Библиографическое описание:

Латыпова В. А. Анализ инструментов организации и проведения вебинаров // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 69-74.

Введение

В электронном обучении используются вебинары. Они являются аналогами семинаров и лекций традиционной формы обучения. Отличие состоит в том, что занятия ведутся через Интернет или по локальной сети. При организации системы дистанционного обучения (СДО) встает вопрос о выборе инструмента для организации и проведения вебинаров (ИОПВ). Средства представлены в Интернет в большом количестве, а их стоимость варьируется от бесплатной до сотен тысяч рублей. Необходимо провести анализ существующих инструментов, а также рассмотреть критерии выбора данных средств, которые позволяют оптимально подобрать ИОПВ в зависимости от нужд и возможностей организаторов СДО.

1.Обзор критериев

При выборе ИОПВ необходимо учитывать следующие критерии:

  • системные требования к серверной части и клиентской части тьютера (лектора) и участника;

  • возможность использования ИОПВ в виде сервиса (Software as a Service, SaaS решение);

  • масштабируемость и отказоустойчмвость;

  • возможность интеграции;

  • способ осуществления инсталляции;

  • наличие и вид поддержки разработчиком;

  • стоимость и порядок предоставления лицензии или стоимость аренды в случае использования сервиса;

  • функциональные возможности инструмента.

2.Анализ функциональных возможностей ИОПВ, их интеграции с СДО и сервисного решения инструментов

Проведем анализ 12 ИОПВ, включающих российские, зарубежные продукты, а также инструменты стран ближнего зарубежья (Украина, Беларусь): Виртуальный класс Websoft (компания «Websoft»), TrueСonf (компания «TrueСonf»), iWebinar (компания «Гиперметод IBS»), COMDI (компания «Комди»), Виртуальная комната Mirapolis (компания «Мираполис Информационные Технологии»), Интерактивные сетевые видеотрансляции (компания "УНИАР"), Система видеоконференцсвязи ВидеоМост (компания «ВидеоМост»), Live Conference (компания «ElearningSoft»), Remote Meeting Point (компания «АРИМА!»), Himeeting (компания «Ikonnect»), Acrobat Сonnect Pro (компания «Adobe Systems Incorporated»), MeetingPlace (компания «Cisco»).

В таблице 1 подробно представлены функциональные возможности перечисленных выше ИОПВ: нагрузка на сервер, запись вебинара, белая доска, контент, чат, статус участника, контроль обучения, управление инструментами ИОПВ, управление видео потоком, организация вебинара, совместное использование рабочего экрана, файлов и «белой доски». Пустые поля показывают отсутствие информации по рассматриваемому в таблице вопросу.

Таблица 1

Инструмент или сервис\

Функциональные возможности

Виртуальный класс Websoft

True conf

iWebinar

COMDI

Виртуальная комната Mirapolis

Интерактивные сетевые видеотрансляции- ИСВТ

Система видеоконференцсвязи ВидеоМост

Live Conference

Remote Meeting Point

Himeeting

Acrobat Сonnect Pro

MeetingPlace

Нагрузка

Поддержка нескольких медиасерверов для распределения нагрузки



+





-









+


Максимальное число вебинаров, которые могут проводиться одновременно




75











Число участников, которые могут быть представлены в классе одновременно в видео режиме





16





8




14





10








6

Максимальное количество слушателей


1000


3000


500


не ограничено




2500


Запись вебинара

Ведение и сохранение записи вебинара:

с возможностью просмотра в Интернет




+




+




+




+




+




-




+




+




+




+




+




+

с возможностью скачивания

+



-







-


Редактирование записи вебинара


-




+








-


+

Преобразование записи вебинара в формат flv,mp4,wmv


-



+ (бета-версия)








-


-

Автоматическое архивирование состоявшихся вебинаров


-




-




-



+



-


-

Белая доска

Использование «белой доски»

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

Использование для "белой доски" следующих объектов:

фигуры



+



+




-


+



-



-




+



+



+



+

линии

+

+


+

+

-

-


+

+

+

+

автофигуры

+



-


-

-


-

-

+

+

текст

+

+


+

+

-

-


+

+

+

+

карандаш

+

+


-

+

-

-


+

+

+

+

кисть

+



-


-

-




-

-

маркер

-

+


+


-

-




+

+

видео и аудио

-



-


-

-




-

+

картинки

-



-

+

-

-



+

-

+

цвет

+



+


-

-


+

+

+

+

штамп

-



-

+

-

-




-

-

отмена действия и возврат

-



-

+

-

-



-

+

+

очистить все

+



-

+

-

-



-

-

+

Создание нескольких досок

-



-


-

-




+

+

Сохранение "белой доски"

-





-

-




-

+

Сохранение "белой доски" как картинки

-



-


-

-



+

-

-

Печать содержимого «белой доски»


-




-



-


-





+


+

Удаление объектов "белой доски"


+


+



+


+


-


-




+


+


+

Редактирование объектов "белой доски"


+


+



-


+


-


-




+


+


-

Перемещение объектов "белой доски"


+


+



+


+


-


-




+


+


-

Использование указки

+



+

+

-

-




+

+

Использование указки с именем участника, который ее использует



-



-




-




-



-






-



+

Контент

Использование контента в следующих форматах:













Документы:

+



+


+





+


pdf

+




+

+





+


doc




+

+





+

-


xls




+

+





+

-


html





+






+


Архивы











+


zip











+


Презентации:

+


+


+

+





+


ppt

+

+

+


+

+




+

+


pptx

+




+






+


Видео и аудио ролики:




+









flv




+

+






+


swf




+




+



+


mp3











+


mp4




+

+






+


mpg





+






-


avi





+






-


mov





+






-


ra





+






-


rm





+






-


vob





+






-


wmv





+






-


f4v











+


Изображения:




+







+


jpg











+


png











+


gif











+


Чат

Использование группового чата

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Использование приватного (персонального) чата


+


+



+


+


-





+


+


+

Копирование содержимого чата

+



-

-






+

+

Скачивание содержимого чата

-



+

+

-





-

-

Использование смайлов

-

+


-

-

-





-

-

Создание нескольких чатов

-





-





+


Премодерация сообщения

(необходимость одобрения сообщения перед тем как оно будет доступно всем участникам)





-







+





+





-









-


Статус участника

Использование статусов:

+

+



+

-




+

+

+

«Поднимаю руку»

+




+





+

+


+

«Отошел»










-

+


«Не понимаю материал»





+





-

-


«Говорите тише», «Говорите громче»










-

+


«Увеличить темп», «Снизить темп»










-

+


«Согласен», «Не согласен»

+

+




+





-

+


эмоций:

+









-

+


«Аплодисменты»

-









-

+


«Смех»

+









-

+


«Улыбка»

+









-

-


Контроль обучения

Проведение опросов

+


+

+

+

+

-



+

+

+

Анализ активности обучаемых в вебинаре


+





+


-


-


+




+


+

Просмотр детальной информации по участнику вебинара в списке участников



+






+



+




+





+


Комментирование и оценивание за участие в вебинаре преподавателем



+







-



-






+



+

Управление инструментами ИОПВ

Открытие и закрытие окон с инструментами


+




+



+




+


-


+


+

Растягивание окна любого инструмента вебинара на весь экран



+





+




-





+



-



+



-

Наличие нескольких предопределенных (наиболее часто используемых) конфигураций окон (режимы)




+






+





-








+




-

Управление видеопотоком

Поставка участником на паузу определенного видеопотока


+




+



+




+


+


+


Оптимизация качества передаваемого видео и аудио потока



+





+



+



-



+






+



-

Разворачивание видео участника или тьютора во весь экран



-



+




+



+



+






+



+



+

Синхронизации демонстрации (закачки и демонстрации) видеоконтента с видеосервисов (например, YouTube)




-






-





-




-








-




-

Использование фото (аватара) тьютора вместо видео


-




+



-


-





-


-

Автоматическая адаптация видео трансляции к условиям связи



-





-





+






-



-

Организация вебинара

Сбор и согласовывание заявок на участие в вебинаре


+





+







+


Настройка индивидуальных прав работы участников в вебинаре



+






+




+







+

Брендирование интерфейса виртуальной комнаты












+


-

Сбор отзывов после участия в вебинаре












-


-

Совместное использование

Демонстрация тьютором или участником своего рабочего стола



+



+




+



+



+



+




+



+



+



+

Совместное использование «белой доски»


+


+



+


+


-




+



+


+

Совместное использование документов


+




+


+


+


+



+



+


+


В таблице 2 представлена информация, касающаяся интеграции: возможность интеграции ИОПВ с СДО, конкретное СДО, с которым может быть интегрирован инструмент.

Таблица 2

ИОПВ\Вопросы интеграция

Виртуальный класс Websoft

True conf

iWebinar

COMDI

Виртуальная комната Mirapolis

Интерактивные сетевые видеотрансляции- ИСВТ

Система видеоконференцсвязи ВидеоМост

Live Conference

Remote Meeting Point

Himeeting

Acrobat Сonnect Pro

MeetingPlace

Возможность интеграции с СДО


+


-


+


-


+


+


+


+


+


-


+


+

СДО, с которым может быть интегрирован инструмент

СДО WebTutor

-

eLearning Server

-

MIRAPOLIS Knowledge Center

Доцент

Moodle

JoomlaLMS RU

EIS

-

Moodle



В таблице 3 представлена информация, касающаяся SaaS решения ИОПВ: возможность демонстрационного доступа и его ограничения, необходимость установки клиентского программного обеспечения (ПО).

Таблица 3

Инструмент\ SaaS решение


Виртуальный класс Websoft

True conf

iWebinar

COMDI

Виртуальная комната Mirapolis

Интерактивные сетевые видеотрансляции- ИСВТ

Система видеоконференцсвязи ВидеоМост

Live Conference

Remote Meeting Point

Himeeting

Acrobat Сonnect Pro

MeetingPlace

Возможность демонстрационного доступа



+



+



-



+



+



-



+



-



-



+



+



+

Ограничения


До 5 участников

14 дней бесплатно, до 9 участников, все вебинары длительностью до 15 минут

-

14 дней бесплатно

До 3 участников

-

7 дней бесплатно,

до 5 участников

-

-


30 дней бесплатно

14 дней бесплатно,

до 25 участников

Необходимость установки клиентского ПО


-


+



-


-



-




+


-


+


Заключение

Был проведен анализ существующих ИОПВ, были рассмотрены интеграция ИОПВ с СДО, а также сервисное решение инструментов Анализ приводился в наглядной табличной форме. В результате работы было выявлено отсутствие полной информации по многим инструментам, необходимой для оптимального подбора ИОПВ. Разработчики и поставщики размещают на своих сайтах не достаточное количество информации, которая описывает продукт. Наиболее подробный анализ был выполнен на основе работы с демо версиями ИОПВ. Но несмотря на наличие информационных пробелов, анализ дает целостное представление о критериях выбора ИОПВ. Данный анализ может послужить неким ориентиром для выбора подходящего инструмента для организации СДО.


Литература:
  1. Вебинары и виртуальные классы. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 3, релиз 22.03.2011.

  2. Критерии выбора инструментов для организации и проведения вебинаров. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 7, релиз 02.06.2011.

  3. http://avirta.ru/about/platform_adobe (Adobe Acrobat Connect Pro).

  4. http://trueconf.ru (TrueConf).

  5. http://v-class.ru (Виртуальный класс Websoft).

  6. http://elearningsoft.ru/joomla-live-conference.html (Live Conference).

  7. http://www.videomost.com (Система видеоконференцсвязи ВидеоМост).

  8. http://www.arima.entua.com/p6743-Remote-Meeting-Point-RMP-sistema-dlya-vnutrennego-korporativnogo-obscheniya-videokonferentsiy(Remote Meeting Point).

  9. http://www.learnware.ru/static.php?id=3050(iWebinar).

  10. http://comdi.com/(COMDI).

  11. http://us.ikonnet.com/en/product/himeeting-jieshao.htm (Himeeting).

  12. http://mirapolis.ru/system/editions/details.php?code=vclass/(Виртуальная комната Mirapolis).

  13. http://proxy.uniar.ru/www/ivideoconf.asp (Интерактивные сетевые видеотрансляции- ИСВТ).

  14. http://www.cisco.com/en/US/products/ps10726/index.html (MeetingPlace).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle