Библиографическое описание:

Абдулназаров А. А. Cатира в творчестве Нодира Шанбезаде // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 9-13.

Нодир Шанбезода – один из признанных мастеров художественного слова, советской эпохи, оставивший огромное творческое наследие. Ценное творчество поэта, отличавшееся своеобразием форм и содержания, к сожалению, до настоящего времени не стало предметом всестороннего анализа.

Одна из характерных особенностей творчества Н. Шанбезода заключается в том, что его творчество полню разнообразными стихотворными формами, посвященными сатирическому жанру.

Сатира в литературной терминологии – «вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки и противопоставлен славословию» (1:35). В этом направление Нодир Шанбезода соблюдает два основных компонента сатиры: во-первых, сатирическая тематика поэта, являясь современно социальной темой, выражает социальную болезнь» всего общества; во-вторых своеобразны способы изображения и передачи этого вида сатиры читателю. Чувствуется влияние двух истоков на творчество поэта – так называемых «народных» поэтов Бадахшана и сатиры богатейшей таджикско-персидской классической литературы.

К такому предварительному заключению можно прийти после анализа сатиры самого поэта и её сравнения с некоторыми образцами устной и письменной таджикской литературы. Большая часть сатирических стихов Н. Шанбезода напечатаны в сборниках «Тарозидил» (Душанбе, Ирфон, 1984, стр-346-378) и Хосилиумр» (Душанбе, 2008) посвящённый 100 - лети со дня рождения поэта. «В этих стихах подчёркнутая тенденциозность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях» (2:459).

Следует отметить, что сатира в различных периодах истории персидско- таджикской литературы играла важную роль считалась поэтическом даром. Поэты высмеивали правителей своего времени. Величайшим образцом этого вида стихотворения является сатира А Фирдоуси на царя Махмуда Газнави (3:8).

Прежде чем приступить к анализу тем и содержания сатирических стихотворений поэта, следует напоминать о их стихотворной форме. Шанбезода, как и прежде, широко пользуется формами и жанрами литературы предков, то есть в своем сатирическом творении, в основном, широко применяет форму газели, мусаммата и маснави. В том числе, из 16 сатирических стихов поэта (сборник «Тарозидил») 6 написаны в форме газели, 2 маснави, 2 муссамата, 3 имеют смешанную форму. Выбранные стихотвореные формы соответствуют содержанию и «дают почувствовать читателям идеал сатирика.

Сатиру поэта можно называть критикой нравственно-социальных вопросов его времени. Сатирические темы и критика Шанбезода являются общетипическими для всего тогдашнего общества, хотя считались чуждыми для социалистического общества.

Следует отметить, что многие из этих вопросов имеют глубокие корни и в современном обществе. С этой точки зрения, пропаганда творчества поэта среди подростков, молодёжи и в целом общественности будет полезной.

Тематику сатирических стихов поэта можно разделить на пять подтем:

  1. Алкоголизм и его плачевные последствия

  2. Религиозное суеверие и его предотвращение

  3. Вопросы расторжения брака и семьи

  4. Версификация и ослабление стиха

  5. Недостатки социально – бытового обслуживания и ленивость в работе.

Потребление различных алкогольных изделий на территории бывшего Советского Союза было настолько популярно, что его результат даёт о себе знать и по сей день. Руководители этой в своё время великой державы, были вынуждены прибегнуть к принятию самих решительных мер и специальных решений. Большинство сатирических стихотворений Шанбезода посвящены именно этой теме.

Одним из первых таких стихов, написанного стилем газели Хафиза, было стихотворение «Песня алкоголика», вышедшее в 1957 году. Год написания стихотворения свидетельствует о том, что алкоголизм в том обществе имел прочный фундамент. Как исходит из самого названия, в стихотворении описывается один день из жизни алкоголика, точнее передаётся его же языком и размышлениями. Стихотворение состоит из 15 бейтов и по сюжету его может разделить на 4 части.

В первой части алкоголик думает о том, что настало время пить и что если зайдёт в ресторан и кто-нибудь предложит ему сто граммов. Здесь он осмелеет и потребует ещё чуть-чуть. Таким образом, после повтора нескольких стаканов потеряет гармонию- чувства и разума.

Что же делать, настало время пить,

Глупое сердце, перестань-ка вить.

Где деньги, чтобы ресторан заказать,

Хоть на миг и всех наказать.

Предложит если кто-то сто граммов,

Выпью с удовольствием и одежду порву.

Веселее стало и никакого срама,

Вторично у друга ещё чуть-чуть сорву.

(4:347)

Вторая часть стихотворения рассказывает о том, как после опьянения алкоголик выходит на улицу, бросает камни в прохожие, ругает людей, падает в лужу, встаёт, то плачет, то смеётся. Поэт описывает эту картину языком алкоголика так:

Выхожу пьяным на улицу я,

Горькую обиду на всех тая,

Камни бросаю в каждые прохожие,

Удивительно на меня от непохожи.

То смеюсь, то плачу я,

То встаю, то падаю вновь,

Мигам всем заплачу я,

Такова к жизни моя любовь!

(4:347-348)

Третья часть картины –это приход алкоголика домой и встраивание скандала с женой и детьми.

Не престало мне скандалить всю ночь,

С матерью, женой и грудным ребенок в точь.

(4:348)

Поэтический дар и глубокое знание классического наследия позволили Шанбезода подытоживать заключительную часть стихотворения строкою Хафиза:

Если кто спросит причину скандала,

Отвечу: молодею и начну жить сначала.

(4:348)

Строка указывает на то, что целью каждого алкоголика в продолжении этого действия, якобы пьянство сможет компенсировать эту боль, потери и срам.

Другое стихотворение под названием «Бесконечный рассказ» является фактически логическим продолжением первого стихотворения, хотя написано после десяти лет.

В этом стихотворении тоже алкоголик размышляет о «величии» алкоголя и своей любви к нему:

Буду пить всегда вино,

Я, Хизр времени своего.

Когда пьян, кажется мне-

Царь я жителям мира своего.

(4:369)

Как нам и было сказано в заключении первого стихотворения, алкоголик думает лишь о предложении пьянства и его рассказ бесконечен. Эта картина описана Шанбезода так:

Суд и прокурор –все одно,

Расскажи мне, лучше про вино.

(4:370)

Одно из значительных сатирических стихотворений поэта, написанное в форме тарджебанд (припев) называется «Я туда не пошёл, меня туда повели» посвящается тоже вопросам алкоголизма. В этом стихотворении поэт в десяти припевах изображает встречу, выпивку скандал алкоголиков и попадание в руки правоохранительных органов главного дебошира.

Во время Советов отдел внутренних дел имел специальное место, которое в народе называлось «вытрезвитель». Милиционеры в общественных местах следили за общественным порядком, ловили пьяниц и сажали их в вытрезвитель, а по истечению суток отпускали. Обычно отправляли на работу или домой письменную жалобу. И это считалось действующим наказаниям для тех, кто ещё не до конца потерял своё человеческое достоинство.

В названном стихотворении речь идёт не об алкоголиках, а лишь о том, что это может случиться с каждым. Целью создания этого цикла является предотвращение подобных случаев и предостережение людей, чтобы не потерять свое место в жизни и обществе. Персонаж стихотворения после большой выпивки, выходя на улицу, старается затащить красотку в кино. Подошедшие дружинники проводят его в вытрезвитель.

Страшнейшее испытание для человека, попавшего в вытрезвитель, проявляется в двух случаях – при приходе домой и появлении перед соратниками и начальством. Мастерски изображает это состояние поэт:

Какой позор, какой срам,

Не знаю, что соседом сказать.

Да еще на работе зараз,

Директор вызывал меня несколько раз.

Сказал: должны мы меру принять,

Тебя остаётся только на себя пенят.

В вытрезвитель, почему пошёл,

Скажи честно, что ты там нашёл?

(4:368)

Итоговая часть вопроса свидетельствует о находчивости провинившегося:

В ответ тысячи извинения просил,

Хочу, что начальник и друг меня простил.

Поступи, как сердце тебе велит,

Только с работы меня не гони.

Не я, друзья мои выпили,

Я туда не пошёл, меня повели.

(4:368)

Мухаммас «Не будешь пит, что будет» является вершиной сатирического творчества поэта, посвящённый теме алкоголизма. В этом стихотворении, обращаясь непосредственно к другу, поэт наставляет о плачевных последствиях алкоголя, о его физическом вреде и экономическом ущербе. Он приводит примеры, берущих своё начало от алкоголизма:

Увидел учителя, я пьяним диким,

Когда пьян, становился великим.

Не ценил науку и нравы,

Не веди себя как он - кто же прав.

(4:373)

Поэт прекрасно осведомлён, что вино и виночерпия было одним из древнейших праздничных обычаев, но в любом случае плачевен и горестен его результат:

Вино хоть и память от Кайхусрава и Джама,

Горе - вечный спутника этого срама.

(4:373-374)

Последним шагом и самим суровым наказанием считается отвращение близких:

До каких пор в веселье соперников,

Будешь, как дойра крутиться ты,

Потеряв достоинство, взамен,

Если престанешь пить, что будет.

(4:374)

Тема религиозного суеверия считается одной из центральных тем творчества поэта во всём жизненном пути. Эта тема занимает видное место в шугнаноязычном его творчестве и сатирических стихотворениях. Анализ некоторых стихов показывает, что основным источником его сатирического творчество послужили шугнаноязычные стихи, направленные на осуждение баев и мулл, халифов и ишанов.

Самим колоритным в этом направлении является маснави «Рассказ Соддабегим», состоящий из 29 бейтов и отражает реальную картинку.

Соддабегим – типичная горная женщина, которая всё ещё верит в амулеты, талисман и предсказания мулл и халифов. Поэтому она приезжает к муллу Суфмахмаду (реальному лицу) чтобы взять амулет для своей дойной коровы с целью прибавления молока:

Суфмамад, наставляя Соддабегим,

Отдал ей амулет;

Никому не раскрой мой секрет,

Повесь на рог коровы своей.

(4:350)

В процессе восхваления он упоминает о своих безграничных знаниях и силе колдовства:

От души я пишу амулет,

Таких чудес на свете больше нет.

Если отдать вдове какой-то амулет,

Замужней на третий день она станет.

(4:350-351)

Наряду с этим, Суфмахмад, с целю наиболее сильного влияния и эффективности амулета поставил перед Соддабегим следующие условия:

Первое условия- поверь мене,

Второе - не дай соль корове своей.

И воду в посуде и ведре.

(4:351)

Соддабегим рассчиталась с ним, выполнив все его требования и условия, повесила амулет на рог своей коровы. Но:

На третий день корова умерла,

К муллу с жалобой она пошла.

(4:351)

Неуместной оказалась и жалоба перед муллом, который обвинил саму Соддабегим в неверии:

Кажется, твоя вина в этом,

Неправа ты в случае этом.

Иль не поверила сердцем мне,

Иль намочила амулет в воде.

Не моё это дело, дело рока,

Не жалуйся на судьбу, всё от бога.

(4:351-352)

Конечно, Соддабегим наивна и простодушна. Поэт в конце осуждает тех, кто слепо верит в суеверие:

Кто суеверен как Сода,

Всегда постынет его беда.

(4:352)

Иногда поэт в вопросе осуждения религиозных деятелей и суеверия допускает излишество, о чём свидетельствует стихотворение «Эй дармоед»:

Я не халиф, но молитву тебе пошлю,

На сто машинах, «благодарности» пошлю.

(4:365)

Тем не менее, многие из этих элементов существует и в современном обществе.

Теме семьи и её распада тоже не оставляет поэта в стороне. Известно, что семья при социализме считалась первичной и основной ячейкой общества и советская политика уделяла особое внимание вопросу упрочения семьи. Поэтому каждый недостаток в этом вопросе был наказуем и, конечно же, находился в центре внимания литературы. Создание различных произведений о жизни социалистических семей, особенно «интернациональных», стало центральной темой всех литераторов того времени.

В сатирических произведениях на передний план был выдвинут образ мужчины-главы семьи, на плечи которого лежала основная тяжесть семейной жизни. И если он допускал какой-то промах, то становился предметом мешки и наказания. В сатирическом изображении Шанбезода тоже осуждаются неверные, пьющие, ветреные мужчины и многожёнство. Например, стихотворение «Влюблённый», написанное в форме маснави, состоящее из 47 бейтов, рассказывает о ветреном мужчине, который выражает свою любовь каждой попавшейся даме. Однажды с одной идёт в загс, и они официально стали мужем и женой но:

После недельной совместной жизни,

Стал подумывать о разводе.

(4:361)

Конечно, каждое необдуманное действие должно быть наказано. Семейные скандалы приводят их до судебно процесса и именно там «влюблённый» получает по заслугам. Страшным было не решение суда, а отношение бывших «дам сердца»:

После переговори и скандала,

Явились на заседание в судебный зал.

Любовницы, считавшие человеком его,

Разом плюнули ему в лицо.

(4:361-362)

Логическим продолжением темы является стихотворение «Кому мне сказать?», написанное в форме газели, в котором говориться о многожёнстве. Здесь с одной стороны, изображается плачевное последствие, пришедшее на голову жён и детей, с другой стороны, непостоянство мужчины как неизлечимая болезнь. Следующие бейти полностью подтвреждают это:

Десять раз женился, не постарела мечта,

Страсть к молодым женщинам сохранилась навсегда.

Шестеро детей от первых трёх жён – пенсионеры,

Кому рассказать о других все пионеры.

(4:377)

Подытоживает эту тему стихотворение «Когда же раскаешься». Автор вопросом обращается к людям, легкодумноотносящихся к семье:

Отказавшийся от семьи, неужто ты не человек,

Разводиться с семьёю, стало правилом тебе на век.

(4:355)

Стихотворение, имея форму припевного мурабба, состоит из пяти частей и последняя часть гласит:

Не почитаешь отца, мать и детей,

Зря пожертвуешь молодости дней.

(4:355)

Другая тема, ставшая стержневой в сатирических произведениях поэта, является версификаторство и «случайные поэты». Нодир Шанбезода - воспитанник таджикской классической литературы, прошедший поэтическую школу Айни и Лохути, не мог безразлично относиться к версификаторству и бездарным поэтам. Например, в сатирическом стихотворении «Полноправий» высмеиваются те, которые объявляют себя «полноправными поэтами» и занимаются лишь почернением белой бумаги и написанием художественно слабых строчек. Стихотворение начинается словами:

Я поэт, и стих гордость моя,

Постоянно творить дело моё.

Если одна строка короче другой.

Читателю что до дела моего.

(4:363)

В двух последующих бейтах поэт осуждает слабые творения многих литераторов того времени. Действительно, творчество многих поэтов советской эпохи, особенно тех, кто считал себя реалистом и последователем «социалистического реализма» было шаблонным»:

Я рождён землей и поведу речь о ней,

Об арыке и пропасти – слово веское моё.

Я сын этих гор и расскажу о них.

Потому что это край мой родной.

(4:363)

Они были далеки от художественно-изобразительных средств и несведущими в элементарных вопросах стихотворения как рифм и редиф:

Что за искусство рифмовать,

Придумать различные редифы.

Ни к чему мне законы поэзии и прозы,

Низкопробный стих - мой девиз.

(4:363)

Из последующего бейта сатиры станет известно, что поэт был одним из противников белого стиха:

Пишу белый стих ночью и днём,

Сердцу моему стал близок он.

(4:363)

Другое стихотворение, посвященное этому вопросу, называется «Не моё дело». Данное стихотворение ещё раз доказывает, что Шанбезода не считает творцов белого стиха поэтами. Он сторонник классической формы стихотворения:

Фирдуоси, Хокони, Хокони и Джами,

Мастер слова Рудаки и Ходжа Низоми.

Были поэты замечательны,

И дороги жителям всей земли,

В мастерство их не верится мне.

(4:371)

Эта часть говорит не об отношении поэта к свободному или белому стиху, а о том, как многие скрывают свою бездарность белым стихом. Например, в русской и арабской литературе популярен белый стих, но имеющий глубокой смысл:

Поскольку это не закон науки и права,

Нет в творчестве новом Руси и Араба.

Потребности нет в стихе моём белом.

Перо моё считает это нужным делом.

Это стиль мой, я не стесняюсь его.

(4:371)

Шанбезода считает классической стих «трудным ремеслом»и прав. Именно такое значение приобретает заключительная часть монолога:

Невесомость космоса – отдельный мир,

Каждый стремится к нему как на пир.

Что за беда, если у стиха веса нет,

У меня страсти к этому призванию нет.

(4:372)

Наряду с этим темами в сатирическом творчестве НодираШанбезаде встречаются, и другие острые вопросы времени, как безрезультатное обслуживание транспорта, невыполнение плана молочности, отсутствие кормов (стихотворение «Неуместное обещание»), недостатки в системе кооперации и мошенничество продавцов (Заслуга начальника кооперации), стодырство (Скандалит пока) и другие.

Социально-бытовая сатира актуально и сегодня. Вся сатирическая тематика Н. Шанбезода не потеряла своё значение и может стать способом искоренения этих негативных явлений в обществе.


Литература:

  1. Алиасгар Халаби. «Введение в сатиру в Иране». Тегеран. «Пайк», 1964, 212 стр.

  2. Мавлонов М. «Сатира» // Энциклопедия таджикской литрературы и искусства. Т 3. Душанбе, 2004г.

  3. Фирдоуси А. «Шахнаме». Тегеран. «Великий Эмир», 1969, 1236 стр.

  4. Шанбезода Н. «Урожай жизни», Душанбе, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): сатирических стихотворений поэта, сатирических стихов поэта, творчества поэта, Похожая статья, Нодир Шанбезода, творчество поэта, сатирических произведениях, сатирических произведениях поэта, сатирических стихотворений Шанбезода, сатирическая тематика поэта, Ценное творчество поэта, сатирических стихов Н, содержания сатирических стихотворений, пропаганда творчества поэта, первого стихотворения, Тематику сатирических стихов, дня рождения поэта, сатирического творчества поэта, таджикской литературы, значительных сатирических стихотворений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle