Библиографическое описание:

Халтурина О. В. Использование видеоподкастов для оптимизации процесса обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 453-456.

В связи с расширением международных контактов, широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране и за рубежом, возрастает необходимость в модернизации современного образования.

Применение компьютерных технологий при изучении иностранного языка рассматривается как инновационный подход в построении обучения и, по мнению многих ученых, именно он войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки студентов и учеников. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования [1].

В настоящее время в обучении иностранному языку активно используются различные новые информационно-коммуникативные технологии, социальные серверы, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса.

На наш взгляд в условиях развития информационного общества одним из эффективных средств оптимизации процесса обучения иностранным языкам являются видеоподкасты – регулярно обновляемая серия видеосюжетов, публикуемых в Интернете [2].

Как правило, видеоподкасты имеют определенную тематику и периодичность издания, а так же является выгодной альтернативой телевидению, поскольку доступны в любое удобное для пользователя время, абсолютно бесплатны и просты в применении. С помощью программного обеспечения, например программы I tunes, которую можно бесплатно скачать в Интернете, можно подписаться на видеоподкасты по нужной тематике и новые выпуски подкастов будут автоматически скачиваться, и загружаться на компьютер.

Существуют различные виды подкастов, которые можно разделить на следующие группы:

  • Аутентичные подкасты

Файлы с записью носителей языка. Среди них существуют подкасты, записанные не для лингвистических целей, но которые могут служить богатым ресурсом для аудирования и подкасты, созданные как учебные материалы, специально для изучающих иностранный язык.

  • Подкасты, созданные преподавателями для обучающихся

Подкасты записываются преподавателями чаще всего для собственных занятий и делаются для того, чтобы предоставить студентам доступ к материалу, который больше нигде не доступен.

  • Студенческие подкасты

Подкасты, которые записывают сами студенты часто с помощью преподавателя. Студенты могут слушать подобные образцы, чтобы ознакомиться с другой культурой и жизнью обучающихся в разных странах.

В рамках данной статьи рассмотрим некоторые категории аутентичных подкастов, представленных сайте Deutsche Welle: http://www.dw-world.de, которые можно использовать в процессе обучения иностранному языку:

Подкастинг Hin & weg: http://itunes.apple.com/us/podcast/hin-weg-mein...-video-podcast/id281270080 – в этом подкастинге иностранный турист рассказывает о своем путешествии в Германию, описывает свои впечатления и переживания.

Подкастинг Еuromaxx Highlights: http://itunes.apple.com/us/podcast/euromaxx-highlights-video/id110232806 файлы, предлагаемые в этом подкастинге, содержат информацию о жизни и культуре Европы.

Подкастинг Euromaxx Das schönste Land der Welt: http://rss.dw-world.de/xml/podcast_euromaxx-das-schoenste-land?forceFLV=1 – репортер Михаэль Виге путешествует по Германии и рассказывает о знаменитых достопримечательностях страны.

С помощью видеофайлов подкастинга Euromaxx Die Wahrheit über Deutschland: http://itunes.apple.com/de/podcast/euromaxx-die-wahrheit-uber/id261128375 можно узнать разнообразную и интересную информацию о немецком народе, немецком характере, образе жизни.

Подкастинг fit & gesund: http://www.podcast.at/podcasts/fit-gesund-video-podcast-deutsche-welle-141250.html предлагает различные видеосюжеты по теме «Красота и здоровье».

Завершает обзор подкастинг Jojo sucht das Glück http://itunes.apple.com/ru/podcast/jojo-sucht-das-gluck-mit-untertiteln/id398835299 – это молодежный сериал, в котором рассказывается историю девушки Джоджо из Бразилии, приехавшей учиться в Кёльн.

Преподаватели могут выбрать тот или иной сюжет по определенной теме и провести видеоурок, который относится к «наиболее эффективным и перспективным формам обучения иностранным языкам, благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения» [3].

Основываясь на собственном опыте, следует отметить, что методическая целесообразность использования видеоподкастов подтверждается тем, что они наглядно демонстрируют ситуации общения в вербальном и невербальном планах выражения, насыщены живой разговорной речью, знакомят обучающихся с историей, культурой, современной жизнью, традициями, обычаями и нравами страны изучаемого языка.

При использовании видеоподкастов в процессе обучения иностранным языкам следует соблюдать ряд условий:

  • применяемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний обучающихся;

  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;

  • просмотр видео должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть демонстрируемый материал;

  • необходимо четко выделять главное, существенное;

  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации видеоматериала;

  • демонстрируемый видеоматериал должен быть точно согласован с изучаемым учебным материалом;

  • соответствовать изучаемой теме [3, с. 152]

Технология работы с видеоподкастом на занятии совпадает с технологией работы над видеосюжетом и состоит из трех этапов:

  • преддемонстрационный этап

Задачи данного этапа:

  • снять возможные трудности восприятия видеосюжета;

  • активизировать предварительные знания обучающихся по данной теме;

  • мотивировать обучающихся, вызвать интерес, настроить на выполнение заданий

  • демонстрационный этап, который будет нацелен на решение следующих задач:

привести обучающихся к пониманию содержания видеосюжета;

обеспечить развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции обучающихся

  • последемонстрационный

Его задачи:

  • использовать исходный видеотекст в качестве опоры для развития умений в устной

  • или письменной речи

В качестве примера рассмотрим типы заданий для подкастинга «Jojo sucht das Glück“, которые описаны Reiner-E. Wicke [5], уровень сложности В1.

Задания, используемые на преддемонстрационном этапе:

1. Предвосхищение содержания видеоподкаста, на основе

  • особенностей заголовков серий теленовеллы;

  • сюжетных картинок, взятых из видео;

  • просмотра видеоподкаста без звука;

  • ключевых слов из видеоподкаста.

2. Введение новых слов и их объяснения с помощью дефиниций, примеров, иллюстраций.

3. Работа со сложными грамматическими структурами из видеоподкаста.

Задания, используемые на демонстрационном этапе:

1. Задания на развитие рецептивных умений:

  • определение верных/неверных утверждений;

  • ответы на вопросы по видеоподкасту;

  • сопоставление частей предложений из видеоподкаста;

  • расположение частей видеотекста в логической последовательности

2. Задания на поиск языковой информации:

  • заполнение пропусков в тексте нужными словами;

  • подбор эквивалентов к определенным словам и выражениям;

  • выбор из списка прилагательных, характеризующих героя видеоподкаста

3. Задания на развития навыков говорения:

  • остановка просмотра видеоподкаста, высказывание предложений о дальнейшем развитии событий;

  • отсутствие изображения при сохранении звука, описание событий, героев, взаимоотношений между ними.

4. Задания на развитие социокультурных умений:

  • Установление межкультурных сопоставлений и расхождений

5. Задания, используемые на последемонстрационном этапе:

  • составление пересказа видеоподкаста;

  • ролевые игры на основе сюжета и ситуаций видеоподкаста;

  • написание письма или открытки от лица героя;

  • написание продолжения серии;

  • инсценировка ситуации из видеоподкста;

  • выявление основной проблемы сюжета и ее сравнение с собственной ситуацией

Видеоподкасты предоставляют большие возможности для изучения иностранного языка, потому что «язык как средство передачи информации в этом контексте является одновременно и объектом изучения» [4, с. 112] и по сравнению с другими видами технических средств обучения имеют ряд преимуществ:

  • предлагаемый видеоматериал является актуальным, современным и аутентичным.

  • видеоподкасты создают новые реальные ситуации для развития устной речи, воздействуя эмоционально, стимулируют спонтанную речь.

  • за единицу времени обучающиеся получают значительно больше информации, так как она поступает одновременно по двум каналам – по зрительному и слуховому.

  • позволяют экономить время преподавателя при подготовке к занятию (некоторые видеоподкасты уже дидактизированы (например, на сайте Deutsche Welle http://www.dw-world.de ) : к ним прилагаются задания, глоссарий, параллельные текстовые версии, интерактивные упражнения).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что видеоподкасты необходимо использовать на занятиях иностранного языка с целью оптимизации процесса обучения, совершенствования навыков аудирования, говорения, ознакомления обучающихся с особенностями культуры, традиций страны изучаемого языка.


Литература:

  1. Абдрахманова Т.М. Инновационные образовательные технологии в обучении студентов немецкому языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/10_NPE_2010/Pedagogica/61735.doc.htm (дата обращения: 20.06.2012).

  2. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.06.2012).

  3. Савицкая Н.С., Даниленко М.Д. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку// Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 2 (9) Тамбов: Грамота, 2011. С. 152-153.

  4. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе: методическое руководство. Иркутск: ИГЛУ. 2006. 150 с.

  5. Reiner-E. Wicke „ Jojo sucht das Glück. Vorschläge und Arbeitsblätter für den Einsatz im Unterricht[Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.de/dw/0,,13121,00.html (дата обращения: 20.06.2012).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle