Библиографическое описание:

Салиходжаева Р. К. Основные аспекты в обучении медицинских сестёр с высшим образованием // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 457-459.

Медсестринская деятельность это искусство и наука, признающая значение физического, социального, духовного и культурного смысла, впитавшего в себя опыт здравоохранения. В современной системе здравоохранения Узбекистана, профессиональная медсестра должна быть опытным коммуникатором, предельно четко и ясно реагировать в быстроизменяющихся ситуациях. Он или она должны приобретать знания на протяжении всей своей практической деятельности, достичь уровня знаний и навыков для принятия решений основанных на исследованиях и подлинных фактах.

При подготовке медицинских сестер с высшим образованием главный упор нужно делать на улучшение качества образования и обучения. Этого можно достичь путем внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Одним из них является обучение, основанное на проблеме.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюн и получило распространение в 20-30 х годах ХХ века. Дж. Дьюн выделял 4 инстинкта для обучения: социальный, конструирование, художественное выражение, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов представлялись в качестве инстинктов познания: слово, произведения искусства, технические устройства, игры и труд.

Сегодня под проблемным обучением понимается – создание педагогом проблемных ситуаций на занятиях и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение относится к личностно-ориентированным тех­нологиям, так как личность здесь является субъектом, а цель проблемных ситуаций – особым видом мотивации в педагогическом процессе.

Обучение, основанное на проблеме это вписывающийся в семестр метод, который побуждает студентов принять активный, целенаправленный и самоуправляемый подход в своем обучении. Оно позволяет также снабдить студентов пониманием исследовательского процесса, что является немаловажным аспектом подготовки медицинских сестер с высшим образованием.

Классическая модель проблемного обучения была разработана в 1960-х годах в сфере медицинского образования и с тех пор занимает место в сфере профессионального обучения.

Проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Педагог создаёт проблемную ситуацию, направляет учащегося на ее решение, организует поиск решения (Рис 1).

Рис. 1. Схема «Проблемного обучения»


Управление проблемным обучением требует педагогического мастерства, так как возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии – от знаний к проблеме – учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто неэффективны.

Если медицинскую сестру постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить ее природные творческие способности: «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:

  • обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

  • обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

  • значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;

  • необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относится ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимся.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

  • усвоение учащимся знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

  • развитие профессионального проблемного мышления – в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.

Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:

  • степенью сложности проблемы – выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной проблемы;

  • долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.

Различают три основные формы проблемного обучения:

проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения.

частично поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содер­жатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуаль­ные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников.

самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или выпускной работе, научно-исследовательской работе) с последующим контролем преподавателя.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Единственный путь применения проблемного обучения на факультете подготовки медицинских сестер с высшим образованием это связанные между собой практикумы/семинары. На первом занятии группе дается тщательно подобранная проблема или сценарий. После дискуссии, группа дает определение научности «проблемы» и анализирует способы исследования различных сторон этой проблемы, а затем ставят перед собой задачи исследования выходящего за пределы этого. Преподаватель должен предложить группе, чтобы они представляли три цели исследования за неделю, такие как обзор соответствующей литературы, подготовка библиографии или выполнение интервью. Преподаватель при проблемном обучении играет роль наставника, который ведет себя как субъект, обладающий ресурсами, предлагающий источники информации, но не вмешивающийся в обсуждение вопроса группой, если нет необходимости. Наставник даже может не присутствовать на всем занятии.

Таким образом, одним из методов качественной подготовки медицинских сестер с высшим образованием является применение обучения, основанного на проблеме.

На сегодняшний день наиболее приемлемой формой проблемного обучения для подготовки медицинских сестер на наш взгляд является частично поисковая деятельность с последующим переходом в самостоятельную исследовательскую деятельность.


Литература:

  1. Авлиякулов Н.Х. Педагоческая технология . Тошкент «Алокачи» -2009. – 146 с.

  2. Селевко С. Современные образовательное технологии. .- М,: Народное образование.1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle