Библиографическое описание:

Ульянова О. С., Казанцева Г. С. Использование метода проектов в обучении английскому языку (на примере Томского политехнического университета) // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 138-140.

Использование метода проектов в обучении английскому языку (на примере Томского политехнического университета)

Ульянова О.С., кандидат исторических наук, ст.преподаватель; Казанцева Г.С., доцент

Томский политехнический университет

В XX столетии актуальным проблей становиться проблема инноваций. Большое количество открытий, стремительность развития знания и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления. Это влечет за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность, осознание собственной индивидуальности через личностный опыт. Проектный метод обучения обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.

Большая роль в развитии проектных методик в образовании на современном этапе принадлежит Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной [3, 4, 5], М.Е.Лукьянчикова [2] и др. [1, 6] При правильном применении, метода проектов дает возможность изучить проблему со всех точек зрения, использую знания из различных предметных областей, а также использовать полученные результаты в реальной деятельности. Успешно он используется при обучении иностранным языкам. В данной статье показаны особенности использования метода проектов в обучении английскому языку в Томском политехническом университете.

Целью обучения базовому английскому языку (1 – 2 курс) в Томском политехническом университете является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом. Оно осуществляется по программе, в основе которой лежат модули и подмодули. Модули представляют собой основные темы, предусмотренные для изучения в рамках базового курса, и подтемы, делающие акцент на некоторых важных аспектах в рамках основных модулей.

Модульная программа 1-го курса включает в себя следующие модули (темы):

1. Personal identification.

2. Student’s life.

3. Healthly lifestyle.

4. Enviromental protection.

5. Travel and Transport.

6. Education.

Модульная программа 2 курса включает в себя темы:

1. Enviroment.

2. Mass Media.

3.Natural Word.

4. Education.

5. Work and job.

6. Technologically andvanced world.

По окончании изучения темы и модуля студенты сдают рубежный и итоговый контроль, состоящий из 2 уровней сдачи. В рамках изучения тем используется метод проектов. Например, в рамках четвертого модуля 1 курса «Education» студентам было предложено подготовить презентацию о системе образования в разных странах.

Каждый студент выбирает какую-то конкретную страну, самостоятельно изучает справочный материал по теме «система образования» этой страны, готовит презентацию и в качестве раздаточного материала каждый студент в группе получает таблицу, которую необходимо заполнить в процессе подготовки презентации или по ее окончании. Таблица имеет следующую структуру (на примере Англии):

Common features in education of Russia and England

Differences in education of Russia and England

1



Время презентации не более 5 минут. По окончании выступления всех студентов в группе у каждого студента на руках должна быть таблица сравнительно-сопоставительного анализа по каждой из представленных стран. Финальная часть занятия предполагает общее обсуждение по каждой из стран, где заслушиваются результаты работы всех студентов, основанные на заполнении таблиц. Дискуссия предполагает высказывание как аргументов «за», так и «против» каждой из высказанных точек зрения. Итогом работы должно стать единое «решение», основанное на общих выводах и аргументах, представленных в группе. Таким образом, в процессе обсуждения группа должна прийти к компромиссу, который и будет «решением» проблемной ситуации, а соответственно, и реализацией цели, поставленной на занятии.

Можно выделить следующие положительные черты данной формы организации занятия по обучению иностранному языку:

1. Форма работы и сопутствующие ей задания, описанные выше, дают студентам возможность познакомиться с образовательными традициями и культурными особенностями народов разных стран в контексте сравнения с традициями и особенностями образования России. Таким образом, путем дискуссии и поиска общих точек соприкосновения, данная форма организации занятия позволяет прийти к общему мнению, тем самым, создать ситуацию коммуникации на иностранном языке с последующим решением поставленной задачи (проблемы).

2. Выполнение задания (в частности заполнение таблицы) по мере восприятия презентации является эффективным заданием (note-taking), направленным на восприятие иностранной речи на слух с использованием опор, и задействует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез информации, вычленение главного и второстепенного в воспринимаемом материале.

3. Ведение дискуссии на иностранном языке, аргументация разных точек зрения, оппонирование и подведение итога обсуждения позволяет эффективно развивать умения говорения на иностранном языке (как монологические, так и диалогические).

4. Данная форма работы дает возможность студентам совершенствовать навыки как самостоятельной (индивидуальной) работы, так и работы в группе.

5. Необходимость представления результата индивидуальной работы в форме презентации способствует развитию у студентов умений создания презентации с использованием различных технических средств, а также знания правил представления презентации перед аудиторией.

6. Начальный этап выполнения задания (поиск информации, ее анализ и синтез) способствует развитию общеязыковых навыков работы со справочным материалом.

В рамках обучения английскому языку по различным модулям 1 – 2 курса эффективно использование и краткосрочных групповых проектов. На 2 курсе во время изучения модуля Mass media студентам было предложено создание газеты-плаката (News-poster), на котором должны быть представлены новости студенческой жизни.

При выполнении проекта ставились такие обучающие задачи, как систематизация лексики по предложенным темам и формирование лексического запаса по английскому языку, развитие коммуникативных умений. Первая задача выполнялась в процессе отбора материала для заданий, вторая – при презентации газеты.

Проект занял в общей сложности около 2 академических часа, без учета самостоятельной работы студентов. Результат был представлен в форме газет – плакатов.

Участие в проекте было полезным для студентов, поскольку позволило не только сравнить результаты своей работы с работами других участников конкурса, но и реально включиться в активное использование английского языка как инструмента выражения мыслей. Этот проект по типу является краткосрочным, реализуемый в рамках нескольких занятий.

При обучении базовому английскому языку в Томском политехническом университете метод проекта является важным компонентом в системе педагогических технологий. Однако на данном этапе формирования языковой компетенции выбор использовать или нет метод проектов, остается за конкретным преподавателем.

Организация занятия по обучению иностранному языку, описанная выше, является комплексной, т. к. включает в себя различные формы и виды работы, типы заданий и упражнений, способствует развитию различных умений и формированию навыков общения на иностранном языке. Метод проектов в данной ситуации можно также считать не простым, но эффективным этапом и в формировании критического мышления. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. При данной форме организации занятия, так или иначе, задействованы умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения английскому языку.

Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности. Проект, таким образом, призван активизировать познавательную деятельность студентов на пути формирования критического мышления.

Важное место в методе проектов занимают дискуссии на английском языке. Умение вести дискуссию в форме диалога или полилога – необходимое условие успешной совместной работы студентов над проектом в малых группах. В ходе дискуссии наиболее эффективно формируются социолингвистическая и прагматическая компетенции. В процессе обсуждения выявляются противоречия социокультурного плана, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательности позиции выступающего. Вместе с тем, учащиеся учатся рассматривать проблему со всех сторон, рассуждать и формулировать свою точку зрения на английском языке. Причем обучаемые должны четко представлять то, что от них требуется, а именно выводы по проблемам изучения, а не перечисление фактов; аргументированность и лаконичность ответов, а не размытые рассуждения, где суть не ясна. Эти требования к ведению дискуссии позволяют сформировать определенную культуру речи, например, выслушивать собеседника до конца, не перебивая, задавать ему вопросы, опровергать его суждения или, напротив, соглашаться с ним, развивая мысль.

Обращение к методу проектов при обучении иностранному языку обусловлено тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого не на структуре языка, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать проблемы и размышлять над их решением, используя язык как инструмент.

Проектная методика представляет собой непростое сочетание форм и методов обучения английскому языку, поэтому необходимо заранее подготовить студентов к работе над проектом.


Литература:

  1. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3.

  2. Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. – 2003 – № 1.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2, 3.

  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  6. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle