Библиографическое описание:

Бадмаева В. В. Юрта – традиционное жилище калмыков, как пример оптимальной адаптации к кочевому укладу // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 367-369.

Согласно одной из научных гипотез, ойратов, отделившихся от основной массы западно-монгольских племен, русские вслед за тюркскими народами стали называть «калмак» («калмык), что на тюркском языке означает «остаток». Самоназвание «калмык» было принято ойратами только в конце XVIII в. Калмыки – это единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует древнейшую мировую религию – буддизм и является носителем развитой кочевой культуры. В середине XVII в. калмыки поселились на берегах Волги и Каспийского моря. Они не были генетически связаны с народами, населявшими степи Нижнего Поволжья в предшествующие времена, но они являются их преемниками по способу хозяйства и образу жизни. Высокоразвитое скотоводство обусловило их этническое лицо, образ жизни, материальную и духовную культуру. Будучи скотоводами, калмыки издавна умели выделывать кожу, катать войлок, который шел на изготовление покрытия для юрты, ковров, попон для лошадей и верблюдов. Исконно женскими занятиями были прядение, ткачество, сучение шерстяных ниток, изготовление и декорирование одежды. Специфика экстенсивной кочевой экономики мало менялась с течением времени, как и конкретная природная среда. Это порождало значительное сходство в формах ведения хозяйства, отдельных элементах культуры у кочевников всех трех эпох – древности, средневековья и нового времени. Ведь номадизм был единственным способом культурной и экологической адаптации к сухим и засушливым степям Нижнего Поволжья. Климат и ландшафт Нижнего Поволжья явились оптимальными для продолжения и развития древних скотоводческих традиций калмыков. Они разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Скот обычно круглый год находился на подножном корму. Система и порядок кочеваний определялись Ойратским уставом 1640 г. Кочевали верхом. Впереди молодые мужчины и подростки гнали скот, затем шли вьючные животные с поклажей, потом следовали члены семьи на лошадях. Колыбель с младенцем женщина ставила перед собой на седло. Чтобы сняться с места стоянки (разобрать юрту, уложить имущество, навьючить животных) требовалось всего 2 – 3 часа. Сама юрта весит около 350 кг. И поэтому ее легко перенести на вьючных животных. Перекочевка на летние пастбища воспринималась как праздничное событие, предварялась различными очистительными обрядами и производилась в соответствии со строгими ритуальными правилами.

Поселения калмыков «хотоны» носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу юрт – аналогов монгольских юрт. Кочевой образ жизни с древних времен обусловил создание легкого, свободно собираемого и разбираемого жилья – юрт, приспособленной и весьма удобной для частых кочевок. В древнейшем историческом памятнике «Сокровенное сказание» упоминается о передвижных кибитках на колесах, которые также встречались на пути следования европейских путешественников В.Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло. Есть два основных типа юрт – монгольский (с островерхой крышей) и тюркский. Форма верхней части юрт зависит только от жердей – стропил, конструкция же нижней в целом одинакова в обоих случаях. «Стены» обычно имеют каркас из деревянных решеток (их называют «хан»). Строение позволяет равномерно распределить давление жердей, составляющих кровлю, по всему периметру строения. В исследованиях о калмыках встречается три названия традиционного жилища ойратов – калмыков – «гер», «юрта», «кибитка». В теме своей статьи я буду придерживаться термина «юрта», который закрепился в сознании калмыков в последние два десятилетия. Предки калмыков и люди старшего поколения называли и называют свое жилище «гер (жилище, дом)» или «ишкя (войлок) гер». Это было в прямом смысле войлочное жилище с остовом из деревянных конструкций, крепких, выносливых, отвечающих погодным условиям. Существует мнение, что юрту или гер, собранную на повозке и не разбираемую, называли кибиткой. Кибитка – русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии, закрепилось за войлочными жилищами калмыков, когда они появились в пределах Российского государства с середины XVII века.

Калмыцкая юрта ишкя гер – юрта монгольского типа. Юрту обращали дверью на юг. Способ покрытия юрты двумя рядами войлока: нижний ряд закрывает решетчатую часть, верхняя – купольную крышу. Устройство юрты у калмыков и монголов несколько различается. У калмыков юрта без деревянных подпорок – столбов и двухстворчатая деревянная дверь, верхняя часть кровли крыши намного выше. Основной объем калмыцкой юрты состоит из цилиндра – круглых стен с дверным проемом и усеченного конуса – островерхой крыши с кругом. Каркас юрты составляют следующие четыре части:

а) терме – решетки из четырехгранных планков. Сборно-раздвижное основание юрты из 6 и более терме составляют стены, что позволяет растягивать или стягивать их;

б) унины – купольная жердь, в своем множестве образующие крышу юрты;

в) харачи – круговое навершие для закрепления в нем верхних концов унинов, являющееся одновременно дымоходом и окном юрты;

г) удин – двустворчатая дверь с дверным блоком «тотх», открывалась вовнутрь.

Терме представляют собой скрепленные по диагональным осям четырехгранные планки, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения кожаными ремешками. По числу терме, соединенных и связанных волосяной веревкой в стены по кругу, определяется размер юрты: из шести и более терме. Большинство калмыков жили в шести – восьмитермовой юрте. Из истории известно, что большая юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек. Купол юрты, ее крыша, образуется из жердей (реек) – унин, размер и количество которых зависит от величины юрты, т.е. чем больше в ней терме, тем длиннее и массивнее унин. Размер харачи зависит от величины юрты, если в стене юрты много терме, то диаметр его больше и массивнее. Диаметр харачи шести – восьмитермовой юрты составлял 1, 5 м. В харачи сверху втыкались 4 полуобруча, образовывающие свод юрты. Деревянные конструкции юрты выполнялись из дерева, привозимого на ярмарки из разных регионов России. Харачи чаще делали из дуба, и надо подчеркнуть неслучайно. Дуб «восстанавливает ауру человека, ускоряет лечение болезней во множество раз» [журнал «Будь здоров», 1994.] Деревянный остов юрты покрывается сверху войлочным покрытием, состоящим из нескольких частей: нижняя: могла состоять из двух частей: ирвгч и туург; верхняя – деевр, покрывающая крышу, и орк – покрывало на харачи. Войлочное покрытие делалось из овечьей шерсти, обшивалось по краям крученной шерстяной нитью. Оно обеспечивало абсолютную водонепроницаемость, а плотность шерсти в войлоке сохраняла необходимую температуру внутри. Летом в юрте царит прохлада, а зимой, наоборот, хранится тепло. Но гениальность юрты заключается в том, что структура юрты без особых проблем выдерживает сильнейшие ветры. Большое значение для выбора хотона и устройства юрты имело место – газр (земля). В первую очередь, у калмыков были родовые места кочевок, поэтому в сознании калмыков газр – родовое кочевье ассоциировалось с родиной. Нельзя было ставить юрту там, где проходила дорога, где были найдены костные останки человека, где обнаружены следы пожара. Наиболее благоприятным для установки юрты считается место, где ложится крупный рогатый скот, который сам себе выбирал хорошее пастбище. Это место считалось обжитым и благоприятным. Предки калмыков всегда придерживались этих правил, ибо от этого зависело благосостояние семьи. Тут учитывалось и то, что у калмыков – кочевников веками сложилось неписанное правило выпаса домашних животных в летний период и правило тебеневки зимой: верхушки трав поедали крупный рогатый скот и лошади, затем шли овцы, съедавшие траву до ее корней. Следующим важным моментом для кочевки и установки юрты – это выбор благоприятного дня по буддийскому календарю и, как отметили выше, проведения обрядов таких, как очищающие костры, между которыми прогоняли скот с конструкцией юрты и пожитки. Ориентация входа юрты на юг сохраняется у калмыков при постройке домов и по настоящее время. По мнению Л.Л. Викторовой, ориентировка входа жилища по четырем сторонам света у монгольских и тюркских народов издревле имеет значение: она строго придерживалась и была одним из признаков, связанных с их древними верованиями: тюрки поклонялись солнцу на восходе и ставили юрты входом на восток, предки монгольских народов – солнцу в зените. Юрта – древняя модель Вселенной устанавливалось входом к солнцу, божеству, которое нельзя застилать, чтобы заслужить благосклонность. Став лицом к югу, когда солнце в зените, определяли правую и левую стороны в ней. Ориентация на юг – эта сторона, откуда, по мнению кочевников, всегда веет тепло. Эта особенность установки юрты на юг, позволяла кочевникам определять время суток. По движению солнечного луча, падающего сквозь дымовое отверстие и перемещающегося по внутренним конструкциям юрты, кочевник определял время. Например, когда солнце в зените, тень от его света падала на северную часть юрты, где хранились самые главные предметы культа – домашний алтарь. Это был «час мыши» – хулhна цаг, время от десяти до двенадцати часов дня. И так весь распорядок дня, цикл разнообразных и хозяйственных дел калмыков выполнялся согласно таким солнечным часам. Время определяло всю жизнь кочевников: по нему строилась трудовая, календарная, обрядовая, семейная жизнь.

Устойчивость традиции наблюдалось в планировке и убранстве юрты. Внутреннее пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины (если стоять в кибитке лицом к входу). В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухонной посуды. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. Далее на женской половине следовала деревянная кровать хозяина. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висела икона с изображением покровителя юрты. На шкафе – алтаре стояли ритуальные предметы, в их числе молитвенный барабан кюрд и чаша для подношения – дееджи. Между изголовьем постели хозяина и домашним алтарем оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с принадлежностями к нему, ножи и другие мужские вещи. За ним по кругу стоял баран (скарб) из одного или двух – трех низких нешироких шкафов на высоких ножках – укюг. На укюг рядами складывали ширдыки – орнаментированные войлочные ковры, кожаные мешки с зимними вещами. Наверху этой пирамиды ставили небольшие сундуки, их количество зависело от достатка семьи. Далее следовала кровать дочери. Рядом с бараном располагали низенький стол. Меблировка юрты завершалась деревянной вешалкой, на которую вешали узды, арканы, седло и т.п. Кочевая жизнь не располагает к умножению вещей и разнообразию. В условиях частого передвижения эти предметы и каждый член семьи имели свое постоянное место. Убранство юрты, одежда, предметы быта несли единый стиль, выработанный и отшлифованный столетиями кочевой жизни, которая определяло минимальное количество вещей, необходимых при кочевках. Все предметы убранства юрты были по форме узкие и не длинные, так как при перекочевках они, кроме харачи, помещались с боков животных, чтобы не мешать его движениям.

Кочевой образ жизни калмыков в первую очередь ассоциируется с юртой, традиционным жилищем. Рост поголовья зависел от сменяемости пастбищ и водных источников по мере их истощения. Это определило кочевой образ жизни калмыков. В процессе их адаптации в экосистему их предки изобрели одно из величайших приобретений цивилизации – юрту, которая, не будучи капитальным строением, по своему функциональному назначению наиболее соответствовала кочевому образу жизни и скотоводческому способу ведения хозяйственной деятельности, а по художественному оформлению, по декору ей нет равных. Все положительные стороны войлочных жилищ кочевых народов отмечались еще античными средневековыми авторами. Юрта является своего рода квинтэссенцией многовековой культуры кочевников. Она занимала особое место в повседневном быте калмыков, с ним была связана вся жизнь калмыков и до начала ХХ века была одной из доминант их жизнеобеспечения, соответствовала всем требованиям кочевого образа жизни и была показателем оптимальной адаптации предков калмыков к кочевому укладу.


Литература:

  1. Бембеев В.Ш., Бембеева В.В. (Бадмаева В.В.) История и культура родного края. Элиста 1992.

  2. Эрдниев У.Э. Калмыки, Элиста 1980.

  3. Житецкий И.А. Астраханские калмыки, С-П. 1892.

  4. Викторова Л.Л. Происхождение и истоки их культуры, М. 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle