Особенности трагикомического начала в пьесах А. В. Вампилова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 1417 раз

Библиографическое описание:

Бронская, Л. И. Особенности трагикомического начала в пьесах А. В. Вампилова / Л. И. Бронская, Д. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82656/ (дата обращения: 09.05.2024).



В данной статье мы пытаемся заполнить теоретические пробелы в данной области литературоведческого знания такой работой, которая будет сочетать в себе в первую очередь историко-литературный анализ русской драматургии середины XX века, как ключевой основы для выводов, которые необходимы для создания теоретической концепции этого жанра.

Ключевые слова: Вампилов, драматургия, трагикомедия, конфликт.

В пьесах Александра Валентиновича Вампилова мы видим, что на первом плане выдвигается психологическая и нравственная проблематика. Драматург вместе со своими героями рассуждает о смысле жизни. Для этого он помещает их в различные житейские ситуации. Все герои Вампилова — это обычные провинциальные люди, их часто называют «инфантилами» за специфические черты характера.

Типичным для пьес Вампилова является то, что все его герои находятся на важном, можно сказать переломном жизненном этапе. В результате чего для них открываются нравственные и философские основы жизни. Например, герой пьесы «Старший сын», зло пошутил над хозяевами своего ночного пристанища, а после — открыл для себя радость взаимной любви, тепло семейной атмосферы и ощущение семейной заботы, в которые наш герой не верил. В «Утиной охоте» Зилов в какой-то момент вновь становится романтиком и, вспоминая давно ушедшие чувства, нежным юношей, в которого когда-то влюбилась его нынешняя супруга Галина. В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» Валя воплощает собой бесконечный труд, направленный на благо созидания и добра, которого не видят слепые люди [4, с. 181].

А. В. Вампилов начинал писательскую деятельность с гротескных «Провинциальных анекдотов», а потом от них перешел к синтезу трагического и комического в «Старшем сыне» и «Утиной охоте». Позже он обратился к жанру социально-психологической драмы, написав «Прошлым летом в Чулимске». Складывается впечатление, что с годами А. Вампилов все глубже воспринимал несовершенство человеческих отношений. Это его влекло к более драматическим жанровым преобразованиям.

Континуум, в котором действуют герои, — быт. Именно в быту по мнению писателя проявляется гражданская и нравственная зрелость. Особое внимание представители поствампиловской волны уделяют проблемам бездуховности и безнравственности, выделяя такие проблемы: двойная мораль, жестокость и хамство, исчезновении доброты и доверия в отношениях между людьми. Драматург заставил задуматься читателей и зрителей о своем отношении к добру и злу, любви и ненависти, жестокости и милосердию, подлости и порядочности [2, с. 18].

В драматургии, в частности в жанре трагикомедии, успешно работали многие авторы. Во второй половине XX века они публиковали свои драматургические произведения, в которых, в том числе, присутствовали и пьесы с трагикомическим началом. Вампилов стремился к новизне сюжета и коллизий. В этом заключается, пожалуй, главное творческое начинание Вампилова.

Александр Валентинович обновляет старые клише, свойственные жанрам водевиля, фарса и мелодрамы. Он часто синтезирует элементы поэтики названных (и многих других) жанров в одном произведении, в связи с этим мы можем наблюдать слияние драмы и комедии — в трагикомедию. И в этом тоже проявляется новаторство Александра Вампилова как драматурга [1, с. 23].

Драматургия Вампилова возникла на фоне тяжелого и непростого для всех времени, государство активно восстанавливалось после войны. Это было противоречивое и очень сложное время. Зарождение социальных идей будоражило все слои общества и ломало его устои. Все это почувствовал и показал Александр Вампилов в своих драмах. Его судьба подтвердила жизнеспособность искусства: только те произведения остаются в веках, в которых более полно раскрыт духовный мир людей отдельного поколения, всего народа, и здесь подразумевается проникновение в сущность действительности и ее отображение в художественных образах.

Важное место Вампилова-драматурга в русской литературе не подвергается сомнению: он если и не становится ключевой фигурой драматургии XX века, то однозначно является ее воскресителем. Авторская позиция в драме Вампилова предоставила свободу адресату, в сознании которого автор построил художественную реальность. Драматургия Александра Валентиновича направлена на то, чтобы адресат ее достраивал, порождал свои высказывания. Процесс достраивания пьес Вампилова адресатом связан с использованием родовой специфики и специфики собственно вампиловских пьес. Вампилов, следуя устоявшимся традициям реализма, внес что-то новое, которое коренным образом отличает его драматургию от всех остальных.

Пьесы Вампилова отличаются своеобразностью сюжета. Писатель плодотворно и успешно работал в жанре драматургии. Пусть в этом жанре написано не так много пьес, все они отличаются оригинальностью сюжета, яркостью характеров и насыщенностью конфликта — важнейшие основы для создания качественных трагикомедий.

Драма Вампилова своей композицией может показаться однотипной, но это лишь на первый взгляд. Все его пьесы имеют кольцевую композицию: первая и последняя сцены имеют одну и ту же локацию. Но к концу пьесы с героем случается переломный момент, после которого наступает новый виток жизни. Финал пьесы — это своеобразный зрительный образ свершившихся перемен в самом герое, что подчеркивают повторяющиеся почти буквально сценические обстоятельства [3, с. 83].

В пьесе «Старший сын» нет столь точного повторения деталей и места действия, здесь совпадают только сами ситуации: Бусыгин опоздал на электричку. Но и здесь мы видим то, как значительно отличается настроение героев, а с ними и настроение самих начальной и финальной сцен. В первой автор будто нагнетает пессимизм, а в завершающей сцене мы чувствуем, как атмосфера наполняется оптимизмом.

Похожая композиция и у пьесы «Утиная охота». Однако, в отличие от «Старшего сына», смысл финальной сцены здесь не так очевиден. Повествование начинается и заканчивается телефонным разговором главного героя Зилова со своим другом, официантом Димой. В обоих случаях речь идет о поездке на утиную охоту. Между двумя звонками произошли определенные события, которые породили перерождение сознания героя. В первой сцене неизвестный мальчик приносит ему большой траурный венок с подписью «От друзей». Зилов начинает анализировать свою жизнь, в какой-то момент кажется, что он доходит до полного психологического истощения и готов пойти на страшный шаг, который лишит его жизни и отправит его в то самое «несуществующее» будущее, про которое мы уже говорили выше. Суицид срывается благодаря вовремя подоспевшим в квартиру друзьям Виктора Зилова. Но напряжение не спало, а просто перенаправилось в иное русло: между друзьями разгорелся серьезный скандал, в ходе которого Зилов окончательно прозрел и психологически «переродился».

Похожим образом выстроена и пьеса «Прошлым летом в Чулимске», но финал этой пьесы выглядит более логичным и конкретным. Все начинается летним утром около чайной: Валентина делает ремонт в палисаднике, а помогает ей старик Еремеев. Все события развиваются стремительно. Проходят всего лишь сутки, но мы уже видим множество конфликтных линий среди всех персонажей. После всех скандалов и интриг, мы видим крушение надежд героев, а после страшных событий, которые случились с Валентиной, о которых узнали почти все жители, жизнь продолжилась в своем привычном течении.

В рассмотренных пьесах Вампилова явленные конфликты и коллизии могут разрешиться лишь за пределами ее сценического пространства, вне показанного читателю пространства и времени. Сам автор будто сомневается в возможности разрешить эти конфликты и нарочно дает читателю подумать самому, автор не делает за него лишних выводов, не навязывает ему свое мнение. Это лишь добавляет трагикомический эффект, ведь через забавные ситуации показаны проблемы общества и личности, в частности те, которые кажутся вечными и тупиковыми [5, с. 26].

Таким образом, А. Вампилов в рамках бытовой комедии смог создать не только внешний драматический конфликт между персонажами, но и внутренний душевный конфликт, в котором герои приходят к решению через мучительные раздумья, сомнения и переживания. Это также присуще практически всем героям пьес Александра Валентиновича Вампилова.

Литература:

  1. Громова М. И. Русская современная драматургия: учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М. И. Громова. — М.: Флинта, 1999. — 158 с.
  2. Шварц Д. О Вампилове // Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск: Вост.-Сиб. книжное издательство, 1981. — 617 с.
  3. Бродская Г. В. Герой пьесы А. Вампилова // Театр. — 1971. — № 1. — С. 83–93.
  4. Канунникова И. А. Александр Валентинович Вампилов (1937–1972) // Канунникова И. А. Русская драматургия ХХ века. М., 2003. — С. 180–192.
  5. Рацкий И. Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира // Театр. 1971. № 2. С. 24–29.
Основные термины (генерируются автоматически): пьеса, герой, драматургия, какой-то момент, финальная сцена.


Ключевые слова

конфликт, драматургия, Вампилов, трагикомедия

Похожие статьи

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

Пьесы Б. Брехта по–прежнему ставятся на сценах всего мира, по популярности уступая только пьесам У. Шекспира.

Нельзя отрицать, что творчество Б. Брехта является одним из самых парадоксальных в драматургии прошлого и нынешнего столетий.

Соотношение понятий драматический, драматургический...

Являясь письменным текстом, драматургический текст, тем не менее, опираясь на действенное содержание драмы, предназначен для того, чтобы быть воспроизведенным на сцене, перейти из пространства письменной речи к перспективам сценической речи.

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его

Помимо обрядовых сцен и различных песен в опере представлены герои из фольклора и

Снегурочка не может любить, но в тот момент, когда Лель выбирает Купаву, её сердце разбито.

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики...

Драматургия Шиллера в силу возможностей ее гибкой интерпретации в разнонациональных

Со слов Г. Руге, на московской театральной сцене пьеса оказалась благодаря графу

Герой Шиллера действует спонтанно, напролом, его поступки продиктованы чувствами, страстью.

Музыкальный театр С.Слонимского: драматургия и символика

В первом случае сцена символизирует грехопадение Пилата, отправившего невиновного

Процесс развития оперы “Видения Иоанна Грозного” также основан на ключевых моментах

Музыкальный театр С.Слонимского: драматургия и символика. А. Рыбников и его «Юнона и...

Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия...

Бадуев ставит своих героев в такие художественные обстоятельства, которые позволяют ему

Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и

Если в первой пьесе использован материал из фольклора, то здесь сюжет составляет реальный...

Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения...

Кто изобретет концы для пьесы, тот откроет новую эру. Не даются подлые концы! Герой или женись или застрелись

Эффект «открытости» в данных концовках достигается тем, что герой оставляется автором на пороге нового этапа жизни (после какого-то конфликта, завершения...

Метафорическое значение постельной сцены в кино

 В статье анализируются постельные сцены и их значение в контексте драматургии фильма. Постоянная сцена может использоваться автором не

Отличие подобных сцен от классических эротических заключается в том, что дистанция между героями уже полностью отсутствует, что...

Особенности структуры метапоэтического текста Б. Брехта

Драматические тексты, пьесы, стихотворения являются ядром метапоэтического текста.

Ведь должен быть какой-то верный выход≤. За деньги не придумаешь — какой!

Б. Брехт всегда с большим интересом относился к вопросу эпизации драматургии.

Похожие статьи

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

Пьесы Б. Брехта по–прежнему ставятся на сценах всего мира, по популярности уступая только пьесам У. Шекспира.

Нельзя отрицать, что творчество Б. Брехта является одним из самых парадоксальных в драматургии прошлого и нынешнего столетий.

Соотношение понятий драматический, драматургический...

Являясь письменным текстом, драматургический текст, тем не менее, опираясь на действенное содержание драмы, предназначен для того, чтобы быть воспроизведенным на сцене, перейти из пространства письменной речи к перспективам сценической речи.

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его

Помимо обрядовых сцен и различных песен в опере представлены герои из фольклора и

Снегурочка не может любить, но в тот момент, когда Лель выбирает Купаву, её сердце разбито.

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики...

Драматургия Шиллера в силу возможностей ее гибкой интерпретации в разнонациональных

Со слов Г. Руге, на московской театральной сцене пьеса оказалась благодаря графу

Герой Шиллера действует спонтанно, напролом, его поступки продиктованы чувствами, страстью.

Музыкальный театр С.Слонимского: драматургия и символика

В первом случае сцена символизирует грехопадение Пилата, отправившего невиновного

Процесс развития оперы “Видения Иоанна Грозного” также основан на ключевых моментах

Музыкальный театр С.Слонимского: драматургия и символика. А. Рыбников и его «Юнона и...

Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия...

Бадуев ставит своих героев в такие художественные обстоятельства, которые позволяют ему

Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и

Если в первой пьесе использован материал из фольклора, то здесь сюжет составляет реальный...

Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения...

Кто изобретет концы для пьесы, тот откроет новую эру. Не даются подлые концы! Герой или женись или застрелись

Эффект «открытости» в данных концовках достигается тем, что герой оставляется автором на пороге нового этапа жизни (после какого-то конфликта, завершения...

Метафорическое значение постельной сцены в кино

 В статье анализируются постельные сцены и их значение в контексте драматургии фильма. Постоянная сцена может использоваться автором не

Отличие подобных сцен от классических эротических заключается в том, что дистанция между героями уже полностью отсутствует, что...

Особенности структуры метапоэтического текста Б. Брехта

Драматические тексты, пьесы, стихотворения являются ядром метапоэтического текста.

Ведь должен быть какой-то верный выход≤. За деньги не придумаешь — какой!

Б. Брехт всегда с большим интересом относился к вопросу эпизации драматургии.

Задать вопрос