Библиографическое описание:

Камилова З. М. Проблемы развития индустрии отдыха в России // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 162-165.

Для того чтобы увидеть проблемы, возникающие у российских предприятий индустрии отдыха, необходимо рассмотреть воздействие на них как макроэкономических, так и микроэкономических факторов. Как известно, к важнейшим рыночным реформам, проведённым сверху можно отнести: либерализацию цен, демонтаж централизованной системы управления, финансирования и распределения ресурсов, создание новой банковской системы и приватизацию. Наиболее ощутимым результатом реформ можно считать децентрализацию процесса управления и принятия решения в рассматриваемой отрасли.

Устранение административного контроля над принятием, над решениями на микроуровне явилось одним из важнейших достижений в либерализации поведения предприятий индустрии отдыха, как субъектов хозяйствования. Руководители рассматриваемых предприятий сегодня обладают большей свободой принятия решения, чем в планово-директивной экономике. При этом, однако, система мотивации и ограничений не изменилась до такой степени, чтобы побуждать руководителей использовать полученные права в целях повышения эффективности деятельности своих предприятий.

Вместе с тем поведение российских предприятий индустрии отдыха и развлечений зависит не столько от рыночных факторов – их конкурентоспособности и финансового положения, сколько от их веса, размера, объёма производимых услуг, численности работников и развитостью отношений с местными и федеральными властями.

Одна из главных проблем адаптации предприятий индустрии отдыха к условиям развивающихся рынков заключается в том, что новые требования хозяйствования были предъявлены к предприятиям, которые никогда не были рыночными. С зарубежными их объединяла только внешняя сходность технологических приемов организации обслуживания клиентов.

Острота проблемы на микроуровне усугублялась еще и тем, что переход к новой модели хозяйствования было необходимо осуществить почти мгновенно в условиях прекращения гарантированной загрузки учреждений отдыха со стороны профсоюзов, различных организаций и ведомств. В этих условиях процесс врастания бывших советских предприятий индустрии отдыха в рыночные отношения должен был неизбежно затянуться и принять наиболее жесткие формы. Надежды на то, что успех макроэкономической политики автоматически приведет к перестройке хозяйственной деятельности всех предприятий, к сожалению не оправдался.

Поэтому, в условиях перехода к рыночным отношениям усиливается значение маркетинга в управлении предприятиями. Вместе с тем, роль маркетинга в индустрии отдыха, пока еще не стала доминантной их деятельности. Ответственность перед клиентами и партнерами, бюджетом и акционерами не является приоритетной задачей. Об этом говорят низкий уровень управленческой дисциплины, качество обслуживания, отсутствие заинтересованности персонала в улучшении работы и т.д.

К проблемам макроэкономического уровня, испытываемым предприятиями индустрии отдыха, представляется возможным отнести следующие:

1. Отсутствие равных условий добросовестной конкуренции. Приступая к хозяйственной деятельности в России, предприниматель больше обеспокоен не созданием конкурентных преимуществ для своего бизнеса за счёт эффективного менеджмента, а поиском сильных покровителей, которые помогут обеспечить ему конечную цель. В этой непростой ситуации для экономики страны высокоэффективные предприятия индустрии отдыха могут переживать финансовые трудности, а менее производительные процветать. Неодинаковые правила игры - главный тормоз развития рассматриваемой отрасли России, её реструктурирования и привлечения инвестиций.

Неравные условия конкуренции или искусственное сдерживание рыночных сил, щадящий режим отрицательно воздействуют на руководителей таких предприятий, так как не стимулируют их работать над совершенствованием ассортимента и качества предоставляемых услуг, их продвижения.

Неравенство условий конкуренции принимает самые разные формы:

  • предоставление всевозможных льгот;

  • неравные условия выделения земельных участков под строительство объектов;

  • создание благоприятного режима загрузки отдельных предприятий индустрии отдыха;

  • неравенство цен на аренду зданий;

  • неравенство административных требований по применению законов;

  • в арсенале местных органов власти имеется достаточно средств, чтобы влиять на предприятия индустрии отдыха, например, действия санитарных и противопожарных инспекций, торгово-административный контроль и т.п.

Говоря о неравных условиях конкуренции, имеются в виду предприятия одной и той же отрасли. В отдельных случаях, когда требуется быстрый рывок в развитии, можно допустить предоставление отдельной отрасли соответствующих льгот, по не ее отдельным предприятиям. Важно не допускать расползания таких льгот на макроэкономической нестабильности.

2. Неразвитость рынка труда. Другую проблему, осложняющую работу предприятий, можно проследить в неразвитости рынка труда и отсутствии «союза между трудом и капиталом». Зарплата работника предприятия индустрии отдыха сегодня заметно отличается от заработка его коллеги в индустриально развитой стране. Необходимо напомнить, что доля фонда заработной платы в доходах подобных предприятий в Западной Европе составляет почти 40%.

К сожалению, такие общепринятые понятия, как корпоративная культура правильной оценки результатов работы, удовлетворенности клиентов предоставленному обслуживанию, в большинстве случаев просто не действуют.

Па задний план отошли вопросы профессиональной подготовки работников предприятия индустрии отдыха. Профессиональное мастерство – это проблема самого работника. Тот, кто не имеет навыков и профессионального опыта, не может рассчитывать на хорошую работу.

Одна из причин такого положения дел видится в несовершенстве трудового законодательств, которое должно отстаивать как интересы наемного работника, так и работодателя. Важной составляющей развитого рынка труда должны стать условия, способствующие свободному передвижению рабочей силы от одного работодателя к другому, из одной отрасли в другую, из одного региона в другой.

Менеджмент и маркетинг должны учитывать степень развития рыночных отношений, так как выступают в виде реальной системы, которая увязывает внутреннюю и внешнюю деятельность предприятия, а также координирует взаимодействия всех субъектов, входящих в эту систему. Как отмечает Г.Л. Багиев «Формирование и функционирование маркетинговой системы происходит в определенной маркетинговой среде, которая создаётся под влиянием факторов и условий рыночного пространства...» (1). B качестве основных составляющих рыночного пространства отмечаются: рынок сбыта, рынок труда, рынок капитала, рынок сырья и материалов, рынок информации. Недооценка хотя бы одного из этих компонентов приводит к разрушительным последствиям.

На модель эффективного бизнеса указывает Ф. Котлер (2), в основе которого лежат следующие факторы:

  1. Заинтересованные группы: клиенты, поставщики, акционеры, работники.

  2. Бизнес процессы: менеджмент, маркетинг, производство, сбыт, реклама.

  3. Ресурсы: рабочая сила, сырье и материалы, оборудование, информация,
    энергия.

Определение круга заинтересованных групп в деятельности предприятия и их потребностей - важный шаг на пути к высокоэффективному бизнесу. Заинтересованные группы должны включать не только акционеров, чьи интересы должна защищать дирекция предприятия, но и клиентов, своих работников, поставщиков и посредников-продавцов, без которых невозможно рассчитывать па высокую прибыль.

Оптимальные условия для заинтересованных групп должны создавать бизнес процессы, проходящие на предприятии. Они включают управление предприятием посредством применения комплекса маркетинга, совершенствование продукции, услуг, стимулирование продаж и т.д. В конкурентной борьбе побеждают только предприятия, эффективно управляющие стержневыми бизнес процессами.

Бизнес процессы есть не что иное, как производительное потребление ресурсов, в состав которых входит рабочая сила, сырье, материалы, оборудование, информация, энергия и т.д. Главная задача предприятия заключается в развитии своей деятельности за счет собственных ресурсов, составляющих ядро, сердцевину и стержень, выбранного им бизнеса. Самым ценным ресурсом преуспевающего предприятия являются люди, обеспечивающие его организацию и функционирование.

Учитывая, что благополучие предприятия обеспечивают люди, не только создавая, но и, приобретая произведённые им блага, основными задачами высокоэффективно го бизнеса должны являться:

  • выполнение обязательств перед клиентами;

  • выполнение обязательств перед служащими;

  • выполнение обязательств перед обществом.

Именно этот смысл целесообразно вкладывать в современное представление о стратегическом партнерстве между трудом и капиталом на данном этапе развития производственных отношений.

3. Неэффективный менеджмент в индустрии отдыха. Неэффективный менеджмент можно проследить через невысокий уровень загрузки индустрии отдыха, некачественное обслуживание, неэффективную организацию труда, изношенность основных фондов и др.

Снижение эффективности предприятий индустрии отдыха отрицательно воздействовало на производительность труда по причине наличия категории сотрудников, численность которых невозможно варьировать в зависимости от спроса. К этой категории относятся сотрудники администрации, инженерно-технических, хозяйственных и других служб. Сохранилось большое число «лишних» штатных единиц, потребность в которых зависит от уровня спроса. Это дополнительно усугубило падение производительности труда в индустрии отдыха.

Неэффективная организация труда отражается на низком качестве обслуживания. В структуре управления индустрии отдыха часто имеет место возникновение параллельных служб, что приводит к избытку управленческого персонала. Живая работа руководителя с людьми часто подменяется бюрократизмом, бумажной заорганизованностыо работников через всевозможные приказы, инструкции и прочие указания. Воздействие маркетинга на управление трудовыми ресурсами практически не ощутимо. К сожалению, в ряде предприятий отсутствуют современные технологии управления, основанные на применении компьютерных систем.

Отсутствие национальных развлекательных центров - серьёзная проблема в развитии и распространении передового опыта в сфере отдыха в Российской Федерации. Отсутствие на российском рынке национальных развлекательных центров приводит к тому, что развлекательные технологии, система управления предприятием, система маркетинг и т.д. на каждом предприятии создаются заново. На одних предприятиях это получается, на других – нет. Наличие лицензии и государственная стандартизация предприятий не решает этой проблемы.

Создание национальных развлекательных центров даст необходимый импульс для дальнейшего развития отрасли. Во-первых, они позволят применить и распространить высокие стандарты функционирования предприятий индустрии отдыха, и, тем самым, добиться повышения производительности и эффективности их деятельности. Во-вторых, расширения числа развлекательных центров позволит оказать конкурентное давление на всю индустрию отдыха, чем улучшить структуру отрасли.

Подготовка кадров для отрасли. Большего внимания заслуживает работа по подготовке и переподготовке кадров для индустрии отдыха и развлечений. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность создания организационно-методической системы этой работы в рамках головного научно-учебного центра, использую накопленный опыт учебных структур, работающих на федеральном и региональном уровне.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов для изучаемой отрасли должна осуществляться в учебных заведениях профессионального образования, реализующим образовательные программы, ориентированные на соответствующую деятельность, при наличии соответствующих лицензии, государственной аттестации и аккредитации. Принимаемые в регионах программы развития индустрии отдыха должны предусматривать основные направления учебных образовательных программ специального образования и определять потребность в ежегодном выпуске специалистов подобных профессий.

Переход к рыночной экономике заставил менять идеологию подготовки специалистов, которая должна быть больше нацелена на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющихся условиях, заранее прогнозировать социально-экономические изменения, умеющей разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Особое место в учебном процессе должен занимать маркетинг, способствующий развитию представлений будущих специалистов о рыночных возможностях, их адаптивности к переменам и готовности к профессиональному сотрудничеству, самосовершенствованию.

Успешной работе и активизации деятельности системы профессионального образования содействовало бы льготное налогообложение соответствующих учебных заведений, которое способствовало решению следующих вопросов без привлечения дополнительных финансовых ресурсов со стороны государства:

  • укрепление учебной базы;

  • совершенствование учебных программ;

  • выпуск учебных пособий;

  • проведение научных исследований в целях разработки научно-практических рекомендаций по развитию индустрии отдыха.

Органы исполнительной власти могли бы содействовать развитию научно-исследовательской деятельности в области отдыха, в том числе, определяя тематику научных исследований и осуществляя финансирование приоритетных работ.

В качестве одной из важнейших стратегических цепей менеджмента и маркетинга в индустрии отдыха необходимо рассматривать расширение международного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что такая форма сотрудничества на взаимовыгодной основе позволяет привлечь дополнительные иностранные инвестиции в индустрию отдыха, приобрести и освоить современные технологии, позволяющие повысить качество приема и обслуживания отдыхающих, дать дополнительные рабочие места.

Современное предприятие, предоставляющее развлекательные услуги не может существовать без международного разделения труда. Это разделение труда включает в себя поставки высокотехнологичного импортного инженерного оборудования для развлекательных комплексов, материалов для отделки интерьеров, поставок ряда продовольственных товаров и напитков для предприятий общественного питания. Рассматриваемая отрасль не может находиться на дотации со стороны других отраслей народного хозяйства и должна сама зарабатывать необходимые ей средства.

Как известно, в последнее время преобладает выезд российских граждан за границу с целью отдыха над числом иностранных туристов прибывающих в нашу страну. Отрицательное сальдо туристского обмена не стимулирует развитие развлекательной отрасли. Поэтому увеличение числа иностранных туристов является тем необходимым фактором привлечения иностранной валюты, который позволяет России активно участвовать в международном разделении труда в индустрии отдыха и развлечений, а российской развлекательной отрасли стать прочным звеном мировых туристских связей.

Создание положительного имиджа России также является одной из стратегических целей маркетинге развлекательного комплекса страны. Для дальнейшего развития туризма и отрасли отдыха большое значение приобретают пропаганда и реклама национальных рекреационных возможностей, формирование позитивного информационного поля вокруг туризма в Российской Федерации. По определению экспертов, только 16-17% публикаций в Западной прессе о России можно считать объективной. Сегодня Россия за рубежом не пропагандируется как перспективная страна с точки зрения предпринимательства и безопасности туризма.

Принимая во внимание, что имидж России во многом зависит от объективности его освещения средствами массовой информации, целесообразна поддержка индустрии отдыха и развлечений со стороны СМИ по пропаганде наших рекреационных возможностей. Необходимы существенные инвестиции в рекламу, издание литературы по развлекательным центрам Российской Федерации.


Литература:
  1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. – М: Экономика. 1999, с.29.

  2. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ. – СПб: Питер. 1999, с.111.

  3. Федцов В.Г. Культура сервиса. Учебное пособие. – М: Приор. 2010.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle