Библиографическое описание:

Чечева Н. А. От парадигмальной методологии – к качеству современного образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 456-457.

Кардинальные преобразования в социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества задали новый уровень качества школьного образования, нацеленный на совершенствование человеческого потенциала. Для успешного развития страны нужны люди с новым мышлением, мотивацией и стилем поведения, способные жить и работать в системе все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. Сформирован новый социальный заказ системе образования, определяющий пути ее развития на обозримую перспективу.

Все это актуализирует необходимость определения методологических позиций обновления образовательного процесса как основы мыследеятельности и практики учителя.

Важнейшим из методологических оснований выступает парадигмальный подход, базовым понятием которого является «парадигма» (в пер. с греч. «образец», «модель»). Термин, введенный в науку американским ученым Т.Куном [1] и отражающий специфику мировосприятия в рамках того или иного научного сообщества, прочно вошел в понятийный аппарат современной педагогической науки и образовательной практики. Существующие определения образовательной парадигмы сводятся к пониманию ее как теоретико-нормативной модели, отражающей систему ценностей педагога, источники и способы целеполагания, особенности содержания и технологического обеспечения образовательного процесса, особенности взаимоотношений его участников. Тем самым образовательная парадигма выступает основой построения образовательного процесса и концептуализации профессиональной деятельности педагога, придавая ей черты целесообразности, осмысленности, структурированности и направленности.

Каждая парадигма имеет свои возможности, границы применения, продиктованные историко-культурными, социально-экономическими, организационно-управленческими и другими условиями. Субъективные и объективные ограничения в деятельности, возникающие в зависимости от ценностных оснований и норм, принятых в той или иной парадигме, определяют специфику образовательного процесса, его качественные характеристики.

Любой образовательный процесс разворачивается в контексте социально-педагогического пространства, организованного по тем или иным парадигмальным законам, определяющим выбор ценностей, результатов, методик и технологий, нормативов, регламентирующих педагогическую деятельность.

До недавнего времени отечественная система образования развивалась на основе монопарадигмального видения образовательной практики, направленной на формирование у обучающихся прочных систематизированных знаний, освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. Ориентация на принципы классической рациональности, адаптацию человеческих качеств к производственным, технологическим, экономическим требованиям приводила к внешней жесткой детерминированности педагогической деятельности, нацеленности на передачу максимального объема знаний, унифицированности мышления духовно-нравственной основы человеческого становления. Успешно отвечая на вызовы того времени, данная парадигма обусловливала ценностно единообразное построение образовательного процесса.

В настоящее время мы имеем иную ситуацию. Смысловые ориентиры современного образования представлены широким спектром ценностей, определяющим идеал образованности, складывающийся в обществе. Во главу угла поставлено становление личности, способной жить в условиях высокотехнологичного, конкурентного мира, успешного гражданина своей страны, владеющего современными знаниями, компетенциями, воспитанного на основе идеалов гражданского общества, единства национальных и общечеловеческих ценностей. Это находит отражение в содержательном наполнении качества образования, выступающего ведущей идеей Федеральных государственных образовательных стандартов, устанавливающих требования и нормы, принимаемые за эталон качества образования, адекватного современным и даже прогнозируемым запросам личности, общества, государства. Обозначенная в стандартах система образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) обеспечивает «приращение» личностных ресурсов человека, включая мотивационные (ценностные ориентации, потребности и т.д.), инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Чтобы реализовать это многокачественное «приращение», отражающее сформированность компетентностей, универсальных учебных действий и т.д., необходимо обратиться к разным парадигмальным подходам (традиционному знаниевому, личностно ориентированному, антропологическому, компетентностному) с целью проектирования полноценного пространства развития человека, поскольку к настоящему моменту не сформировалась модель, которая бы обеспечивала решение заявленного спектра актуальных задач. Это приводит к необходимости применения парадигмального синтеза (от греч. synthesis соединение, сочетание, составление) при построении образовательного процесса, что придает современной образовательной практике полипарадигмальный характер.

Цена вопроса – прорыв в эффективность, в достижение нового качества образования.

Литература

1. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977.

Основные термины: образовательного процесса, образовательного процесса, качества образования, современного образования, качества образования, современного образования, специфику образовательного процесса, специфику образовательного процесса, обновления образовательного процесса, построения образовательного процесса, построение образовательного процесса, построение образовательного процесса, обеспечения образовательного процесса, образовательной практики, обновления образовательного процесса, построении образовательного процесса, построения образовательного процесса, построении образовательного процесса, обеспечения образовательного процесса, качеству современного образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle