “Маънавият”, 2002 йил. – 256 б.

  8. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика”. 1980. – 240 с.



Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle