Библиографическое описание:

Круглова Н. Е. Проблемы налогообложения агрохолдингов России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 90-92.

Традиционно значительное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства оказывает проводимая в отношении предприятий аграрного сектора государственная налоговая политика.

С 1 января 2004 года вступила в действие Глава 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)».

До этого времени, а именно с 1 января 2002 года, действовал закон, согласно которому предлагалось введение фиксированной ставки налога за гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании.

Анализ показал, что при его введении предприятия, имеющие высокий уровень производства, сокращают сумму уплачиваемых налогов, а предприятия со слабой экономикой должны были платить еще большие налоги.

В результате был принят закон о Едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН), который заменяет собой уплату четырех налогов [1]:

- налог на прибыль;

- налог на имущество;

- единый социальный налог;

- НДС.

Возможность применять ЕСХН – это самая главная льгота в настоящее время для сельскохозяйственных предприятий.

Следует выделить и проблемы, касающиеся возможности применения субъектами аграрного сектора экономики ЕСХН.

Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).

Практически это означает, что в течение первого года деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители лишены возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вызывает недоумение экономическая целесообразность такого исключения, принимая во внимание, что именно в начале своей деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители наиболее нуждаются в поддержке. В связи с этим представляется важным разработать подход, позволяющий применять этот специальный налоговый режим и в первый год деятельности.

Малопривлекательным для использования сельскохозяйственными производителями ЕСХН является и то что несоответствие данному критерию, выявленное по результатам деятельности за налоговый период, обязывает налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения. В течение 30 дней после окончании налогового периода экономический субъект обязан произвести перерасчет своих налоговых обязательств в соответствии с общим режимом налогообложения, а также произвести уплату исчисленных сумм налогов.

Учитывая несовершенство организации ведения бухгалтерского и налогового учета в сельском хозяйстве, момент перехода с одного режима налогообложения на другой может быть весьма сложным не только с фискальной, но и с организационной точки зрения. Ставить сельскохозяйственных производителей в столь жесткие рамки является нецелесообразным.

Для предприятий, не перешедших на уплату ЕСХН, есть возможность применить льготу по налогу на прибыль. Эта льгота была введена Федеральным законом от 06.08.01 № 110-ФЗ. Эти Законом была введена глава 25 «Налог на прибыль организаций». Льгота постоянно продлевалась и сейчас выглядит следующим образом:

- в 2004 – 2012 годах – 0 процентов;

- в 2013 – 2015 годах – 18 процентов;

- начиная с 2016 года – в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации 20 процентов.

По налогу на добавленную стоимость льгот для сельхопредприятий очень мало. Точнее только одна (цитата из НК РФ-Статья 149.п.3):

Не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

Статьей 241 НК РФ для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены пониженные ставки ЕСН.

На земельный налог как таковой льготы для сельхозпроизводителей на федеральном уровне не предусмотрено. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены льготы по транспортному налогу [2].

Следует отметить, что наличие налоговых льгот для сельскохозяйственных организаций не всегда приносит желаемый результат вследствие отсутствия альтернативы или из-за недоработок, препятствующих их региональному применению.

Рассматривая особенности налогообложения холдингов, прежде всего, следует отметить, что налоговое законодательство не признает холдинг самостоятельным субъектом налоговых правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Прежде всего, особый практический интерес вызывает вопрос об ответственности участников холдинга (основного и дочерних обществ) по налоговым обязательствам друг друга.

Холдинговые отношения по своей правовой природе ближе всего к конструкции "основное общество (товарищество) – дочернее общество" (ч. 1 ст. 105 ГК РФ). В соответствии с гражданским законодательством, дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, равно как и основное общество по общему правилу не отвечает по долгам дочернего общества (ч. 2 ст. 105 ГК РФ). Указанный принцип применяется, в том числе, и к налоговым обязательствам.

Правовой институт консолидированного налогоплательщика, который мог бы урегулировать налоговый аспект именно холдинговых отношений и наделить холдинг частичной налоговой правосубъектностью, долгое время отсутствовал [3].

Только с 1 января 2012 года в НК РФ появился фактически отдельный налоговый режим для холдинговых компаний. Пока он рассчитан только на самые-самые крупные компании РФ: один только порог по выручке составляет 100 млрд руб. в год (Подпункт 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ). По расчетам самого Минфина, этот режим в 2012 г. смогут применять около 10 – 15 крупнейших промышленных и банковских групп страны.

Главный стимул для создания консолидированной группы – консолидированная уплата налога на прибыль.

Тем не менееусловия для создания консолидированной группы очень жесткие, так:

- головная организация должна непосредственно или косвенно владеть долей не менее 90% в каждой организации группы;

- совокупная сумма основных налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ), уплаченная в предыдущем году, должна быть не менее 10 млрд руб.;

- объем выручки за тот же год – не менее 100 млрд руб.;

- совокупная стоимость активов группы на 31 декабря предыдущего года должна быть >= 300 млрд руб.

Тем не менее, со временем эти критерии могут быть снижены [3].

Обращая внимание на международный опыт можно отметить общую черту в налогообложении аграрного сектора России и развитых стран – это льготный характер налогообложения отрасли. Но льготный характер налогообложения в развитых странах имеет конкретную мотивацию. Льготы распространяются на тех производителей, которые в силу специфики организации производства получают меньший, по сравнению с производителями других отраслей производства, доход. Поскольку производство в сельском хозяйстве за рубежом в основном организовано в виде семейных ферм, то применение льгот определяется именно этой спецификой. Льготный характер налогообложения в развитых странах дифференцирован: мелкий производитель пользуется льготным режимом, крупный производитель – нормальным.

Изучение налоговой политики в сельском хозяйстве еще раз свидетельствует о необходимости сочетания уровня развития села и размера налогообложения.

При спаде экономического развития сумма налоговых изъятий должна быть минимальной – тогда образуются инвестиционные возможности для сельскохозяйственных товаропроизводителей; при экономическом подъеме размер налогов должен возрастать.

Отечественные исследования и опыт ряда зарубежных стран свидетельствуют о необходимости изменить существующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Особое внимание следует уделять дифференциации налогообложения.

Именно дифференцированный подход позволит обеспечить более плавный переход к новой системе налогообложения, выявлять и своевременно устранять отдельные ее недостатки. Исходя из специфики сельскохозяйственного производства и неоднородности аграрных предприятий, недопустимо использовать одинаковый подход для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Резкие, не адаптированные к конкретным условиям производства, изменения и нововведения могут существенно ухудшить и без того слабое материальное положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сложный механизм налогообложения сельского хозяйства, так или иначе, должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем он неплохо зарекомендовал себя в качестве инструмента выхода из тяжелых кризисных ситуаций, инструментом стабилизации экономики и ее динамичного ускорения [4].


Литература:

  1. Единый сельскохозяйственный налог: плюсы и минусы. Электронный ресурс: http://gras.oryol.ru/Inform/exp/END-eshn.html.

  2. Налоговый консультант, Москва. Электронный ресурс: http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=343.

  3. Налоговое планирование www.pnalog.ru.

  4. Ефимова Е.А. Мировой опыт социального регулирования в системе налогообложения аграрного сектора экономики / Научный журнал КубГАУ, №74(10), 2011 г.

Основные термины: сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных товаропроизводителей, НК РФ, НК РФ, характер налогообложения, характер налогообложения, льготный характер налогообложения, льготный характер налогообложения, системы налогообложения, системы налогообложения, Похожая статья, Похожая статья, налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплату ЕСХН, уплату ЕСХН, ГК РФ, ГК РФ, сельскохозяйственные товаропроизводители, сельскохозяйственные товаропроизводители

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle