Краткий генезис института информации с ограниченным доступом в предпринимательской деятельности в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.10.2018

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Дьякова, Л. А. Краткий генезис института информации с ограниченным доступом в предпринимательской деятельности в России / Л. А. Дьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53098/ (дата обращения: 25.04.2024).



Институт правового регулирования тайн Российской империи, предусматривавший ответственность за нарушение требований по их защите, сформировался к середине XIX века.

В указанный период наряду с гражданско-правовой защитой тайны частной жизни, профессиональной тайны врачей, адвокатов, чиновников и нотариусов появилась правовая защита фабричной и торговой (коммерческой) тайны. В Уложении о наказаниях 1845 г. появились нормы, преследовавшие разглашение коммерческой (торговой) тайны и в уголовно-правовом порядке. Сегодня уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну предусмотрена ст. 183 УК РФ [1].

Первоначально торгово-промышленное законодательство Российской империи объединяло понятия фабричной и торговой тайн в единое понятие «промысловой тайны», поскольку эти отрасли права действовали в параллельной системе частноправовых норм. Лишь впоследствии термин «промысловая тайна» претерпел изменения и трансформировался в словосочетание «коммерческая тайна» [3].

Особое значение для коммерческой тайны и связанной с ней коммерческой деятельности имели в период Российской империи купеческие книги. Если они велись по установленным правилам и с надлежащей исправностью, то имели виллу доказательств во всех делах, которые касались товарной и вексельной торговли. Нормы, определявшие доказательное значение купеческих книг, содержались в Уставе судопроизводства торгового и Уставе гражданского судопроизводства [6, с. 145].

К началу XX в. сложившийся в России хозяйственный строй привел к острой конкуренции между субъектами хозяйственной деятельности. Важную роль в сфере защиты коммерческой тайны, рассматриваемый период стало играть Министерство торговли и промышленности, которое разработало механизмы противодействия недобросовестной конкуренции, одним из видов которой стало выведывание различными путями чужих коммерческих тайн [7, с. 2].

Е. В. Золотарева пишет, что коммерческая тайна в рассматриваемый период охранялась и правовыми нормами, регламентировавшими взимание промыслового налога. Этот вид деятельности регулировался ст. 374–408 Положения о государственном промысловом налоге [5, с. 223].

В Советский период, после 1917 г. коммерческая тайна еще некоторое время продолжала существовать в период НЭПА, когда власть признавала коммерческую тайну частью бизнеса и осуществляла правовое регулирование экономики. С прекращением НЭПА все хозяйствующие субъекты перешли в государственную собственность, что способствовало трансформации коммерческих и торговых секретов в иные виды информации ограниченного доступа.

На последнем этапе существования СССР начались демократические предобразования, которые стали началом расширения понятия конфиденциальный и понимания необходимости его пересмотра его содержания и использования.

Т. М. Занина, А. А. Караваев пишут, что самым ранним отечественным законодательным актом, найденным авторами, в котором упоминается понятие конфиденциальный, было Постановление СМ СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства». В данном документе предписывалось не допускать таких проявлений недобросовестной конкуренции, как самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации [4, с. 81].

Фундамент для надлежащего правового регулирования рассматриваемого вопроса был заложен с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации (далее — Основной закон, КРФ), в которой права и свободы человека и гражданина занятии подобающее место, закрепившись в ст. 45 Основного закона.

Системное появление в российском законодательстве правовой категории «конфиденциальная информация» связано с принятием в 1995 г. Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон 1995), который внес определенное упорядочение в градацию информационных ресурсов по категории доступа, установил перечень информации, которую запрещено относить к информации ограниченного доступа.

В 1994 г. было принято Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1233.

Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» был принят указанный перечень, который, однако, не включает в себя все виды информации с ограниченным доступом, которой посвящены различные законодательные нормы, связанные с защитой конфиденциальной информации.

Закон 1995 прекратил свое действие со вступлением в силу Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (далее — Закон 2006). Данный нормативный правовой акт более подробно мы рассмотрим в последующих параграфах.

О коммерческой тайне вновь заговорили лишь накануне распада СССР, оно нашло свое отражение в Законе «О предприятиях в СССР», изданном в 1990 г.

5 декабря 1991 г. Правительство России своим Постановлением № 35 установило перечень сведений, которые не могли составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя.

В принятом 21 октября 1994 г. ГК РФ законодатель в ст. 128 признал информацию самостоятельным объектом права и дал, в ст. 139 такое определение коммерческой и служебной тайне «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

Указанная норма утратила силу с 1 января 2008 г. в соответствии с п. 12 ст. 17 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [2].

Так, к середине 1990-х гг. сложилось неоднозначное понимание сущности коммерческой тайны. Руководители организаций, учреждений и предприятий принимали приказы утверждавшие перечни сведений, которые относились к коммерческой тайне, но все они, как правило, носили субъективный характер, так как заинтересованные субъекты относя ту или иную информацию к коммерческой тайне руководствовались стремлением к экономической выгоде и обеспечению безопасности предприятия [7, с. 2].

К коммерческой тайне стала относится информация типа ноу-хау, которая требовала охраны, в том числе и от собственного персонала. Такая информация, как правило, включала в себя сведения об изобретениях, технологиях, рационализаторских предложениях и тому подобном, как разработанных, так и находящихся на стадии разработки. Сегодня, определение данного понятия установлено п.1 ст. 1465 ГК РФ.

Особое внимание стало уделяться охране договоров, заключавшихся предприятиями. Руководство фирм старалось установить строгий порядок охраны договорных документов и работы с ними. Охране мог подлежать как текст договора, так и сам факт его заключения.

Что касается документов, содержащих нормы по регулированию режима коммерческий тайны на предприятии, то в виду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, руководство фирм опиралось на опыт и практические наблюдения. Набор таких документов включал в себя устав предприятия, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции сотрудников разного уровня. Указанный перечень актуален до сегодняшних дней [7, с. 2].

29 июля 2004 г. Президентом Российской Федерации был утвержден Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Таким образом, данный вид информации с ограниченным доступом приобрел легитимный законодательный статус впервые за столь долгий период времени.

Как видно из изложенного, как в период Российской Империи, так и в Российской Федерации периода 1990 — начало 2000-х гг., к коммерческой тайне относились и конфиденциальная информация, связанная с различными составляющими деятельности предприятия, например, информация, связанная с производственными, техническими, организационными сторонами деятельности, но и информация, представляющая собой результаты интеллектуальной деятельности, представляющие собой ноу-хау.

Таким образом, автор выделяет три периода становления и развития правового регулирования информации с ограниченным доступом в России:

– имперский;

– советский;

– новый.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 02 октября 2018 г. № 348-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1 января 2017 г. № 431-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5497.
  3. Гостев И. М. Защита коммерческой тайны: история и современность // Vuzlit.ru // URL: https://vuzlit.ru/1094337/osnovnye_istoricheskie_etapy_razvitiya_kommercheskoy_tayny_rossii
  4. Занина Т. М., Караваев А. А. Эволюция правового регулирования в отношении сведений конфиденциального характера в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 81.
  5. Золотарева Е. В. Стимулирующее налогообложение торговли и промышленности в Российской империи (начало 20 в.) // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. — М.: Манускрипт, 2003. № 55. С. 223–245.
  6. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. 4-е изд. Т. I: Введение. Торговые деятели — СПб., Бр. Башмаковы. 1908. С. 520.
  7. Яковец Е. Н. Своеобразие содержания и основные исторические этапы развития коммерческой тайны в России // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, Российская Федерация, Российская Империя, тайна, вид информации, информация, конфиденциальная информация, недобросовестная конкуренция, Россия, руководство фирм.


Похожие статьи

Профессиональная тайна как объект правового регулирования

конфиденциальная информация, коммерческая тайна, ГК РФ, российское законодательство, договор, секрет производства

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну. Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее.

Похожие статьи

Профессиональная тайна как объект правового регулирования

конфиденциальная информация, коммерческая тайна, ГК РФ, российское законодательство, договор, секрет производства

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну. Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее.

Задать вопрос