Библиографическое описание:

Гусев В. Е. О соотношении права и медиации // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 56-57.

О соотношении права и медиации

Гусев Валерий Егорович, аспирант

Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета

В статье анализируется проблема взаимодействия права и медиации при урегулировании конфликтов.

Говоря о соотношении права и медиации, следует сказать, что право для медиации - суперценность, её основополагающая идея.

По В.Ф. Яковлеву существуют два аспекта в соотношении медиации и права. «Первый аспект - это вообще роль права в процессе медиации. То есть, руководству­ются ли сами спорящие стороны и специалисты-медиаторы действующим в стране национальным правом и нормами международного права, или этот процесс, так сказать, независимый от права. А второй аспект - это право самой медиации, то есть правила осущест­вления этой деятельности, правила этого процесса. По крайней мере, прин­ципы самой медиации. Утвердилось мнение о том, что основой судебного порядка разрешения споров является применение права. Именно на основе толкова­ния и применения права разрешаются споры по судебной процедуре. А как обстоит дело в медиации? Очевидно, что здесь подход несколько иной. Потому что и для медиатора, и для спорящих сторон важно гармонизировать собственные интересы. И прежде всего на интересы они и ориентируются. Но означает ли это, что право здесь вовсе никак не действует? Разумеется, нет. Здесь речь идет не о прямом применении права, а об использовании права. Сближение, гармонизация интересов должны происходить, по край­ней мере, с соблюдением императивных норм, содержащихся в праве. Иначе говоря, надо исходить из того, что соглашение, которым будет урегулиро­ван спор, не должно входить в противоречие с императивными правовыми нормами, с публичным порядком. Стало быть, право в процессе медиации (и не только процессуальное, но и материальное право), конечно, принима­ется во внимание. Второй аспект - это право самой медиации, то есть ее принципы, исходные правила, процедуры. Медиация нуждается, конечно, в такой регламентации. Весь вопрос в том, следует ли для этой регламентации использовать право, а если следует, то в какой степени. Процедура медиации основывается на принципах свободы, добро­вольности, конфиденциальности, диспозитивности и так далее. И можно сказать, что чем меньше право вмешивается в этот процесс, тем лучше. Да, это верно. И, следовательно, основными регуляторами здесь являются, во-первых, само соглашение между сторонами, то есть их договор о про­ведении медиации и те условия, на которых они соглашаются провести медиацию. А во-вторых, акты локального регулирования» [1,c.13]

И всё же роль права в медиации не должна сводиться лишь к инструментальной сущности урегулирования спора.

Изначальная общечеловеческая ценность права состоит в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Право, как общественный институт, как раз было найдено для того, что­бы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости, общечеловеческой нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Главное предназ­начение права - это обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека [2,c.47]. Надо сказать, что в этом медиация большое подспорье. Кроме того медиация преследует во многом те же цели что и право. Так, например, определённое созвучие можно усмотреть в идее справедливости.

В.К. Самигуллин пишет: «в основе взаимоотношений людей лежат многие кате­гории и понятия, принципы и нормы. Среди них все народы придают особое значение справедливости. В народном соз­нании сформировалось мнение, что справедливость — выс­шая ценность. «Справедливость ценнее хлеба», — говорят абхазцы. А молдавская поговорка гласит: «Справедливость не умирает никогда». С точки зрения турок, «Один час справедливости лучше, чем тысяча дней молитвы». В русском фольклоре, равно как и в фольклоре многих других народов, синонимом справедливости чаще всего вы­ступает «правда». Это понятие часто оценивается и как «истина». Не случайно в Средневековье источники правачасто обозначались словом «правда» - Салическая правда. Русская правда и т. д. Заметим, в бывшем Союзе ССР изда­вались газеты типа «Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Омская правда» и т. д. Народ говорит: «Правдой мир держится», «Правда свое возьмет», «Правда и труд все перетрут» [3,c.73].

Существует теория, согласно которой справедливость – важнейшая правовая ценность, «идеал всего прогрессивного человечества» [4,c.51].

Ф.М. Раянов отмечает: «идея справедливости всегда живёт в каждом разумном человеке. Мы можем сетовать на её отсутствие в конкретной реальности, но желание иметь справедливый суд, справедливое государство в современном человеческом обществе всегда присутствует» [5,c.5]. Однако, справедливость во многом не познанный феномен. Обращает на себя внимание определения справедливости:

Справедливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключённый при об­щении людей и всегда применительно к тем местам, где он заклю­чается. Эпикур.

Справедливость есть моральная умеренность. Следовать в фи­зическом мире правилу — ничего лишнего — будет умеренность, в моральном — справедливость. Л. Толстой.

Справедливость есть свойство души, руководствуясь которым люди неизменно и постоянно стремятся воздать каждому по праву его. Фома Аквинский.

Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. Т. Уайлдер.

Справедливость в нравственном смысле есть некоторое само­ограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвова­нием, самоотрицанием. В. Соловьёв.

И т.д.

Это далеко не полный перечень определений.

Справедливость представляет собой целое искусство, задачу современности.

На взгляд В. К. Самигуллина «существует известная отчужденность между гражданами и судами. Чтобы преодолеть эту ситуацию, надо бы позаботиться не только о повышении доверия граждан к судам, но и об известной антропологизации су­дебного правоприменения в смысле повышения внимания к потребностям и интересам людей, проявления большей заинтересованности, «живого участия» в качественной су­дебной защите прав и свобод человека и гражданина, их законных интересов. Однако антропологический подход в правоприменительной сфере права, как и в правовой сфере в целом, еще не утвердился. А вне антропологического подхода к праву и к его составным частям едва ли мысли­мо подлинно гуманистическое и демократическое правосудие, которое, если вдуматься, составляет смысл и со­держание судебного правоприменения. Мало, чтобы суд был скор, прав и справедлив. Надо бы еще, чтобы он был милостив. А это ведет к идее правды. По Аристотелю, правда заключается и в том, чтобы прощать человеческие слабо­сти, в том еще, чтобы иметь в виду не закон, а законодате­ля, не букву закона, а мысль законодателя, не самый по­ступок, а намерение человека (его совершившего), не часть, а целое, в том, чтобы обращать внимание не на то, каким выказал себя человек в данном случае, но каков он был всегда или по большей части. В том, наконец, чтобы охотнее обращаться к суду посредников, чем к суду пуб­личному, потому что посредник заботится о правде, а су­дья - о законе; для того и изобретен суд посредников, что­бы могла восторжествовать правда» [6,c.137].

Таким образом, идея медиации развивает антропологический подход к праву. Повышенное внимание к интересам людей, их участию в принятии решений, стремлению преодолеть конфликтные ситуации, оказывает влияние на роль права. Право обретает ещё большую ценность в жизни каждого человека, а это способствует становлению правового государства.


Литература:

  1. Выступление В.Ф. Яковлева Материалы второй международной конференции «Медиация. Альтернативные методы разрешения споров, и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики», Москва, 2007.

  2. Ф.М. Раянов, А. Ш. Гарданов Размышления о государстве.- Уфа. 1994.

  3. Самигуллин В.К. Правосознание: корень добра и справедливости.-Уфа,2009.

  4. Еникеев З.Д Воплощение справедливости в законах - правотворческая задача / Вестник Удмуртского университета, 1997, №1.

  5. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации.-Уфа:АНРБ, Гелем, 2010.

  6. Самигуллин В.К. Правосознание: корень добра и справедливости.-Уфа,2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle