Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.11.2019

Статья просмотрена: 2463 раза

Библиографическое описание:

Воробьева, М. А. Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия / М. А. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64528/ (дата обращения: 04.05.2024).



В условиях современных рыночных отношений, острой конкуренции, зачастую недобросовестной, достижение необходимого уровня экономической безопасности субъекта экономики бывает проблематичным по причине существования такого негативного фактора, как промышленный шпионаж.

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, посредством которой осуществляется незаконное получение, использование, а также разглашение информации, представляющей собой коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

Ведя нечестную игру, предприниматели стараются сэкономить средства и время, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает оригинальную технологию, а также выйти на новые для предприятия рынки.

В качестве методов злоумышленниками применяются:

− подкуп и вербовка персонала конкурирующего предприятия, имеющего доступ к информации, содержащей коммерческую тайну;

− подкуп государственных чиновников для получения информации (финансовых, таможенных и налоговых инспекторов);

− кража чертежей, образцов, документации;

− незаконное проникновение на территорию компании;

− выпытывание сведений, нередко с применением шантажа и угроз;

− взлом компьютерных программ;

− использование технических средств аудио, видео наблюдения [1].

Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности он лишь активизируется.

Большая часть менеджеров полагает, что данный вид недобросовестной конкуренции представляет угрозу лишь узкому кругу организаций, связанных с обороной, разработкой ноу-хау и транснациональным корпорациям. В действительности жертвой может оказаться практически любой предприниматель [4].

В 2018 году Аналитическим центром «InfoWatch» было зарегистрировано 270 случаев утечки информации ограниченного доступа из коммерческих и некоммерческих компаний, государственных организаций, работающих в России, что превышает показатель 2017 года на 6,3 % (рис.1).

Рис. 1. Число зафиксированных утечек информации в 2014–2018 г. [2]

По числу утечек Россия на протяжении шести лет подряд занимает второе место в мировом распределении после США (12 % от числа утечек данных по всему миру). Однако, по оценке авторов, исследование охватывает не более 1 % всех предполагаемых случаев утечек конфиденциальной информации из-за того, что огромное их количество компаниями скрывается, отрицается и опровергается.

Результатом утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, как правило, являются прямые и косвенные финансовые потери фирмы, которые порой исчисляются десятками и даже сотнями миллионов долларов.

В случае с данными клиентов, поставщиков ситуация иная. Любая крупная утечка таких данных приводит к абсолютно непрогнозируемым убыткам компании в результате оттока клиентов, падения котировок акций, затратам в виде штрафов за несоблюдение требований регулирующих органов.

Если крупные предприятия несут колоссальные убытки только от части рассекреченных данных, то разглашение информации небольшой компании может привести к банкротству и ликвидации. По мнению западных специалистов, утечка всего лишь 20 % коммерческой информации в 60-ти случаях из 100 приводит к несостоятельности фирмы [4].

Сотрудники «Лаборатории Касперского» провели исследование и подсчитали потери, понесенные компаниями из-за утечки информации (рис. 2).

Рис. 2. Финансовые затраты российских компаний, спровоцированные утечкой данных, тыс. долл. [3]

Согласно исследованию, данная проблема обошлась крупному российскому бизнесу в 2018 году в 246 тыс. долл., что на 2,5 % превышает показатель предыдущего года (240 тыс. долл.). Расходы среднего бизнеса, связанные с утечкой информации, составили 74 тыс. долл., то есть возросли более чем в три раза по сравнению с 2017 годом (23 тыс. долл.). При этом эксперты сходятся в невозможности оценить полный ущерб от утечек, поскольку такие параметры, как простои в работе персонала, снижение производительности, репутационные потери и утрата активов (включая объекты интеллектуальной собственности), практически не поддаются исчислению.

Основная доля утечек в 2018 году произошла через сетевой канал и бумажную документацию — 42,7 % и 44,6 % соответственно. Незначительная часть информации была получена злоумышленниками через интернет мессенджеры (текст, голос, видео) — 6,6 %, электронную почту — 3,3 %, а также мобильные устройства — 1,4 % (рис. 3).

Рис. 3. Распределение утечек информации по каналам в 2018 г. [2]

Зачастую похищение информационных сведений осуществляется посредством персонала компании как настоящего, так и бывшего. При этом в качестве шпионов очень часто оказываются сотрудники, которые проработали на благо компании несколько лет.

Выявленные особенности российской картины утечек информации, в качестве основных способов защиты от промышленного шпионажа позволяют назвать следующие:

− проведение тщательного мониторинга «проблемных» каналов передачи информации (исходящий интернет-трафик, бумажные документы, передача данных на съемные устройства);

− создание и использование специальных систем защиты, позволяющих контролировать конкретные типы информации ограниченного доступа;

− качественный подбор персонала и его стимулирование, налаживание и поддержание отношений внутри коллектива;

− всестороннее применение анализа поведения сотрудников в жесткой привязке к их роли в компании, объему прав доступа к информации;

− для обнаружения технических средств слежения необходимо приглашать специалистов, которые проверят помещение и найдут канал утечки информации.

Соединив технические и человеческие факторы, компания будет способна обеспечить свою эффективную работу и добиться дальнейшего процветания.

Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является объективной реальностью молодого российского рынка. Рост информационных технологий происходит каждый год, следовательно, методы промышленного шпионажа также совершенствуются. В связи с этим, для того чтобы успешно конкурировать на рынке, недостаточно просто обеспечить физическую защиту бизнеса, необходимо построить такую систему обеспечения экономической безопасности, которая уберегла бы предпринимателя от его соперников.

Литература:

  1. Красовских О. П., Красовских Е. О. Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия // Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации». — Пенза: Наука и Просвещение, 2019. — С. 90–93.
  2. Утечки данных. Россия. 2018 год // Аналитический центр InfoWatch. URL: https://www.infowatch.ru/sites/default/files/report/analytics/russ/InfoWatch_Russ_Report_2018.pdf (дата обращения: 24.11.2019).
  3. «Лаборатория Касперского» выяснила: утечка данных стоила российскому крупному бизнесу 246 тысяч долларов. // Лаборатория Касперского. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2018_data-leaks (дата обращения: 24.11.2019).
  4. Ефимова О.А., Урзов В. А. Теоретическое содержание и необходимость борьбы с промышленным шпионажем // Поиск (Волгоград). — 2019. — № 1 (10). — С. 250–254.
Основные термины (генерируются автоматически): промышленный шпионаж, недобросовестная конкуренция, долл, коммерческая тайна, компания, разглашение информации, Россия, утечка информации.


Похожие статьи

Анализ каналов утечки конфиденциальной информации...

Это могут быть сведения, которые составляют коммерческую тайну предприятия, персональные данные

Утечка — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы организации или

разглашение информации; утечка по техническим каналам

Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну

Зачем нужна правовая система ограничения доступа к информации? Ответим от противного: – отсутствие системы создает условия для нарушения прав граждан на доступ к информации и прав на ограничение доступа...

Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

Различный состав информации заключается в том, что коммерческая информация относится к любой информацию в организации, на

К основным документам, которые позволяют защитить организацию от разглашения сведений, которые относятся к коммерческой тайне...

Краткий генезис института информации с ограниченным доступом...

коммерческая тайна, Российская Федерация, Российская Империя, тайна, информация, вид информации, конфиденциальная информация, недобросовестная конкуренция, Россия, руководство фирм.

Предпринимательская информация как фактор виктимизации...

Правовая информация - это сведения о действующем законодательстве, о законах и правовых актах, которые регулируют и охраняют деятельность предпринимателей.

В Кодексе определены такие понятия как коммерческая тайна и ответственность за ее разглашение.

Угрозы безопасности локальных вычислительных сетей

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью...

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или...

Недобросовестная конкуренции в России: история правового...

Рассмотрение и анализ исторического аспекта развития любой сферы современного законодательства имеет ценность по ряду причин. Он может наглядно продемонстрировать логически выстроенную последовательность событий...

Похожие статьи

Анализ каналов утечки конфиденциальной информации...

Это могут быть сведения, которые составляют коммерческую тайну предприятия, персональные данные

Утечка — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы организации или

разглашение информации; утечка по техническим каналам

Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну

Зачем нужна правовая система ограничения доступа к информации? Ответим от противного: – отсутствие системы создает условия для нарушения прав граждан на доступ к информации и прав на ограничение доступа...

Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

Различный состав информации заключается в том, что коммерческая информация относится к любой информацию в организации, на

К основным документам, которые позволяют защитить организацию от разглашения сведений, которые относятся к коммерческой тайне...

Краткий генезис института информации с ограниченным доступом...

коммерческая тайна, Российская Федерация, Российская Империя, тайна, информация, вид информации, конфиденциальная информация, недобросовестная конкуренция, Россия, руководство фирм.

Предпринимательская информация как фактор виктимизации...

Правовая информация - это сведения о действующем законодательстве, о законах и правовых актах, которые регулируют и охраняют деятельность предпринимателей.

В Кодексе определены такие понятия как коммерческая тайна и ответственность за ее разглашение.

Угрозы безопасности локальных вычислительных сетей

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью...

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или...

Недобросовестная конкуренции в России: история правового...

Рассмотрение и анализ исторического аспекта развития любой сферы современного законодательства имеет ценность по ряду причин. Он может наглядно продемонстрировать логически выстроенную последовательность событий...

Задать вопрос