Библиографическое описание:

Антонова М. А. Тенденции посещения культурных учреждений в Вологодской области // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 89-93.

Распад СССР, становление нового государства породили серьезные трансформации в социокультурной сфере страны и региона в частности. В статье предлагается рассмотрение вопроса об изменении тенденций посещения культурных учреждений в Вологодской области. Доказанная низкая культурная активность вологжан позволяет судить о низкой степени вовлеченности культурного капитала населения в экономику региона.

Ключевые слова: культурные учреждения, культурный капитал, культурные услуги.


Изучение социокультурных изменений в период серьёзных трансформаций общества, связанных с распадом СССР, становлением нового государства, позволяет сформировать наиболее полную картину развития общества, человека и экономики. Именно поэтому для анализа выбраны временные промежутки, обеспечивающие изучение и сравнение изменений, произошедших в советское время (1990 г.), переходном периоде к суверенному российскому государству (1995 г.), а также на современном этапе (2000 г., 2005 г., 2010 г.).

Целью исследования послужил вопрос об изменении предпочтений вологжан в части посещения культурных учреждений за прошедший 20-ти летний период глобальных изменений в государстве и обществе.

Результаты социологических опросов, проводимых ИСЭРТ РАН, позволяют сделать вывод о сформировавшемся в Вологодской области низком спросе на услуги учреждений культуры, а также позволяют выявить территориальные особенности в вопросах востребованности культурных услуг. По итогам опроса населения посещение общественных мест, в частности учреждений культуры, занимает последнее место в приоритетах времяпрепровождения вологжан. В сельской местности готовность проводить время вне дома, связанное с посещением культурных мероприятий, высказывают лишь 3,2% респондентов, что в 3,5 раза меньше, чем среди жителей Череповца, и в 2,5 раза ниже, чем в Вологде. В основном вологжане в своё свободное время занимаются просмотром телевизора, ведением домашнего хозяйства и общением с друзьями (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов населения Вологодской области на вопрос:
«Как Вы проводите свободное время?», (
в % от ответивших)

Вариант ответа

Вологда

Череповец

Районы

Смотрю телевизор

60,7

66

63,9

Занимаюсь домашним хозяйством

37,9

47,6

56

Общаюсь с друзьями

42,1

56,4

28,7

Читаю книги, прессу

34,5

29

17,1

Путешествую по региону, России, за рубежом

9

17

1,6

«Сижу» в Интернете

20,3

31,6

13,9

Слушаю музыку

20,9

18,1

11,7

Занимаюсь спортом

8,2

11,2

4

Посещаю общественные места

8,5

11,4

3,2

Другое

5,4

4,8

1,7

Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2010 году


К возможностям, способствующим накоплению культурного капитала населением региона, относятся обеспеченность учреждениями культуры и образования, средствами массовой информации, коммуникативными средствами [3, с. 77]. Анализ данных деятельности учреждений культуры позволяет оценить насыщенность культурно-досуговой инфраструктуры и культурную активность вологжан [9, с. 37].

В регионе за последние 20 лет сформировались следующие тенденции посещения культурных учреждений. Относительная численность посещений спектаклей населением снизилась почти наполовину (рис. 1). Регион занимает 47 место в России по посещаемости театров. В среднем по России 217 человек из 1000 являются зрителями театральных постановок, активность вологжан ниже в 1,5 раза.

Рис. 1. Численность зрителей театров в Вологодской области на 1000 чел. [6].


На протяжении долгого времени в СССР число действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть по принадлежности была разделена на государственную, профсоюзную и ведомственную. Большинство государственных киноустановок находилось в сельской местности, развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения показом фильмов и высокие валовые сборы отечественных картин в прокате. На современном этапе развитие технологий, альтернативных показу лент в кинотеатрах, возможности просмотра фильмов посредством сети Интернет и кабельного телевидения, существенное сокращение количества киноустановок в области (более чем на 90%) привели к резкому снижению посещений киносеансов в расчёте на одного человека с 12 в 1990 году до 0,8 – в 2010 году (рис. 2). По оценкам экспертов, основная часть россиян посещает кинотеатр раз в квартал и лишь 5 – 10% делают это регулярно.

Рис. 2. Показатели деятельности кинотеатров в Вологодской области [6].


Вологодская область обладает богатым культурно-историческим наследием, занимая 9 место по посещаемости музеев в России. Однако в советское время их посещаемость всё же была выше. В период резких трансформационных изменений, связанных с распадом СССР, она снизилась на 50%, позднее наблюдался её рост. В 2010 году уровень посещаемости музеев был ниже, чем в 1990 году. Кроме того, количество музейных единиц в 2010 году по сравнению с 1990 годом существенно выросло – на 76% (рис. 3). Значительное увеличение числа музеев на территории области и их посещений было вызвано активной реализацией Федеральной целевой программы «Культура России 2006 – 2011 гг.». Высокий спрос на данные услуги Вологодской области формируется за счет туристов. С каждым годом въездной туристский поток на территорию региона возрастает (на 50% в 2005 – 20010 гг.), основную его часть составляют экскурсанты, которые приезжают организованными группами на срок, не превышающий сутки [2, с. 69].


Рис. 3. Показатели деятельности музеев Вологодской области [6, 8].


Из анализа видно, что все культурные учреждения Вологодчины теряют своих посетителей и потребителей услуг. Частота посещения культурных учреждений также отражает негативную тенденцию снижения спроса. Реже, чем раз в год, культурными услугами пользуется значительное количество вологжан, и их цифра растёт с каждым годом (табл. 2). Следует отметить, что при ответе на вопрос о степени пользования услугами учреждений культуры большая доля населения затрудняется ответить (порядка 30% в каждом случае). Можно заметить, что кинотеатры посещаются чаще, чем музеи и театры. Реже всего посещают учреждения культуры жители сельской местности.


Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «В какой степени Вы пользуетесь услугами учреждений (участвуете в мероприятиях)?»
(Вариант ответа: реже, чем раз в год; в % от ответивших)

Территория

Театр

2008/2010

Музей

2008/2010

Кинотеатр

2008/2010

Вологда

22,1/32,4

26,6/26,3

16,0/23,3

Череповец

28,6/35,9

27,8/38,1

21,1/15,5

Районы

16,2/18,4

21,2/25,2

14,9/19,7

Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2008 и 2010 гг.


Среди причин непосещения и редкого посещения учреждений культуры респонденты в большинстве случаев называют отсутствие свободного от работы времени – более 30%, а также финансовые трудности – 24,8%. [1, с. 66-67]. В Советском Союзе расходы на культурно-просветительские услуги занимали долю порядка 4,3 % в бюджетах семей, после его распада доля резко снизилась на 60% и составила 1,8%. В настоящее время высокие потребительские расходы вологжан по другим статьям не позволяют в полной мере удовлетворять потребности в накоплении культурного капитала. Среднестатистический житель Вологодской области в 2010 г. тратил на услуги учреждений культуры 177 руб. в месяц, что составляло порядка 2% всех потребительских расходов. Существует положительная динамика расходов на услуги учреждений культуры, но данные изменения пропорциональны росту потребительских расходов в целом. Доля указанных расходов в общем объеме расходов в период 2000–2010 гг. варьировалась в пределах 1 – 2% (рис.4). Тратить семейных средств на культуру стали меньше на половину.

Рис. 4. Динамика расходов на оплату учреждений культуры в Вологодской области [10].


Также одной из важных причин низкого спроса на культурные услуги следует отметить неудовлетворенность людей их качеством. Среди опрошенных вологжан преобладают неудовлетворительные оценки обеспечения населенных пунктов услугами культуры и досуга (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Оцените уровень обеспечения жителей Вашего населённого пункта услугами культуры и досуга» (в 2010 г., в % от ответивших)

Вариант ответа

Вологда

Череповец

Районы

Плохо

4,5

1,3

5,5

Неудовлетворительно

10,7

8,0

23,5

Удовлетворительно

43,2

43,7

51,5

Хорошо

35,3

39,4

17,6

Отлично

6,2

7,5

2,0

Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2010 году


В настоящее время явно прослеживается снижение культурной активности вологжан. После распада СССР резко снизилась посещаемость общественных учреждений культуры (такая тенденция сформирована наличием в советское время системы социальной защиты населения, которая заключалась в создании на средства государства, предприятий и организаций фонда общественного потребления, используемого для реализации различных социальных программ). Кроме того, отдельно создавались фонды социально-культурных мероприятий, обеспечивающие доступ к услугам в сфере культуры для всех слоёв населения. К бесплатным и льготным услугам относились обучение, лечение, услуги культурно-просветительных и спортивных организаций [5, с. 180]. Провозглашённая в СССР гласность открыла широкий доступ к информационным потокам и вызвала новые потребности населения, долго находившегося в условиях информационного голода. Уменьшение финансирования учреждений культуры повлияло на качество предоставляемых населению услуг, а, следовательно, послужило причиной снижения посещаемости общественных мест.

Сильнейший скачок в развитии технологий в последние годы, переход к информационному обществу привели к переходу в новое информационно-культурное поле. В условиях трансформаций общества изменилась система ценностей людей, посещение общественных мест и культурных учреждений повсеместно стало уходить на второй план. Развитие сети Интернет и телекоммуникационных технологий в настоящее время сделало доступ людей к информационным потокам и культурным объектам более полным и удобным. Многие исследователи отмечают, что достаточное количество свободного времени современный человек проводит за просмотром телевизора и в сети Интернет. Выполненный в статье анализ показал, что количество учреждений культуры в области и их посещаемость значительно снизились, а за 20 лет показатели советского периода не были достигнуты. Лишь обширная музейная сеть на Вологодчине с каждым годом обеспечивает прирост посетителей, но опросы общественного мнения демонстрируют снижающийся тренд популярности музеев среди населения. Наиболее часто из всех общественных мест люди готовы посещать кинотеатры. Низкая культурная активность вологжан и наметившийся тренд к ее снижению говорят о низкой степени вовлеченности культурного капитала населения в экономику региона, что в свою очередь делает менее эффективным формирование качественного кадрового потенциала, повышение общего культурного уровня и укрепление ценностей людей.


Литература:

  1. Антонова, М.А. Культурный капитал населения Вологодской области [Текст] / М.А. Антонова // Проблемы развития территорий. – 2012. – № 2(58). – С. 62-69.

  2. Дубиничева, Л.В. Привлечение инвестиций в туристскую сферу Вологодской области [Текст] /Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова // Проблемы развития территорий. – 2011. – № 3(55). – С. 67-76.

  3. Модернизация экономики региона: социокультурные аспекты [Текст] / А.А. Шабунова, К.А. Гулин, М.А. Ласточкина, Т.С. Соловьева. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. – 158 с.

  4. Наука и инновации [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2005 – 2010. – 91 с.

  5. Олимских, Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание [Текст] / Н.Н. Олимских // Вестник Удмуртского университета. – 2007. – № 2. – С. 179-186.

  6. Регионы России. Социально-экономические показатели [Текст] : стат. сборник / Росстат. – М., 2001 – 2011. – 990 с.

  7. Статистический ежегодник Вологодской области [Текст] : стат. сборник / Вологдаоблкомстат. – Вологда, 1994 – 2000. – 287 с.

  8. Сфера услуг [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2007. – 100 с.

  9. Шабунова, А.А. Оценка населением социокультурной среды региона [Текст] / А.А. Шабунова, Н.А. Окулова // Социологические исследования. – 2011. – № 6. – С. 36-44.

  10. Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): стат. бюллетень / Вологдастат. – Вологда, 2000 – 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): Вологодской области, Вологодской области, учреждений культуры, учреждений культуры, посещения культурных учреждений, услуги учреждений культуры, посещения культурных учреждений, активность вологжан, культурного капитала, банков Вологодской области, предприятий Вологодской области, культурного капитала населения, общественных мест, культурного капитала, примере банков Вологодской, культурная активность вологжан, возможностей предприятий Вологодской, вовлеченности культурного капитала, степени вовлеченности культурного, частности учреждений культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle