Библиографическое описание:

Власов А. В. Визуальный экспресс метод психодиагностики личности по узорам папиллярных линий указательных пальцев // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 219-221.

Ключевые слова: узоры папиллярных линий, тип поведенческой адаптации, constant врождённых свойств высшей нервной деятельности, трехкомпонентная структура поведения.
Введение: являясь своеобразным вариантом продолжения опубликованной первой статьи в журнале "МУ" (№ 1 (36), январь 2012г.) в этой статье я познакомлю Вас с тем, как выявленная constant врождённых свойств высшей нервной деятельности (заявка на патент № 2011125890/11 от 22.06.2011) сопоставима с различными методиками, имеющими трёхуровневую структуру.
Цель работы: найти методику, которая наиболее полно характеризовала бы личность человека с учётом выявленной constant врождённых свойств высшей нервной деятельности.
Задачи исследования:
  1. определить тип поведенческой адаптации, используя в качестве основы constant врождённых свойств высшей нервной деятельности;
  2. усовершенствовать трехкомпонентную структуру поведения с учётом особенностей типов узоров папиллярных линий на указательных пальцах;
  3. разработать вариант психологической совместимости двух личностей.
Организация и методы исследования: исследование проводилось с 2010-2011 гг. изучались различные варианты методик. Наиболее подходящей оказалась трёхкомпонентная структура поведения разработанная Обозовым Н.Н., (1984).
Результаты и их обсуждение: Изучив характеристики трёх типов узоров папиллярных линий (дуги, петли, завитка) расположенных на указательных пальцах обеих рук с трёхкомпонентной структурой поведения разработанную [Обозовым Н.Н., 1984] удалось установить взаимосвязь и составить основу для визуального экспресс метода определения типа поведенческой адаптации по узорам папиллярных линий указательных пальцев, так у:
  • мыслителя – завиткообразный узор папиллярных линий;

  • собеседника – петлеобразный узор папиллярных линий;

  • практика – дугообразный узор папиллярных линий.

Каждый из этих трёх типов имеет свою характерную черту, так:

    1. дугообразный тип: характеризуется тем, что он терпеть не может незавершённых дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся чётко поставленные задачи, требующие решительных и незамедлительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором;
    2. петлеобразный тип: ориентирован на общение, контакты с другими людьми. Он любит компании, умеет подшутить над собой и над другими, легко знакомится и адаптируется в новой обстановке;
    3. завиткообразный тип: больше ориентирован на познание мира внешнего и внутреннего, на постоянные размышления о жизни, науке, искусстве. Он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать. Всё это заставляет его сосредотачиваться на своих внутренних рассуждениях, в результате чего – малая общительность, часто неумение решать организационные задачи.
Этот генетический маркер настолько универсален, что даже разработанная Обозовым Н.Н., Озерецким Н., Шелдоном У., (1986), закономерность по внешним и субъективным проявлениям поведения различных социальных типов вписывается в эту constant. Усовершенствовав её (см. таблицу № 2) с учётом характерных особенностей типов узоров папиллярных линий на этих пальцах [2, с. 20] мы получаем:

Таблица 2


Трёхкомпонентная структура поведения

(Обозов Н.Н. и др., 1986, дополненная Власов А.В., 2011)


Тип рисунка

Источник информации

Тип решения проблем

Особенности мышления

Особенности принятия решений

Познавательная сфера личности

Дуга

ощущения черпает в практических действиях.

предпочитает организовать других людей на решение задачи.

строгая логика с ориентацией на мнение других.

любое принятое решение отстаивает до конца.

Петля

ощущения черпает в общении.

сведения добывает в общении с другими людьми.

отсутствие строгой логики в мышлении, но опора на мнение других людей.

легко меняет свою идею в пользу благополучия группы.

Завиток

ощущения черпает внутри себя.

необходимые сведения добывает в письменных источниках.

строгая логика и доказательность мыслительных конструкций.

трудно переубедить, изменить уже выбранную мысль.

Тип рисунка

Эмоционально-потребностная сфера личности

Эмоциональная потребность

Прогноз переживаний

Проявление переживания

Особенности речи

Дуга

потребность в действиях в тяжёлую минуту.

средняя степень ровности и предсказуемости.

эмоциональная несдержанность.

с трудом приглушаемый голос, резкие и чёткие фразы и голос.

Петля

потребность в людях в тяжёлую минуту.

эмоциональная ровность и предсказуемость.

эмоциональная выразительность и открытость.

лёгкая, мягкая манера общения.

Завиток

потребность в уединении в тяжёлую минуту.

непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций.

скрытность чувств.

слабая выразительность и замедленность речи, тихий голос.

Тип рисунка

Внешние признаки поведения личности

Ходьба

Поза

Жестикуляция

Мимика

Дуга

энергичная, уверенная.

уверенность в осанке.

решительные манеры.

выразительная, артистичная.

Петля

плавная.

расслабленность позы.

богатая, разнообразная.

часто соответствует внутренним переживаниям.

Завиток

неуклюжесть движений, вялость походки.

угловатость, вычурность.

либо отсутствует, сдерживается, либо угловатая, необычная.

слабость и бедность мимики, высокий её самоконтроль.


Исходя из типа поведенческой адаптации и типов узоров папиллярных линий, была составлена психологическая совместимость двух личностей (для брачного союза), при этом основополагающим считается левый указательный палец (таблица № 3).

Таблица 3


Психологическая совместимость двух личностей


Тип узора на левом указательном пальце

Характеристика брака

«Общего языка»

«Романтический»

«Преодоления»

Дуга

Дуга

Завиток

Петля

Петля

Петля

Завиток

Дуга

Завиток

Завиток

Петля

Дуга


Выводы: представляю Вам несколько вариантов применения универсального генетического маркера: 1) подбор персонала в микро группы (отряды быстрого реагирования), летчиков-испытателей (космонавтов), служба по контракту в горячих точках, профессиональная армия; 2) для полицейских, работающих с различными социальными группами населения и трудными подростками; 3) разработка интеллектуального шлема или учебного (с переключателем типа узора); 4) определение профессиональной пригодности сотрудника в любом подразделении (профилактика суицидальных настроений); 5) создание устройства, которое сканировало бы указательные пальцы (например, для проведения переписи населения); 6) подбор приёмных родителей для усыновления/удочерения детей как людьми, имеющими гражданство РФ, так и в иностранные семьи; 7) распределение детей в школах по классам с учётом особенностей учителя и ученика (раздельное воспитание без деления по половому признаку); 8) создание антропологической лаборатории для исследования знаменитых людей (например, проект типа: «Наследие», отражающий генофонд нации); 9) распределение осужденных по отрядам в тюрьмах или их перевод в другую тюрьму; 10) создание службы знакомств; 11) создание ювелирного украшения (медальон по типу знака зодиака, но только с учётом типа узора папиллярных линий на левом указательном пальце); 12) создание специализированных центров переобучения и подготовки людей, имеющих определённый тип узора папиллярных линий на указательных пальцах.

Литература:

  1. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе/Под ред. Н.Н. Обозова. – Л.: изд-во ЛГУ, 1984. – 200с.
  2. Городецкий С.И. Визуальная психодиагностика и её методы: познание людей по их внешнему облику. – Ч.: Литера. – 1992. – 108с.
  3. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений: Уч. пособ. – М.: Высшая школа. – 1986. – 45с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle