Библиографическое описание:

Кириллова А. И. Кирьяк Степанович Черканов как исследователь истории быстринских эвенов // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 71-73.

Современные модернизационные процессы и глобализация культуры и экономической жизни, создание так называемой всеобщей системы ценностей и появление всемирных общественных и экономических организаций, охватывающих как наиболее развитые, так и страны третьего мира, обусловили повышение интереса к локальным этническим группам, их образу жизни и наследию. Одной из таких групп являются быстринские эвены, проживающие в Камчатском крае. Они не являются автохтонным камчатским этносом, поэтому долгое время не выделялись в отдельную этничекую группу. Несмотря на это, быстринские эвены прочно влились в этническую картину полуострова. Данная группа эвенского этноса проживает в Быстринском районе Камчатского края. Основная масса эвенского населения сосредоточена в селах Эссо (районный центр) и Анавгай, однако часть обитает на «рыбалках», некартографированных поселениях, где они ведут традиционный образ жизни, занимаясь преимущественно рыбной ловлей и рыбопереработкой.

История быстринских эвенов как особой общности эвенского этноса изучена недостаточно. На данный момент не издано научных монографий, посвященных данной группе. Детальное изучение их образа жизни началось в 1960-х годах. [см. подробнее 2, 4] Историю появления эвенов на Камчатке в XIX веке и дальнейшего развития, изменение образа жизни под влиянием социалистических преобразований и обособление от основной ветви этноса (в том числе формирование особых, присущих только данной группе, черт материальной и духовной культуры) исследовали как ученые-представители Академии наук, так и местные краеведы.

Видным деятелем культуры и исследователем истории быстринских эвенов был Кирьяк Степанович Черканов (1935-1989). Сам он был эвеном по национальности и родился в Быстринском районе Камчатской области. В сфере его научных интересов была история появления эвенов на Камчатке, их образ жизни, кроме того он записывал, перерабатывал и переводил с эвенского сказки народов Севера, а также сочинял сам. Родился он в селе Анавгай в семье эвенов-оленеводов. Окончил среднюю школу в селе Эссо. В 1953-1959 годах учился в Хабаровском педагогическом институте (сначала очно, а затем заочно) на историческом факультете.[6, с.3] Таким образом, имея историческое образование, он стал представителем эвенской интеллигенции и первым исследователем коренной национальности, изучавшим историю быстринских эвенов.

Вся трудовая жизнь и исследования Кирьяка Степановича связаны с Быстринским районом. В 1956 году он перевелся на заочную форму обучения и устроился на работу в Красную Ярангу совхоза «Анавгайский», где и работал с 1957 по 1986 год. Помимо этого он был внештатным корреспондентом районной газеты «Новая жизнь», публиковал статьи как на русском, так и камчатском диалекте эвенского языка. В 1986-1989 годах трудился в этнографическом музее Быстринского района.

Все эти годы Кирьяк Степанович активно изучал историю и культуру своего этноса. Работая в табунах, он записывал воспоминания старожилов об установлении советской власти в Быстринском районе, о школьном строительстве и первых учителях и т.п. Свои суждения о различных исторических процессах и полученную информацию он заносил в многочисленные записные книжки, которые остались неопубликованными и хранятся в его семье. В ходе этнографической экспедиции Камчатского государственного педагогического университета (на сегодняшний день Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга) 2005 года часть их была предотавлена исследователям. Эти материалы были использованы при реализации проекта научно – исследовательского института региональных гуманитарных проблем Международого центра традиционных культур народов Камчатки - «История села Анавгай (эвенский язык и культура)». Таким образом, часть уникальных данных, собранных К.С.Черкановым, была вовлечена в научный оборот. Особо ценными для историков являются воспоминания старожилов о начале социалистического строительства в Быстринском районе в 1920-х годах и влиянии его на образ жизни эвенов. Как пишет в своих записных книжках К.С.Черканов, Советы Быстринского района изначально были сформированы эвенами, они занимали в них ведущие позиции; быстринцы активно включались в состав новых органов местной власти, принимали участие в социалистическом переустройстве района. [5] Однако, на современном этапе развития исторической науки к некоторым выводам историков, живших и работавших в советские годы, следует подходить критически. Так, основываясь на активном участии эвенов в социалистических преобразованиях и марксистско-ленинской теории, К.С.Черканов приходит к выводу, что «советская власть для кочевников не была чем-то искусственно привнесенным, а фактом их собственной жизни. И это доказательство вечно живого желания достичь лучшего, чем вчерашнее, прошлое» [5]

Основной целью исследований Кирьяка Степановича была подготовка книги по истории быстринских эвенов. Он составил план книги «История эвенов», в который были включены следующие разделы: происхождение и развитие эвенского языка, расселение эвенов в I-XIX веках, появление эвенов на Камчатке, досоветский период жизни эвенов (он называет их самоназванием орочи), становление советской власти.[7, c.5] Особую ценность для исследователей представляют сведения К.С.Черканова о контактах с коряками и ительменами в XIX веке, а также о школьном образовании в 1916-1926 годах и создании эвенской письменности в 1930-е годы. Так, по данным К.С.Черканова в 1916 году у орочей (самоназвание эвенов, прим.автора) был учитель русского языка [5], но официально учебного заведения не существовало. По этой причине в 1918 году кочевой районный комитет орочей принял решение: «о необходимости "походной инородческой школы". Для этого "кочующие представляют помещение-юрту". Многие эвены закончили после курс обучения в тигильской школе. И многие так успешно, что потом сами могли обучать других».[5] По сведениям К.С.Черканова первыми учителями в школе были Солодиков Григорий Трифонович и Андрей Петрович Адуканов. Обучение русскому языку в ламутских кочевьях уже к 1922 году дало определенные результаты, и, по воспоминаниям С.Бергмана (участника Шведской экспедиции 1920-1922 годов), многие эвены говорили на нем довольно бегло. [см. подробнее 1] Ценные сведения исследователь собрал и по эвенской топонимике, он последил этимологию названий географических объектов, начиная от озера Байкал вплоть до реки Амур, выделил названия с эвенскими корнями, перевел их на русский язык и составил таблицу названий.

Помимо исторических исследований Кирьяк Степанович был известным собирателем эвенского и корякского фольклора. Во время работы в Красной Яранге, путешествуя с концертами и беседами по табунам, К.С.Черканов записывал песни, поговорки и сказки. С 1986 года он регулярно публиковал эти сказки в местной газете Быстринского района «Новая жизнь», в том числе в «Айдит» (с эвенского «согласие», прим.автора), приложении к газете на эвенском языке. В 1988 году был выпущен сборник сказок К.С.Черканова «Эведы Немкан» (Сказки Севера) на эвенском языке. Сам Кирьяк Степанович был удостоен премии в области литературы им. Г.Г.Поротова посмертно. Его дети передали премию в размере 500 рублей в фонд развития районной библиотеки.[6, c.3] В 2006 году был издан еще один сборник сказок, собранных и обработанных К.С.Черкановым и его дочерью О.К.Черкановой.[8] В работе находилась книга рассказов, которая, к сожалению, не была закончена.

В память о выдающемся сыне эвенского народа на территории Быстринского района проводятся Черкановские Чтения, в рамках которых заслушиваются доклады по истории и культуре Быстринского района и эвенов-быстринцев. Мероприятия в честь памяти К.С.Черканова проводятся с 2005 года и уже успели стать традиционными для жителей Быстринского района: заместитель главы Быстринского районного муниципального образования Б.А.Логунов предложил сделать Черкановские Чтения ежегодными.[3, c.2] На сегодняшний день они проводятся ежегодно при районной библиотеке: помимо подготовки докладов по истории и культуре быстринских эвенов в их рамках проводятся выставки тематической литературы, фотографий и рисунков, учащиеся школы и воспитанники детских садов готовят постановки традиционных сказок и легенд. На Черкановских чтениях проходят презентации книг и рукописей о духовной и матриальной культуре, традиционном образе жизни быстринских эвенов, подготовленных исследователями Быстринского района. Обычно мероприятие приурочено ко дню района, который отмечается 12 августа.

Помимо научно-практических мероприятий в память об известном земляке эвены проводят и культурные мероприятия. Так, 7 августа 2005 года на этнокультурном стойбище «Мэнэдек» (село Анавгай) проводился праздник эвенского фольклора «Живительная вода» в честь 70-летия со дня рождения Кирьяка Степановича. В его рамках проводился литературный час (для местных авторов) и кокурс эссе, открытый урок эвенского языка.[7, c.19]

Библиотекой села Анавгай на правах рукописи составлен сборник материалов «Камчатские эвены», в котором опубликованы статьи К.С.Черканова, материалы его записных книжек, а также план и некоторые материалы исследования «История эвенов», которое осталось незавершенным. В сборник включены статьи, посвященные памяти Кирьяка Степановича.

Энциклопедически образованный, человек с пытливым умом, кропотливый исследователь, Кирьяк Степанович Черканов более известен среди эвенов и жителей Камчатки как фольклорист и литератор, однако не менее важна его роль и как первого историка-эвена, изучавшего быстринцев. Вклад его в изучение и популяризацию исторического знания среди эвенского и корякского населения Быстринского района весьма значителен: во время работы в Красной Яранге он проводил беседы о появлении эвенов на полуострове и утверждении советской власти. Кроме того, Кирьяк Степанович привил любовь к истории своего народа собственным детям, его дочери О.К.Черканова и Д.К.Кучеренко активно изучают записи отца, систематизируют их и участвуют в возрождении традиционных праздников и промыслов быстринских эвенов. Воспоминания старожилов, собранные К.С.Черкановым, являются весьма ценными для современных краеведов, так как на сегодняшний день не осталось живых очевидцев становления советской власти в районе в 1920-х годах. Благодаря их письменной фиксации в записных книжках, эти данные могут быть доступны исследователям.


Литература:

  1. Бергман Стен, По дикой Камчатке, Петропавловск-Камчатский, 2000, 163 с
  2. Гурвич И.С. Эвены Камчатской области//Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера. Труды Института Этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия, том LVI. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960, 213стр., с.63-91
  3. Кичигина З. В честь юбилея писателя-земляка//Новая жизнь № 23 (6 июня 2005), c.2
  4. Кузаков К.Г. Заметки об эвенах-быстринцах// Краеведческие записки. Вып.1, Дальневосточное издательство, Петропавловск-Камчатский, 1968,134стр., с.63-75
  5. Материалы этнографической экспедиции в с.Анавгай 13-21 марта 2005г
  6. Сычева Н.П. Памяти К.С.Черканова (вступительная статья к сборнику)// Черканов К.С. Камчатские эвены, с.Анавгай, 2006, 35 стр.(на правах рукописи)
  7. Черканов К.С. Камчатские эвены, с.Анавгай, 2006, 35 стр. (на правах рукописи)
  8. Черканов К.С. Эвенские сказки, Петропавловск-Камчатский, 2006, 46 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle