Библиографическое описание:

Махмудов Б. А. Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 468-471.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстетических понятий у детей данного возраста, обозначены функции уроков физкультуры с использованием народных подвижных игр, их направленность на развитие и совершенствование личностных качеств учащихся. Особо выделены требования к учителю, его внешнему облику, речи, стилю, поведения и.т.д.

Ключевые слова: нравственно-эстетические основы, эстетическая культура, представление, национальные подвижные игры, тонкий вкус, физическое развитие, эмоционально-эстетическая сфера.

В педагогике Узбекистана особое внимание уделяется исследованию приемов и методов закрепления у подрастающего поколения общечеловеческих убеждений, формирования личной культуры, уважительного отношения к ценностям. Важным средством в данном аспекте следует признать опыт народной педагогики по воспитанию молодого поколения, в том числе – влияние национальных подвижных игр на формирование эстетической культуры, характера и сознания учащихся.

Национальные подвижные игры один из компонентов физической культуры и спорта, поэтому сегодня усилилось внимание к их использованию на уроках физического воспитания. Кроме того, выявлены большие возможности национальных подвижных игр в процессе формирования у учащихся физической культуры и одновременно с этим – возможности нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. В процессе участия в национальных играх у учащихся проявляются положительные чувства и духовные качества: совместные действия, дисциплинированность, скромность, уважение, справедливость, чувство дружбы и товарищества, единодушие, ответственность за выполнение; формируются волевые качества – смелость, твёрдость, уверенность в своих силах, преодоление трудностей, терпение, выдержка и др.

Важное значение при проведении подвижных игр имеет и эстетический аспект воспитания. В старшем школьном возрасте эстетическое воспитание осуществляется значительно труднее, поэтому основы его надо закладывать, начиная с младшего школьного возраста. Известный учёный – педагог Б.Т.Лихачёв по этому поводу писал что «период обучения в начальных классах считается самым благоприятным временем для формирования и развития эстетической культуры детей, так как сформированное в этот период отношение к реалиям окружающего мира становится свойством личности. Сформированные в детском возрасте духовно-эстетические чувства надолго сохраняются и отражаются в последующей жизни». Действительно, эстетические представления, создаваемые у младших школьников, служат основой для дальнейшего эстетического воспитания.

Воспитание у учащихся позитивного настроенности, искренних и дружеских отношений с людьми имеет важное значение для преодоления неприятного психологического состояния. В этом вопросе окажут дидактическую помощь разумно организованные модернизированные национальные игры на уроках физического воспитания, которые способствуют повышению эффективности уроков и создают условия для усвоения учащимися эстетических основ.

Так, в процессе национальных подвижных игр развивается эстетический вкус учащихся, формируются понятия о красивом, изящном, стройности фигуры, прекрасном в окружающем мире, эстетическое отношение к художественным ценностям, аккуратность и культура поведения, речи, недопустимость дурных поступков.

Вся жизнь человека проходить в движении, так как движение есть жизненная потребность. Особенно высока потребность в физическом движении у детей младшего школьного возраста. И в этом смысле введение национальных подвижных игр имеет большое воспитательное значение, поскольку повышает интерес учащихся к физическому воспитанию и активизирует их. Разумеется, в основе игр прежде всего стоит задача физического развития детей; они бегают, прыгают, поднимают тяжести, ловят и бросают мячи и другие предметы. Однако не следует забывать и об эстетической стороне процесса, и педагогическое мастерство преподавателя физкультуры как раз и заключается в том, чтобы обратить внимание учащихся на красоту движений, гармонию в проявлении силы, ловкости, находчивости, реакции и правильных, отточенных физических движений.

Через подвижные игры и состязания, бытующие у узбекского народа, или традиционные ремесла можно знакомить детей с образом жизни наших предков, с ценным опытом, накопленным ими.

Выше указывалось, что национальные подвижные игры помогают проводить уроки физического воспитания в интересной форме, формировать навыки воспитания и понимания физической и духовой красоты. Наряду с этим, перед учащимися, участниками игр, ставятся определённые задачи (требования):

  • готовиться к игре как к празднику;

  • осмысливать цель игры, её содержание, правила. действия;

  • помнить об эстетической стороне игры;

  • не нарушать правил игры;

  • не допускать лживых слов, нечестного поведения;

  • избегать грубости, держать себя тактично;

  • проявлять благородство (великодушие), не смеяться над проигравшими;

  • добиваться победы законными средствами, перенимая традиции узбекского народа.

Каждая национальная игра начинается для узбекских детей с небольшой беседы об её истоках (возникновении), особенностях и характере, её образах (символах), физической нагрузке, нравственном и эстетическом содержании. Учащиеся должны знать, что игра развивает у них силу, ловкость, быстроту, находчивость, чувства прекрасного, любви к своему народу и родине.

Результаты проведённого нами исследования показали, что использование национальных подвижных игр в воспитании учащихся начальных классов должно обеспечиваться следующими принципами:

  • соответствие проводимых игр возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  • связь с национальными традициями, местными (региональными) историческими традициями и культурным наследием;

  • наличие в игре разнообразных движений и направлений, их сменяемость;

  • психологические аспекты игры;

  • возможность формирования эстетического мышления и эстетических навыков;

  • анализ игры, характеристика участников, стимулирующие факторы.

Следовательно, национальные подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего (умственного, нравственного, духовного, эстетического) воспитания учащихся и потому являются одним из действенных средств комплексного развития младших школьников.

Использование национальных подвижных игр на уроках физического воспитания связано с развитием у учащихся способности преодолевать различные препятствия и трудности (в последствии это умение пригодится ребятам в жизни при встрече с настоящими трудностями). Игровые образы формируют у ребят способности самоуправления, их двигательную активность. В большинстве игр учащиеся должны проявить смекалку, твёрдость в достижении цели, чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.

Само собой разумеется, при знакомстве с национальной игрой необходимо знать не только её содержание и значение, но и историю её появления, которая связана с такими науками, как этнопедагогика, антропология, история, теория и методика физической культуры. В Узбекистане в этом направлении проведены интересные исследования и опубликованы книги, пособия, рекомендации статьи. Среди авторов учёные-педагоги Т.С. Усмонходжаев, Ф. Ходжаев, Х. Мелиев идр., которые выделили два взаимосвязанных направления игровой деятельности учащихся: во первых, участие в игре физически развивает детей, вырабатывает навыки самостоятельных действий, во-вторых, в процессе игры учащиеся получают «духовную пищу», углубляются их представления об окружающем мире. Основная функция использования подвижных игр остаётся неизменной – это совершенствование физической подготовленности детей и укрепление их здоровья, так как в процессе игры улучшается и совершенствуется функциональная деятельность всего организма:

Эстетическая же функция национальных подвижных игр заключается в формировании у учащихся эстетического воспитания и эстетических потребностей (запросов). Эстетическое восприятие сложный процесс, и у разных людей он связан с проявлением различных чувств, с различными ассоциациями.

Формирование эстетических потребностей и эстетического сознания, особенно на начальном этапе, связано с определёнными трудностями. И в этом случае на помощь приходят национальные подвижные игры, в которых есть своеобразная ритмика, музыкальность, речитативная поэзия, организованность, хоровое проговаривание и.т.п.-всё то, что служит основой для появления эстетических чувств, которые в последствии перерастают в потребность «прекрасного, изящного». И таким образом формируется эстетический вкус, эстетическая оценка, эстетический идеал. Известно, что уровень культуры личности, её духовный потенциал измеряется кругом эстетических запросов. Эстетические потребности выделяются из сферы материально- экономических, социально- политических и других объектов своим «бескорыстием» и безразличием к особым благам. Эстетические потребности и эстетические чувства неразрывно связаны, эстетические потребности пробуждают эстетические чувства, а иногда эстетические чувства предшествуют возникновению эстетических потребностей [1].

Формирование эстетического восприятия -процесс длительный, и его нельзя остановить в какой-то момент. Эстетическое восприятие постепенно обогащается через приобретаемый жизненный опыт, знания и умения. Кроме того, эстетическое восприятие функционирует как целенаправленный вид деятельности в определённой сфере общественного развития. В процессе воспитания эстетическое восприятие может проявиться у отдельных личностей или какой –либо группы в результате различного вида деятельности [2]. Из этого следует, что национальные подвижные игры могут служить эффективным средством формирования эстетического восприятия и эстетических потребностей.

От учителя физического воспитания, осуществляющего руководство подвижными играми, требуется знание основных эстетических понятий. Развивая мысль Р.Н. Эргашева об особенностях педагогической эстетики, можно утверждать, что большое значение для эффективности уроков физического воспитания имеют голос, мимика, тесты, речь, ораторское мастерство, внешний облик, манеры педагога.

Голос- средство установления общения. Н должен быть мягким, приятным, в известной степени завораживающим, эмоционально окрашенным. Красивый голос учащиеся слушают с интересом, внимательно, без напряжения. В голосе передается «вокальная мимика». Динамические стороны голоса –это интонация, тембр, ритм, вибрация, но главное в голосе не должно слышаться фальши.

Мимика – своеобразное искусство выражения настроения, чувств, мыслей. Это один из компонентов общения, проявляющего посредством движения головы, мышц лица, глаз, бровей, а также – смеха, улыбки. Главное, всё это должно быть красивым и с соблюдением меры. Например, кивание головой означает согласие, поддержку мысли. Глаза учителя, как «зеркало души» должны выражать богатство внутреннего мира доброту и уважение по отношению к детям.

Лицо учителя, его мимика не всегда могут быть красивым (как распорядится природа), но его духовный облик, внутреннее содержание должны быть приятными для общения, и потому человек воспринимается как красивый. Кстати, над мимикой и выражением лица можно «работать» и путей тренинга создавать привлекательное выражение глаз, движение губ и др.Жесты являются дополнительным средством выражения эмоционального состояния. У жестов есть свой «язык». Например, плавное, ровное движение рук означает спокойствие, умиротворение, резкие и твёрдые движения – требовательность, скрещенные руки – окончание, остановку действия. Учитель в этом смысле подобен дирижёру – должен создать в целом чистое, свободное, прекрасное творение.

Речь учителя – средство воздействия на мысли, чувства учащихся. Её восприятие связано с реализацией ряда операций (процессов): настрой, внимание, активность, представление, мысль. Если речь учителя содержательная, обогащенная, завлекающая, эмоциональная, она оказывает влияние не только на чувства, но и на эстетическую сферу учащихся.

Речь учителя – это не только средство для передачи знаний и воспитательного воздействия, но и образец для подражания.

Основные требования к речи учителя сводятся к следующему:

  • глубокое знание своего предмета, изучаемых объектов, явлений;

  • выражение своего отношения к излагаемому материалу, целям и задачам;

  • соблюдение структуры речи, компонентов, её составляющих: психологизм достоверность, информативность;

  • аргументированность, логичность, доступность, комментирование, наглядность, эмоциональность, насыщенность интересными фактами направленность на обогащение эстетико - эмоциональной сферы учащихся, расширение их представлений;

  • проявление доброжелательности и уважения к учащимся, учет их интересов и психолого-возрастных особенностей;

  • привлечение внимания слушателей, повышение их мотивации путей ярких примеров, обещаний предстоящей встречи с чем-либо интересным и чудесным;

  • использование различных методов и средств, стимулирующих интерес к овладению эстетическими знаниями;

  • обращение к жизненному опыту учащихся, примерам и фактам из жизни, способствующим возникновению эмоционально- эстетических ситуаций;

  • использование языковых средств, фразеологизмов, создающих образность и выразительность речи – метафор, гипербол, пословиц, поговорок, иносказаний, крылатых выражений, примеров из фольклора и .др.;

  • демонстрация иллюстративного материала по теме, эстетических средств, изображающих красоту физических движений;

  • разъяснение эстетических понятий с целью их полного освоения, раскрытие художественно-изобразительной функции слова (фраза, предложения).

Большое значение в воспитании у учащихся эстетического вкуса приобретаем внешний облик учителя. Даже, если анатомические и физиологические особенности педагога не очень привлекательны, то его причёска, костюм, манеры поведения, стиль речи, пластика, жесты, походка и т. д. должны отличаться скромностью и в то же время вкусом, быть аккуратными, соответствовать ситуации. Учитель должен быть сдержанным и в то же время эмоциональным, доброжелательно (а «не сквозь зубы») отвечать на приветствия, уметь слушать учащихся избегать грубых слов, окриков, резких движений (хлопанье дверью, плюханье на стул, стук указкой или рукой по столу и т. п.) Если все эти требования выполняются (по крайней мере, большая часть из них), то такой учитель и есть эстетический идеал или образец для подражания. (Мя не говорим здесь о педагогическом мастерстве педагога, это отдельная тема).

Однако следует признать, что внешний облик учителя, стиль его поведения есть важный компонент педагогической культуры и педагогической эстетики.

Все вышесказанное в полной мере относится и к учителю физического воспитания и интегрируется в процесс формирования эстетических чувств младших школьников при организации национальных подвижных игр.


Литература:

  1. Шер А., Умаров Э., Хусанов Б. Эстетика. Таш., 2000 с.83-84.

  2. Носирхужаева Г. Этика. Эстетика. Учебное пособие Т. 2006, с. 65-66.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle