Библиографическое описание:

Рабовалюк Л. Н. Методика исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ) // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 350-356.

Психологическая диагностика мотивов сохранения беременности остается актуальным и перспективным направлением исследования в перинатальный психологии. В статье предложена методика исследования мотивов сохранения беременности.

Ключевые слова: перинатальная психология, методика исследования, мотивы сохранения беременности.

В современной психологии и психотерапии считается, что мотивы сохранения беременности, отношение женщины к своей беременности и к будущему ребенку играет огромное значение для развития последующих взаимоотношений матери и ребёнка [И.В. Добряков, 2010; С.Ю. Мещерикова, 2008; Г.Г. Филипова, 2007; О.В. Магденко, 2005; С.В. Трушкина, 2005; Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, 2000; А.И. Захаров, 1998].

Е.Д. Красильникова (2009) отмечает, что на сегодняшний день, не смотря на всю актуальность данной проблемы, исследование мотивов зачатия и сохранения беременности представлена в литературе не достаточно. Выявление истинных мотивов дает возможность проводить психокоррекционную работу по «переводу» деструктивных мотивов в категорию конструктивных, и позволяет на более сознательном уровне влиять на демографическую ситуацию в стране.

Исследование мотивов зачатия довольно сложно, так как всегда психолог имеет дело не с одним, а с совокупностью мотивов, отмечает С.В. Трушкина, (2005). Ситуация осложняется еще и тем, что часто декларируемые мотивы сохранения беременности не всегда являются истинными мотивами и часто не осознаются. Выявление истинных мотивов очень трудоемкое и сложное дело, осложненное неоднозначностью критериев диагностики, различными типологиями и классификациями (С.С. Балабанов, Б. Наук, З.Х.-М. Саралиева, 2009; Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, 2000; Н.В. Боровикова, 1998; и др.), требующее квалификации и опыта от специалиста. Проблема изучения мотивов сохранения беременности осложняется и тем, что отсутствует в широком доступе диагностический инструментарий, позволяющий исследовать мотивы сохранения беременности. Решая данную проблему при использовании модифицированной типологии мотивов сохранения беременности С.С. Балабановой, Б. Наук, З.Х.-М. Саралиевой (2009), мы создали методику исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ). В течение нескольких лет (2009-2012) на базе КГБУЗ «Владивостокского клинического родильного дома №2» велась работа по апробации и валидизации данной методики (всего исследовано 188 беременных женщин). Параллельно на базе ГОУ ВПО «Владивостокского государственного медицинского университета» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию велась работа по модификации и адаптации данного опросника на студентах старших (89 студентов) и младших (40 студентов) курсов. В результате чего, созданы модификации «Методики исследования мотивов сохранения беременности» для юношей и девушек, названные: «Методика исследования ценностной ориентации на отцовство» для юношей и «Методика исследования ценностной ориентации на материнство» для девушек.

Структура опросника

Опросник состоит из «паспортной части», где учитывая Федеральный закон РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О защите персональных данных», исключены данные, касающиеся фамилии, имени и отчества. Вторая, «диагностическая часть» опросника состоит из 78 утверждений, объединенных в 10 блоков, а так же графы для свободного ответа.

Первый блок (5 утверждений) опросника посвящен определению того на сколько желанна беременность, сомневается ли женщина в правильности своего решения или нет. Насколько беременность была неожиданной или же она планировалась заблаговременно. В данном блоке опросника сумма балов не суммируется, а лишь позволяет разделить беременных женщин на анализируемые группы по запланированности и желанности беременности.

Второй блок (5 утверждений) выявляет субъективное отношение к материальным (финансовым) затруднениям. Этот блок содержит утверждения, касающиеся отсутствию благоприятных жилищных условий для малыша; общую обеспокоенность за будущее малыша. В данном блоке содержатся утверждения, повествующие о том, что дети являются серьезной финансовой нагрузкой; утверждения, касающиеся тревожности по поводу невозможности в будущем дать достойное образование и развитие для малыша. Блок содержит утверждения о том, что будет «тяжело» материально поднять ребенка. Высокие балы по данному блоку опросника могут свидетельствовать о некотором «напряжение» в эмоциональном плане, связанном с неудовлетворенностью нынешним финансовым положением, о некоторой степени фрустрированности потребности в безопасности.

Третий блок (10 утверждений) отражает истинное стремление быть матерью, как результат психофизиологической готовности женщины к материнству. В этот блок были включены следующие утверждения женщин: «я очень люблю детей»; «мы с супругом любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»; «хочу любить ребенка и заботиться о нем»; «хочу ощутить радость материнства»; «дети – это счастье»; «получаю удовольствие, когда наблюдаю за тем, как ребенок растет»; «испытываю радость иметь маленького ребенка»; «особенная любовь, развивается между родителем и ребенком»; «в доме весело, когда есть дети». Высокий бал по данному блоку опросника свидетельствует о конструктивных мотивах сохранения беременности.

Четвертый блок (8 утверждений) выявляет субъективное ощущение ограничение свободы, эгоистические тенденции личности, неготовность жертвовать своим временем и развлечениями ради детей и семьи. Вторая часть блока изучает приоритеты ценности ребенка и семьи или карьеры и учебы. Высоки баллы по данному блоку опросника, могут интерпретироваться, как некоторая неготовность посвятить себя материнству в данный момент. И могут расцениваться, как «группа риска» для дальнейшего развития материнской сферы и детско-родительских отношений.

Пятый блок опросника (8 утверждений) выявляет озабоченность собственным здоровьем; негативно-обвиняющий стиль переживания беременности; страхи, касающиеся изменения тела; страхи утраты детородной функции; убежденность в том, что после беременности непременно испортятся зубы и выпадут волосы. Высокие балы опросника могут свидетельствовать как о негативных мыслях, о последствиях беременности для своего здоровья, так и о «социальных установках» по поводу беременности. Каждый блок опросника необходимо уточнять дополнительными вопросами.

Шестой блок опросника (9 утверждений) выявляет высокую степень тревожности к материнству, пессимистический настрой. Блок содержит следующие утверждения: «боюсь, что не смогу достаточно заботиться и уделять внимания своему ребенку»; «ребенок доставляет много проблем»; «детей трудно дисциплинировать и контролировать»; «дети доставляют беспокойство, особенно, когда они больны»; «невозможно проводить много времени с мужем, когда есть дети»; «дети влекут за собой появление новых проблем в браке»; «дети создают проблемы с соседями и обществом». Высокие баллы опросника могут свидетельствовать о низкой мотивации к материнству, о деструктивных мотивах сохранения беременности.

Седьмой блок (10 утверждений) свидетельствует о стремлении беременной женщины соответствовать социальным ожиданиям. Мотивом сохранения беременности, как правило, являются социальные стереотипы и ожидания общества. Эти женщины, как правило, утверждают: «дети способствуют усилению связей с родственниками»; «согласно моей вере, долгом является иметь детей»; «хочу изменить социальный статус»; «хочу быть как все»; «возраст вынуждает», «у всех подруг уже есть дети»; «муж очень хотел ребенка»; «хочу, чтобы не прерывались фамилия, род». Хотя данный блок опросника трудно отнести к деструктивным мотивам сохранения беременности, конструктивными данные мотивы назвать тоже сложно. Так как беременность у этих женщин наступает, потому что «так надо», и «я должна», а не ради любви, ради ребенка.

Восьмой блок (10 утверждений) отражает стремление матери иметь ребенка, который воплотит нереализованные планы, мечты и желания матери. Эти женщины надеются, что их «жизнь будет продолжаться через детей», что «люди, имеющие детей, реже бывают одинокими в пожилом возрасте». Они сохраняют беременность для того, чтобы «чувствовать себя кому-то нужной», «чтобы был хотя бы один близкий человек». Эти женщины при помощи детей стараются самореализоваться, утверждая, что «дети повышают чувство ответственности и помогают развиваться». Они часто отмечают: «хочу поделиться с детьми тем, чем владею сама», «благодаря ребенку я смогу найти новых друзей». Данный блок опросника помогает выявить надежды женщины на то, что «дети смогут помочь в пожилом возрасте» и «ребенок будет помогать по дому», а «рождение второго ребенка улучшит материальное положение семьи».

Девятый блок (6 утверждений) выявляет деструктивные мотивы сохранения беременности, как способа сохранения отношений и удержания супруга в браке. «Дети помогут сблизить меня с мужем»; «родительство улучшает положение и репутацию среди родственников (или коллег)»; «муж не оставит меня с ребенком (не уйдет от меня)»; «беременность поможет сохранить отношения»; «в случае беременности мой партнер женится на мне (мы распишемся)». Высокий бал по данному блоку свидетельствует об отношении к беременности, как к средству манипулирования отношениями.

Десятый блок (7 утверждений) выявляет страхи и компенсации женщины: «считаю, что в семье должно быть больше одного ребенка, потому как никто не застрахован от несчастного случая»; «хочу заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего)»; «теперь, когда есть ребенок, родители вынуждены смириться с браком»; «хочу показать родителям, что стала самостоятельной»; «хочу родить «назло» партнеру (или кому–либо)»; «хочу родить только для себя»; «ребенок начало нового этапа в жизни, все плохое уже позади». Высокие баллы по данному блоку свидетельствуют о том, что данная категория женщин нуждается в психокоррекциионных мероприятиях.


Благодарим Вас за то, что Вы согласились анонимно заполнить протокол комплексного психологического обследования беременной женщины, являющийся частью научно-исследовательской работы. Спасибо Вам за участие в этом исследовательском проекте и надеемся, что Вам будет интересно ответить на наши вопросы.



МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ (МИМСБ)

Л.Н. Рабовалюк


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Срок текущей беременности (в неделях)____________

  1. Количество полных лет__________________________________________________
  2. Образование (нужное подчеркнуть): Неполное среднее / Среднее / Среднее специальное / Незаконченное высшее / Высшее Специальность_______________________________________________________________Социальная группа (нужное подчеркнуть): Учащаяся (школы, ПТУ, техникума) / Студентка ВУЗа / Рабочая / Служащая / Предприниматель / Домохозяйка Другое_______________________________________________________________________
  3. Семейное положение (нужное подчеркнуть): Не замужем / Замужем / Гражданский брак / Разведена / Вдова
  4. Сколько лет в браке___________
  5. Краткий анамнез:

1) Количество беременностей ____________ – из них медикаментозных абортов _______ медицинских абортов _______________– самопроизвольных абортов (выкидышей) Другое_______________________________________________________________________
2) Количество родов __________________– из них путем «кесарева сечения» __________
3) Количество, год рождения, пол детей_______________________________
  1. Осложнения беременности:
  1. Угроза не вынашивания беременности (нужное подчеркнуть): Да / Нет. Причина______________________________________________________________
  2. Токсикоз (ранний, поздний)______________________________________________
  3. Наличие показаний родоразрешения путем “Кесарева сечения”________________
  4. Соответствие размеров плода и таза_______________________________________
  5. Другие осложнения беременности________________________________________
  1. Планировали беременность? (нужное подчеркнуть) Планировала чуть позже / Нет не планировала / Да планировала за ранее / Беременность случайная
  2. Кто первый узнал от Вас о Вашей беременности? _____________________________
  3. Как воспринял эту весть Ваш муж?_________________________________________
  4. Когда почувствовали первое шевеление ребенка?_____________________________
  5. Кто первый узнал от Вас о шевелении ребенка?_______________________________
  6. Вы заполняли данную анкету ранее? (нужное подчеркнуть) Да / Нет


Предполагаемая дата естественных родов______________



Плановое Кесарево сечение: Да Дата_________ Нет

Инструкция: Внимательно прочитайте суждения предлагаемого опросника, оцените степень согласия (поставьте галочку в нужной графе), затем выберите 3 самые важные на Ваш взгляд причины вашей беременности и обведите эти утверждения.

5 – Полностью согласна
4 – Скорее согласна
3 – Трудно сказать
2 – Скорее не согласна
1 –Абсолютно не согласна


5

4

3

2

1

Сумма баллов

I

Я долго не могла забеременеть, и вот наконец-то получилось






∑=

Беременность была неожиданной, но очень желанной






Сначала я сомневалась, стоит ли сохранять беременность






Теперь я сомневаюсь, правильно ли поступила, оставив беременность






Я не хочу этого ребенка






II

Боюсь, что у меня нет соответствующих жилищных условий, в которых ребенок будет чувствовать себя абсолютно комфортно






∑=

Я обеспокоена за будущее моего ребенка






Дети являются финансовой нагрузкой для всей семьи






Боюсь, что не смогу дать ребенку достойное образование и материальное обеспечение






Боюсь, мне будет (материально) тяжело «поднять» ребенка






III

Получаю удовольствие, когда наблюдаю за тем, как ребенок растет






∑=

Испытываю радость иметь маленького ребенка






Особенная любовь, развивается между родителем и ребенком






В доме весело, когда есть дети






Беременность «ради ребенка»






Я очень люблю детей






Мы с супругом любим друг друга и хотим иметь общего ребенка






Хочу любить ребенка и заботиться о нем






Хочу ощутить радость материнства






Дети - это счастье






IV

Дети ограничивают свободу






∑=

С детьми теряется контакт с друзьями






С ребенком не хватает времени на себя






Теперь, когда у меня есть ребенок, придется забыть про все развлечения






Имея детей, труднее сохранить работу






Работа (карьера или учеба) на данном этапе жизни для меня важнее, чем дети






Рано я забеременела, не знаю, как буду учиться дальше






Не знаю, как я сейчас буду совмещать заботу о ребенке и работу (учебу)






V

У меня сложная беременность и плохое здоровье






∑=

Я (или мой муж) уже в возрасте и я этим обеспокоена






Беременность портит фигуру






Беременность делает меня менее привлекательной






После рождения детей портятся зубы и высыпаются волосы






Хочу родить, так как боюсь утратить возможность деторождения в будущем






Аборт вреден для здоровья






Беременность заставляет мой организм стареть






VI

Боюсь, что не смогу достаточно заботиться и уделять внимания своему ребенку






∑=

Ребенок доставляет много проблем






Детей трудно дисциплинировать и контролировать






Дети доставляют беспокойство особенно, когда они больны






Невозможно проводить много времени с мужем, когда есть дети






Дети влекут за собой появление новых проблем в браке






Дети создают проблемы с соседями и обществом






Роль матери не особенно одобряется людьми, с которыми я общаюсь






Я не очень люблю детей






VII

Хочу, чтобы не прерывались фамилия, род






∑=

Я беременна, потому что хочу, чтобы первому ребенку (детям) было с кем общаться






Дети способствуют усилению связей с родственниками






Согласно моей вере долгом является иметь детей






Хочу изменить социальный статус






Хочу «быть как все»






Возраст вынуждает






У всех подруг уже есть дети






Муж очень хотел ребенка






Хочу улучшить демографическую ситуацию в стране






VIII

Моя жизнь будет продолжаться через моих детей






∑=

Дети повышают чувство ответственности и помогают мне развиваться






Люди, имеющие детей, реже бывают одинокими в пожилом возрасте






Дети смогут помочь мне, когда буду пожилой






Ребенок будет помогать мне по дому






Хочу поделиться с детьми тем, чем владею сама






Благодаря моим детям я смогу найти новых друзей






Чтобы был хоть один близкий человек






Чтобы чувствовать себя кому-то нужной






Рождение второго ребенка улучшит материальное положение семьи






IX

Дети помогут сблизить меня с мужем






∑=

Родительство улучшает положение и репутацию среди родственников (или коллег)






Муж не оставит меня с ребенком (не уйдет от меня)






Беременность поможет сохранить отношения






В этом случае мой партнер женится на мне (мы распишемся)






Таким образом, можно укрепить отношения в семье






X

Считаю, что в семье должно быть больше одного ребенка, потому как никто не застрахован от несчастного случая






∑=

Хочу заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего);






Теперь, когда есть ребенок, родители вынуждены смериться с браком






Хочу показать родителям, что стала самостоятельной






Хочу родить «назло» партнеру (или кому–либо);






Хочу родить только для себя






Ребенок начало нового этапа в жизни, все плохое уже позади






Другое



Обработка результатов

После выполнения задания необходимо в каждом блоке подсчитать суммарное количество баллов и перенести результаты в таблицу. Необходимо отметить, что сухо следовать интерпретации не стоит, она не дает той полноты картины анализа, который содержится в самих утверждениях. Поэтому исследователю, решившему воспользоваться данной методикой, стоит чаще обращаться к самим ответам испытуемых, уточнять их и качественно интерпретировать.

I

В первом блоке сумма баллов не подсчитывается. Данный блок анализируется по утверждениям. Определяется и уточняется дополнительными вопросами: Настоящая беременность была запланированной или случайной? Беременность желанная или нет? Выясняется общее отношение к беременности, сомнения (если таковые имелись) по поводу сохранения беременности, дальнейшее планирование увеличения семьи.





Блоки

Диапазон баллов


Количество вопросов в блоке

II




25-19

Высокий уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка.

5

18-12

Средний уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка

11-5

Низкий уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка

III




50-37

Высокий уровень стремления быть матерью как результат психофизиологической готовности женщины к материнству (Конструктивные мотивы сохранения беременности)

10

36-23

Средний уровень готовности к материнству и любви к детям

22-10

Низкий уровень готовности к материнству

IV

40-30

Высокий уровень субъективного ощущения ограничение свободы. Эгоистические тенденции, некоторая неготовность жертвовать своим временем и развлечениями ради детей и семьи. Приоритет карьеры и учебы над семейными и материнскими ценностями.

8

29-19

Средний уровень субъективного ощущения ограничение свободы.

18-8

Низкий уровень субъективного ощущения ограничение свободы. Готовность уделять достаточное количество времени семье и детям. Низкий приоритет карьеры и учебы над семейными и материнскими ценностями.

V

40-30

Относится к неготивно-обвиняющему стилю переживания беременности, в пользу собственного здоровья. Мифы о вреде беременности на организм

8

29-19

Средний уровень негативного отношения влияния беременности на здоровье

18-8

Низкий уровень неготивно-обвиняющего стиля переживания беременности

VI

45-33

Очень низкая готовность к материнству и высокая степень тревожности, пессимистический настрой

9

32-21

Существуют некоторые проблемы, касающиеся неготовности к материнству (анализируются, согласно каждого утверждения)

20-9

Небольшие проблемы, касающиеся неготовности к материнству (анализируются, согласно каждого утверждения)

VII

50-37

Беременность как соответствие социальным ожиданиям. Сильная социальная направленность.

10


36-23

Средний уровень социальной направленность. Мотивы сохранить беременность в целях соответствия социальным ожиданиям.


22-10

Стремление к индивидуальности и сохранение беременности не из-за социального одобрения.

VIII

50-37

Высокое стремление матери иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты.

10


36-23

Средняя степень желания реализоваться в будущем ребенке, воплотить собственные нереализованные планы, мечты.


22-10

Ребенок, не средство для реализации себя.

IX

30-22

Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке.

6


21-14

Тенденция к сохранению отношений в семье, в том числе по средствам манипулирования беременностью и ребенком.


13-6

Низкое стремление к сохранению отношений в семье, по средствам манипулирования беременностью и ребенком.

X

35-26

Высокий уровень страхов и компенсация их при помощи беременности (Необходима консультация психолога)

7


25-16

Средний уровень страхов и возможная компенсация их при помощи беременности (Необходима консультация психолога)


15-7

Низкий уровень страхов и компенсации их при помощи беременности


Вместе с методикой исследования мотивов сохранения беременности для установления корреляционных связей, предлагался методический комплекс по исследованию ценностных ориентаций: Тест М. Рокича (методика «Ценностные ориентации»); методика изучения внешних и внутренних ценностей личности (О.И. Мотков, Т.А. Огнева, 2008); Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002); проективная методика «Я и мой ребёнок» (Г.Г.Филиппова, 2002); «Тест отношений беременной» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003); модифицированный восьмицветовой тест Люшера (Собчик). Использовались количественные и качественные методы статистического анализа, вычисление средних, стандартного отклонения, достоверность различий выявлялась с помощью непараметрического критерия Mann Whitney, а для выявления корреляционной связи признаков использовался непараметрический коэффициент корреляции Кендалла. Результаты исследования мотивов сохранения беременности и корреляционные связи блоков опросника с другими шкалами представлены в работах [5, 9], частично в [4, 6, 7, 8]. Мы создали модификации данного опросника для юношей и девушек, еще не имеющих детей, так как понимаем и настоятельно рекомендуем проводить диагностику на стадии планирования семьи, для профилактики деструктивных мотивов сохранения беременности. Паспортная часть модифицированных опросников существенным образом изменена, носит как диагностический, так и информационный характер (о методах и способах планирования семьи). Мы считаем, что выявление истинных мотивов беременности (если девушка уже беременна) и ценностных ориентаций на родительство (юношей и девушек), еще не имеющих детей, поможет при необходимости провести своевременную психологическую коррекцию деструктивных мотивов беременности и гармонизировать отношения в семье ещё до рождения ребёнка.

Психологическая диагностика мотивов сохранения беременности остается актуальным и перспективным направлением исследования в перинатальный психологии. Выяснение истинных причин, мотивов и обстоятельств, побудивших женщину к сохранению данной беременности, помогут объяснить и понять отношения в семье, складывающиеся в связи с беременностью и рождением ребенка; помогут выяснить страхи и неудовлетворенные потребности женщины. Остаются перспективным направление изучение механизмов и факторов, влияющих на перестройку мотивационной системы бушующих родителей, а так же задачи разработки психокоррекционных программ по трансформации мотивов сохранения беременности из категории «деструктивных» и «не осознанных» в категорию «конструктивных» и «осознанных».


Литература:
  1. Балабанов С.С. , Наук Б. , Саралиева З.Х.-М. Типология мотивов иметь или не иметь детей "Социологические исследования", 2009, № 3, с. 129-136

  2. Добряков И. В. Перинатальная психология // Добряков И. В. - Спб: Питер, 2010 — 272 с.
  3. Красильникова, Е. Д. Проблема исследования мотивов зачатия и сохранения беременности / Е. Д. Красильникова // Вестник Тверского государственного университета. - 2009. - N 5 (Педагогика и психология). - С. 145-150
  4. Рабовалюк Л.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций беременных женщин с группами риска ПКГД//Сборник докладов 59-й международной молодежной научно-технической конференции «МОЛОДЕЖЬ-НАУКА-ИННОВАЦИИ», 21-23 марта 2012 г. в 2 Т. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – Т. 2. – 262 с. с 219 - 222. [электронный доступ] http://www.msun.ru/sci/nirks/conf/conf2011/tom2.pdf

  5. Рабовалюк Л.Н. Гендерные различия ценности ребенка в структуре ценностных ориентаций студентов старших курсов мед. Университета // «Актуальные проблемы практической психологии», 26-27 апреля 2012 - г. Херсон: Херсонский государственный университет, 2012 г. (в печати)

  6. Рабовалюк Л.Н. Особенности ценностных ориентаций повторнородящих женщин //Образование и саморазвитие. г. Казань «Центр инновационных технологий», №2 (30) 2012г. с. 164 - 169

  7. Рабовалюк Л.Н. Структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты [Текст]/ Л.Н. Рабовалюк// Молодой ученый. – 2012.- №1. Т.2. – c.177. С. 53-56.

  8. Рабовалюк Л.Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал] №1(09), 2012 URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/rabovalyuk.pdf

  9. Рабовалюк Л.Н., Кравцова Н.А. Мотивы сохранения беременности по данным наблюдения клинического психолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2012, №2(18) 2012г. (в печати)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle