Автор: Воронин Вадим Борисович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Библиографическое описание:

Воронин В. Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 142-145.

В статье исследуются общие положения концепции интеллектуального капитала, как фактора повышения конкурентоспособности бизнеса, а также аспекты предпринимательства в экономике знаний. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, экономика знаний, инновация.

В последние годы в экономической науке все более настойчиво стали подниматься вопросы полного, комплексного подхода к человеку труда с позиций концепции человеческого капитала. В настоящее время успех и развитие национальных программ, коммерческих и некоммерческих образовательных организаций в конкурентной среде все в большей степени зависит от интеллектуального капитала (ИК). В современных компаниях, организациях все в большей степени доминируют не основные фонды и материальные запасы, а информация, знания и другие элементы интеллектуального капитала. К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации.

Более того, в условиях глобализирующегося мира сложившееся понятие человеческого капитала становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества в современном развитии и требует расширительного толкования. Необходимость расширения практики ее использования в теоретико-методологическом и методическом плане вызвана задачей повышения роли социальных факторов в развитии общества и осознанием того, что стержневым элементом концепции человеческого капитала является фактор образования.

Названные аспекты особенно важны для России на новом этапе ускоренной диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. Сегодня становится ясным и значимым, что вне подхода к человеку с позиций концепции человеческого капитала и, вместе с тем, игнорирования задачи повышения его образовательно-квалификационного уровня переход к новой экономике может затянуться. Компетенции делятся на профессиональные, социальные (способность налаживать связи внутри организации) и деловые (способность налаживать связи с внешним окружением).

В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора интеллектуального капитала в образовании и в экономическом развитии страны. Несмотря на то, что за некоторый промежуток времени независимого развития образовании были приняты важные нормативно правовые документы в сфере образования, они не позволяют пока раскрыть в полной мере потенциал образовательного фактора. В частности, Государственная программа развития образования ориентирована на решение макроцелей, заключающихся в приближении образования к уровню мировых стандартов, ускоренному вхождению страны в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем, остаются вне внимания проблемы развития образования в регионах страны, территориальные программы развития образования недостаточно взаимосвязаны с программами индустриально-инновационного развития. Не до конца изучены проблемы управления развитием образования в условиях осуществляемых в стране процессов децентрализации государственных функций управления. В результате можно констатировать, что сфера образования как в стране в целом, так и в регионах не представляет единую систему.

Таким образом, сегодня остро стоит задача дальнейшего развития научного подхода к решению вопросов совершенствования управления образовательным фактором, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики в целом. Анализ исследований за последние годы показывает, что они в основном посвящены общетеоретическому анализу проблем образования и вопросам развития отдельных аспектов сферы образования, свидетельствуя о том, что в России еще не сформировалась окончательная схема комплексного, системного подхода к проблеме с позиций учета прямых и обратных связей между экономическим ростом и образовательным фактором.

Таким образом, в современной экономике знаний на первый план выступает за­дача управления интеллектуальным капиталом предприятий, т.е., в более ши­роком смысле, управления знаниями. Отметим, что эта задача должна эффек­тивно решаться не только на уровне отдельных компаний, но и на региональ­ном и национальном уровне, так как от успешного распространения новых зна­ний в формализованном и неформализованном виде, в конечном счете, зависит конкурентоспособность системы предприятий в регионе или на уровне страны, а следовательно, и конкурентоспособность региона и национальной инноваци­онной системы в целом.

Исходя из вышесказанного предположения, можно дать определение Термин «инновационная экономика» подчеркивает, что в последнее вре­мя производственный процесс в развитых странах все в большей степени стал опираться на инновации и деятельность по производству знания. Доля рабочей силы, занятой в производстве материальных продуктов, стала меньше доли за­нятых в производстве, распределении и обработке знаний. Расширение сектора «производства и экономике знаний» за счет материального производства стало одной из ос­новных тенденций экономического развития этого периода.

Ключевыми функциями инновационной экономики являются:

-производство знаний, т.е. получение и развитие новых знаний;

передача знаний, т.е. развитие образования, увеличение и улучшение каче­ства человеческого капитала;

-распространение знаний и их применение для решения различных техниче­ских, технологических и социально-экономических проблем.

-стратегическое управление экономикой знаний.

Способность национальной экономики абсорбировать знания и произво­дительно их использовать, таким образом, будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость общества для им­порта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики про­дуктивно их использовать в возрастающей степени определяют успешное соци­ально-экономическое развитие.

Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестиция­ми в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые со­держат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на уве­личение способности аккумулировать и использовать знания.

Кроме того информационные технологии и информационно-коммуникационная система в экономике начинает играть ведущую роль в совре­менном обществе, уровень развития которого в значительной мере определяет­ся степенью использования средств обработки информации (компьютеров, вы­числительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помо­щью компьютерных программ.

При этом характерная черта современного производства - осуществляется наличием компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организа­ций.

Переход к новому обществу, в котором знания становятся ведущим фак­тором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу изменения не столько на макроуровне, сколько на микроуровне определяют существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Это выража­ется, в частности, в том, что изменяется структура себестоимости всех матери­альных продуктов, производство становится все более наукоемким.

Кроме того уже сейчас очевидно, можно сказать, что успех в интеллектуальной экономике зависит от новых умений и новых видов организации и управлений. Под воздействием возрастающей роли знаний в экономике меняются и условия конкуренции на рынке. В конце XX века в сфере стратегического управления возникло новое аналитическое направление, известное как ресурс­ный подход. Он позволяет объяснить конкурентные преимущества предпри­ятий не только их различиями в положении на рынке, но и в обеспечении и комбинации критически важных фирменных ресурсов.

Обладание доступом к важнейшему ресурсу в настоящих условиях пред­ставляет собой путь создания конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его и разработать методы замены этого ресурса.

Следовательно, для достижения устойчивых конкурентных преимуществ ресурсы предприятия должны отвечать следующим критериям:

-сформировать ценности в системе клиента, сервисного обслуживания;

-быть оригинальными по отношению к конкурентам;

-быть трудно имитируемыми;

-быть трудно заменимыми в системе экономике знаний.

Многие компании, которые обладают необходимыми знаниями, способны коор­динировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми путями, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Следовательно, знания могут составлять наиболее важный ре­сурс, а способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и приме­нять их есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества.

Подчеркивая роль знаний в конкурентной борьбе, следует отметить такое важное свойство знаний как кумулятивностъ. Появление новых знаний увели­чивает вероятность появления новых идей, продуктов и процессов. Таким образом, существует определенная взаимосвязь между доступным обще­ству (и предприятиям) запасом знаний и потоком инноваций в течение некото­рого периода времени (например, в рамках доминирующей информационной технологии).

Интеллектуальный капитал - это совокупность сумм знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал - это интеллектуальная материя, включающая в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность - все, что позволяет создавать ценности. Это коллективная умственная энергия. Ее трудно выявить, еще труднее ею эффективно пользоваться. Но уж если вы ее открыли и заставили себе служить - вы непобедимы.
В России громадные материальные и финансовые ресурсы вложены в научные исследования и НИОКР.

Как же в России умеют управлять интеллектуальным капиталом - добывать, увеличивать, хранить, торговать им или распределять его?

Внутренний структурный капитал подразделяют на ноу-хау, организационные структуры, процессы, методы, информационные системы обмена информацией и применения общего знания, системы и процессы управления, позволяющие концентрироваться на стратегии и приспособлять ее к условиям среды. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами - поставщиками, посредниками, клиентами (отношения с клиентами называют еще клиентским капиталом).

В условиях глобализации не только и не столько труд или капитал является источником прибыли организации, а все системы, в которой производится и потребляется продукция. Идеи, знания и информация, в том числе и электронная (особенно интернет-ресурсы), являются неотъемлемой и важнейшей частью этой системы. Они взаимосвязаны как с процессами производства продуктов, так и с процессами организации предприятия, обмена информацией с клиентами, потребителями, поставщиками, конкурентами. Особое значение для привлечения инвестиций имеет оценка интеллектуального капитала.

Широкое распространение данной теории определяется тем, что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально-экономического развития - человеческий капитал в его качественно преобразованном мире и применение его в образовательной деятельности многих преподавателей. Кроме того, в условиях глобализирующегося мира сложившееся понятие человеческого капитала становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества в современном развитии и требует расширительного толкования. Необходимость расширения практики ее использования в теоретико-методологическом и методическом плане вызвана задачей повышения роли социальных факторов в развитии общества и осознанием того, что стержневым элементом концепции человеческого капитала является фактор образования. Кроме того можно отнести следующие моменты данных факторов исследования сущности и значимости интеллектуального капитала.

-необходимо рассмотреть и предложить темп диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. Так как сегодня становится ясным, что вне подхода к человеку с позиций концепции человеческого капитала и, вместе с тем, игнорирования задачи повышения его образовательно-квалификационного уровня.

-рассмотреть уровневые моменты перехода к новой экономике.

В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора образования в экономическом развитии страны. Несмотря на то, что за годы развития концепции человеческого капитала были приняты важные нормативно правовые документы в сфере образования, они не позволяют пока раскрыть в полной мере потенциал образовательного фактора. В частности, Государственная программа развития образования ориентирована на решение макроцелей, заключающихся в приближении образования к уровню мировых стандартов, ускоренному вхождению страны в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем, остаются вне внимания проблемы развития образования в регионах страны, территориальные программы развития образования недостаточно взаимосвязаны с программами индустриально-инновационного развития предпринимательства. Не до конца изучены проблемы управления развитием образования в условиях, осуществляемых в стране процессов децентрализации государственных функций управления. В результате можно констатировать, что сфера образования как в стране в целом, так и в регионах не представляет единую систему.

Таким образом, на сегодняшний день остро стоит задача дальнейшего развития научного подхода к решению вопросов совершенствования управления образовательным фактором, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики. Пришедшая на смену индустриальной постиндустриальной фазой развития экономики и предпринимательства - экономика знаний, в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный капитал.

Таким образом, современные теории подчеркивают, что именно знания дают предприятию конкурентные преимущества.

Что делают преимущество устойчивым? Знания, особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Однако в отличие от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования» форме. Для того чтобы получить аналогичные знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом, и они ограничены в возможностях ускорить свое обуче­ние даже при больших инвестициях.

Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво, так как чем больше фирма знает, тем больше она может узнать. Устойчивость в конку­рентном преимуществе может приходить к фирме, знающей что-то, что обеспе­чивает возможность синергизма знаний, недоступную конкурентам. Новые зна­ния интегрируются с существующими в организации, для разработки уникаль­ного видения и создания новых, более значимых знаний. Организации, следова­тельно, должны осуществлять мониторинг тех областей обучения и экспери­ментирования, где потенциальный конкурент может увеличить свои знания. Следовательно, существенность знания как основы конкурентного преимуще­ства идет от знания, большего, чем у конкурентов, при наличии временных ог­раничений для конкурентов в достижении такого же уровня знаний. В отличие от физических ресурсов знания увеличивают свой экономический потенциал возврата при использовании, т.е. возникает самовоспроизводящийся цикл.

Таким образом, экономика знаний принципиально меняет все традиционные принципы, подходы и модели развития конкурентоспособного предпринимательства. Предпринимательство в экономике знаний все больше ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес начинают занимать нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские и т.п.), которые являются следствием эффектного использования интеллектуального капитала фирмы. Следовательно, в условиях экономики знаний возрастает роль эффективного управления интеллектуальными ресурсами.

Следовательно, необходимы дополнительные исследования по выработке новых положений, гипотез, теории расширенного воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров с использованием методологии институционального анализа.

Все это обусловливает необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся не только в том, что основным экономическим продуктом предпринимательской деятельности все чаще выступает интеллектуальный продукт (ноу-хау, программное обеспечение, методика, информационные технологии и т.п.) и высокотехнологичный продукт (доля затрат на НИОКР в продукте более 3,5%), но и в том, что сами предприниматели становятся интеллектуалами (или скорее интеллектуалы предпринимателями), знаменуя развитие нового типа предпринимательства - интеллектуального.


Литература:

  1. Человеческий капитал / Экономическая энциклопедия. М., 1999.- С.275.
  2. Через знания к звездам //Управление компанией. - 2001, №5.
  3. Черняк Л. Управление знаниями и информационные технологии// Открытые системы. - 2000, № 10.

  4. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника. - М.:, ЮНИТИ, 2003. - 399с.

  5. Шеер Август-Вильгельм. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-Метатехнология, 2003. - 178с.

  6. Шмален Г. Основы и проблемы управления предприятием: Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512с.
  7. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки// Мировая экономика и международные отношения. - 2001, №12. - С.42-49.

  8. Экономика знаний: уроки для России (научный доклад). - М.: ЦЭМИ РАН, 2002.

  9. Янковский А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал // Маркетинг. - 2000, №1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle