Библиографическое описание:

Ульянова Н. П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 417-419.

С психологической точки зрения влиять на людей означает понимать то, чего люди добиваются, помогать им в этом и рассчитывать на ответную помощь с их стороны. К сожалению, не всем дано понимать других людей достаточно глубоко. На это есть несколько причин, которые изучаются в рамках направления под названием - изучение социального интеллекта.

Социальный интеллект - личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия, а это в свою очередь оказывает влияние на социальное и как следствие, профессиональное самоопределение подростков.

В подростковом возрасте рефлексивность - является решающим условием в формировании социального интеллекта. Рефлексивность обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом» [1].

Способность понимать себя и других людей, их взаимоотношения, умение прогнозировать межличностные события на основе индивидуальных мыслительных процессов обеспечивается рефлексивностью.

Подчеркивая решающую роль рефлексивности в формировании социального интеллекта необходимо разграничивать понятия: рефлексивность как способность, и рефлексивность как процесс.

На основе рефлексии как процесса формируется рефлексия как способность и как личностное свойство [2].

В результате нашего исследования выявлено, что низкий уровень социального интеллекта может быть обусловлен:

1) несформированностью рефлексии (как способности);

2) низкой актуализации рефлексии (как процесса).

Нами проведено исследование зависимости социального интеллекта от уровня рефлексивности у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Исследовались учащиеся 9 классов ( мальчики и девочки в возрасте 15 лет). Общее количество испытуемых составило 215 человек. Исследование социального интеллекта осуществлялось с применением теста Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта». Для изучения уровня рефлексивности нами была использована методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова.

По данным проведенного исследования нами были четко определены три категории подростков. 37% испытуемых составляют подростки с низким уровнем социального интеллекта и низким уровнем рефлексивности. У данной категории подростков , выявлены низкие результаты по следующим характеристикам социального интеллекта: способности предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека; способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации; способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Говоря о рефлексивности, необходимо отметить, что подростки, имеющие низкий уровень рефлексивности, не в состоянии справиться с предъявляемыми нормами и проявлением силы своего «Я», они переживают межличностные и внутриличностные конфликты, справиться с которыми им самим бывает практически невозможно, особенно если конфликты уже интериоризированы. У низкорефлексивных подростков заметно снижены регуляторные функции сознания по отношению к практической деятельности, отсутствует барьер на пути непосредственной реализации возникающих побуждений.

В данном случае имеется корреляционная связь между рефлексивностью и социальным интеллектом.

Вторую категорию испытуемых, а это - 52 % составляют подростки с низким уровнем социального интеллекта и высоким и средним уровнем рефлексивности.

У испытуемых относящихся к данной категории обнаружены низкие результаты обнаружены по следующим характеристикам социального интеллекта: способности предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека; способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Также необходимо отметить, что у подростков выявлены высокие результаты по показателю способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. Это означает, что испытуемые с высокими оценками по субтесту имеют высокую чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, помогающую им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Для них свойственно находить подходящий тон общения с разными собеседниками и в разных ситуациях.

Однако, у испытуемых в целом с низким уровнем социального интеллекта рефлексивность находится на высоком и среднем уровне что свидетельствуют о быстром усвоении подростками общественно ценных критериев оценки его «Я» и самой возможности им соответствовать, что повышает гибкость в ориентации границ своего психологического пространства для сохранения и проявления «Я». Необходимо отметить отсутствие корреляционной связи между основными характеристиками социального интеллекта (кроме способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации) и высоким и средним уровнями рефлексивности.

Таким образом, у данной категории подростков высокий и средний уровень рефлексивности не является предпосылкой для оттормаживания непосредственных, часто импульсивных реакций на происходящее. У них не возникает «рефлексивная пауза», благодаря которой в поведение включаются дополнительные интеллектуальные операции, не актуализируется механизм рефлексии.

Третья же категория, а в частности, 11% подростков имеющих высокий и средний уровни рефлексивности, имеют средний уровень социального интеллекта. Утверждение Е. С. Михайловой (Алешиной) о том, что люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют развитую способность к рефлексии [3]. Наряду со сформированной рефлексией как способностью они обладают средствами реализации этой способности в произвольной регуляции деятельности.

Анализ проведенного экспериментального исследования позволил нам разработать модели развития социального интеллекта для подростков с низким уровнем социального интеллекта и низким уровнем уровнем рефлексивности и для подростков с низким уровнем социального интеллекта и средним и высоким уровнями рефлексивности. Данные представлены в таблице 1 .

Таблица 1

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста:

Категории подростков с низким уровнем социального интеллекта и низким уровнем рефлексивности необходимо :

Категории подростков с

низким уровнем социального интеллекта и средним и высоким уровнями рефлексивности необходимо :

1) рефлексивность ;

2) запустить механизм рефлексии;


1) запустить механизм рефлексии;


3) развивать социальный интеллект:

- способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем;

- способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека;

- способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации;

- способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

2) развивать социальный интеллект:

- способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем;

- способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека;

- способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.


В заключении необходимо сделать вывод о том, что развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.

Таким образом, социальный интеллект позволяет личности оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.


Литература:
  1. Аболин Л.М. Рефлексия как фактор развития духовной личности // Сборник статей и тезисов IX Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - С.211

  2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424с.
  3. Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта: Методическое руководство. 2-е изд. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. - 56с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle