Библиографическое описание:

Имангалиев Ш. И., Шабанова А. Р., Сематова С. И., Зильгараева А. К. К методике преподавания дисциплины «Теория электрических цепей» // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 118-120.

Кредитная технология – это инструмент, действующий только в рамках определенной философии образования, ориентированной на переход образовательных учреждений от коллективистских к индивидуалистическим формам обучения, достаточно диверсифицированным и гибким для удовлетворения потребностей рынка образовательных услуг. Кредитная технология родилась именно в либеральных образовательных технологиях, где она изначально формировалась как фактор конкурентоспособности вуза.

Кардинальным отличием кредитной технологии от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредитной технологии делается попытка учитывать «количество образования», полученного студентом, мерой которого и является зачетная единица – кредит. Кредитная технология является практическим воплощением новой образовательной парадигмы, а ее внедрение стало стратегической задачей развития технологии управления учебным процессом в вузах.

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 контактными часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате, 4 контактными часами (200 минут) самостоятельной работы магистранта (СРМ) в магистратуре [1, с.3].

Таким образом, кредитная технология обучения – образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

Кредитная технология обучения техническим специальностям предполагает разные виды занятий: лекции, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (СРСП), самостоятельную работу студентов (СРС).

Организация лекционных, лабораторных и практических занятий может осуществляться традиционными способами.

Как правило, на лекциях изучается основной теоретический материал, на лабораторных и практических занятиях осуществляется закрепление теоретического материала, пройденного на лекциях. Особый интерес представляет самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студентов (СРС), которая предполагает изучение теоретического материала, не рассмотренного на лекциях. Поскольку изучение каких-то тем студентами самостоятельно или под руководством преподавателя по учебникам не дает хорошего эффекта, то целесообразно организовать СРСП и СРС как одно, дополняющее другое.

Для этого по тем темам дисциплины, которые вынесены на самостоятельную проработку студентами, необходимо разработать задания (СРС), включающие несколько пунктов. Часть этих пунктов выполняется студентами под руководством преподавателя на аудиторных занятиях (СРСП), другая часть выполняется студентами самостоятельно дома или в библиотеке. Структурно такую связь можно представить следующим образом:

Рисунок 1. Функциональная связь между видами занятий

Это означает, что тот материал, который изучен на лекциях, должен дать основу для более детального изучения тех или иных разделов дисциплины самостоятельно, а самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя дает основу для самостоятельной работы студентов.

Такая организация занятий значительно повышает эффективность обучения и позволит более детально и глубоко усвоить весь материал.

Особая роль в обучении техническим специальностям уделяется дисциплине обязательного компонента - «Теория электрических цепей».

«Теория электрических цепей» является тем фундаментом знаний, на котором строится изучение теории и организация практических и лабораторных занятий по всем другим техническим дисциплинам. Поэтому для более глубокого и детального усвоения всех тем этой дисциплины целесообразно связать в единую систему все виды занятий, так чтобы они взаимно дополняли друг друга.

При этом традиционные расчетно-графические работы, используемые большинством педагогов, целесообразно разделить на несколько самостоятельных работ студента (СРС), часть пунктов которых выполняются в аудитории под руководством преподавателя, а другая часть выполняется студентами самостоятельно.

Так, например, по теме: «Линейные электрические цепи при постоянных воздействиях» можно организовать самостоятельную работу студентов в виде выполнения нескольких СРС:

  • СРС №1 – для заданной электрической цепи составить систему уравнений методом уравнений Кирхгофа;

  • СРС №2 – для заданной электрической цепи рассчитать токи в ветвях методом контурных токов;

  • СРС №3 – для заданной электрической цепи рассчитать токи в ветвях методом узловых потенциалов;

  • СРС №4 – для заданной электрической цепи рассчитать ток в одной ветви методом эквивалентного генератора и проверить результаты расчетов по уравнению баланса мощности и т.п.

На аудиторных занятиях под руководством преподавателя составляются уравнения, подставляются числовые данные в эти уравнения. Далее студенты самостоятельно делают все необходимые расчеты дома или в библиотеке.

Для повышения эффективности выполнения СРС целесообразно предложить студентам составить программу, например, для решения системы уравнений. Это позволит отнестись к выполнению самостоятельных работ творчески и повысит степень усвоения дисциплины.

Кроме того, если программой курса предусмотрено выполнение курсовой работы, то задания курсовой работы также можно представить в виде заданий нескольких СРС, часть из которых можно выполнить на занятиях под руководством преподавателя (СРСП), остальную часть – самостоятельно (СРС).

Для более глубокого и детального усвоения материала, предназначенного для самостоятельного изучения, целесообразно проводить презентации выполненных работ. Это будет способствовать развитию творческого отношения к выполняемой работе и выработке умения отстаивать свою точку зрения, что в дальнейшем позволит стать квалифицированным специалистом, умеющим самостоятельно принимать решения и легко адаптироваться в условиях научно-технического прогресса.

Такая организация занятий позволит более эффективно усвоить весь материал курса, в том числе, предназначенный для самостоятельного изучения студентами.

Студент за период изучения курса должен пройти два рубежных контроля, выполнить лабораторные работы, СРС, СРСП, сдать два рубежных контроля и экзамен.
Оценка за рубежный контроль выводится по следующей формуле:


R = 0,5* Lср + 0,5* Т – 0,25* p, (1)


где Lср, – средний балл за лабораторные работы (от 0 до 100);
p – число пропущенных аудиторных часов;
Т – балл, полученный на рубежном контроле (от 0 до 100).

В рубежный контроль включаются вопросы, как по темам лекций, так и по темам СРС.

При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, набранные по результатам двух рубежных контролей и экзамена.

Среднее арифметическое баллов двух рубежных контролей умножается на весовой коэффициент равный 0,6, а балл, полученный на экзамене – на 0,4.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле


U = 0.6*[(R1 + R2)/2] + 0.4*E, (2)


где R1 – оценка за первый рубежный контроль;

R2 – оценка за второй рубежный контроль;

Е – оценка, полученная на экзамене (0&#; Е &#; 100).

Буквенная оценка и её цифровой эквивалент в баллах определяются по процентному содержанию правильных ответов [1, с.10] согласно нижеприведенной таблице 1:

Таблица 1

Определение итоговой оценки знаний по дисциплине

Оценка

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной форме

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


Литература:
  1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 об утверждении правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения. – 2007г. – С.13.

  2. Абдыгаппаров С.Б. и др. Основы кредитной технологии обучения в Казахстане /под общей редакцией Кулекеева Ж.А., Гамарника Г.Н., Абдрасилова Б.С./ - Алматы: Қазақ университеті, 2004г.- 198с.

  3. Материалы семинара – совещания по кредитной технологии обучения: Семинар по КСО., КазНУ им.Аль-Фараби, 2004г.

  4. Абдуахитов О.Т., Турдина А.Б. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов. Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества Казахстана и России». Семипалатинск, 2008г.- С.6-8.

  5. Гашенко С.А. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе. //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2006г.- №6.- С.53-55.

  6. Внешние аспекты Болонского процесса. - М.: Министерство образования РФ, 2005г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle