Социальная перцепция граффити | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Белкин, А. И. Социальная перцепция граффити / А. И. Белкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3823/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: женский султанат, султан, Османская империя, власть

Женский султанат (тур. Kadınlar saltanatı) — период в истории Османской империи, когда женщины оказывали огромное влияние на государственные дела. Началом женского султаната принято считать 1550 год, а завершением — 1656 год [2].

История

Вплоть до XVI века женщины в гареме султана Османской империи выполняли только репродуктивную и воспитательную функцию: их задачей было родить наследников для султана, воспитывать шехзаде (наследных принцев) и османских принцесс, следить за их образованием, заботится и готовить к будущему правлению государством. В отличие от других монархий, в Османской империи женщины формально не допускались к правлению государством и не принимали участие в политике. В тот период султаны вместо официального брака выбирали жён-наложниц. Это делалось для того, чтобы не допустить чрезмерного влияния на султана [1]. Такой порядок сохранялся до 1550 года, когда правитель Сулейман Кануни (Сулейман Великолепный) (1494–1566 гг.) отменил эти правила, женившись на своей наложнице Хюррем. Именно она стала основательницей женского султаната.

Представительницы

1. Хюррем — султан (1502–1558 гг.)

Она являлась основоположницей женского султаната. До принятия ислама ее имя было Анастасия/Александра Лисовская, а в Европе она известна как Роксолана [7]. Хюррем появилась во дворце Топкапы в 1520 г. и сразу заинтересовала султана. Он сделал её любимой и единственной наложницей, а позже — официальной женой, придумав для неё новый титул в истории государства — «Хасеки» (законная жена султана) [7]. Её считали очень умной, своенравной и смелой девушкой, которая быстро поняла, что нужно делать, для того чтобы получить и сохранить власть. Хюррем родила 6 детей, 5 из которых были мальчиками, то есть наследниками престола, в то время как обычные наложницы имели право родить не более одного сына. Это наделило её огромной властью и статусом госпожи. С помощью интриг и заговоров она быстро убрала конкурентов и укрепила свою власть. Она стала полноправно управлять гаремом. Султан Сулейман, который проводил большое количество времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем [2]. Он сделал её своим политическим советником. Хюррем-султан имела право принимать зарубежных послов, отвечать на письма правителей других стран, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле создали несколько мечетей, медресе и хамам [3]. В пределах не только города, но и всей страны говорили о влиятельной госпоже. Она оказывала огромное влияние на султана и добивалась того, что хотела. Одним из последствий этого влияния стала казнь Мустафы, старшего сына Сулеймана от другой наложницы, в 1553 г. Таким образом Хюррем добилась власти не только для себя, но и для своего сына Селима II, и проложила ему дорогу к престолу.

2. Нурбану — султан (1525–1583 гг.)

После смерти султана Сулеймана I Великолепного на османский трон взошёл его сын — Селим II (1566–1574 гг.). Нурбану попала в гарем Селима, когда тот еще не был султаном. Настоящее её имя было Сесилия Веньер-Баффо и она происходила из двух знатных венецианских родов. Нурбану стала законной женой Селима, однако настоящего могущества она достигла только во времена правления своего сына Мурада III (1574–1595 гг.), став первой валиде (матерью султана) в период женского султаната [6]. Мурад мало понимал в политике, поэтому почти всеми государственными делами занималась Нурбану. Она вместе с главным визирем Мехмедом Соколлу пашой правила гаремом и империей, следила за советом визирей, проводила переговоры, занималась благотворительностью, а также принимала у себя венецианских послов. В народе ее воспринимали как женщину благородную, сильную и умную [6].

3. Сафие — султан (1550–1619 гг.)

После смерти Нурбану — султан, управление гаремом и государством перешло в руки главной хасеки Мурада III — Сафие. Сафие была по происхождению венецианкой, и приходилась Нурбану дальней родственницей [7]. Она не стала законной женой султана, однако оставалась в статусе главной жены. Ещё при жизни Нурбану, Мурад обсуждал государственные вопросы не только с матерью, но и со своей наложницей, считая ее мудрой и образованной девушкой [8]. У Сафие был огромный авторитет при дворе. Она поддерживала хорошие отношения с Венецией, переписывалась с британской королевой Елизаветой I, и благодаря этому фактически была главным адвокатом королевы во дворце, а посол Великобритании Эдвард Бартон играл активную роль в распределении должностей в Стамбуле [5]. После кончины Мурада III в 1595 г. на трон взошёл сын Сафие — Мехмед III (1566–1603 гг.). При правлении своего сына госпожа достигла вершины своего могущества согласно иерархии гарема — она стала валиде — султан. Титул матери султана подчеркнул её величие не только во дворце, но и за его пределами [8].

4. Махпейкер Кёсем — султан (1590 г-1651 гг.)

С кончиной Мехмеда III и постепенным отходом от дел Сафие — султан, власть стала по очереди переходить к последующим султаншам. Будучи валиде, каждая из султанш (Хандан — султан, Халиме — султан и Махфируз Хатидже — султан) важной роли в общественно-политической жизни Османской империи уже не играли. В 1603 г. на османский престол взошёл наследник Мехмеда III — Ахмед I. Юный и неопытный правитель прислушивался к советам своей матери Хандан, но сильного влияния на политику она не оказывала. Всё изменилось с появлением в гареме Кёсем — султан (1623–1651 гг.). Изначальное ее имя было Анастасия и родом она была из Греции. Ещё будучи простой наложницей, эта девушка оказывала большое влияние на Ахмеда. Она вошла в историю как самая могущественная женщина женского султаната, и пробыла у власти практически 30 лет. В период правления своего мужа Ахмеда, Кёсем стала хасеки, падишах много советовался с ней, сильно любил её, и ни в чем не отказывал. Однако, положение Кёсем в государстве изменилось, когда султан Ахмед внезапно скончался от болезни в 1617 г., и во главе государства встал младший брат падишаха Мустафа I (1617–1618 и 1622–1623 гг.), но в скором времени из-за политической нестабильности Мустафа был свергнут с престола союзниками Кёсем под ее личным руководством в пользу своего сына Мурада IV. Так началась эпоха Кесём валиде — султан. Султанше довольно долгое время получалось сохранять власть, она дважды становилась Валиде (при Султане Мураде IV (1623–1640 гг.) и Ибрагиме I (1640–1648 гг.)), впервые именно ей был приписан титул «Бюйюк», то есть старшая валиде (бабушка при правящем султане Мехмеде IV) [4]. Новшеством являлось и то, что за всю историю правления женщин, именно Кёсем самостоятельно управляла империей в качестве регента при малолетнем правителе. Госпожа долгое время вела переписку с послами и монархами других стран, решала проблемы внутренней и внешней политики империи, организовала множество бесплатных мест питания для бедняков, а также всячески помогала детям-сиротам и женщинам. Конечно, история жизни этой влиятельной и могущественной султанши Османской империи была полна тайн, смут и интриг, однако благодаря ее дальновидной политике в государстве произошли серьёзные изменения и были одержаны важные стратегические победы.

5. Хатидже Турхан — султан (1627–1683 гг.)

Турхан стала последней представительницей периода женского султаната. По происхождению девушка была славянкой. Она попала в татарский плен во время их очередного набега, а позже крымский хан подарил её Кёсем и отправил в османский дворец. Турхан была женой Ибрагима I и матерью Мехмеда IV. Своей власти она достигла еще при правлении сильной и могущественной Кёсем и составляла ей конкуренцию. Постоянные дворцовые интриги и заговоры, провоцируемые борьбой за власть завершились в пользу Турхан в 1651 г., когда Кёсем была убита в своих покоях, и государство перешло к молодой госпоже и ее сыну Мехмеду. В силу своего малого возраста султан Мехмед IV не мог самостоятельно управлять государством, поэтому султанша руководила великой Османской империей в качестве регента вплоть до совершеннолетия своего шехзаде, после чего передала ведение всех государственных дел визирю Мехмеду Кеплюррю, который и положил конец эпохи женского султаната. После свержения Мехмеда IV на трон взошёл его брат Сулейман II. Он и последующие султаны оказывались на престоле уже в зрелом возрасте и могли самостоятельно организовывать военные походы, править государством, советуясь с великими визирями, по этой причине статус валиде и хасеки потерял свое прежнее значение. Женщины больше не вмешивались в политику, однако продолжали воспитывать наследников, заниматься благотворительностью и благоустройством империи.

Заключение

Женский султанат был важной эпохой в Османской империи. Благодаря ему сохранился имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов [1] и также он позволил государству развиваться в сложные периоды благодаря женщинам у власти.

Литература:

  1. Ефремова Е. Е. Иерархия гарема Османской империи XVI–XVII века (историографический аспект) // Студенческая наука и XXI век // 2020 г. // стр. № 1 // https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44069823_88152291.pdf
  2. Женский султанат // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Женский_султанат#cite_note-Finkel-5
  3. Жилина А. И. Внешняя политика османского султаната в правление падишаха Сулеймана I Кануни / https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-osmanskogo-sultanata-v-pravlenie-padishaha-suleymana-i-kanuni/viewer
  4. Кёсем Султан // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Кёсем-султан
  5. Мамедов И. Б. Эволюция института султанского гарема в XV–XVIII вв. и его роль в политической и социальной жизни Османского государства / https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-instituta-sultanskogo-garema-v-xv-xviii-vv-i-ego-rol-v-politicheskoi-i-sotsialno/read
  6. Нурбану — султан // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Нурбану-султан
  7. Роксолана // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Роксолана
  8. Сапрыкина С. / Влияние самых могущественных султанш XVI–XVII веков на Османскую империю / https://topuch.com/issledovateleskaya-rabota-vliyanie-samih-mogushestvennih-sulta/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): граффити, автор граффити, социальное пространство, испытуемый, неинституциональная изобразительная деятельность, оценка, городское пространство, семантический дифференциал, социальная перцепция, ассоциативный эксперимент.


Похожие статьи

Феномен самоутверждения в граффити | Статья в журнале...

Как показывают результаты исследования, центральным психологическим процессом в неинституциональном изобразительном творчестве авторов граффити является идентификация, а потребность самовыражения, также

Социальная перцепция граффити.

Семантические факторы восприятия дизайна (на примере...)

Рассмотрим семантическое пространство факторов «оценка» и «стабильность» (рисунок 4.2).

Социальные комментарии Cackle.

Прецедентные антропонимы как экспликаторы социокультурных...

Нередко миф в тексте постмодернизма представляет собой особое альтернативное пространство, созданное автором как способ отстранения от абсурдной действительности.

Социальные комментарии Cackle.

Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного...

Городское социокультурное пространство представляет собой среду обитания человека, характеризующуюся специфическими вещно-предметными и социально-коммуникативными особенностями его

Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана.

Психолингвистический эксперимент как метод исследования...

Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента: свободный (испытуемым не ставится никаких ограничений на

2) Метод семантического шкалирования применяется для построения субъективных семантических пространств и количественного...

Ассоциативный эксперимент как способ конструирования...

В цепном ассоциативном эксперименте испытуемым предлагается выдать неограниченное

4. Бессонова Л. Е., Зелинская А. Ю. Структурно-семантическое содержание ассоциативного поля концепта образование (из опыта

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Проблема понимания современного искусства | Статья в сборнике...

Это противоречие пролегает в областях экономического, социального, политического.

Сегодня нет никого, кто не был бы вовлечен в художественную деятельность через виртуальное пространство.

Основы психологии в обучении изобразительному искусству

Автор: Хуа Не. Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Библиографическое описание: Хуа Н. Основы психологии в обучении изобразительному

В творчестве для него важны субъективные опыт и чувства, ощущение объёма и пространства.

Эмоционально-оценочная составляющая концепта LIFE

Эмоционально-оценочная составляющая концепта LIFE. Автор: Осипова Олеся Борисовна.

Рассмотрев семантическое наполнение концепта LIFE на уровне системы языка, перейдём к анализу особенностей функционирования

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Похожие статьи

Феномен самоутверждения в граффити | Статья в журнале...

Как показывают результаты исследования, центральным психологическим процессом в неинституциональном изобразительном творчестве авторов граффити является идентификация, а потребность самовыражения, также

Социальная перцепция граффити.

Семантические факторы восприятия дизайна (на примере...)

Рассмотрим семантическое пространство факторов «оценка» и «стабильность» (рисунок 4.2).

Социальные комментарии Cackle.

Прецедентные антропонимы как экспликаторы социокультурных...

Нередко миф в тексте постмодернизма представляет собой особое альтернативное пространство, созданное автором как способ отстранения от абсурдной действительности.

Социальные комментарии Cackle.

Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного...

Городское социокультурное пространство представляет собой среду обитания человека, характеризующуюся специфическими вещно-предметными и социально-коммуникативными особенностями его

Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана.

Психолингвистический эксперимент как метод исследования...

Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента: свободный (испытуемым не ставится никаких ограничений на

2) Метод семантического шкалирования применяется для построения субъективных семантических пространств и количественного...

Ассоциативный эксперимент как способ конструирования...

В цепном ассоциативном эксперименте испытуемым предлагается выдать неограниченное

4. Бессонова Л. Е., Зелинская А. Ю. Структурно-семантическое содержание ассоциативного поля концепта образование (из опыта

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Проблема понимания современного искусства | Статья в сборнике...

Это противоречие пролегает в областях экономического, социального, политического.

Сегодня нет никого, кто не был бы вовлечен в художественную деятельность через виртуальное пространство.

Основы психологии в обучении изобразительному искусству

Автор: Хуа Не. Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Библиографическое описание: Хуа Н. Основы психологии в обучении изобразительному

В творчестве для него важны субъективные опыт и чувства, ощущение объёма и пространства.

Эмоционально-оценочная составляющая концепта LIFE

Эмоционально-оценочная составляющая концепта LIFE. Автор: Осипова Олеся Борисовна.

Рассмотрев семантическое наполнение концепта LIFE на уровне системы языка, перейдём к анализу особенностей функционирования

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос