Особенность подбора грамматических заданий при обучении иноязычной профессиональной коммуникации (английский язык) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Кобзева, Н. А. Особенность подбора грамматических заданий при обучении иноязычной профессиональной коммуникации (английский язык) / Н. А. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 2. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2976/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье рассматривается тема активизации процесса обучения грамматике английского языка на основе материалов о предприятиях-работодателях.
Ключевые слова: грамматический практикум, реалии будущей профессии, содержание учебных пособий
The paper studies the problem of strengthening the process of learning English grammar based on the enterprises-employers materials.
Key words: grammar workbook, the realities of future profession, the textbooks content
Стремительное развитие технологий, процессы глобализации и интернационализации науки и культуры, которые позволяют будущему специалисту существенно расширить международные контакты с зарубежными коллегами обусловили необходимость совершенствования навыков практического владения профессионально-ориентированным иностранным языком, в частности, английским. Эти обстоятельства являются и причиной повышенных требований к профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей Томского политехнического университета (ТПУ).
Практика показывает, что на данный момент содержание учебных пособий недостаточно наполнено аутентичными материалами, способствующими более активному и современному общению научно-технических специалистов в профессиональной среде.
За последние десятилетия в высшей школе появилось много, хоть и качественной, но всё-таки иностранной учебной литературы, используемой на занятиях английского языка. Тексты, задания и упражнения насыщены реалиями жизни зарубежных специалистов, они содержат довольно подробную информацию о зарубежных компаниях и организациях. В то время как российскому студенту-технику в межличностном и профессиональном общении необходимо уметь рассказать о фактах, профессиональных потребностях и проблемах российских инженеров.
Нехватка подобных знаний для будущей профессиональной коммуникации была выявлена при подготовке ряда совместных семинаров студентов 3 курса Физико-технического факультета ТПУ и обучающихся в университете по академическому обмену студентов из Австралии и Нидерландов. Например, на одном из семинаров речь шла о перспективах профессиональной деятельности, тема была определена как «Моя будущая профессия». Однако, будущие специалисты (пока студенты ФТФ) такой динамично развивающейся отрасли, как атомная энергетика, оказались в затруднении рассказать на английском языке о должностях и предприятиях России, где они могли бы работать по специальности. Этот факт подтвердился и при проведении автором данной статьи анкетирования, целью которого было выяснить информированность студентов о некоторых предприятиях, на которых уже сейчас существует потребность в выпускниках технических факультетов, при этом важным критерием отбора является знание английского языка (особенно профессионального). Результаты анкетирования показали, что 65% опрошенных студентов не смогли назвать более 2 предприятий, где они смогли бы работать по специальности и, где они востребованы. Почти 70% студентов при такой форме исследования как беседа, не могли описать структуру предприятия и свои будущие должностные обязанности. В то время как студенты – иностранцы практически точно знали, где и на каких предприятиях они собираются работать, каковы условия работы и перспективы карьерного роста.
Вышесказанное подтверждает предположение, что предприятиям, организациям, потенциальным работодателям не следует быть в стороне от содержания учебных пособий такой дисциплины как иностранный язык. Опыт работы на ФТФ и АВТФ ТПУ позволил автору данной статьи прийти к определенным выводам о важности подбора специальных заданий при изучении профессионального английского языка. И важным направлением является установление в грамматической практике связи лексических терминов упражнений и заданий с реалиями будущей профессии.
Таким образом, актуальность проблемы и её решаемость применительно к техническому вузу стали основанием для начала разработки экспериментального Грамматического практикума для студентов 3 курса ФТФ и АВТФ, задания и упражнения которого направлены на активизацию грамматических структур предусмотренных учебным планом.
Высокий уровень мотивации будущих специалистов к изучению иностранного языка было решено обеспечить упражнениями на основе практически интересных будущим инженерам аутентичных текстов об одном из предприятий, где востребованы выпускники ТПУ, таком как Мурманское морское пароходство. Материалы по темам «Мурманское Морское Пароходство (ММП) и Гражданский атомный флот России», «Политика ОАО ММП в области профессиональной безопасности и охраны здоровья», «Политика ОАО ММП в области обеспечения безопасности, качества, охраны окружающей среды и охраны труда» использовались при разработке упражнений по грамматическим темам. При этом проводились обсуждения информации о предприятии с его представителями, которые регулярно приезжают в ТПУ для установления более тесных контактов с администрацией Университета и, непосредственно, студентами и выпускниками.
В выборе темы предприятия Атомного флота, как приоритетной, имело значение и следующее обстоятельство: Гражданский Атомный Флот России - это и один из Брендов нашего государства, предмет гордости России, знак технических достижений и научного потенциала. Понимание этого факта способствует развитию патриотизма у молодых специалистов, что связано и с воспитательной функцией, которая осуществляется в учебном процессе, так же, как и процессе формирования профессиональной ментальности.
Впоследствии, когда Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», работа продолжилась уже с новой структурой. Кроме того, изменения произошли и в структуре Томского политехнического университета, теперь уже разрабатываются грамматические упражнения и Грамматические практикумы для студентов Института физики высоких технологий (ИФВТ) и Физико-технического института (ФТИ).
Так как выпускники этих институтов работают и на других предприятиях, то тематика расширена. Семинар со специалистами Волгодонской атомной электростанции - бывшими студентами ТПУ способствовал подбору материалов и сведений для упражнений по грамматике, тем для устного общения, основанных на реалиях будущей профессиональной деятельности выпускников ТПУ.
Таким образом, изучение грамматики может стать эффективным и прагматически оправданным учебным процессом на основе интересных текстов, упражнений и материалов о Российских предприятиях, как расширяющих кругозор, так и имеющих перспективное применение в моделировании профессиональной компетентности выпускника Томского Политехнического Университета, уже сегодня востребованного и на многих предприятиях как России, так и зарубежных государств.
Участие предприятий в подготовке и издании учебных пособий, в содержании которых отражена информация о самих предприятиях и их структуре, могло бы принести взаимную пользу в оптимизации как учебных, так и производственных задач.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, предприятие, Россия, студент, Томский Политехнический Университет, будущая профессия, Гражданский Атомный Флот, иностранный язык, Мурманское Морское Пароходство, Политик ОАО.


Ключевые слова

грамматический практикум, реалии будущей профессии, содержание учебных пособий

Похожие статьи

К вопросу о роли английского языка для представителей...

английский язык, моряк, Международная Морская Организация.

Обучение лексике русского языка как иностранного студентов-билингвов на основе заимствований из английского языка на начальном этапе изучения.

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка...

Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова — филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей.

Тестирование в обучении английскому языку студентов ТПУ

В Томском Политехническом Университете широкое распространение получил коммуникативный подход к обучению иностранному языку, а это в свою очередь требует оперативной и одновременно объективной системы контроля.

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

В Томском Политехническом Университете студенты изучают иностранный язык по углубленной программе с расширенной сеткой часов.

В ТПУ дисциплину «Иностранный язык» изучают все студенты 1 и 2 курсов. [4, c. 3-4].

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Использование метода проектов в обучении английскому языку...

английский язык, иностранный язык, метод проектов, Томский политехнический университет, студент, форма организации занятия, проект, базовый английский язык, критическое мышление, модульная программа.

К вопросу о проектной работе по иностранному языку...

проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность, студент, учебный процесс, метод проектов, российский рынок, выставление оценок, тематика проектов, будущая профессиональная деятельность.

Обучение профессиональному иностранному языку студентов...

В Томском политехническом университете с 1998 г. успешно реализуется Программа углубленной языковой подготовки студентов, специфика которой изначально заключалась в базовом компоненте — это дисциплина «Профессиональный иностранный язык» (ПИЯ)...

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья...

Исследуется роль томских вузов в обучении иностранных студентов, политика томских университетов по привлечению

Томский политехнический университет является наиболее успешным из томских вузов в привлечении образовательных мигрантов из Дальнего зарубежья.

Похожие статьи

К вопросу о роли английского языка для представителей...

английский язык, моряк, Международная Морская Организация.

Обучение лексике русского языка как иностранного студентов-билингвов на основе заимствований из английского языка на начальном этапе изучения.

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка...

Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова — филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей.

Тестирование в обучении английскому языку студентов ТПУ

В Томском Политехническом Университете широкое распространение получил коммуникативный подход к обучению иностранному языку, а это в свою очередь требует оперативной и одновременно объективной системы контроля.

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

В Томском Политехническом Университете студенты изучают иностранный язык по углубленной программе с расширенной сеткой часов.

В ТПУ дисциплину «Иностранный язык» изучают все студенты 1 и 2 курсов. [4, c. 3-4].

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины иностранный язык. Определяется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку и условия ее эффективной реализации.

Использование метода проектов в обучении английскому языку...

английский язык, иностранный язык, метод проектов, Томский политехнический университет, студент, форма организации занятия, проект, базовый английский язык, критическое мышление, модульная программа.

К вопросу о проектной работе по иностранному языку...

проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность, студент, учебный процесс, метод проектов, российский рынок, выставление оценок, тематика проектов, будущая профессиональная деятельность.

Обучение профессиональному иностранному языку студентов...

В Томском политехническом университете с 1998 г. успешно реализуется Программа углубленной языковой подготовки студентов, специфика которой изначально заключалась в базовом компоненте — это дисциплина «Профессиональный иностранный язык» (ПИЯ)...

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья...

Исследуется роль томских вузов в обучении иностранных студентов, политика томских университетов по привлечению

Томский политехнический университет является наиболее успешным из томских вузов в привлечении образовательных мигрантов из Дальнего зарубежья.

Задать вопрос