Библиографическое описание:

Зюмалина А. Р. Инвестиционная привлекательность города: понятие, определения, способы оценки // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.1. — С. 133-137.

В данной статье раскрываются понятия инвестиционной привлекательности города, дается анализ существующим методам оценки инвестиционной привлекательности, выявляются их недостатки и достоинства.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, конкурентный статус, конкурентный потенциал, факторы инвестиционной привлекательности.

This article undertakes such an analysis of investment attractiveness of the city and its methods of evaluation, in particular advantages and shortcomings of these methods.

Key words: Investment incentives, potential, investment risk, competitive status, competitive potential, factors of investment incentives

При многоуровневой стратегии территориального развития России, сочетающей принципы управления сверху и внутреннего саморегулирования, города стали субъектами самостоятельного принятия экономических решений и проведения определенной социально-экономической политики на своих территориях.

В условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ, необходимо привлекать дополнительные средства за счет инвестирования, создания условий для привлечения капитала, в том числе и иностранного, в хозяйствующие объекты на территории города. Кроме того, привлечение инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных способов преодоления кризисного, посткризисного состояния российской экономики, а также социально-экономического развития государства, либо региона, города, отрасли.

Реализация вопросов привлечения инвестиций на муниципальном уровне осуществляется в виде инвестиционной политики города – совокупность инструментов и механизмов, реализуемых органами местного самоуправления по созданию и повышению инвестиционного климата муниципального образования с целью решения социально-экономических задач города (повышение качества жизни населения города) [сформулировано автором].

В процессе разработки инвестиционной политики муниципального образования следует учитывать, что город рассматривается как система более высокого порядка, чем просто территориальное образование. На современном этапе развития экономики город, как и все другие территориальные образования, анализируются с позиций системного подхода. С этой точки зрения город рассматривается как муниципальная социально-экономическая система (МСЭС), представленная различными секторами экономики, объектами социально-культурного назначения, политическими, экономическими организациями, некоммерческими структурами. Кроме того, муниципальное образование можно представить как особую иерархически организованную хозяйствующую систему, рассматриваемую как объект управления, с точки зрения менеджмента.

Инвестиции с наибольшей эффективностью могут осуществляться в тех городах, где для этого созданы наиболее выгодные условия, поэтому для принятия решения об инвестировании, как в информационном, так и в методическом плане, важную роль играет адекватная оценка и прогнозирование инвестиционного климата муниципального образования.

Целью написания данной статьи является анализ имеющихся определений понятия «инвестиционная привлекательность города» (ИПГ) и существующие способы ее оценки.

В экономической теории и практике в инвестиционном процессе используются два понятия: инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат. Некоторые ученые (Саак А.Э., Колчина О.А.) считают, что эти понятия различны: инвестиционная привлекательность, наряду с инвестиционной активностью (количество инвестиций за анализируемый период), являются элементами инвестиционного климата. В большей степени многие ученые-экономисты отождествляют эти понятия, не выделяя принципиальных различий между ними.

Определение различий в этих понятий не является задачей данной статьи, поэтому, эти понятия будут считаться синонимичными.

В экономической литературе наиболее часто встречается следующее определение: инвестиционная привлекательность хозяйственной системы есть обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, предприятия).

Также, понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, городе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион город, отрасль).

В данных определениях основной акцент делается на совокупность условий территориального образования, которые влияют на положительное принятие решения об инвестировании.

Инвестиционная привлекательность, в отличие от других экономических категорий, не характеризуется динамичностью, она не способна быстро реагировать на изменения факторов внешней среды.

Понятие инвестиционного климата характеризуется сложностью и комплексностью. Показатели инвестиционной привлекательности реализуются как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне реализуются факторы политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.
На микроуровне инвестиционный климат проявляется на уровне взаимовыгодных отношений фирмы-инвестора и субъектов территории-реципиента (государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов). На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов инвестирующей фирмы с новой для нее средой.

Макро- и микроуровни инвестиционного климата реализуются как единое целое. Любые факторы внешней среды (законодательные действия Федерального Правительства по формированию инвестиционного климата могут не соответствовать законодательному производству местного уровня и наоборот, льготы муниципалитета могут дополнять положения Федерального правительства

Комплексность и сложность категории «инвестиционная привлекательность» обусловлена тем, что нет однозначного подхода к определению этого понятия. В российской литературе инвестиционная привлекательность в определении варьируется от отождествления ее с инвестиционным климатом до такой характеристики как «платежеспособный спрос территории на инвестиции»

Следует особо отметить, что при оценке инвестиционной привлекательности города агенты местного рынка инвестиций: инвестор, заемщик (хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории города), местные органы управления по-разному трактуют понятие инвестиционной привлекательности города. Для инвестора город инвестиционно привлекателен, если маржинальные издержки размещения нового производства в городе равны маржинальному доходу. Для хозяйствующего субъекта городской экономики – это степень благоприятности местных условий его инвестиционной деятельности.

Инвестиционная привлекательность в таком случае определяется как совокупность находящихся под влиянием местных властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых городским хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства [4].

Эти условия формируются при реализации инвестиционных проектов, а также определяющих возможность окупаемости этих проектов и получения прибыли.

Приведенное определение инвестиционной привлекательности города может использоваться муниципальными органами власти в территориальном маркетинге города, то есть при реализации задач муниципального управления для позиционирования города на внешних инвестиционных рынках.

Несмотря на то, что в определениях инвестиционной привлекательности города акценты сделаны на различные критерии, основной является такая характеристика города, как конкурентоспособность. Использование инструментов территориального маркетинга в стратегическом муниципальном управлении способствует формированию позитивного имиджа территории, создавая тем самым конкурентное преимущество территории, привлекательность муниципального образования для инвестиций по сравнению с другими муниципальными образованиями-конкурентами. Анализ видов конкуренции за инвестиции проводится исходя из модели пяти сил конкуренции М.Портера. На основе этой модели Иванов В.В. и Коробова М.П. разработали оценку конкурентоспособности города, которая может быть применима для оценки ИПГ. Конкурентный статус (инвестиционная привлекательность) муниципального образования является функцией от двух аргументов: конкурентоспособности муниципального образования (КС) и конкурентного потенциала муниципального образования (КП):

Инвестиционная привлекательность = А×КС+В×КП, (1)

где А и В – весовые коэффициенты, отражающие вклад КС и КП в инвестиционную привлекательность муниципального образования, определяемые экспертным путем, например по 10-ти балльной шкале;

КС – отражает эффективность функционирования муниципального образования в краткосрочном периоде.

Показатель КС является интегральным показателем, его параметрами являются показатели уровня жизни населения на территории города в сравнении с базовым уровнем, определенным законодательно, или в сравнении с уровнем более сильного конкурента.

КП – конкурентный потенциал или сила конкурентной позиции, способность эффективного функционирования муниципального образования в перспективном периоде, определяется факторами, которые могут привлекать и удерживать потенциальных инвесторов. Уровень конкурентного потенциала города определяется наличием следующих факторов: наличие стратегического плана развития муниципального образования; интеллектуальный потенциал муниципального образования; потенциал развития базовых отраслей экономики города; величина входного барьера в муниципальном образовании (стоимость аренды нежилых помещений, земли в ближайшем будущем; планируемые изменения в местном налогообложении и льготы; местные нормы, стандарты; лицензирование, сертификация отдельных видов деятельности, не подлежащих лицензированию в других муниципальных образованиях и трудность процедуры оформления; дотации местным предприятиям; особенности местной культуры); потенциал рынка труда; прогнозы развития рынка; предпринимательский климат: отношение власти и общества к бизнесу; стабильность муниципальной политики в области предпринимательства; льготные налоговые режимы (свободные экономические зоны); создание инновационных центров; система защиты интеллектуальной собственности; упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности; возможность официальных действий через Интернет – порталы и пр.

Недостатком использования кластерного анализа для оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования является отсутствие учета рисков. Вместе с тем, оценка рисков осуществляемых проектов может дать важную информацию о конкурентном статусе муниципального образования, дать адекватную оценку инвестиционной привлекательности, позволит построить прогноз развития муниципального образования долгосрочном периоде. Поэтому в общий алгоритм оценки конкурентоспособности и конкурентного статуса необходимо включить оценку факторов риска, как для конкретных проектов, так и для муниципального образования в целом, выявив предварительно источники рисков и проведя их классификацию с учетом специфики конкретного муниципального образования.

Также при оценке инвестиционной привлекательности города можно использовать метод, выделенный Н.В. Игошиным в своей монографии «Инвестиции. Организация управления и финансирования», так называемый «суженый подход» При использовании суженого метода оценивается динамика основных показателей хозяйственной деятельности (ВВП, НД, объемы производства, динамика распределения НД, пропорций потребления и накопления и потребления, ход приватизационных процессов, состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного).

За основной показатель оценки инвестиционной привлекательности хозяйственной системы, в том числе и города, принимается уровень прибыльности используемых активов, рассчитанный по двум вариантам:

1. Отношение прибыли от реализации товаров и услуг к общей сумме используемых активов;

2. Отношение балансовой прибыли к общей сумме используемых активов.

Данный подход считается универсальным, то есть используется для оценки инвестиционной привлекательности хозяйственной системы любого уровня.

Положительным в данном методе является относительная простота расчетов и анализа. Кроме того, указанный подход еще и достаточно дешев, поскольку не требует проведения дополнительных статистических исследований. Недостаток заключается в том, что не отражен баланс интересов, а «инвестиционный климат не связан с инновационным типом развития, экономической устойчивостью. В нем полностью игнорируются объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития хозяйственных систем» [2].

Каждый город отличается особенностями производства и жизнедеятельности, что определяет свой набор факторов. Но из этого набора можно выделить универсальный набор факторов, который может быть использован для оценивания инвестиционной привлекательности в целом. В этот набор входит: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры рынка; развитие культуры и образования населения; социально-политическая стабильность; экономическая стабильность; взаимодействие органов управления с предприятиями; информационное и коммуникационное поле; нормативно-правовое поле; система льгот инвесторам.

Город считается привлекательным, если соблюдаются следующие параметры, указанные в таблице 1.

Параметры инвестиционной привлекательности муниципального образования

Таблица 1

Факторы

Параметры

Географическое положение

Выгодное

Обеспеченность природными ресурсами и их доступность

Уровень обеспеченности природными ресурсами высокий и ресурсы доступны

Состояние окружающей среды

Экологическая обстановка нормальная

Структурное разнообразие экономики

Структура экономики адекватна требованиям рынка

Состояние и развитие инфраструктуры рынка

Системы инфраструктуры работают быстро и надежно

Развитие культуры и образования населения

Уровень образования и квалификации населения высокий и существуют возможности для обучения нужным профессиям

Социально-политическая стабильность

Социально-политический климат безопасный

Экономическая стабильность

Уровень производственных затрат, которые контролируются властями, низок; существует доступ к инвестиционному капиталу и кредитным ресурсам; оказывается содействие внешнеэкономической деятельности со стороны администрации

Взаимодействие органов управления с предприятиями

Взаимодействие администрации города и предприятий города взаимовыгодное и прозрачное

Информационное и коммуникационное поле

Уровень оснащенности передовыми технологиями высокий

Нормативно-правовое поле

Состояние хозяйственного законодательства и регулирования не ограничивают развитие производства

Система льгот инвесторам

Налоговая система приемлема и стабильна

Ист.: [4]

Разработанные факторы в предлагаемой методике опираются на отечественный опыт, что можно считать достоинством метода. Также данный набор факторов можно использовать при разработке интегрального показателя инвестиционной привлекательности и использовать его в качестве критерия сравнения городов по ИПГ. Недостатком можно назвать трудоемкость расчета интегрального показателя.

Задача оценивания инвестиционной привлекательности города, как объекта муниципального управления, имеет более широкие рамки, поскольку практически включает в себя оценивание его инвестиционного потенциала и эффективности управления этим потенциалом. Инвестиционный риск, в свою очередь, является параметром, характеризующим состояние первого и уровень второго, поэтому оценка инвестиционного климата региона, рассматриваемого как территория с определенным на ней потенциалом и уровнем риска, в принципе, применима и к определению инвестиционного климата города. В данной ситуации инвестиционная привлекательность города представляет собой уровень удовлетворения ожиданий субъектов инвестиционной деятельности, определяемый уровнем возможности реализации инвестиционных проектов на территории города (величиной инвестиционного потенциала городской экономики) и вероятностью потери инвестиций (величиной инвестиционного риска).

Инвестиционный потенциал территориального образования можно определить как объем инвестиций, который можно привлечь за счет всех источников финансирования с учетом обеспеченности экономическими, социальными и природными ресурсами, особенностей географического положения объекта и иных объективных предпосылок.

Инвестиционный потенциал - характеристика качественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Виды потенциала региона:

- природно-ресурсный - средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов; количественное выражение ресурсно-сырьевого потенциала позволяет оценить эффективность региональной экономики и позволяет определить вклад каждого ресурса в воспроизводство материальных благ и услуг;

- финансовый - совокупность финансовых ресурсов населения, местного бюджета, предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, которые могут быть вовлечены в инвестиционный процесс, а также характеризует систему межбюджетных отношений, развитие предпринимательства;

- инновационный - уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в экономику муниципального образования, то есть совокупность кадровых, материально-технических, информационных ресурсов, предназначенных для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием;

- инфраструктурный характеризует экономико-географическое положение территориального образования, которое непосредственно влияет на производственную деятельность, то есть отражает уровень развития в муниципальном образовании производственной, транспортной, инженерной, социальной инфраструктур;

- производственный - суммарный результат хозяйственной деятельности населения в регионе, имеет денежную оценку и функционирует в реальных формах различных элементов производственного капитала, более полное представление о производственном потенциале дает дополнительная качественная характеристика (степень изношенности основных фондов);

- трудовой – объем, структура и качество рабочей силы, характеризуется уровнем квалификации и образования работников, кроме того характеризуется как система отношений по занятости и безработице, уровню заработной платы и ее дифференциации по отдельным группам работников;

- потребительский - совокупная покупательская способность населения региона;

- институциональный (рыночный) - степень развития ведущих институтов рыночной экономики [3].

Потенциал может быть высоким, средним, пониженным, низким, незначительным [5].

Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к городу можно выделить следующие виды риска:

Виды риска:

- политический – зависит от устойчивости региональной власти, симпатий населения к ней;

- криминальный – уровень преступности, размеры теневой экономики, оценка вовлеченности криминальных кругов в легальную экономику;

- социальный – уровень социальной напряженности в муниципальном образовании, уровень регистрируемой безработицы, динамика реальных доходов населения, интенсивность забастовочного движения;

- экологический – степень напряженности экологической ситуации в муниципальном образовании, решения по развитию природоохранных мероприятий;

- финансовый – степень сбалансированности местного бюджета, степень сбалансированности финансов предприятий, уровень кредиторской/дебиторской задолженности;

- законодательный – совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

- экономический – связан с динамикой экономических процессов.

Риски могут быть минимальными, умеренными, высокими, экстремальными[5].

В зависимости от различных видов деятельности потенциального инвестора по-разному будут интересовать различные группы инвестиционной привлекательности.

Результатом оценки в соответствии с данной методикой является рейтинг, представленный в виде матрицы распределения городов по условиям инвестирования, где по вертикали выводится классификация по уровню инвестиционного риска, а по горизонтали – по инвестиционному потенциалу.

При доработке данного метода можно также вывести интегральную характеристику инвестиционной привлекательности города. Такая характеристика позволит использовать количественную оценку инвестиционной привлекательности отдельного города, без построения рейтингов. Основным недостатком в данном методе считают субъективизм в оценке инвестиционного потенциала и риска. Как правило, оценка коэффициентов весов показателей инвестиционного потенциала и риска проводится экспертным путем, поэтому трудно достичь достоверной оценки степени инвестиционного риска. Данный недостаток устраняется при определенной адаптации метода и применения математических моделей для определения значений коэффициентов весов показателей инвестиционной привлекательности.

Приведенные определения инвестиционной привлекательности отражают различные аспекты рассматриваемого понятия: от характеристики совокупности условий для инвестирования в муниципальном образовании до величины инвестиционного потенциала и инвестиционного риска города, определяющие возможности реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение, отражающее наиболее значимые характеристики исследуемого понятия: инвестиционная привлекательность города – это совокупность объективных условий, факторов (экономических, социальных, политических, правовых и др.), рассматриваемых в виде интегральной характеристики инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, формирующих привлекательность и целесообразность инвестирования в муниципальное образование с позиции предпочтений конкретного инвестора.

Для оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования, по мнению автора, наиболее адекватным методом является интегральная характеристика ИПГ на базе расчета показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Данный способ, на наш взгляд, наиболее полно отражает существенные характеристики инвестиционной привлекательности города, да и с организационной стороны является доступным для использования.


Литература:
  1. Инвестиционная привлекательность региона: учебно-методическое пособие [текст] / под ред. Р.Ф. Дурицыной, Т.Н. Скибиной. Благовещенск, 2005Инвестиционный менеджмент: учебное пособие [текст] / кол. авторов; под ред. В.В. Мищенко.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.- 400 с.

  2. Инфраструктура муниципальных образований: Учебное пособие [текст]/ Кол.авторов; под ред. П.В. Кухтина.-М.:КНОРУС, 2008.

  3. «Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования», разработан в 2000 г. по заказу Министерства национальностей РФ

  4. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционный менеджмент муниципального образования [текст]. – Спб.: Питер, 2010. – 336 с.: ил.

  5. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник [текст]/ Р.А. Фатхутдинов.– М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2005.– 504 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle