Библиографическое описание:

Тырышкина Е. М. Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 173-175.

В современной экономической литературе существуют подходы к определению эффективности услуг здравоохранения и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, исследователями разработан ряд различных методик оценки эффективности санаторно-курортных организаций, однако нет однозначного подхода к определению эффективности деятельности здравниц. Следует отметить, что отсутствие единой комплексной системы показателей оценки эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций делает невозможным не только проведение полного всестороннего анализа эффективности деятельности конкретной организации, но и затрудняет оценку данных коэффициентов в целом по региону, отрасли, сравнение данных конкретного предприятия с предприятиями-конкурентами.

Так, одна из предлагаемых методик оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений представлена в Методических рекомендациях «Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии» [1]. Авторы предлагают рассматривать эффективность деятельности санаторно-курортных организаций с позиции системного подхода. По их мнению, основу оценочной системы представляет собой триединый комплекс показателей экономической, социальной и медицинской эффективности. Методологической базой предлагаемого варианта оценки эффективности выступают квалиметрические принципы и методы, такие как, сравнительный количественный анализ данных, характеризующих фактическую деятельность организаций, и стандартных, нормативных, средних показателей, которые рассчитываются для каждого оцениваемого параметра. Отметим, что разработчики данной методики понятия санаторно-курортная организация и лечебно-профилактическое учреждения (ЛПУ) рассматривают как синонимы.

Первой составляющей эффективности санаторно-курортной организации является экономическая эффективность деятельности ЛПУ как объекта оценивания.

По мнению авторов, в состав показателей, используемых для анализа экономических аспектов деятельности входят стандартные экономические показатели и дополнительные, отражающие специфику деятельности санаторно-курортных организаций. Оценка этих показателей заключается в проведении их сравнительного анализа в различных временных интервалах – по стандартных расчетным периодам (месяц, квартал, полугодие, год). Расчет экономической эффективности деятельности санаторно-курортной организации предлагается проводить как соотношение результатов и затрат. Авторы остановились на методе исчисления экономической эффективности (Э), в соответствии с которым производится учет полных затрат и стоимости ресурсов организации.

По мнению авторов, методика анализа эффективности деятельности санаторно-курортной организации, базирующаяся исключительно на экономическом аспекте ее деятельности, не в состоянии дать объективную оценку. Поэтому, как считают разработчики методики, несмотря на доминирующую роль экономической эффективности, необходимо принимать во внимание медицинскую и социальную эффективность деятельности ЛПУ.

Так, второй составляющей эффективности деятельности санаторно-курортной организации является оценка медицинской эффективности ее деятельности. Согласно предлагаемой методике предлагается использовать ряд показателей, характеризующих медицинскую (диагностическую и лечебно-оздоровительную) деятельность лечебно-профилактического учреждения. Используя сравнительный количественный анализ данных, отражающих фактическую деятельность оцениваемого объекта, и стандартных, нормативных, средних показателей – рассчитываются коэффициенты, являющиеся количественным выражением оценки определенного раздела медицинской деятельности санаторно-курортного учреждения.

Третья составляющая оценки эффективности санаторно-курортной сферы, обусловленная высокой социальной значимостью - это определение социальной эффективности.

Однако, на наш взгляд, некоторые допущения предлагаемой методики оценки социальной эффективности санаторно-курортных организаций не отражают существующего положения дел в отрасли. Так, авторы предлагают в качестве основного показателя при расчете социальной эффективности использовать среднюю цену путевки на стандартный срок пребывания – 21 день. В то же время общеизвестно, что в настоящее время данные сроки значительно сокращены и составляют в среднем 7-14 дней.

Следующим компонентами оценочной системы, объективность использования которых в контексте, предлагаемом авторами методики, также ставится нами под сомнение, являются такие стандартные статистические показатели, как средняя заработная плата по территории (область, край), величина прожиточного минимума. По нашему мнению, при расчете должны использоваться не показатели региона местонахождения предприятия санаторно-курортной сферы, а статистические данные с учетом регионов сбыта санаторно-курортных услуг.

Согласно методике, конечным показателем эффективности деятельности санаторно-курортной организации выступает коэффициент общей эффективности (Кэ) – интегральный показатель, определяемый как средневзвешенная арифметическая величина оценочных показателей отдельных компонентов эффективности и соответствующих коэффициентов весомости. Определение коэффициентов весомости экономической (Gэк), медицинской (Gмэ) и социальной (Gсэ) предлагается производить посредством метода Делфи – одной из наиболее совершенных модификаций метода экспертных оценок – на основе мнений экспертов-экономистов и организаторов здравоохранения.

Таким образом, интегральный оценочный показатель Кэ определяется посредством суммирования значений Кэк, Кмэ и Ксэ, умноженных на соответствующие весовые коэффициенты и деления полученной суммы на 3, т.е. на число главных компонентов общей эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения.

Кэ = [(Кэк * Gэк) + (Кмэ * Gмэ) +(Ксэ * Gсэ)] (1)

На наш взгляд, внедрение предлагаемых методических рекомендаций [1] в практику санаторно-курортных организаций достаточно затруднительно вследствие ее громоздкости, недостаточной обоснованности использования ряда показателей и отсутствия взаимосвязей между рядом показателями методики.

Далее остановимся на группе методик оценки эффективности деятельности предприятий санаторно-курортной отрасли, разработанных на основе вышеописанных методических рекомендаций и, по сути, являющихся их модифицированными вариантами.

Так, в работе А.В.Колесникова [2] оценка эффективности деятельности здравниц также рассматривается аналогично, однако в отличие от разработчиков Методических рекомендаций, которые рассматривают эффективность деятельности санаторно-курортной организации как сложную систему, состоящую из трех равнозначных компонентов (экономический, медицинский и социальный), не выделяя при этом доминирующей составляющей, А.В.Колесников предлагает использовать «в качестве важнейшего показателя эффективности деятельности санаторно-курортной организации …. результат санаторно-оздоровительного воздействия на конкретного человека, или, другими словами, насколько санаторно-оздоровительные услуги эффективны для непосредственного получателя» [2]. По нашему мнению, замена медицинской составляющей, предлагаемой методическими рекомендациями, на составляющую авторской методики оценки «эффективность санаторно-оздоровительных процедур» является обоснованной, ввиду комплексного характера санаторно-курортной услуги, которая не ограничивается исключительно лечением, а включает в себя целый ряд компонентов.

При расчете указанного коэффициента автором предлагается учитывать факторы местонахождения и статуса здравниц для определения показателей среднедушевых доходов населения в разрезе регионов-потребителей санаторно-курортных услуг организации, что, на наш взгляд, является достаточно обоснованным.

В целом, рассмотренная методика близка к предложенной авторами методических рекомендаций [1], однако, уже не носит столь описательного характера, более приспособлена для практического применения; предлагаемые коэффициенты систематизированы, использованы, по нашему мнению, совпавшему с мнением автора, наиболее показательные из них. Кроме того, несомненным достоинством методики оценки эффективности, предложенной А.В. Колесниковым, является учет показателей комплексного характера санаторно-курортной услуги при разработке системы показателей. Считаем, что к недостаткам, можно отнести ограниченность оценки экономической эффективности, отсутствие в ней учета эффективности использования производственного потенциала, а также использование при анкетировании потребителей санаторно-курортных услуг излишне «узкой» бальной системы (шкала от 0 до 1).

А.В. Луценко в свой работе [3] в целом также основывается на методических рекомендациях Министерства Здравоохранения РФ [1], однако, соглашаясь с принципиальным подходом методики, отмечает в ней ряд недостатков. В первую очередь, - двойной счет при вычислении показателя экономической эффективности и неправомерность простого арифметического сложения ресурсов и затрат и их отдельных элементов.

Решение проблемы автор видит в учете весомости затрат и ресурсов, с использованием как метода экспертных оценок, так и более точных методов, базирующихся на математическом подходе.

Итоговый интегральный показатель общей эффективности автором определяется как средневзвешенная величина оценочных показателей экономической, медицинской и социальной эффективности, где коэффициенты весомости вычисляются на основе экспертных оценок, осуществленных комиссией в составе семи экспертов. В качестве таких экспертов автором предлагается привлекать главного врача, заместителя главного врача по медицинской работе, главного экономиста, главного бухгалтера, двух докторов экономических наук и одного доктора медицинских наук.

Вышеобозначенный показатель использует и А.Н. Задорожняя, осуществляя разработку предложенной Д.Нортоном и Р.Капланом системы сбалансированных показателей для внедрения в санаторно-курортной организации [4].

Следующей рассмотренной системой показателей оценки эффективности деятельности санатория, по существу близкой к уже рассмотренным, является система, предложенная в работе Д.А. Тхор [5]. Автор выделяет три составляющих оценки эффективности: экономическую, медицинскую и социальную. При этом доминирующей, с позиции автора, является экономическая компонента, а две остальные – дополнительные составляющие, без которых невозможно произвести объективную оценку эффективности деятельности ввиду специфических аспектов предприятий санаторно-курортной отрасли.

Для оценки эффективности деятельности санаторно-курортного комплекса автором используется коэффициент экономической эффективности (Кэк), отражающий влияние на его изменение двух факторов: эффективности использования материально-технической базы, то есть производственного потенциала (Кэпп) и эффективности текущих затрат на осуществление санаторно-курортной деятельности (Кэтз). В целях такой оценки предлагается следующая факторная мультипликативная модель, которая имеет вид:

Кэк = Кэтз*Кэпп (2)

Следующая группа методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций, предложенных в работах ряда авторов, не имеют столь четкого деления на экономическую, социальную и медицинскую составляющие. Приоритетной в данных системах оценки однозначно является экономическая детерминанта, однако, авторы используют различные подходы и критерии к разработке систем показателей. Остановимся на некоторых из них, представляющих, на наш взгляд, наибольший интерес.

Так, Е.Н. Федосеева [6] в авторской системе показателей для оценки эффективности деятельности санаторно-курортной организации (СКО) производит группировку коэффициентов согласно критериям эффективности. Автор выделяет два блока показателей: целевые (результативность предпринимательской деятельности СКО; эффективность использования ресурсов СКО; конкурентное положение СКО на рынке санаторно-курортных услуг) и диагностические (качество санаторно-курортной деятельности; качество санаторно-курортных услуг; уровень санаторно-курортного обслуживания), в свою очередь, в состав каждого блока входят по три показателя. Далее осуществляется расчет комплексных коэффициентов экономической эффективности деятельности посредством поэтапного вычисления показателей по каждому блоку, используя метод анализа иерархий Т.Саати. итогом расчетов являются 2 комплексных показателя экономической эффективности по 1 и 2 блокам. Интерпретация полученных числовых значений коэффициентов производится с использованием, разработанной автором интервально-качественной шкалы эффективности, которая состоит из пяти уровней эффективности предпринимательской деятельности СКО.

На наш взгляд, методика [6] обладает аналитическими возможностями, может быть использована в качестве инструмента для принятия управленческих решений, диагностики состояния санаторно-курортной организации, степени достижения ключевых показателей эффективности. Однако, по нашему мнению, ряд показателей, отобранных автором, дублируют друг друга, кроме того, недостаточно обоснованы интервалы значений уровней эффективности.

Таким образом, отсутствие среди специалистов единого подхода к разработке систем оценки эффективности деятельности отдельных санаторно-курортных организаций и отрасли в целом, дает возможность внести собственные предложения в исследуемой области. В этой связи целесообразна разработка комплексной методики, учитывающей достоинства вышеприведенных систем оценки с научным обоснованием выбора тех или иных показателей с учетом отраслевых особенностей предприятий.


Литература:
  1. Методические рекомендации «Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии» / И.В. Лебедева, В.С. Кудрин, В.Г. Лейзерман: [Электронный ресурс]: - Консультант Плюс.

  2. Колесников А.В. Оценка эффективности деятельности санаторно-курортных организаций в условиях современного рынка. дис. … кандидата .экон. наук / А.В. Колесников, Тихоокеанский государственный университет . – Хабаровск, 2007.

  3. Луценко А.В. Закономерности формирования и факторы развития санаторно-курортного комплекса: дис… кандидата экон. наук / А.В. Луценко. – Кисловодск, 2002.

  4. Задорожняя А.Н. Формирование сбалансированной системы оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций: дис.. кандидата эконом. наук /А. Н. Задорожняя, Балт. акад. туризма и предпринимательства. – Санкт-Петербург, 2007.

  5. :Тхор Д.А. Формирование механизма управления функционированием и развитием санаторно-курортного комплекса. автореф. дис. … канд. экон. наук / Д.А. Тхор, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. – Санкт-Петербург, 2010.

  6. Федосеева Е.Н. Оценка эффективности предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы: автореф. дис. … канд. экон. наук / Е. Н. Федосеева ;Санкт-Петербургская акдемия управления и экономики. – Санкт-Петербург, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle