Библиографическое описание:

Татарникова М. Р. Подготовка кадров для сельского хозяйства в период освоения целинных и залежных земель в Иркутской области в 1950-1970-х гг. // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 341-343.

В 1950-1970-х гг. в СССР проходила реализация грандиозной программы по освоению целинных и залежных земель. Она была утверждена на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС, после которого в стране был взят долговременный курс на интенсификацию сельского хозяйства. Предусматривались меры по повышению урожайности, освоение и введению новых земель в севооборот, улучшению работы машино-тракторных станций, а также по увеличению количества квалифицированных сельскохозяйственных кадров.

Иркутская область в 1953 г. вошла в число 19-ти краев и областей, которые были отнесены к целинным регионам. В этот период Иркутская область становится крупным промышленным центром общегосударственного значения, где увеличивается городское население и возрастает потребление продуктов питания. Сельское хозяйство должно было полностью удовлетворить потребности населения растущего региона в продуктах. Выполнение намеченных мероприятий по освоению целинных и залежных земель требовались квалифицированные кадры механизаторов, строителей, агрономов, мелиораторов. Сам вопрос о подготовке сельскохозяйственных кадров необходимо было решать в кратчайшие сроки, чего требовала государственная программа, и от правильного её решения зависел успех развития сельского хозяйства. Необходимо было подготовить не только руководящих работников колхозов, совхозов и машино-тракторных станций, но большое количество кадров рабочих профессий. Решение этой проблемы требовало широкого строительства на селе жилых домов, объектов социально-культурного назначения.

Подготовка профессиональных работников в первую очередь зависела от повышения их общего образовательного уровня. О масштабах этой работы можно судить по следующим данным: в 1952 г. в Иркутской области 95% бригадиров полеводческих бригад, 83% заведующих животноводческими фермами, 89% председателей колхозов,. 48,6% директоров машино – тракторных станций, 88,7% главных инженеров, 96% заведующими мастерскими были с низшим образованием в 1952 г (1). Однако, несмотря на это положение, вопросами повышения общеобразовательного уровня работников не уделялось должного внимания. Соответственно, что многие председатели колхозов плохо разбирались в вопросах организации колхозного производства, экономики и финансов, имели слабые представления о достижениях науки и передового опыта, не обладали организаторскими способностями. Естественно, в колхозах, где стояли такие руководители, имелись низкие производственные показатели. Следует также отметить, что в 1953 г. из 685 колхозов Иркутской области, 302 являлись нерентабельными хозяйствами (2).

Местными органами власти, районные сельскохозяйственные управления недостаточно уделяли внимания поступлению в сельскохозяйственные техникумы и вузы молодежи с производства, рабочих совхозов и колхозников. Так, к примеру, 1957 г. в Иркутском сельскохозяйственном институте из 1669 обучающихся студентов только 20 человек являлись колхозниками (3). В 1954 г. данный сельскохозяйственный вуз выпустил 69 специалистов сельского хозяйства, из которых 33 человека получили назначение в Читинскую область, Бурятию, Якутию и Монгольскую Народную Республику. Разумеется, что оставшиеся были направлены на работу в колхозы и совхозы Иркутской области. Потребности такой огромной территории не могли быть удовлетворены в работниках высшей квалификации (4). В 1948 по 1955 гг. заочное отделение Иркутского сельскохозяйственного института окончили только 12 человек (5).

Для резкого увеличения количества сельскохозяйственных специалистов в школах Иркутской области были приняты меры. С 1956 г. начался переход на новые учебные программы: введение уроков труда и практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике, организации школьных мастерских (6). Для решения задачи об укреплении связи школ с практикой многие семилетние школы улучшали политехнизацию обучения. Так, в 1956 г. для школ Усть-Ордынского Бурятского национального округа был приобретен автомобиль, два трактора, комбайн, культиватор, плуги, токарный станок, различные инструменты. Улучшение материально-технической базы школ способствовало подготовки будущих кадров сельского хозяйства.

В 1958 г. Министерство высшего образования СССР утвердило новые правила приема в вуз, в которых большое значение придавалось без отрыва от производства. В дальнейшем в вузы получили право зачислять в первую очередь, имеющих не менее чем двухлетний стаж практической работы в промышленном и сельскохозяйственном производстве или в других отраслях народного хозяйства и культуры, положительно проявившие себя на этой работе. Это правило также стало распространяться на демобилизованных из рядов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Участники Великой Отечественной Войны, как и прежде, принимались в вузы без конкурса. Для лиц имеющих право для внеконкурсного поступления в вуз, выделяется до 80% мест от плана приема в вуз. Не менее 20% мест предоставлялось для молодежи, окончившие средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы (7).

На тот момент времени Иркутский Обком КПСС в целях повышения подготовки специалистов сельского хозяйства обязал директоров и секретарей парторганизаций высших учебных заведений шире проводить разъяснительную работу среди молодежи колхозов, МТС, совхозов, учреждений культуры о правилах приема в вузы, профильных учебных заведений, оказывать помощь при подготовке к экзаменам. К примеру в 1957 г. партийно-советское руководство области рекомендовало провести первоочередное зачисление в вузы не менее 60 % молодежи, работающей в различных отраслях народного хозяйства и имеющей опыт работы не менее 2-х лет, положительно проявившей себя в труде (8). Отдельно было сделано указание директору сельскохозяйственного института тов. Дроздову обеспечить прием студентов главным образом за счет сельской молодежи. В реализации этих решений проводилась работа с молодежью: при средних школах для молодежи, работающей на производстве, были организованы подготовительные группы для поступления в вуз; приняты необходимые меры для принятия лучшей части молодежи с производства. Также была проведена разъяснительную работу среди учащихся 10 классов о целесообразности получения производственного опыт в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

В связи с тем, что специалистов сельского хозяйства в районах области все равно было недостаточно в соответствии с Постановлением Облисполкома и Иркутского Обкома КПСС «Мерах по дальнейшему улучшению агрономического и зоотехнического обслуживанию колхозов» от 20 августа 1955 г. было принято решение по укреплению экономически слабых колхозов более опытными и квалифицированными кадрами. Выпускники ИСХИ и других средних и среднеспециальных учебных заведений направлялись в районы области для работы в колхозах, совхозах и МТС. Данных специалистов рекомендовали в качестве агрономов и зоотехников, заместителей председателей колхозов, бригадиров производственных бригад и заведующих животноводческими фермами. Также было рекомендовано колхозам устанавливать, по решению общих собраний, ежемесячную оплату труда агрономов и зоотехников колхозов в зависимости от стажа работы и квалификации, примерно в следующих размерах: специалистам сельского хозяйства, работающим в колхозе в качестве агрономов или зоотехников, имеющих высшее образование, от 70 до 90 процентов, со средним образованием – от 60 до 80 процентов трудодней и денежной доплаты, начисляемых председателю колхоза (9). Также выдавать все виды дополнительной оплаты и материальных поощрений, предусмотренных действующими постановлениями партии и правительства для председателей колхозов по той отрасли, за которую они отвечают.

Освоение целинных и залежных земель в Иркутской области способствовало решению кадровой проблемы в сельском хозяйстве, укреплению экономики колхозов и совхозов, увеличению производства продуктов земледелия и животноводства. Все это внесло крупный вклад в экономическое развитие Иркутской области и повышения жизненного уровня трудящихся.

Нынешнюю социально-экономическую обстановку в сельской местности Иркутской области можно определить, как бедственную, жизненный уровень и занятость сельских жителей достигли опасной черты. Жизнеспособность сельского хозяйства напрямую зависит от государственной поддержки, которая пока не просматривается. Ведь только процветающая деревня может стать надежной опорой российского государства и обеспечить продовольственную безопасность страны.


Литература:

1. ГАНИИО, ф. 127, оп. 35, д. 9, с. 91

2. ГАНИИО, ф. 127, оп. 35, д.61, с. 101

3. ГАНИИО, ф. 127, о. 50, д. 66, с. 12-15

4. п. Усть-Орда, газета «Знамя Ленина», 1954 г., №84

5. ГАНИИО, ф. 127, оп. 44, д. 54, с. 8

6. п. Усть-Орда, газета «Знамя Ленина», 1956 г., № 6

7. ГАНИИО, ф. 127, оп. 72, д. 7, с. 75

8. ГАНИИО, ф. 127, о. 50, д. 66, с.15

9. ГАНИИО, ф. 127, оп. 72, д. 44, с. 178

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle