Замещающаяся семья в Москве: состояние, проблемы, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Стукалова, А. В. Замещающаяся семья в Москве: состояние, проблемы, перспективы / А. В. Стукалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3893/ (дата обращения: 27.04.2024).


Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье является приоритетным направлением московских властей, отвечающим интересам ребенка. И в этом процессе особая роль принадлежит замещающей семье. Данное понятие не закреплено юридически, но широко используется и включает все формы семейного устройства – опека/попечительство, приемная семья, патронатная семья, усыновление.

Для успешной реабилитации и воспитания детей – сирот необходимы отношения привязанности, а они возникают только в семье, которая подготовлена к профессиональной работе с необычным ребенком, и родители, обладающие определенными ресурсами для успешной интеграции сирот в семью и общество. Замещающий родитель выступает в роли профессионала, в том числе осуществляет реабилитационную функцию, связанную с преодолением проблем в развитии и поведении ребенка.

На 1 октября 2011 года в Москве в замещающих семьях живут 13304 ребенка: в семьях усыновителей – 3300 детей (25%); в семьях опекунов – 9109 детей (68%); в приемных семьях – 803 ребенка (6,3%); в патронатных семьях – 92 ребенка (0,7%).

Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, постоянно сокращается. На этот же период на учете состоит 4266 детей, оставшихся без попечения родителей.

Одновременно увеличивается количество москвичей, желающих принять ребенка в свою семью. В 2010 году на учете состояло 2272 человек. За 9 месяцев 2011 года - 1897 граждан заявили о своем намерении стать замещающими родителями. Ежегодно более двух тысяч детей обретают семью. Таким образом, 87 % москвичей становятся родителями долгожданного ребенка.

К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2008 году отменено 97 решений, в 2009 году – 84, в 2010 году – 78, а за 9 месяцев 2011 года – 74. Сократилось количество возвратов на 18%.

Чаще всего причинами возврата являются: недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность будущих родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей. В Москве функционирует 28 школ приемных родителей, в которых подготовлено за полтора года более 1500 человек.

В настоящее время в соответствии с действующим федеральным законодательством прохождение подготовки кандидатами в замещающие родители основано только на желании самих граждан. А требование об обязательном прохождении специальной подготовки отсутствует. Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка в замещающей семье. Министерством образования и науки РФ только в мае 2011 года утверждена примерная программа подготовки граждан. Она рассчитана на 80 часов, в ней определены требования к уровню подготовки и итоговая аттестация.

Основные цели подготовки кандидатов в замещающие родители:

- осознание ими реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, оценка ответственности, которую они берут на себя;

- знакомство с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье; научить кандидатов рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий.

В настоящее время на территории города неравномерно представлены возможности обучения в школах приемных родителей. Так, в Юго – Восточном округе работают 7 школ, в Северо – Восточном и Северо – Западном округах – по одной. Такая ситуация не обеспечивает возможность обучения в шаговой доступности от места проживания или места работы будущих родителей.

Для реализации в полном объеме программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, Департаментом семейной и молодежной политики высказаны пожелания о привлечении к работе в школах специалистов уполномоченных органов опеки, попечительства и патронажа и специалистов системы здравоохранения. Также в Государственную Думу представлен проект федерального закона, устанавливающий обязательное прохождение подготовки граждан (за исключением отчимов/мачех, близких родственников детей, а также лиц, которые являлись/являются опекунами/попечителями, усыновителями и не были отстранены от своих обязанностей).

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что Школы приемных родителей, созданные в Москве, готовы принять будущих замещающих родителей на обучение. По данным опроса специалистов 125 муниципалитетов города Москвы, полученным учебно-методическим центром «Детство», из состоящих на учете замещающих семей в первом полугодии 2011 года только 13,9% получали услуги по сопровождению в учреждениях города Москвы. В рамках каждой формы устройства среди замещающих семей, получающих услуги по сопровождению на первое место выходят патронатные семьи – 97,3%, на втором - приемные (16,6%) и опекунские (16,2%) семьи, и только 4,5% из всех семей – семьи усыновителей. Наибольшее число замещающих семей, охваченных услугами по сопровождению, живут в Зеленоградском административным округе - 45,8% всех имеющихся там замещающих семей, а в Северо-Восточном - 23%, Северном - 20,5%, Западном - 19,8%, Южном - 16,2%. Следует отметить, что данные муниципалитетов по сопровождению семей, отражают общую тенденцию в городе Москве.

Разработанное Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы Положение о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание было утверждено Правительством Москвы в сентябре 2011 года. Оно позволит создать в городе систему оказания уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, на основании договора о сопровождении семьи. Этим постановлением предусмотрен и порядок отбора, уполномоченных организаций, участвующих в сопровождение семьей, принявших ребенка (детей) на воспитание.

По данным мониторинга в городе оказывают услуги по сопровождению семей учреждения разных ведомств. Муниципалитеты по вопросу сопровождения замещающих семей сотрудничают с 83 организациями. Учреждения Департамента семейной и молодежной политики составляют 36,2 %, Департамента социальной защиты населения - 26,5%, Департамента образования - 16,9%, Департамента здравоохранения – 8,4%.Городские муниципальные учреждения внутригородских муниципальных образований – 4,8%. Общественные организации и фонды –7,3%.

В настоящее время при Департаменте семейной и молодежной политики начинает работать Комиссия по отбору уполномоченных организаций любой ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций, готовых осуществлять подготовку граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, а также сопровождать замещающие семьи. Перед департаментом стоят задачи: провести широкую разъяснительную работу с гражданами, желающими принять детей в семью, муниципалитетами, среди замещающих семей и подведомственных учреждений, а также организовать работу по отбору уполномоченных организаций и внедрить в практику учреждений различной ведомственной подчиненности функций по подготовке граждан и сопровождения.



Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, Москва, молодежная политика, попечение родителей, родитель, Школа приемных родителей, возможность обучения, поведение ребенка, подготовка граждан.


Похожие статьи

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

Прохождение приемными родителями ШПР. 13 лет.

Мы видим, что все формальности соблюдены — перед передачей ребенка в семью, он находился в семье на гостевом режиме, приемные родители получили специальную подготовку в школах приемных родителей.

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей...

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, родитель, ребенок, семья, владимирская область, Центр усыновления, воспитание детей...

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

семья, ребенок, родитель, Российская Федерация, приемный ребенок, москва, замещающая семья, попечение родителей, замещающий родитель, детский дом.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Опыт работы Школы принимающих родителей в России

Сопровождение принимающих семей, окончивших «Школы принимающих родителей». Для лиц, окончивших ШПР и принявших в свою семью ребенка, желательным и необходимым является комплексная поддержка со стороны квалифицированных специалистов.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи...

Основные термины (генерируются автоматически) : замещающая семья, семья, попечение родителей, ребенок, Россия, родитель, работа, Российская Федерация, семейное устройство, приемный ребенок.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Библиографическое описание: Завражнов В. В., Ермолаева Ю. В. Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.

Похожие статьи

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

Прохождение приемными родителями ШПР. 13 лет.

Мы видим, что все формальности соблюдены — перед передачей ребенка в семью, он находился в семье на гостевом режиме, приемные родители получили специальную подготовку в школах приемных родителей.

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей...

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей к воспитанию приёмного ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, родитель, ребенок, семья, владимирская область, Центр усыновления, воспитание детей...

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

семья, ребенок, родитель, Российская Федерация, приемный ребенок, москва, замещающая семья, попечение родителей, замещающий родитель, детский дом.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Опыт работы Школы принимающих родителей в России

Сопровождение принимающих семей, окончивших «Школы принимающих родителей». Для лиц, окончивших ШПР и принявших в свою семью ребенка, желательным и необходимым является комплексная поддержка со стороны квалифицированных специалистов.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи...

Основные термины (генерируются автоматически) : замещающая семья, семья, попечение родителей, ребенок, Россия, родитель, работа, Российская Федерация, семейное устройство, приемный ребенок.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Библиографическое описание: Завражнов В. В., Ермолаева Ю. В. Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.

Задать вопрос