Библиографическое описание:

Покорная О. Ю., Ковалева М. И., Покорная И. Ю. О преподавании естественно-научных дисциплин в высшей школе с использованием мультимедийных технологий // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 112-114.

Одной из важнейших задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования, является повышение качества образования и воспитание творчески активной личности. Инновационные технологии позволяют раскрыть и увлечь студентов наукой, дать им хорошие знания. Одним из методов повышения качества образования является использование инновационных технологий, а именно использование современных средств обучения - интерактивной доски и мультимедийного проектора. Использование интерактивных досок на занятиях способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Разработанные для этого электронные обучающие системы содержат учебные материалы, систему тестирования, конструктор тематических слайд-занятий, журнал преподавателя и поисковую систему. Электронные обучающие системы объединяют в себе достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ-тренажеров, консультантов с новыми учебно-методическими приемами.

Работа с интерактивной доской и мультимедийным проектором предоставляет новые возможности для преподавателей:

  • преподаватели могут обращаться к всевозможным электронным базам и ресурсам, востребованным по данной теме;

  • использование различных методов обучения с учетом специфики темы;

  • использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные мини-исследования;

  • создание определенной гибкости, позволяющей рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности;

  • использование доски для наглядного воспроизведения качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес обучаемых к рассматриваемому материалу;

  • оптимизация процесса обучения, экономия времени визуального представления математических формул и теорем;

  • использование контролирующей части в виде вопросов, тестов, проверочных заданий;

  • использование demo-материалов для интеграции изучаемой темы со специальными дисциплинами ВУЗа;

  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению и профессиональный рост.


С помощью интерактивной доски можно создать не просто презентацию-сопровождение для занятия, а интерактивную модель для демонстрации ключевых понятий рассматриваемой темы. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Это способствует активному обучению и организации учебного процесса, использующего методы, формы и средства с учетом индивидуальных особенностей студентов и курсантов, стимулирует учебный процесс и тем самым обеспечивает требуемый уровень мотивации и творческой активности. Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные педагогические и технические приемы. При объяснении нового материала на лекции применяются как проверенные методы работы с обыкновенной доской, так и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Повышению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы и видео-материалы, но и обучающие программы - слайд-занятия (лекции, практические занятия, лабораторные работы, научные семинары).

Рассмотрим такие занятия на примере слад-лекций. Под слайд-лекцией понимается такая форма реализации лекции, при которой «живая» речь лектора дополняется иллюстрациями и видеоматериалами, визуализированными на экране с помощью видеопроектора, управляемого компьютером. Существует большое разнообразие программных продуктов, позволяющих подготовить и реализовать демонстрацию слайд-лекции, например, Microsoft Power Poin, позволяющая осуществлять формирование большинства текстовых и анимированных тематических слайдов.

Материал можно структурировать по слайдам, что способствует поэтапному логическому подходу к обучению и облегчает планирование необходимого материала (см. рис. 1, 2).


Рисунок 1. Определение темы занятия

Рисунок 2. Формулировка учебных вопросов по теме занятия

Можно создавать гиперссылки с одного слайда на другой - например, видео-файлы или другие электронные материалы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.


Рисунок 3. Геометрические и абстрактные математические модели


Встроенные функции панели инструментов интерактивной доски помогают технически решать поставленные учебные задачи и цели занятия. С помощью вызванного с панели инструментов калькулятора можно провести необходимые вспомогательные вычисления; различные графические опции помогают изобразить такие геометрические фигуры как прямая линия, окружность, эллипс, квадрат. Выбирая различные маркеры, можно выделить необходимую формулу или текст (см. рис. 3).

Кроме того, в рамках одной темы различные слайд-занятия можно объединять с помощью гиперссылок, связывающих их между собой. Это способствует более эффективному усвоению нового теоретического материала на основе изученного ранее.

Разработана методика использования вспомогательной электронной доски, на которую ведут гиперссылки из различных слайдов с последующим возвратом на последний показанный слайд, что позволяет полностью заменить меловую доску интерактивной доской. На рисунке 4 показано, как можно использовать интерактивные технологии в процессе проведения занятия.

Рисунок 4. Использования электронной доски

Кроме того, в состав электронных слайд-занятий включены модули контроля и оценки знаний и умений (тестовые модули). Они выполнены в виде тестовых заданий с приведенными ответами, из которых один или несколько могут быть правильными. Это позволяет провести выборочный опрос по изученной теме и оценить их знания (см. рис.5).














Рисунок 5. Тестовый модуль















Рисунок 6. Мультимедийный модуль. Построение циклоиды


Организация слайд-лекций требует доработки имеющегося электронного теоретического конспекта. Эта доработка заключается в разработке необходимых аудио и видеоклипов, в написании различного рода апплетов, анимаций и дополнительных демонстрационных программ, с помощью которых предполагается раскрывать суть изучаемых объектов и явлений. Простым показом текстового документа на экране с лазерной указкой сейчас уже не обойдешься. Только слайд-лекции с элементами мультипликации и анимации (см. рис.6) могут эффективно и наглядно довести до слушателя необходимую информацию. Следует отметить, что с применением интерактивных технологий студенты становятся более заинтересованными и мотивированы, быстрее запоминают новый изучаемый материал и показывают хорошие остаточные знания. Интерактивная доска повышает качество занятий, экономит время и позволяет визуализировать пространственные и абстрактные модели.

Рассмотренный электронный курс лекций разработан и апробирован на кафедре математики ВАИУ для курсантов всех специальностей.


Литература:
1. Иванова И.А. Использование интерактивной доски на занятиях и рефлексиях // Академиан. - 2010. - № 1. с.25-29.
2. Одегова С.П. Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании геометрии // Вопросы Интернет образования. – 2010. - № 24. с. 112-116.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle