Библиографическое описание:

Сакаева Д. Р., Хайретдинова Т. Б. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 194-198.

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость, чем отклонения в соматическом статусе или физическом развитии [3,48]. По мнению Баранова А.А.(2006) и Алексеева С.В.(2000), оценка состояния нервно-психического здоровья ребенка-это констатация наличия факторов и условий для последующего оптимального развития, гарантия достижения к взрослому периоду жизни биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни. Нервно-психическое развитие обеспечивает интеллектуальные способности и реализацию личности, должный уровень и качество жизни, являясь значимым фактором, определяющим здоровье детей [12,25-27,29,36].

Нервно–психические нарушения обусловлены перинатальным повреждением ЦНС, которое в дальнейшем вызывает психо-неврологическую и соматическую патологию [15,16,19,20,54]. Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного, но и развитие, и совершенствование новых репродуктивных технологий, достижения в области интенсивной терапии и выхаживании новорожденных группы высокого риска с сочетанной перинатальной патологией, снижение смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела [6,7,35,37,59,60,62,63]. Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем. Именно в первые годы жизни уточняется программа развития организма, формируется его устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, складывается уровень нервно-психического и физического развития [11,56]. В раннем детском возрасте морфо-функциональные особенности ребенка продолжают определять высокую чувствительность расстройств организма к неблагоприятным факторам, на этом этапе жизни выражен риск проявления наследственно–детерминированной предрасположенности к развитию заболеваний, происходят значительные изменения в организме ребенка, связанные с приспособлением к окружающему миру. Отягощение этого периода жизни тяжелыми патологическими состояниями может оказать влияние на весь последующий онтогенез. Негативные значения могут иметь не только сами болезни ребенка, но и методы лечения, реанимация и интенсивная терапия, проводящиеся в связи с ними [34,39,53]. По исследованиям Володина Н.Н.(2006), современные хирургические и неонатальные технологии позволили значительно снизить показатели смертности у детей с хирургической патологией, однако данные о состоянии здоровья детей, перенесших в периоде новорожденности хирургические вмешательства в отдаленном периоде единичны, ограничены по числу наблюдений и неоднозначны по результатам. В последнее десятилетие особое внимание уделяется изучению и разработке проблем управления здоровьем и реабилитации детей, испытавших отрицательное воздействие в антенатальном и раннем неонатальном периодах, которое повлияло на последующее становление нервной системы, что позволило совершенствовать методы реабилитации. По данным Голомидова А.В. и Сутулиной И.М.(2008,2009) достоверно установлена более частая зедержка НПР у детей, подвергшихся в раннем возрасте хирургическим вмешательствам, а само хирургическое вмешательство и послеоперационное состояние данных детей рассматривается как источник отсроченной патологии, обусловленное влиянием на организм возникающих нарушений гемодинамики, метаболических расстройств, гипоксии и боли. В результате этого является главным изучение множества самых разнообразных факторов риска от медико–биологического характера до социально–экономического, их соотношение и степень воздействия, которые в различные возрастные периоды жизни по–разному влияют на состояние здоровья ребенка и адаптационные возможности детского организма. Особо важно влияние вышеперечисленных факторов риска на ранний период детского возраста, когда закладываются основы будущего развития ребенка, адаптация, его образ мышления, способности, интеллект [7,12,30,61].

В последнее время повышается частота и распространенность нервно–психических нарушений и отмечается негативная тенденция относительно нервно–психического развития. Даже в условиях современной патогенетической терапии до 69% детей не достигают должного уровня нервно–психического развития, определяющего в дальнейшем интеллектуальные способности и реализацию личности [27,35,36,45,47]. За прошедшее десятилетие значительно увеличилось количество детей с низким уровнем психо-речевого развития, не позволяющим полностью усвоить программу массовых дошкольных учреждений. В дальнейшем только 35% младших школьников имеют удовлетворительный уровень готовности к обучению. По данным НИИ дефектологии до 80% случаев неуспеваемости в школе обусловлены различными состояниями когнитивной недостаточности, включая задержку психического развития, до 20,5% из них приходится на умственные расстройства.

Своевременная диагностика отклонений нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста является актуальной проблемой в свете возрастающей доли заболеваний, связанных с нарушениями данной сферы здоровья ребенка, так как именно они в значительной степени определяют ход постнатального развития, дальнейшее качество жизни и адаптацию [3-6,40,52,55]. В настоящее время в России рождение детей, относящихся к группе риска по нарушениям нервно-психического развития, составляет от 85 до 93 % [12,41,43]. По данным Васильева М.Д.(2000), Чиченовой Н.С.(2001), Шнитковой Е.В., Философовой М.С.(2003), Кочеровой О.Ю.(2005) среди данных детей отмечены высокое распространение морфо–функциональных нарушений (до 75%), дефицит массы тела (до 40%) при снижении числа гармоничного развития и понижения темпов биологического развития (до 70-75%), нарушение дыхательной и пищеварительной систем, костно–мышечной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы [13,21]. Данные дети формируют особую группу часто болеющих детей со склонностью к хронизации процессов, множеством сопутствующей патологии различных органов и систем, заболеваниями кожи и респираторными аллергозами [2,42]. Частыми являются отсутствие или позднее развитие общих моторных навыков и мелкой моторики пальцев кисти, задержка развития гуления, лепета, эмоций, игровой деятельности, а в дальнейшем речевых навыков и когнитивных функций, психо-соматических дисфункций, а также органической патологии ЦНС, снижение адаптивных возможностей и уровня интеллекта. Значимыми последствиями являются возникновение детского церебрального паралича, эпилепсии, эмоциональных и поведенческих нарушений [15,49,51].

Неотработанная система динамического наблюдения за детьми с перинатальной патологией в различные периоды детства, несвоевременная диагностика и, соответственно, позднее начало лечебно-коррекционных мероприятий, приводят к нарушению формирования высших психических функций, задержке когнитивного развития, значительным проблемам в процессе школьного обучения, затрудняют социальную адаптацию [6,7,21].

Существует достаточно большое количество методик для оценки нервно-психического развития детей раннего возраста, вместе с тем их практическое использование не всегда дает желаемый результат, что диктует необходимость поиска методов, обеспечивающих объективную комплексную оценку состояния ребенка. Учитывая, что контроль за нервно-психическим развитием основывается на изучении объективных закономерностей развития ребенка, следует отметить, что в каждом возрастном периоде выделяются ведущие виды деятельности, уровень развития которых оценивается согласно методическим рекомендациям [27,31,32,41,44]. Маркерами высокого риска задержки нервно-психического развития после первого года жизни являются низкие показатели физического развития и высокий уровень респираторной заболеваемости, что следует учитывать при проведении диспансеризации детей раннего возраста и выделении группы повышенного риска по задержке нервно-психического развития. Все вышеперечисленное предполагает комплексное применение методик ранней медико-психолого-педагогической реабилитации, недостаточно распространенной в современной педиатрической практике в связи с организационными особенностями системы оказания медицинской помощи новорожденным. В связи с этим, очевидна необходимость разработки новых технологий и дополнительных форм помощи матери и ребёнку. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Сегодня в программах «Школ матерей» женских консультаций и детских поликлиник отсутствует обучение матерей методам реабилитации ребёнка с перинатальной патологией и, как следствие, нарушением нервно-психического развития. В связи с этим в целях оптимизации данных программ представляется перспективным использование информационно-обучающих технологий, обеспечивающих участие семьи в системе профилактики нарушений психомоторного развития детей, анамнез которых отягощен перинатальной церебральной патологией.

На современном этапе развития медицинской науки установлено, что гипоксия, ишемия и ацидоз индуцируют синтез эндотелина-1 (ЭТ-1), который оказывается причастным к сердечно-сосудистой и почечной патологии, диабету, а также участвует в патогенезе легочной гипертензии и постгипоксических нарушений сердечно-сосудистой системы у новорожденных [21,38,39]. Достоверно выявлено изменение содержания нейроспецифических белков (субстанции Р, нейротрофического фактора головного мозга BDNF и нейроспецифической енолазы), изменение содержания лактата, пирувата, сукцинатдегидрогеназы [8,19]. Доказано, что снижение уровня церулоплазмина и гормонов Т3, Т4 и повышение уровня ТТГ сыворотки крови у детей в возрасте одного года жизни достоверно прогнозирует выраженную задержку НПР данных детей к трем годам жизни [13,14]. В настоящее время поиск комплекса современных клинических и лабораторных критериев, позволяющих улучшить раннюю диагностику и прогноз нервно-психических повреждений у детей продолжается, что имеет огромное значение для построения адекватной диагностики, терапии психо-неврологических расстройств и их профилактики.

Таким образом, все вышеизложенное является основанием целесообразности и необходимости проведения комплексного клинического и нейропсихологического обследования детей с перинатальным поражением ЦНС в анамнезе с целью оценки состояния их нервно-психического здоровья и уровня развития в периоде раннего детства [3,4,23]. Имея данные о состоянии нервно–психического статуса детей возможно повысить уровень оказания медицинской помощи на всех ее этапах, своевременно выявить нарушения нервно-психического развития и снизить риск нарушения здоровья.


Литература:

1. Антонов А.Г., Буркова А.С., Байбарина Е.Н. Профилактика гипоксических, ишемических и геморрагических повреждений мозга при критических состояниях у новорожденных. Материалы II съезда РАСПМ: Перинатальная неврология. 2007; 56.

2. Балаболкин И.И. Влияние перенесенной анте- и интранатальной гипоксии плода на развитие клинических проявлений атопии у детей. // Материалы VIII конгресса педиатров «Современные проблемы профилактической педиатрии» -М., 2003.-С. 22.

3. Баранов А.А. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии. / А.А. Баранов, В.И. Альбицкий, И.В. Винярская // Вопросы современной педиатрии. – 2005. – Т. 4, № 2. – С. 7 – 12.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. - М., 2006. - С.118.

5. Барашнев Ю.И., Антонова А.Г. Новые технологии и стандарты диагностики и терапии перинатальной церебральной патологии у новорожденных // Российские медицинские вести. – 2001. - № 3. – С. 68 – 69.

6. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. / Ю.И. Барашнев. - М.: «Триада-Х», 2001. - 640 с.

7. Барашнев Ю.И. Гипоксическая энцефалопатия: гипотезы патогенеза церебральных расстройств и поиск методов лекарственной терапии. Текст. / Ю.И. Барашнев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2002.-№ 1. С.13.

8. Боброва Е.Е. Клинико–функциональная характеристика неврологических нарушений и оценка эффективности восстановительного лечения у детей с перинатальным гипоксическим– ишемическим поражением головного мозга на первом году жизни. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 2007.

9. Бочарова Е.А., Сидоров П.И. и др. Медико–социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2007. - № 4. – С. 39 - 42.

10. Васильева Е.М., Баканов М.И., Поддубная А.Е., Шор Т.А. Перекисное окисление липидов при неврологической патологии у детей // Клиническая лабораторная диагностика. – 2005. - № 2. – С.8-15.

11. Вельтищев Ю.Е., Зелинская Д.И. Детская инвалидность: медицинские и социальные аспекты, меры профилактики. Лекции для врачей.- М., 2000.

12. Володин Н.Н., Медведев М.И., Дегтярева М.Г. и др. Ранняя диагностика неблагоприятных последствий перинатальных гипоксически – ишемических поражений головного мозга у недоношенных детей и оптимизация их лечения. М., Педиатрия, 2010. – Т. 89. - № 2. – С. 101 – 106.

13. Воробушкова В.В. Физическое и психомоторное развитие детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе, профилактика и коррекция их нарушений. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 2008.

14. Воробьева Е.А., Филькина О.М., Долотова Н.В., Пыхтина Л.А., Широкова О.С., Матвеева Е.А. Особенности развития детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС. // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России. Актуальные проблемы педиатрии. М., 2007. – С. 142.

15. Голомидов А.В., Сутулина И.М. Здоровье детей раннего возраста, перенесших хирургические вмешательства в неонатальном периоде. / Мать и дитя в Кузбассе. Оригинальные статьи. № 3 (38), 2009.

16. Голомидов А.В., Сутулина И.М. Церебропротекторная терапия в послеоперационном периоде у новорожденных. / Клиническая фармакология. М., 2008. – С. 60 – 62.

17. Голосная Г.С. Динамическое исследование психомоторного развития детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1997.

18. Голосная Г.С. Роль ингибиторов апоптоза в диагностике ипрогнозировании исходов перинатальных гипоксических поражений головного мозга у новорожденных.// Педиатрия.- 2005.- № 3.- с.30-36.

19. Гомазков О.А. Нейротрофические факторы мозга. Справочно- информационное издание. Электронная версия. Москва.-2004.

20. Гудимова В.В. Роль перинатальной патологии в генезе нарушений раннего постнатального развития детей. Автореферат дис. … канд. мед. наук. М., 1997.

21. Зузенкова Л.В. Функциональное состояние эндотелия у новорожденных в критическом состоянии с постгипоксическими нарушениями сердечно-сосудистой системы, их немедикаментозная коррекция. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 2008.

22. Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных. Методические рекомендации /А.С. Буркова, Н.Н. Володин, Л.Т. Журба и др. - М . , 2000. - 40с.

23. Комплексная реабилитация недоношенных детей с перинатальным поражением в стационаре 2-го этапа выхаживания. / Е.П. Бомбардирова, Т.Ю. Моисеева, Н.А. Морозова и др. // Педиатрия. - 2001. - №3. -С.96-99.

24. Лицев А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе минимальных мозговых дисфункций у детей раннего возраста. Автореферат дис. … канд. мед. наук. М., 1995.

25. Ломиворотов В.Н., Зельман В.Л., Караськов А.М., Постнов В.Г. Генетические аспекты защиты мозга. / Сибирский медицинский журнал. - № 3. – 2009. – С. 63 – 65.

26. Миронова Н.Н. Роль перинатальных поражений центральной нервной системы в формировании психоневрологической инвалидности детей раннего возраста. Автореферат дис. … канд. мед. наук. Уфа, 2005.

27. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы. / Е.В. Шниткова, Е.М. Бурцев, А.Е. Новиков, М.С. Философова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.Корсакова. - 2000. - №3. - 57-59.

28. Нервно-психическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. / Г.А. Асламова, Т.И. Фридман, О.В. Руднева и др. // V Российский форум «Мать и дитя»: материалы форума. - М:, 2003. - С. 512-513.

29. Олимова К.С. Динамика проявлений и отдаленные последствия перинатальных поражений центральной нервной системы у детей. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2002.

30. Организация специализированной неврологической помощи детям в республике Башкортостан. Ахметова В.М., Байбазарова Ф.М. // Актуальные вопросы неврологии детского возраста. Сборник научно-практических статей.-Уфа. 2010.-С.11-19.

31. О реабилитации детей с перинатальными энцефалопатиями. /С.П. Каплина, Н. Н. Ильина, A.M. Попова, Н.В. Сызранцева // Российский педиатрический журнал. - 2001. - №1. - 42.

32. Особенности продукции мозгового нейротрофического фактора у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга / Т.В. Самсонова, Е.А. Боброва, Г.Н. Кузьменко // Russian Journal of IMMUNOLOGY. — 2005. — Vol. 9, Sup. 2. — P. 228.

33. Особенности церебрального кровотока и продукции нейропептидов у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга / Т.В. Самсонова, Е.А. Боброва // Гемореология в микро- и макроциркуляции. — Ярославль, 2005. — С. 61.

34. Отдаленный катамнез детей, переживших в раннем неонатальном периоде состояния, потребовавшие проведения интенсивной терапии. / Д.О. Иванов, Н.П. Шабалов, Г.М. Евтюков и др. // Педиатрическая анестезиология и интенсивная терапия: Материалы Российского конгресса. – М., 2003.

35. Пальчик А.Б, Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. СПб: Санкт-Петербург, 2000.-224с.

36. Пальчик А.Б. Современные представления о перинатальной энцефалопатии. / А.Б. Пальчик, Н.П. Шабалов, А.П. Шумилина// Российский педиатрический журнал. - 2001. - №1. - 31-34.

37. Применение допплерографии мозговых сосудов в неонатологии. / А.Б. Сугак, Г.В. Яцык И.В. Дворяковский, А.Э. Добровольский // Вопросы современной педиатрии. М., 2002. - Т.1, № 1. - С. 50-54.

38. Пронина О.А. Исследование показателей эндотелина-1 у новорожденных детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию / О.А. Пронина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2008. – Т 7, № 3. – С. 691 – 693.

39. Пронина О.А. Катамнез развития детей, перенесших тяжелую асфиксию интранатально / О.А. Пронина, И.И. Логвинова // Сборник материалов VI всероссийской университетской научно- практической конференции молодых ученых и студентов по медицине. – Тула, 2007. – С. 204 – 205.

40. Скоромец А.П., Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Современные представления о перинатальной энцефалопатии. //Российский педиатрический журнал. - 2001. - № 1. - с. 31 - 34.

41. Таболин В.А., Котлукова Н.П., Бейлин А.Л., Чернявская Н.И.., Ильина А.Я., Симонова Л.В. Оптимизация оказания специализированной помощи новорожденным и детям первых лет жизни с ВПС. / Тезисы III Всероссийского семинара памяти профессора Н.А. Белоконь. Архангельск, 2003 г.

42. Тонкова-Ямпольская Р.В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска. /Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. - 2002. - №1. - 61-62.

43. Туленкова Т.Е. Оптимизация программ профилактики нарушений нервно-психического развития детей групп перинатального риска. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2010.

44. Фрухт Э.Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы. / Э.Л. Фрухт, Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. –М., 2001. - № 1. – С. 9-12.

45. Хачатрян Л.Г. Ранние и отдаленные проявления перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2003.

46. Широкова О.С. Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями ЦНС и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. – Иваново, 2008. – 22 с.

47. Шкаренкова Е.И. Прогнозирование и коррекция нарушения моторного развития у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга в позднем восстановительном периоде. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. Иваново, 2009.

48. Adderley –Kelly B. Health promotion for urbun hilds. /Adderley –Kelly B., Green P. M. // J. Nattl. Black Nurses Assoc. – 2000, Vol. 11. № 2, P. 34-38.

49. Aguilar L. et al. Psycometric analysis in children with mental retardation due to perinatal hypoxia treated with fibroblast growth factor (FGF) & showing improvement in mental development. J. Intellect Disabil Res 2008;37:507-20. 226.

50. Allen M.C. Neurodevelopmental outcomes of preterm infants. //Curr Opin Neurol. 2008. - 21(2):123-128.

51. Aicardi J. Diseases of the Nervous System in Childhood. Cambridge University Press, 2007; 1100.

52. Berger R. Perinatal brain injury. /R. Berger, Y. Gamier // J: Perinat. med. - 2000. - Vol. 28. - P.261-285.

53. Chien J.C., Schwarts R. Cerebral oxygenation during hypoxia and resuscitation by using near-infrared specfroscopy in newborn piglets. /J. C. Chien // J. of the Chinese Medical Association. - 2007. - Vol.70. - P.47-55.

54. Gluckman P.D. Hypoxic-ischemic brain injury in the newborn: pathophysiology and potential strategies for intervention. /P.D. Gluckman, C.S. Pinal, A.J. Gunn // Semin. Neonatol. - 2001. - Vol.6. -P.109-120.

55. Gonzalez de Dios J. Risk factors predictive of neurological sequelae in term newborn infants-with perinatal asphjocia. /J. Gonzalez de Dios, M. Moya, J. Vioque // Rev. Neurol. - 2001. - Vol.32, №3. - P.210-216.

56. Hossain M.A. Hypoxic-ischemic injury in neonatal brain: involvement of a novel neuronal molecule in neuronal cell death and potential target for neuroprotection //bit J. Dev. Neurosci. 2008 Feb;26(l):93-101.

57. Ladurner G. Neuroprotection in acute ischemic stroke. Stroke, 2001; 32: 232.

58. Nelson К.В. Neuropeptides and neurotrophins in neonatal blood of children with autism or mental retardation. /K.B. Nelson, J.K. Grether, L.A. Croen //Ann Neurol. -2001. - Vol.49, № 5. -P.597-606.

59. Perlman J.M. Intervention strategies for neonatal hypoxic-ischemic cerebral injury. //Clin Ther. 2006 Sep;28(9): 1353-65. 274.

60. Perlman J.M. Neurology: neonatology questions and controversies/ Saunders, Elsevier. - 2008. - 288p.

61. Stocker R., Frei B. Endogenous antioxidant defences in human blood plasma. In: Sies Hed. Oxidative stress: oxidants and antioxidants. London: Academic Press. — 2001. — P.213-243.

62. Volpe J. Neurology of Newborn, 5 – ed. Saunders ELSEVIER, 2008; 1094.

63. Volpe J. Perinatal brain injury: from pathogenesis to neuroprotection. / J.J. Volpe // MRDD Research Reviews. - 2003. - Vol.7. - P.56-64.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle