Библиографическое описание:

Липин М. П. Передача полномочий органов публичной власти частным юридическим лицам: новая тенденция в современном конституционном праве России // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 13-14.

В условиях мировой глобализации современное российское государство взяло курс на развитие наукоемких технологий путем реализации инновационных проектов. Действующее законодательство предполагает создание на территории Московской области мощного инновационного кластера «Сколково» в целях развития исследований и коммерциализации их результатов в области энергетических, ядерных, космических, медицинских, компьютерных технологий.

Для целей наибольшей эффективности и оперативности государственного управления на территории формируемого кластера Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» предусматривает особенности правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивая их компетенцию[1]. Так, общие принципы разграничения полномочий между органами публичной власти федерального и регионального уровней применяются лишь в той части, в какой они не противоречат данному закону [2]. Федеральные органы исполнительной власти могут реализовывать свои полномочия лишь исключительно через свои специально созданные подразделения.

Более того, законодатель считает необходимым передать часть полномочий, имплицитно присущих органам государственной власти, органам власти субъектов или органам местного самоуправления, специально созданному юридическому лицу - управляющей компании проекта, учрежденной в форме некоммерческой организации. В числе таковых полномочий выдача разрешений на установку рекламных конструкций, подготовка и утверждение генерального плана и правил землепользования без согласования с иными органами, экспертиза проектной и строительной документации, разработка правил медицинской и образовательной деятельности на территории центра, наделение работников управляющей компании функциями контроля за соблюдениями настоящих правил и положений.

В связи с этим представляется актуальным вопрос о допустимости такой передачи полномочий, поскольку действующее законодательство до последнего времени такую возможность прямо не предусматривало. Об этом в частности свидетельствует следующее.

Устанавливая структуру органов, которые могут выступать носителями публичной власти на территории Российской Федерации, ст. 11 Конституция РФ никоим образом не упоминает среди них частные организации [3].

Статьи 78,132 Конституции РФ указывают только на возможность передачи части полномочий органам власти, но никак не частным организациям.

Более того, согласно ч.5 ст. 2 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» под управляющей компанией иннограда следует понимать российское юридическое лицо, на которое возложена реализация проекта «Сколково» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. В соответствии с решением Президента РФ №446-рп от 02.07.2010 г. функции управляющей компании осуществляет некоммерческая организация, учрежденная в организационно-правовой форме фонда. В силу ст. 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели [4]. Буквальное толкование указанной нормы не позволяет сделать вывод о том, что фонд может реализовывать какие-либо управленческо - властные функции.

Налицо имеется определенное противоречие между новой тенденцией в конституционном праве и действующим законодательством. Законодатель, предусмотрев возможность передачи публичных полномочий частной организации при реализации инвестиционного проекта, не решил в полном объеме вопрос о том, насколько эта возможность соотносится с существующим государственным механизмом.

В качестве одного из наиболее простых вариантов разрешения настоящего противоречия может быть внесение изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Необходимо нормативно закрепить, что управляющей компанией инновационного проекта должна быть специально созданная государственная корпорация, а не частная организация. В силу ст 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственная корпорация может создаваться для управленческих функций. В этом случае проблема будет разрешена сама собой. В государственном механизме отдельные госкорпорации успешно используют переданные им публично-властные функции. В качестве примера можно привести ГК «Росатом» в сфере атомной энергетики [5].

Однако нельзя исключить вариант того, что законодатель осознанно отказался от модели создания инновационного кластера с участием государственной корпорации, предусмотрев передачу отдельных публичных полномочий именно частной организации. Полагается, что в этом случае вопрос требует более подробного практического и теоретического осмысления.


Литература:

1. «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ // Российская газета, № 220, 30.09.2010;

2. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ // Российская газета, № 206, 19.10.1999;

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009;

4. «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Российская газета, № 14, 24.01.1996;

5. «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ // Российская газета, № 272, 05.12.2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle