Библиографическое описание:

Ахмедзянов Д. А., Поезжалова С. Н., Селиванов С. Г. Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 100-110.

Введение

В мировой практике экономического роста промышленно развитых стран все большую роль играет инновационное развитие. Если в старых американских изданиях, выполненных на основе исследований 1929÷1982 гг. [1, с. 384], значи­мость научно-технического прогресса среди факторов, влияющих на рост реаль­ного национального дохода США, колебалась в среднем на уровне 28%, то в исследованиях, выполненных после второй миро­вой войны [2, с. 582], уже отмечалось, что 43% прироста внутрен­него ва­ло­вого продукта обеспечивают изобретательство, технический про­гресс, об­ра­­зо­вание и другие источники. В конце XX в. нобелевский лауреат Р.Со­лоу установил, что значение технологических сдвигов (87,5%) для эко­номи­ческого роста США существенно выше, чем капитала и труда (12,5%) [3].

В этой связи одним из главных конкурентных преимуществ государств, регионов, предприятий, учреждений и других организаций во второй половине XX в. становится инновационная активность, обеспечивающая быстрые технологические сдвиги в экономике путем интенсивного использования интеллектуального капитала. Он формируется совокупными технологическими знаниями, патентами, научно-технической продукцией, регламентированной авторским правом на разработки высоких и критических технологий и другими нематериальными активами.

Динамика инновационной (технологической) структуры мировых рынков свидетельствует о непрерывном снижении роли сырьевой продукции, низкотехнологичной и даже средне­технологичной продукции на фоне непрерывного возрастания доли высокотехнологичной продукции. В первом десятилетии ХХI в. наиболее высокие темпы роста на рынках промышленной продукции обеспечивали продажи следующих групп товаров из великолепной семерки наукоемких изделий и технологий: средств телекоммуникаций, компьютерной техники, оптических инструментов и приборов, электро­энергетического оборудования и приборов, медицинских и фармацевтических товаров, автотранспортных средств, газа.

Темпы роста производства и экспорта высокотехнологичной продукции свидетельствует о впечатляющих успехах государств, переходящих от неоклассической рыночной экономики к инновационной экономике. Свидетельствами тому являются высокие показатели развития таких стран как Сингапур, Тайвань, Корея, Китай, Мексика в сравнении с более скромными успехами динамики развития традиционных лидеров экономического роста (США, Японии, Германии). Российская Федерация в настоящее время пока еще не находится на передовых мировых позициях в области обеспечения конкурентоспособности страны средствами успешной инновацион­ной деятельности. Более того, анализ экспорта России дли­тель­ное время по­ка­зывал тенденцию повышения роли сырьевой продук­ции в сравнении с падением доли экспорта высоко­технологичных товаров.

В настоящее время все страны, включая не только развивающиеся, но и высокоразвитые, используют специальную инновационную политику для повышения своей конкуренто­способности на мировом рынке. Узким местом российской экономики является проблема нововведений или инноваций. Не решив ее, мы лишь умножим число невостребованных научно-технических разработок. Сказанное можно проиллюстрировать следующими данными. Доля предприятий, занимающихся технологическими инновациями, составляла в 2008 году в Германии 73%, Ирландии 61%, даже в Эстонии 47%, в России же всего 9,6%, причем она постоянно уменьшается[5].

В итоге вместо стремительного перевода экономики на инновационные рельсы, как это сделали десятки других стран, мы имеем вялотекущий псевдоинновационный процесс. Главным целеполаганием многих его участников, по сути, является не строительство инновационной экономики, а собственное кормление вокруг сферы инноваций. Это оценка прозвучала еще в 2001 году на 5-м Петербургском форуме, специально посвященном инновациям и ее актуальность с того времени многократно возросла[6].


2. Основные зависимости организации инновационной деятельности и коммерциализации НИОКР

Инновационная стратегия большинства государств – это обычно комбини­рование двух стратегий: догоняющего развития до уровня стран-лидеров в тех или иных направлениях развития инновационной экономики и стратегии национальных технологических прорывов в целях создания абсолютного экономического преимущества в конкретных областях инновационной деятельности. Такая комплексная инновационная политика предусматривает ориентацию как на широкое заимствование зарубежных научно-технических достижений и наращивание притока (трансферта1) передовых технологий, так и концентрацию усилий государства на собственных приоритетных направлениях научно-технологического развития.

Конкретный перечень таких приоритетных направлений определяется средствами технологического прогнозирования, технологического аудита2 и технологического форсайта3. Этот перечень в соответствии с инновационной политикой государства распределяют по иерархическим уровням управления (общегосударственному, отраслевым, региональным), он должен периодически корректи­роваться.

При разработке инновационных проектов создания новых видов продукции или технологий по любому инновационному проекту из названных перечней приоритетных разработок важным является методическое обеспечение работ на основе моделирования и оптимизации всех процессов инновационной деятельности в единой цепочке преобразования знаний в конкретные виды новой продукции или технологий: фунда­ментальные исследования ► поисковые НИР ► прикладные НИР ► прикладные НИОКР ► технологии ► производство ► рыночная реализация.

Инновации, зарождающиеся на любом из этих этапов, по своему масштабу в отношении смены технологических укладов принято классифицировать на инновации прорывные, модифицирующие, улучшающие, интегрирующие и квазиинновации. Поясним основные отличия названных понятий.

Инновации прорывные – это базисные инновации, масштаб которых позволяет им стать основой технологического уклада или вызвать коротковолновую динамику (короткие и средневолновые циклы) в развитии инновационной экономики. В основе прорывных инноваций, как правило, заложены фундаментальные научно-технические достижения, например, создание атомной энергетики, развитие вычислительной техники, разработки космической техники и технологий.

Инновации интегрирующие это комплексные или «связанные» системотехнические нововведения, которые реализуют путем «сумми­ро­вания» нескольких крупных научно-технических дости­жений, например, мехатроника – это интегрирующая инновация в области механики, электротехники, электроники и компьютерной техники.

Инновации улучшающие – они обеспечивают значимые улучшения и преимущества, но не базируются на принципиально новых научно-технических достижениях, новых физических принципах действия. Обычно улучшающие инновации связаны с постановкой на производство новой модифицированной техники того же поколения. К тому же порядку значимости нововведений относятся инновации модифицирующие. Они, как правило, ведут к несущественному изменению технологии (способа) или техники (устройства). Модифицирующие инновации обеспечивают только некоторое улучшение свойств вещества (материала), продукта (изделия, устройства) или произ­водствен­ного процесса (способа, технологического метода, технологического процесса и форм его организации).

Квазиинновации – это мероприятия по улучшению или обновлению серийно производимой, конкуренто­способной продукции (товара) в фазе ее зрелости.

Управление инновационными проектами – это приложение знаний, навыков, методов и средств к работам инновационного проекта или целевой программы с целью соблюдения или превышения потребностей и ожиданий участников проекта. Управление инновационными проектами осуществляют на различных уровнях – госу­дарствен­ном, региональном, ведомственном, пред­приятия, учреждения или других органи­заций. При этом важно знать, что в условиях коммерциализации нововведения инновационный проект может быть временным предпри­ятием с заданной целью, временем исполнения, ограниченными ресур­сами и достигаемыми результатами. Он обеспечивает на основе инновацион­ной деятельности создание уникальной продукции, технологии или услуги, обеспечивающей, как правило, конкурентоспособность организации, региона, государства.

Закономерности, характеризующие развитие инновационных проектов, могут быть определены в различных формах [ 4]:

  1. зависимостей, показывающих технический уровень развития технической системы (технологии) во времени,

  2. зависимостей, характеризующих распространение или диффузию технической системы (технологии) в пространстве,

  3. зависимостей, констатирующих уровень вложения инвестиций в отдельные инновационные проекты или программы во времени, либо

  4. зависимостей, иллюстрирующих возрастание объемов продаж продукции, созданной в ходе осуществления проекта.

Рассмотрим для формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических вузах вначале изменения объемов продаж в их взаимосвязи с уровнем вложений инвестиций в инновационный проект. Такое описание процесса инновационной деятельности обычно выполняют в рамках горизонта бизнес-планирования инновационного проекта для анализа взаимосвязи этапов и стадий инновационного процесса, рис.1. На этом рисунке этапы и стадии научно-технической и иннова­ционной деятельности показаны укрупнено. Научно-техническая деятель­ность в таком обобщенном обосновании имеет две фазы:

  • создание новации, эта фаза чаще всего реализуется на этапах НИР и НИОКР;

  • освоение (инновация) разработанного изделия (технологии) в производстве.

Условные обозначения:
  • НИР – научно-исследовательские работы;
  • НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • ТПП – технологическая подготовка производства;
  • ОПП – организационная подготовка производства

Рис. 1. Взаимосвязь этапов и стадий научно-технической
и инновационной деятельности


Из графика (рис.1) видно, что освоение новации или первое внедрение (инновация), при которой инновационный процесс осуществляется разработчиком или владельцем научно-технического достижения, происходит не на стадиях НИР и НИОКР. Начало коммерциализации инноваций осуществляется в процессе постановки новой продукции на производство (единичное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое) на этапах технологической (ТПП) и организационной подготовки производства (ОПП) с последующими работами по коммерциализации инноваций на рынках продукции, технологий и услуг.

Масштаб таких работ меняется в зависимости от вида и типа производства продукции: для малых венчурных предприятий объемы работ реализуются по упрощенной схеме, а для сложной наукоемкой продукции или технологии (самолеты нового поколения, мехатронные станки, суперкомпьютеры и т.п.) по полной схеме работ технической подготовки производства.

3.Методика коммерциализации НИОКР при организации вузами венчурных предприятий


В инновационном менеджменте сказанное об управлении инновационной деятельностью обобщают обычно в отношении следующих укрупненных этапов жизненного цикла нововведений:

  1. разработки новой технологии (на этапах НИР);

  2. проектирования нового изделия, обеспечивающего эту технологию на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

  3. освоения (инновации) разработанного изделия в про­изводстве на этапах ТПП (технологической подготовки про­изводства) и ОПП (организационной подготовки про­изводства);

  4. диффузии (проникновения) новых изделий и технологий на рынок;

  5. преодоления кризисной ситуации, которая связана с освоением нового изделия (товара) и новых технологий.

К основным перечням работ инновационной деятельности в более подробном рассмотрении инновационный менеджмент относит не только выполнение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ, которые направлены на создание новой или усовершен­ствованной продукции, реализуемой в эконо­мическом обороте. В перечень работ инновационной деятельности также включают:

    • проведение маркетинговых исследований и организацию рынков сбыта инновационных продуктов;

    • выполнение научно-исследовательских и опытно-техноло­гических работ, которые направлены на разработку новой или усовер­шенствован­ной технологии;

    • создание и развитие инновационной инфраструктуры, т.е. организаций, которые предоставляют субъектам инно­вацион­ной деятельности услуги для ее осуществления;

    • подготовку и переподготовку кадров научных работников, инженеров, проект-менеджеров, патентоведов и других специалистов для инновационной деятельности;

    • охрану, передачу и приобретение прав на объекты интеллек­туальной собственности в виде различных новаций и конфиден­циальной научной и технологической информации;

    • управление высокотехнологичными проектами, в том числе организации создания новой продукции, технологического перевооружения, инновационной конверсии, реновации, механизации и автоматизации, которые разрабатывают в ходе технологической подготовки технического перевооружения производства (реконструк­ции, реструктуризации, расширения, нового строительства), а завершают осуществление обычно в ходе организационной подготовки производства;

    • проведение работ по управлению качеством новой продукции, ее испытаниям, сертификации и стандартизации на всех этапах постановки новой продукции на производство, от первоначального периода производства до завершения работ в обеспечение быстрой окупаемости инновационного проекта;

    • финансирование инновационной деятельности, включая осуще­ствление инвестиций в инновационные программы и проекты, разработку проектной, проектно-сметной документации и другой документации.

Из приведенного выше рисунка (рис.1) видно, что в отличие от научно-технического прогресса, инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения (или диффузии нового товара) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя.

Рассмотренная методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических вузах родилась и многие годы совершенствовалась в рамках как отдельных инновационных проектов, так и в масштабах комплексов венчурных проектов, инновационных программ, системотехнической инновационной деятельности технопарков и инкубаторов бизнеса при университетах. Приведем несколько примеров рождения и развития университетских инновационных проектов.

  1. Итальянец Маркони Г. был удостоен нобелевской премии за развитие беспроволочной телеграфии (радиосвязи) – способа, который был изобретен русским профессором А. Поповым. Исторически первенство А. С. Попова бесспорно с точки зрения научного приоритета, но юри­ди­чески патент Г. Маркони, хотя и был только английским, но, тем не менее, является правовым документом. Г. Маркони в отличие от профессора А.Попова развитие радиосвязи сделал своей высокодоходной профессией. Для справки можно заметить, что в 1943г. Верховный суд США «приговорил» приоритет изобретения радио на имя американца сербского происхождения Н. Теслы (а не А. С. Попова, как обоснованно утверждают в России или Г. Маркони, как, указывая на первый патент, спорят в Италии, – эти изобретатели решили проблему радиосвязи, как известно, за 50 лет до американского суда).

  2. В 1969 г. в США была создана компьютерная сеть ARPANET, соединившая опытную сеть Министерства обороны и компьютерные центры академических организаций, дополненная в 90-е годы разработками англичанина Тимоти Бернес-Ли, который позже стал профессором Массачусетского технологического института. Бернес-Ли изобрел способ использования компьютерных сетей – именно он придумал гипертекстовую среду WWW, язык разметки HTML, универсальный идентификатор URL, которые сотни миллионов людей ежедневно набирают в адресной строке браузера. Он создал первый интернет-браузер для просмотра и редактирования электронных документов и разработал первый интернет-сервер. В 1991 г. он выложил эти разработки для свободного доступа. Тимоти Бернес-Ли был человеком далеким от коммерции, он не стал ни патентовать свое изобретение, ни делать на нем бизнес. Вместо автора обогатились на этом изобретении корпорации Netscape и Microsoft – они сделали на этом не зарегистрированном в установленном порядке изобретении миллиарды долларов прибыли.

  3. В 1934 г. немецкий студент Конрад Цузе, работавший над дипломным проектом, решил сделать (в домашних условиях) цифровую вычи­слительную машину с программным управлением. Машина должна была работать с двоичными числами (впервые в мире). В 1937 г. машина Z1 (Цузе 1) заработала.

  4. В 1975 г. студенты Пол Аллен и Билл Гейтс впервые использовали язык Бейсик для программного обеспечения персонального компьютера «Альтаир», они же основали фирму Microsoft.

  5. В 1976 г. предприниматель Джобс Стивен (Jobs Steven) и разработчик первого персонального компьютера студент бакалавриата (в Беркли) Степан Возняк (Wozniak Stephen) основали компанию Apple Computer, которая была зарегистрирована в 1977 г. Успех компании по изготовлению первых персональных компьютеров оказался феноме­нальным и в 1980 г. она стала акционерным обществом.

  6. Студент второго курса Пражского университета Н. Тесла предложил идею индукционного генератора переменного тока. Эту идею вузовские профессора сочли бредом. На такое отрицательное заключение ученых в 1882 г. Н.Тесла ответил тем, что построил действующую модель «бредового» генератора, которому мы до настоящего времени обязаны наличием переменного тока в наших розетках. Желая воплотить свое детище в реальной промышленной установке, Н.Тесла уезжает в США к знаменитому Т. А. Эдисону. Эди­сон принял его на работу, но после того, как Никола Тесла в 1887 г. без разрешения шефа получил патент на свое изобретение, он его уволил. Н.Тесла вынужденно открывает свою собственную фирму Tesla Electric Light Company.

  7. Зворыкин Владимир Козьмич (1889–1982), русский и американский физик – изобретатель телевидения. В Технологическом институте (г.Пе­тер­бург) он занялся проблемой передачи изображений на расстояние. После российской революции 1917 г. он уехал из Петрограда в США, где получил работу в лаборатории компании «Вестингауз» в Питсбурге. В этой компании он с 1923 г. занялся конструированием передающих и приемных электронных трубок, фотоэлектрического оборудования. В 1923 г. он по итогам своей многолетней предшествующей деятельности изобрел ориги­нальную конструкцию передающей трубки (иконоскопа), а в 1924 г. – приемной трубки (кинескопа). После чего в 1924 г. он стал гражданином США.

  8. По заказу состоятельного студента Киевского политехнического института Громберга в октябре 1910 г. аспирант Сикорский Игорь Иванович (25.05.1889, Киев,– 26.10.1972, Истон, шт. Коннектикут, США) построил опытный самолет С-3 (биплан собственной системы, являющийся первым оригинальным русским аэропланом с бензиновым двигателем). И.И.Сикорский – это ведущий российский авиаконструктор, один из пионеров авиастроения. В 1908–1911 г.г. он построил 2 модели вертолетов. В 1912–1914 г.г. под руководством И. И. Сикорского создан ряд самолетов: «Гранд», «Русский витязь» и «Илья Муромец», отличавшихся большой дальностью полета и положивших начало многомоторной авиации. В 1919 г. во время гражданской войны в России И. И. Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 г. основал авиационную фирму, которая к 1939 г. создала около 15 типов опытных и серийных самолетов. С 1939 г. И. И. Сикорский приступил к конструированию и постройке вертолетов, сначала с поршневыми двигателями, а далее с газотурбинными двигателями, вертолетов-амфибий с убирающимися шасси и «летающих кранов».

Этот перечень заслуг высшей школы в инновационной деятельности можно было бы продолжить.

Переходя от примеров к теоретическим обобщениям можно утверждать, что в фазе коммерциализации инноваций современный иннова­ционный менеджмент и инновационный маркетинг предлагают не только новый товар, новые формы организации производственного процесса, новую структуру производства, или новые технологии, но и другие, так называемые производственно-торговые инновации: новые методы торговли и обслуживания; социально-экономические инновации, новые методы организации труда; инновации по увеличению объемов выручки; инновации по снижению себестоимости производства и издержек обращения, финан­совые инновации, управлен­ческие инновации, новые формы контроля и т.п.

Главной проблемой коммерциализации на этих этапах являются недостатки патентного права. Так, например, в Испании можно получить патент на научное открытие или усовершенствование экономико-коммерческого метода, если оно дает эффективный результат и может быть реализовано на практике. Более того, в Испании владелец патента может доказать использование изобретения путем создания в стране нового производства в течение трех лет с даты выдачи; владельцы патентов, которые сами не в состоянии предоставить доказательства использо­вания, могут избежать недействительности патента, если возьмут на себя обязательство предоставить лицензию на использование.

Таким образом, испанское патентное законодательство, в отличие от российского, обеспе­чивает правовую охрану новаций для всех этапов и стадий жизненного цикла нововведений «от идеи, до коммерческого использования». Оно учитывает как начальные, так и финишные стадии практического решения проблем в области техники с помощью изобретений:

  • рождение созданной путем использования естественных законов высокопрогрессивной технической идеи путем выдачи патента на научное открытие4,

  • завершение стадии инновационного процесса в форме организации постановки на производство новой продукции, организационной подготовки производства и коммерциа­лизации результатов инновационной деятельности (патент на усовершенствование экономико-коммерческого метода, если оно дает эффективный результат и может быть реализовано на практике).

Патентное законодательство части стран с классической рыночной экономикой практически игнорирует тот факт, что техническая подготовка конкуренто­способного производства базируется на «трех китах»: новом устройстве (продукции, конструкции, изделии, веществе, материале), новом способе (технологии, методе, операции, процессе осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) и новых способах организации производства.

На прогрессивные методы и способы организации производства:

  • поточного производства (Олдс, Форд, США);

  • группового производства (Митрофанов С.П., Россия);

  • гибкого производства и «бережливого» производства (Япония);

  • «умного производства» (Англия);

  • ускоренной технической подготовки про­изводства для быстрого завоевания рынка (Япония);

  • непрерывной реконструкции и технического перевооружения производства в обеспечение постановки на производство новой продукции (Россия5)

и многие другие прогрессивные способы организации производства, труда, управления и коммерциализации конкурентоспособной продукции патенты в России не предусмотрены, несмотря на то, что:

  • экономический эффект от их применения приносил и приносит многомиллиардные прибыли и предопределяет конкуренто­способность не только продукции, предприятий, но и государств;

  • организация производства также как и устройство, способ или вещество относится к технике6.


4. Методика коммерциализации НИОКР на этапах технической подготовки производства сложной научно-технической продукции в ходе совместного инновационного проектирования вузов и предприятий


Инновационные проекты в процессе технической подготовки производства разрабатывают для получения прибыли и/или иного полезного эффекта путем создания уникальной продукции, технологии или услуг.

Техническая подготовка производства – это комплект (комплекс) взаимосвязанных управляемых проектов, обеспечивающих создание продуктовых и/или технологических инноваций для сложной научно-технической продукции.

Центральной частью проектов технической подготовки производства является конструкторская, технологическая и организационная подготовка производства новой конкурентоспособной продукции.

Проекты технической подготовки производства принято клас­сифицировать на:

  1. инвестиционные – это проекты подготовки производственных мощностей предприятий для выпуска новой, конкурентоспособной продукции:

    • нового строительства предприятий;

    • расширения (строительства новых производственных корпусов или новых площадок предприятия, строительства филиалов или дочерних акционерных обществ предприятий);

    • технической реконструкции (реконструкции и технического перевооружения, инновационной конверсии, комплексной автоматизации и/или механизации, реновации производства, которые реализуют задачи постановки на производство новой продукции на тех же площадях и при той же или меньшей численности работников) и

    • другие проекты, которые обеспечивают техническую подготовку производственных мощностей;

  2. инновацион­ные – это проекты создания продуктовых и технологических инноваций:

  • НИОКР или конструкторской подготовки производства, в том числе аванпроекты, эскизные и технические проекты, проекты разработки рабочей конструкторской документации, изготовления опытных образцов изделий, испытаний и сертификации новой техники;

  • технологической подготовки производства, в том числе проектирования новых технологических процессов, проектирования и изготовления средств технологического оснащения. К техноло­гической подготовке производства относят также проекты разработки высоких и критических технологий, создания единых технологий, выполнения работ по технологическому форсайту и технологическому аудиту, технологическому обмену и трансферту высоких технологий, опытно-технологические работы по технологическому обеспечению создания новых конкурентоспособных изделий и отработке конструкций таких изделий на технологичность;

  • технологического или технического перевооружения произ­водства, в том числе разработки технологических компоновок произ­водственных подразделений, технологических планировок и спецификаций оборудования, монтажных планов обору­дования, иных средств технологического оснащения и

  • другие технологические проекты, которые обеспечивают как эффективное инвестиционное проектирование, так и техноло­гическую готовность предприятий к выпуску новой конкуренто­способной продукции;

  1. экономические – это проекты определения и обеспечения реальных инвестиций в основной капитал и в товарно-материальные запасы, в том числе:

  • технико-экономические обоснования и бизнес-планирование;

  • обоснования смет и сметно-нормативной базы;

  • обоснования проектно-балансовых ведомостей доходов и расходов при движении потоков наличности;

  • проекты кредитных договоров;

  • расчеты калькуляций и технико-экономических показателей;

  • обоснования показателей экономической эффективности капитало­вложений и инвестиционных рисков;

  • определения состава инвесторов;

  • расчета величин необходимых бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов и заемных средств;

  • обоснований собственных ресурсов и внутрихозяйственных резервов для разработки инвестиционных проектов и

  • других финансовых и интеллектуальных инвестиций;

  1. организационные – это проекты:

  • технологического или инновационного маркетинга и инновационного менеджмента;

  • целевых программ, планов и календарных план-графиков технической подготовки производства и /или графиков Перта, Гантта, Петри;

  • управления проектами и рисками проектов технической подготовки производства, в том числе научно-техническими рисками (отклонения в сроках реализации этапов проекта, отрицательные результаты НИОКР и возникновение непред­виденных научно-технических проблем, несоответствие технического уровня изделия техническому уровню производства), рисками со стороны персонала (они возникают в результате ошибок в подборе кадров, отсутствия кадровой политики по форми­рованию «интел­лектуального капитала» или «человеческого капитала», утечки конфиденциальной информации, связанной с инновацион­ными проектами), правовыми рисками (запаздывание патентной защиты, неплотные патентные защиты, ограничения в сроках патентной защиты, «утечка» информации о важных технических решениях, появление патентно-защищенных конкурентов), рисками инвестиций инновационного проекта (финансовые, имуще­ствен­ные, имущественно-финансовые);

  • техники и инструментария управления проектами технической подготовки производства;

  • организации патентно-лицензионной деятельности;

  • реструктуризации убыточного производства;

  • постановки на производства новой продукции и/или смены объектов производства;

  • создания новых организационных и производственных структур;

  • внедрения новых организационных средств развития производства, в том числе систем «бережливого производства», поточного и группового производства (интегрированного, роботизирован­ного, гибкого, интеллекту­ального или «умного»), систем непрерывной реконструкции и технического перевооружения производства;

  • обслуживания рабочих мест и организации ремонта;

  • организации технического контроля качества;

  • энергообеспечения;

  • организации вспомогательных производств, в том числе предприятий, цехов и участков подготовки производства (технологической или инструментальной подготовки производства);

  • организации выполнения погрузочно-разгрузочных, транспорт­ных и складских работ;

  • оперативного управления и/или диспетчирования производ­ствен­ных процессов и

  • других проектов организации производства, труда, управления и организации инновационной деятельности;

  1. учебно-образовательные – это проекты:

  • подготовки и переподготовки кадров, реализующих инновационные проекты технической подготовки производства;

  • обучения персонала в ходе внедрения автоматизированных систем разработки и управления проектами (CAD/CAM/CAE/ PDM –технологий, CALS-технологий, САПР, АСТПП, АСНИ…);

  • внедрения информационных технологий разработки и управления инновационными проектами;

  • целевой инновационной подготовки специалистов;

  1. социальные – это проекты:

  • формирования человеческого, организационного и инновационного капитала, движения новаторов и изобретателей;

  • морально-психологической подготовки коллективов к изменениям;

  • преодоления кризисных ситуаций, связанных с проектами;

  • архитектурно-художествен­ного оформления (дизайн-проектов);

  • устранения вредных условий труда, обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве и создания комфортных условий труда, в том числе снижения загазованности и запылен­ности помещений, устройства вентиляции и кондиционирования воздуха, решения проблем вибро- и звукоизоляции, естественного и искусственного освещения помещений, пожаро- и взрыво­безопасности на производстве;

  • сокращения тяжелого, монотонного и малоквалифицирован­ного труда;

  • организации бытовых помещений и рекреационных зон, «озеленения» помещений и площадок предприятий;

  • внедрения новых систем нормирования труда рабочих и расчета трудоемкости;

  • внедрения новых систем оплаты труда;

  • разработки электронных баз данных и программно-методических комплексов нормирования труда инженерно-технических работ­ников;

  • другие проекты, в том числе жилищного строительства, создания баз отдыха и иных объектов социально-культурного и бытового назначения;

  1. комбинированные (смешанные) – это проекты, в которых в разных сочетаниях используют комплексы из названных выше проектов технической подготовки производства.

Крупные инновационные проекты – это чаще всего сложные комбини­ро­ван­ные проекты, в которых имеются многие названные составляющие (технико-технологические, инвестицион­ные, организационно-экономи­ческие и социальные) технической подготовки производства и коммерциализации результатов инновационной деятельности.


5. Пример реализации методики коммерциализации НИОКР на этапах технической подготовки производства авиационных двигателей нового поколения


Создание современного авиационного двигателя - это комплексный процесс, базирующийся на передовых достижениях многих отраслей науки и техники и вместе с тем дорогостоящий процесс, который проходит в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиационной техники. В связи с этим основой для создания конкурентоспособной продукции является продуманный, хорошо спланированный процесс инновационной деятельности для разработки узловых и базовых инновационных технологий. В данном случае с использованием программных продуктов, таких как Microsoft Project, Project Expert и других (рис.2) можно разрабатывать инновационные проекты перспективных технологических процессов. Рассмотрим процесс разработки таких технологий на примере инновационного технологического проекта изготовления деталей камеры сгорания для авиационного двигателя нового поколения.

Календарный план-график (диаграмма Гантта) инновационного проекта разработки технологии нанесения жаростойкого покрытия, построенный в среде Microsoft Project, представлен на рис. 2. Определять нормы времени на выполнение этапов (задач) календарного плана можно с помощью электронной базы данных для нормирования времени работ программ и проектов технического перевооружения авиадвигателе­строительного производства, ее фрагмент приведен на рис. 3.

Календарный план-график (график Гантта) является основой для бизнес-планирования инновационных проектов в системе Project Expert , рис.4 ÷6

Для более наглядного представления основных результатов инвестиционного проекта система имитационного моделирования Project Expert предусма­тривает наглядное представление изменений во времени основных показателей:

  • окупаемости проекта;

  • изменения чистого оборотного капитала ;

  • «кэш-фло» – потока наличных денег, рассчитанный по инвестиционной деятельности ;

  • «кэш-фло», рассчитанный по финансовой деятельности предприятия ;

  • налоговых отчислений ;

  • баланса наличности по предприятию, а также изменение других показателей инвестиционного проекта;

  • других показателей эффективности разрабатываемого иннова­цион­ного проекта.



Рис. 2. Календарный план-график инновационного проекта разработки перспективного технологического процесса изготовления детали камеры сгорания газотурбинного двигателя "Сегмент"



а) Нормы времени на разработку маршрутной технологической документации

б) Нормы времени на разработку технологических документов

нанесения жаростойких покрытий

Рис.3.Окна базы данных норм технологического проектирования



Рис.4. График окупаемости проекта

Рис5. График изменения чистого оборотного капитала

Рис.6. График изменения «кэш-фло» инновационного проекта по результатам инвестиционной деятельности


Автоматизация проектирования на основе решения различных задач инновационной деятельности в частности технологического обеспечения процессов создания и постановки на производство техники новых поколений позволяет существенно повысить не только технический уровень проектных разработок в вузе, но также их экономическую эффективность на производстве.


Заключение

Работы по коммерциализации инновационных проектов должны выполняться с максимально возможной степенью параллелизации с другими этапами и стадиями работ по конструкторской (НИОКР), технологической подготовке производства (ТПП) и организационной подготовке новой продукции (ОПП). В настоящее время эти работы подробно еще не унифи­цированы и не обеспечены гражданским законодательством, методиками и стандартами как, например, конструкторская или техно­логическая подготовка производства.

При разработке инновационных проектов в вузе необходимо иметь ввиду, что проект, как организационная система, – это одновременно и комплекс управляемых мероприятий, обеспе­чивающих в течение заданного периода времени создание и распространение инновации, и временное предприятие или учреждение с заданной целью, временем выполнения работ, ограниченными ресурсами и дости­гаемыми результатами.

В инновационной экономике инновационные проекты разра­батывают для получения прибыли и/или получения иного полезного эффекта путем организации инновационной деятельности по созданию уникальной продукции, технологии или услуги.

Управление проектом – это управление изменениями, которые должны быть произведены в обеспечение его коммерческого успеха. Успех проекта предполагает достижение его целей при соблюдении установленных ограни­чений по продолжи­тельности, срокам завершения, стоимости, качеству выполне­ния работ и других требований к результатам.

Управление разработкой проекта предусматривает планиро­вание проекта, определение стоимости, ресурсов и бюджета проекта, оценку качества, разработку системы информа­цион­ного обеспечения инновационного проекта в обеспечение продвижения разработок к намеченной цели получения прибыли.

Обеспечение инновационного проекта в фазе его реализации обычно сводят к выпол­нению работ, предусмотренных на этапе контрактной работы в проекте, к обес­пече­нию качества проекта и разработке информационного обеспечения на основе использования различных информационных технологий и информационно-технических средств.

Реализация инновационных проектов сопряжена не только с возможностями успеха и получения прибыли, но и с рисками. Риски, как правило, связаны с факторами неопределенности, которые влияют на возможность экономических потерь вместо положительного экономического, коммерческого, социального или экологического эффекта.


Литература:
  1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. в 2 т. / Пер. с англ. 11-е изд. Т.1. М.: Республика, 1992. 399 с.

  2. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика. 15-е издание – М.: Изд-во Бином-КноРус, 1997. 800 с.

  3. Patterns of Technological Innovation / D.Sahal. New York University, 1981. 366 p.

  4. Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика: учебник для вузов. – М.: Машиностроение. 2008. -721 с.

  5. Лисин Б.К. Кадровая политика как фактор модернизации // Инновации. – СПб., 2009. – № 12. – С. 21-23.

  6. Белов В.Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму. – М., 2001. - №15 (146). - С. 16.



Статья подготовлена в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" Министерства образования и науки РФ.

1 Трансферт технологий (от фр. transfert и лат. transferre –переносить) – передача права владения технологией полностью или частично одним лицом, организацией, страной соответственно другим лицам, организациям, странам

2 Технологический аудит – анализ технического нововведения, которое потенциально может быть коммерциализировано.

3 Форсайт – процесс общенационального отбора новых направлений НИОКР, в ходе которого устанавливаются связи между элемен­тами национальной инновационной системы

4 Патентное законодательство США термин «изобретение» распространяет и на изобретение, и на открытие (см. Свод законов США. Раздел 35-Патенты, часть II. Гл. 10. Патентоспо­собность изобретений).

5 Панков Г.В., Селиванов С.Г. Непрерывная реконструкция предприятий машиностроения. М.: Машиностроение, 1991. 176 с.

6 В России ученые степени по специальности «Организация производства» присваивают кандидатам и докторам технических наук.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle