Особенности формирования положительной мотивации старших школьников к занятиям физической культурой и успешной сдаче норм ГТО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 10.04.2020

Статья просмотрена: 1725 раз

Библиографическое описание:

Сычев, Д. Г. Особенности формирования положительной мотивации старших школьников к занятиям физической культурой и успешной сдаче норм ГТО / Д. Г. Сычев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68669/ (дата обращения: 12.05.2024).



Статья посвящена проблеме мотивации старших школьников к занятиям физической культурой и приобщению к ВФСК «ГТО». Рассматриваются педагогические условия формирования мотивационных установок у обучающихся, технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшего школьника в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: комплекс ГТО, мотивация, физическая культура, самоорганизация.

The article is devoted to the problem of motivating older students to engage in physical education and to join the VFSC «GTO». The article considers the pedagogical conditions for the formation of motivational attitudes in students, the technology for the development of motivational foundations of self-organization of the senior student's personality in the process of physical education.

Keywords: TRP complex, motivation, physical culture, self-organization.

В настоящее время образование в Российской Федерации осуществляется на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация Стандарта обеспечивает, в том числе, физическое развитие и сохранение здоровья обучающихся. Освоение обучающимися учебного предмета «Физическая культура» отражает результаты освоения основной образовательной программы и сформированность умений по модулям «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Зимние виды спорта», «Плавание», «Спорт». Обучение по вышеперечисленным модулям призвано стимулировать обучающихся к активным занятиям физической культурой и совершенствованию физических качеств.

Широко известен факт положительного влияния занятий физической культурой для здоровья и трудоспособности человека. Профессор Пономарев Н. И. писал, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в процессе совершенствования собственного тела. И это объяснимо — одним из условий высокой производительности труда является высокий уровень работоспособности, основанный на здоровье и гармоничном физическом развитии человека. Приобщение школьников к физической культуре и спорту является эффективным средством повышения их успеваемости. Также занятия физической культурой способствуют позитивной коммуникации, приобретению новых контактов для общения, эмоциональной разрядке, уверенности в собственных силах, проведению свободного времени.

В настоящее время проблема низкой мотивации старших школьников к занятиям физической культурой стоит достаточно остро. Проблема гиподинамии не нова. Сегодня невозможно представить школьника без современных компьютерных гаджетов. По данным Всемирной организации здравоохранения более 350 млн. детей и подростков страдают избыточной массой тела. Благодаря мотивации к занятиям физической культурой и участию в ВФСК «ГТО» у старших школьников появится стремление к физическому самосовершенствованию и укреплении здоровья. Изменить ситуацию поможет использование эффективных средств и методов мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников. Решение данного вопроса возможно при участии всех участников образовательных отношений, а именно обучающихся, родителей и педагогов.

Комарова Н. В. определяет мотивацию как совокупность сил, побуждающих школьника осуществлять определенную деятельность с приложением определенных усилий для достижения определенных целей.

Макаренко В. К. считает, что мотивация поддерживает интерес к физической культуре и преобразует внутренние потребности личности в достигаемый результат.

По мнению Уманского Д. С., Широкого К. Р. и др. исследователей, положительное отношение школьников к регулярным занятиям физической культурой будет формироваться в случае учета личного интереса обучающихся и их запросов и потребностей — потребности в двигательной активности, потребности в самоутверждении, потребности в общении, потребности в саморазвитии и др.

Страхова О. А. выделяет методы, повышающие интерес к занятиям физической культурой и успешной сдаче норм ГТО у старших школьников:

  1. убеждение;
  2. личный пример значимого взрослого;
  3. стимулирование;
  4. самопознание.

Бахарева Е. В., Коваленко Е. А. отмечают, что мотивация формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся материальные стимулы, мотивация оценивания школьника со стороны. Внутренние факторы — это желание, интерес, личностные убеждения школьника. Стремление старшего школьника к самостоятельности и «взрослости» является определенным стимулом к занятиям физической культурой и участии в ВФСК «ГТО».

Также у старших школьников появляется мотив учения — это расширение уже имеющихся знаний о физической культуре и комплексе ГТО, отработка полученных умений и навыков для успешной сдачи нормативов ГТО. Важно формировать у школьников положительное отношение к физической культуре путем убеждения и формирования осознанного отношения к занятиям физической культурой. Необходимо рассказывать о способах управления своим здоровьем в соответствии с индивидуальными особенностями организма. Школьник должен осознавать, что занятия физической культурой способствует развитию гармоничного физически развитого телосложения, развитию социальных отношений и саморазвитию, развитию гражданственности и патриотизма. Педагог должен убедить ученика, что физическая культура — это способ самосовершенствования, самоутверждение, победа над собственными слабостями, преодоление препятствий и трудностей. На уроке должна быть создана комфортная доброжелательная атмосфера, способствующая раскрепощению и эффективной работе ученика. Созданная педагогом ситуация успеха повысит мотивацию школьника к занятиям физической культурой. К каждому школьнику необходим индивидуальный подход, заключающийся в постановке конкретной цели, подборе необходимых упражнений и т. д. Но необходимо помнить, что личные цели должны быть сопоставимы с командными целями.

По мнению психологов, мотивировать и стимулировать школьников к занятиям физической культурой будут два аспекта — удовольствие и чувство собственного достоинства, позволяющие чувствовать себя компетентным и успешным.

Педагог должен понимать важность мотивации каждого урока, готовность школьника, а также уровень удовлетворенности результатами. Урок не должен быть скучным и монотонным, упражнения не должны быть легкими или, наоборот, достаточно трудными. У каждого обучающегося должен быть шанс на успех. В конце каждого занятия необходимо выполнять анализ и самоанализ выполненной работы. Необходимо выяснить причины успеха либо ошибок, спрогнозировать варианты для достижения поставленной цели, акцентировать внимание на качественно выполненных упражнениях.

Построение каждого урока должно основываться на следующих принципах:

  1. Принцип сознательности и активности. В данном случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив и развился устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Высшей формой активности является проведение урока самостоятельно.
  2. Принцип наглядности. Использование различных тренажерных устройств для регулирования физической нагрузки и выполнения различных двигательных действий.
  3. Принцип доступности и индивидуализации. В процесс обучения целесообразно включать доступные для выполнения упражнения и элементы.
  4. Принцип систематичности. Для достижения поставленных целей необходимо систематично в различных вариациях повторять физические упражнения.
  5. Принцип постепенности заключается в постепенном усложнении, нарастании объема и интенсивности двигательных нагрузок.

Существуют причины, снижающие мотивацию старших школьников к занятиям физической культурой:

  1. неправильный подбор учебного материала, вызывающий перегрузку обучающихся;
  2. неиспользование современных методов обучения;
  3. низкий уровень знаний ученика;
  4. отсутствие взаимопонимания в коллективе;
  5. отсутствие мотивации к занятиям физической культурой.

Педагогическая стратегия формирования мотивации должна быть направлена:

– на актуализацию восприятия, осознания, понимания ценностей физической культуры с позиций норм, идеалов, жизненной необходимости;

– на побуждение обучающихся к внутреннему принятию ценностей физической культуры, убежденности в их истинности;

– на стимулирование мотивов, желаний, переживаний, чувств обучающихся к саморазвитию.

Разнообразие современных методов и технологий позволяют сделать учебный процесс интересным, продуктивным и эффективным.

Опрос или анкетирование школьников поможет выявить их отношение к занятиям физической культурой, узнать способы мотивации и поддержания интереса к занятиям, выяснить отношение семьи к физической культуре.

Большое значение в вопросах мотивации школьников приобретает проведение интерактивных уроков физической культуры. Преподаватель физической культуры имеет возможность проведения не обычного урока, а урока в виде тренировки, урока, построенного на одном движении или, например, круговой тренировки. Также мотивационными действиями обладают различные интерактивные наглядные материалы: карточки, стенды, схемы, пособия и пр.

Внедрение новых видов спорта в совместную деятельность также влияет на мотивацию старших школьников. Из интернета и телепередач они узнают о современных спортивных движениях — воркаут, фрироуп, йога, роллер-спорт, джампинг, паркур и др. Развитие интереса к одному или нескольким видам спорта благоприятно скажется на физической подготовке. Школьник будет стремиться расширить знания о каком-либо виде спорта, развить способности к данному виду спорта и закрепить полученный результат. Знакомство и включение элементов этих видов спорта в часть урока существенно повысит мотивацию школьников к занятиям физической культурой.

Ряд авторов считают наиболее эффективной технологию развития мотивационных основ самоорганизации личности старшего школьника в процессе физического воспитания. Данная технология объединяет основные принципы гуманистического воспитания, а главную роль в становлении основ самоорганизации играет создание благоприятных педагогических условий. Кроме того, педагог должен обладать набором личностных качеств, способствующих формированию у школьника уверенности в необходимости поддержания здорового образа жизни.

Итак, какие педагогические условия способствуют повышению мотивации у старших школьников к занятиям физической культурой и успешной сдаче норм ГТО?

В первую очередь это определение целей. Единая цель — единый результат, достижение которого способствует удовлетворению потребностей и запросов всех участников образовательных отношений. Зачастую педагоги стараются научить детей лишь правильной технике выполнения того или иного физического упражнения. Технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшего школьника подразумевает процесс создания особой атмосферы общения между учителем и учениками, способствующей целенаправленному изменению мотивации у старших школьников к занятиям физической культурой.

Не менее важно совместное определение принципов — принцип личностной деятельности, принцип контроля и самоконтроля, принцип диалогичности, принцип информативности, принцип открытости.

Следующие педагогические условия — это изменение речевых стратегий, подбор информации о спортивных идеалах, создание ситуации выбора и подбор альтернативных вариантов обучения.

Данная технология представлена такими этапами совместной деятельности, как диагностический этап, договорный этап, деятельностный этап, рефлексивный этап. Цель диагностического этапа заключается в выявлении проблемы, осознания школьником выявленной проблемы, вербализация проблемы и совместная оценка проблемы. Важно, чтобы школьник не отвергал помощь и поддержку в конкретной ситуации.

Договорный этап подразумевает проектирование действий учителя и ученика в решении выявленных проблем. На данном этапе важным результатом педагогической работы является вовлеченность самого школьника в процесс устранения своей проблемы.

Деятельностный этап включает в себя реализацию совместно разработанных мероприятий. Кроме того, к разработке и реализации данных мероприятий можно привлечь родителей школьников. Родители также могут принять участие в сдаче нормативов ГТО. Такой своеобразный соревновательный элемент послужит дополнительным стимулом для школьников. Привлечь участников образовательных отношений к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «ГТО» поможет информирование о истории возрождения данного комплекса, нормативы комплекса ГТО, практическая подготовка учеников, в том числе со средним и низким уровнем физической подготовки, к сдаче нормативов ГТО. Важно, чтобы школьник брал на себя ответственность за свой результат, объяснял причины неудачи.

В ходе рефлексивного этапа происходит совместное обсуждение результатов, переосмысление проблем, обсуждение перспектив. Обучающийся анализирует свои действия, самостоятельно оценивает полученный результат. Успешная реализация целей и мотивов повышает интерес к дальнейшим занятиям, школьник проявляет инициативу и продолжает заниматься самостоятельно. Таким образом, педагог создает специальные условия, мотивирующие школьника к занятиям физической культурой.

Для формирования и закрепления мотивов рекомендуется:

  1. пропагандировать физическую культуру всем преподавательским коллективом школы;
  2. повышать престиж уроков физической культуры, превращая их в праздничное, радостное, эмоциональное занятие;
  3. содержание уроков, физической культуры сделать динамичным, отдавая предпочтение, различным видам спорта, полагаясь на инициативу учителей и учащихся.

Литература:

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.Прогресс, 2006. С. 267.
  2. Ахметжанова Г. В., Осипов А. Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни.// Современные психологические проблемы высшей школы. — СПб., 2005.- Выпуск 7. С. 88–90.
  3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. — М.: АСТ-Пресс, 2002. С. 460.
  4. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. — М.: «Знание», 1977. — С. 86. — 174.
  5. Тагильцева Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «ГТО»// Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 95–99.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, школьник, старший школьник, мотивационная основа самоорганизации личности, мотивация старших школьников, технология развития, диагностический этап, договорный этап, рефлексивный этап.


Похожие статьи

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Развитие у школьников мотивации к учению. Автор: Зверева Галина Юрьевна.

Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено исследование, которое...

Мотивация как компонент занятий физической культурой

Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация

Мотивация является одним из основных компонентов занятий физической культурой.

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это...

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической...

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов ВУЗов определяется удовлетворением следующих

Библиографическое описание: Уколов, А. В. Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших...

Формирование мотивационных установок при проведении...

Проблема формирования мотивационных установок к занятиям физической культурой (ФК) у школьников среднего возраста, путем изменения их содержания, с использованием нетрадиционных форм уроков физической культуры является весьма актуальной, так как...

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в

Поскольку с развитием спортсмена как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самоактуализации никогда не...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической...

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.

Психологические особенности формирования мотивационного...

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника.

Методика самоорганизации личности М.Аверина [1] является педагогической системой, в которой соединены общее понятие о...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале... Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах.

Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям...

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт...

Похожие статьи

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Развитие у школьников мотивации к учению. Автор: Зверева Галина Юрьевна.

Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено исследование, которое...

Мотивация как компонент занятий физической культурой

Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация

Мотивация является одним из основных компонентов занятий физической культурой.

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это...

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической...

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов ВУЗов определяется удовлетворением следующих

Библиографическое описание: Уколов, А. В. Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших...

Формирование мотивационных установок при проведении...

Проблема формирования мотивационных установок к занятиям физической культурой (ФК) у школьников среднего возраста, путем изменения их содержания, с использованием нетрадиционных форм уроков физической культуры является весьма актуальной, так как...

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в

Поскольку с развитием спортсмена как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самоактуализации никогда не...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической...

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.

Психологические особенности формирования мотивационного...

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника.

Методика самоорганизации личности М.Аверина [1] является педагогической системой, в которой соединены общее понятие о...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале... Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах.

Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям...

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт...

Задать вопрос