Библиографическое описание:

Корозникова А. А. Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 184-186.

"Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражда­нами государства, они должны,

возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы".

"Основные принципы еди­ной трудовой школы", 16 октября 1918 г.

Ученическое самоуправление – эта педагогическая технология используется в нашей школе-интернате. С целью поиска путей наиболее полного использования возможностей школы-интерната для раскрытия творческих способностей школьников, стимулирования познавательной активности и творческих способностей школьников в урочное и внеурочное время в 2004 году создано детское объединение «Северное сияние» - модель ученического самоуправления белоярской школы-интерната Приуральского района Тюменской области.

Это произошло не без помощи педагогов. На первоначальном этапе были взяты следующие основные педагогические принципы отношения к детскому объединению:

1.                 Члены ученического самоуправления имеют не только обязанности, но и права в их осуществлении.

2.                 Ученическому самоуправлению, каждому члену актива – максимум инициативы и доверия.

3.                 Педагоги вместе с детьми включаются в деятельность ученического самоуправления, помогая в организации и осуществлении намеченных дел.

Мы не спешим с введением различных новшеств. Каждый шаг в расширении прав учащихся тщательно обдумываем.

Основная цель ученического самоуправления в нашей школе-интернате – формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с    осознанной гражданской позицией, чувством национальной самосознательности. Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, сотрудничество с педагогическим коллективом и организация внеурочной деятельности.

            Задачами детского объединения «Северное сияние» являются:

1.                 Формирование разновозрастного коллектива детей для совместной деятельности.

2.                 Воспитание организаторов.

3.                 Сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.

В системе ученического самоуправления участвуют более 68% учащихся школы-интерната. Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, детская организация «Северное сияние», является координирующим и направляющим звеном учащихся школы-интерната, благодаря которому дети решают вопросы дежурства, общешкольных дел, проведение праздников, участие в конкурсах, фестивалях и т.д.

Приоритетными выбраны следующие направления деятельности: координация деятельности органов ученического самоуправления; контроль за посещаемостью учебных занятий, организация конкурсной работы; организация тематических вечеров, концертов, дискотек; пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий; дежурство по школе, генеральные уборки в классах; создание информационного пространства.

            Структура самоуправления в школе двухуровневая.

Первый уровень: Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления.

Второй уровень: Совет учащихся школы. Школьные ученические сектора.

Организация самоуправления

1.                                            Первичными коллективами учащихся являются классы. В классах, на классных собраниях открытым голосованием выбирается актив класса по 5 человек, из числа которых выбирается староста класса. За классным коллективом остается право замены членов актива, создание временных творческих групп для проведения какого-то дела, либо чередование поручений.

2.                                            Представители от классов (5 человек) участвуют в общешкольном собрании по выбору общешкольного актива. Из числа старост 9 – 11 классов создан Совет старшеклассников, 2 – 8 классы – Совет старост.

Открытым голосованием выбирается председатель Совета старшеклассников, он же является председателем общего Совета учащихся 2-11 классов, который собирается на заседание 1 раз в четверть, для работы (координация общешкольных дел).

Совет старшеклассников собирается еженедельно, установлен день актива – понедельник.

3.                                             Совет старшеклассников включает:

ü     Учебный сектор

ü     Культмассовый сектор

ü     Спортивный сектор

ü     Трудовой сектор

ü     Пресс-центр

Основные функции рабочих органов самоуправления:

            Планирование и организация деятельности учащихся по конкретному направлению, организация и оценивание результатов соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Председатель совета

Отвечает за: - подготовка и проведение заседаний, встреч с активами классов;

                - составление графика дежурства по школе;

                - распределение обязанностей при проведении КТД.

Учебный сектор

Отвечает за:   - создание условий для учебной деятельности школьников;

                        - сбор информации об учебном процессе;

                        - проверку дневников, учебников.

Культмассовый сектор

Отвечает за: - организация и проведение конкурсов и выставок;

       - вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

       - интеллектуальных игр, выставок.

Спортивный сектор

Отвечает за:   - участие в спортивных мероприятиях;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;

                        - участие в организации и проведении спартакиады школьников;

                        - определение лучших спортсменов.

Трудовой сектор

Отвечает за:   - уборку помещений школы в конце четверти;

- распределение классов для дежурства по школе;

- помощь администрации в обеспечении порядка в школе;

- проведение субботников;

- дежурство по школе;

- оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.

Пресс-центр

Отвечает за:    - участие в праздничных выпусках стенгазет;

                         - подбор видео-, фотоматериалов для тематических вечеров, дискотек;

                         - работа с корреспондентами классов;

                         - формирование имиджа школы;

 - выпуск школьной газеты;

 - обмен информацией с другими организациями.

4.                                            Совет старшеклассников координирует деятельность Совета старост 2-8 классов.

5.                                            Заседания Советов правомочны, если на них присутствуют более 50% старост.

6.                                            Решение, принимаемое Советом, является действительным тогда, когда за него проголосовало большинство присутствующих.

            Основным видом деятельности является коллективная творческая деятельность (КТД) по следующей схеме организации:

ü    Предварительная работа

ü    Коллективное планирование

ü    Коллективная подготовка дела

ü    Проведение КТД

ü    Коллективное подведение итогов

Организация работы органов школьного ученического самоуправления в нашей школе-интернате по системе коллективных творческих дел позволяет активизировать воспитательную работу с ученическим коллективом, готовит школьников решать сложные жизненные вопросы, дает возможность реализовать возможности детей. В конце каждого полугодия Совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением «Лучший класс года» среди учащихся 2-11 классов на стенде отмечается участие и вклад каждого класса в жизнь школы.  Дети объективно оценивают работу каждого классного коллектива, устраняют недостатки. Итоги подводятся на последней линейке в учебном году и класс, набравший больше всех баллов, получает это звание.

Наш вариант модели самоуправления предполагает распределения обязанностей между секторами, координацию дел старших и младших, что создает взаимосвязь всех подструктур, передачу традиций, знаний и умений в организаторском деле. Наряду с основными органами ученического самоуправления для решения конкретных дел создаются временные советы – вся эта работа позволяет активизировать учащихся школы-интерната, помогает не только в решении текущих общешкольных дел, но и осуществляет преемственность поколений.

                                                                                                                                 

           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

2.      Крылова Н. Школьное самоуправление: перед выбором пути. /Журнал «Народное образование» №7.2002.

3.      Поверенная О. Как спланировать воспитательную работу. /Журнал «Народное образование» №6.2003.

4.      Прутченков А.С. "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"  /Учебно-методическое пособие. Москва, 2003.

5.      Справочник заместителя директора по воспитательной работе. /Под ред. Байкова Л.А. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2002.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle