Автор: Вилков Николай Михайлович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Вилков Н. М. Социальное партнерство при подготовке квалифицированной рабочей силы – ведущий фактор реализации экономической политики государства // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 87-92.

Реалиями современной России являются: глобализация экономики, рынков продукции, труда и капитала; беспрецедентный экономический и финансовый кризис, сопровождающийся ростом безработицы и обнищанием населения; обостряющаяся конкуренция хозяйствующих субъектов, в том числе за квалифицированную рабочую силу; неблагоприятная демографическая ситуация; территориальные, структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда; необходимость противостоять экономическим, правовым, военно-политическим и территориальным угрозам со стороны ряда стран, их союзов. Данные реалии требуют скорейшей реструктуризации и диверсификации отраслей российской экономики с целью производства и поставок на внутренний, внешний рынки инновационной, высококачественной, полностью готовой к применению продукции, а также современного сервиса. Всё это немыслимо без высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих, которые будут востребованы рынком труда при наличии у них  таких качеств, как [4, 6, 7]:

– хорошие знания, умения, личностные и профессиональные компетенции, полученные в рамках основного и дополнительного профессионального образования (ДПО) – важной составляющей системы непрерывного образования – и обеспечивающие как текущие потребности инновационной экономики, так и её опережающее развитие;

– успешность прежнего опыта работы и карьерного роста, стремление непрерывно в течение жизни повышать свою квалификацию;   

– высокий общий интеллект, широкий кругозор, способность, применяя современные информационно-коммуникационные технологии, оперативно находить нужную информацию, анализировать её, обобщать, использовать по назначению;  

– активная жизненная позиция, развитые коммуникативные навыки, умение брать на себя инициативу и ответственность, целеустремлённость и упорство на пути к намеченной цели; 

– умение работать в жёстком ритме с большими эмоциональными и физическими перегрузками, быстро восстанавливать и сохранять высокую работоспособность. 

Однако даже учреждениям-лидерам профессионального образования редко удаётся подготовить высококвалифицированных специалистов и рабочих, обладающих  всеми перечисленными качествами, к тому же полностью адаптированных к условиям конкретных производств и способных сразу после трудоустройства решать нестандартные задачи на своих рабочих местах. Объясняется это тем, что работодатели, как правило, требуют наличия у работников ещё и профессионального образования разных уровней и профилей, специфических знаний, умений и профессиональных компетенций в нескольких видах деятельности. Другими словами, сегодня рынком труда востребованы не просто специалисты или рабочие, а некие универсалы. В то же время, как работодатели, так и учреждения ДПО лишь изредка берутся за подготовку этих универсалов, так как: рынок краткосрочного профессионального образования предлагает программы, не объединённые единой концепцией; высока стоимость обучения универсалов; велик риск потратить время и деньги на обучение тому, что уже известно работникам или не востребовано в данный момент, и обучить за свой счёт сотрудников, которые быстро найдут на стороне лучше оплачиваемую работу; по статистике, 80% доходов приносят 20% сотрудников, зачем же обучать остальных. К тому же некоторые работодатели ошибочно считает, что в условиях безработицы проще и дешевле привлечь извне высококвалифицированных специалистов, рабочих, нежели обучать или переобучать свой персонал. Правда, из-за этого они вскоре начинают нести дополнительные моральные и материальные издержки, связанные с адаптацией приглашённых сотрудников.

  Анализ существующей в России системы непрерывного профессионального образования, которая обязана учитывать вышесказанное, свидетельствует о наличии сложных проблем [1, 2, 3]. Решить их невозможно без достижения баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу, а это требует существенной трансформации структуры и содержания подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, применения инновационных методов и технологий образовательного процесса, систем менеджмента и гарантии качества образования выпускников, образовательных услуг. Необходимо также: привести знания, умения, а также творческие, социальные и профессиональные компетенции специалистов, рабочих в соответствие с реальными запросами и ожиданиями работодателей, представляющих реальные секторы инновационной экономики; расширить профессиональные компетенции путём освоения новых и смежных специальностей, профессий, специализаций. Это существенно повысит конкурентоспособность высококвалифицированных специалистов и рабочих, позволит им заниматься видами деятельности, воплощающими в жизнь достижения научно-технического и технологического прогресса. Не обойтись также без обновления структуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих  учреждениями ДПО в соответствии со складывающимся спросом и предложением на рынках труда и рабочей силы.

Самостоятельное решение названных проблем, весьма сложных по содержанию и ресурсоёмких по исполнению, не под силу учреждениям ДПО, особенно довузовского уровня, которые имеют крайне ограниченные кадровые, финансовые, материально-технические, иные возможности. На помощь им приходят органы государственного и муниципального управления, нуждающиеся в высококвалифицированных специалистах и рабочих реальные секторы экономики (работодатели) и общественность, в том числе родственники обучающихся. В современных условиях лишь вместе с этими партнерами учреждения ДПО могут готовить высококвалифицированных специалистов и рабочих, востребованных рынком труда. Следовательно, развитие социального партнерства становится одним из ключевых направлений программы обеспечения российской экономики квалифицированными кадрами [1, 3-6, 8-12]. 

Главная задача социального партнёрства – наладить такое взаимодействие партнёров, которое обеспечит достижение целей подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих. Для её решения необходимо побуждать заинтересованные стороны сближать интересы, достигать согласия по спорным вопросам и возможным противоречиям, всемерно способствовать компромиссным, взаимоприемлемым действиям в ходе подготовки, заключения, последующей реализации различных договоров, соглашений и протоколов, касающихся совместной подготовки, переподготовки, сертификации и повышения квалификации кадров.

Социальные партнёры в своей деятельности придерживаются таких общераспространённых принципов, как: добровольность, разноуровневость, прагматичность, взаимная выгода и информационная открытость; разграничение функций и рисков между договаривающимися сторонами; ответственность сторон за принятые обязательства.

Социальное партнёрство по сравнению с изолированными действиями учреждений ДПО обладает рядом явных преимуществ, которые облегчают: доступ к информации о рынках образовательных услуг, труда и капитала; прогнозирование потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистов и рабочих; учёт требований работодателей к структуре и содержанию подготовки, качеству образовательного процесса и образования выпускников. Участие в партнёрстве различных организаций реальных секторов экономики и общественных упрощает процедуру корректировки устаревших и разработки новых учебных программ, планов и учебно-методических материалов, соответствующих современным требованиям. Партнёрство также способствует ускоренному поступательному развитию учреждений ДПО.

В качестве естественных партнёров, участвующих вместе с учреждениями ДПО в решении проблем модернизации подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, выступают: областные и районные администрации, их департаменты и отделы образования; центры занятости и службы миграционные, социальной защиты; учреждения высшего профессионального образования. В числе социальных партнёров желательно видеть союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации выпускников, всевозможные советы, а также физических лиц (представителей учащихся и их родителей).

Взаимовыгодное сотрудничество учреждений ДПО с социальными партнёрами: основывается на непрерывности, преемственности, интеграции содержания профессиональной подготовки; осуществляется в различных формах и по многим направлениям. Мероприятия по развитию социального партнёрства целесообразно предусматривать в среднесрочных программах развития учреждения ДПО.  

В обозримом будущем основным потребителем высококвалифицированных специалистов и рабочих станет производственный сектор российской экономики, прежде всего его машиностроительный комплекс. В рамках многоуровневой системы непрерывной подготовки кадров учреждениям ДПО целесообразно взаимодействовать с социальными партнерами, представляющими этот комплекс, по следующим направлениям:

1) определение структуры, объёмов подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочих и разработка квалификационных требований по специальностям, профессиям, специализациям, а также профессиональных образовательных программ;  

2) совершенствование организации образовательного процесса, содержания основного и дополнительного профессионального образования, независимая оценка и гарантия качества образовательных услуг, образования выпускников;

3) вовлечение в образовательный процесс лучших специалистов партнёров (выдача ими заданий на разработку, последующее участие  в разработке студентами практико-ориентированных проектов…);  

4) проведение у партнёров разных видов производственной практики, совмещённой с обучением студентов рабочим профессиям, присвоением им квалификационных разрядов, с повышением квалификации студентов и мастеров производственного обучения при изготовлении реальной продукции;

5) участие партнёров в итоговой (государственной) аттестации, трудоустройстве выпускников и в кардинальном обновлении инфраструктуры учреждений ДПО, особенно её материально-технической составляющей;

6) специальные тренинги, обучающие семинары, стажировка у партнёров преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения;

7) сертификация у партнёров квалификаций мастеров производственного обучения и студентов;

8) формирование единого с партнёрами информационно-коммуникационного пространства, использование ИT-технологий в управлении, сетевом взаимодействии с партнёрами в образовании и реальном бизнесе.   

Опыт показывает, что некоторые партнёры направляют в учреждения ДПО (на основании договоров, иным согласованным образом) лиц, которые желают получить работу, но не имеют профессионального образования (на подготовку), либо имеют профессиональное образование, не соответствующее профилю производства (на переподготовку), а также своих сотрудников – на переподготовку, повышение квалификации. Представляется возможной совместная реализация социальных программ: трудоустройства партнёрами выпускников учреждений ДПО по полученным ими специальностям и профессиям; бронирования рабочих мест для демобилизованных из армии выпускников;  создания условий, способствующих их закреплению в организациях. На наш взгляд не представляет существенных трудностей для партнёров участие в работе наблюдательных, попечительских и управляющих советов учреждений ДПО, в профессиональной ориентации абитуриентов, студентов.

Учреждения ДПО крайне заинтересованы в ресурсной поддержке со стороны социальных партнёров. Она может осуществляться в виде: передачи производственного оборудования, инструмента, оснастки и материалов; софинансирования программ развития учреждений; оказания им безвозмездной помощи; а применительно к автономным учреждениям – и помощи в получении банковских кредитов по приемлемым процентным ставкам с предоставлением гарантий банкам, участия в создании эндаумент-фондов.

Всё перечисленное способствует интеграция образовательного процесса с реальным производством.

С 2006 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Образование», направленный на решение следующих задач [7, 8]:

1) институциональное развитие – поддержка на конкурсных началах центров инновационной активности, т.е. учреждений-лидеров профессионального образования;

2) внедрение педагогических инноваций – совершенствование профессиональных образовательных программ и технологий;

3) повышение роли учреждений-лидеров профессионального образования в инновационном развитии страны, регионов, отраслей экономики – усиление взаимодействия между УЛО и секторами реальной экономики;

4) формирование исследовательско-внедренческого сектора экономики – развитие сетевого взаимодействия между учреждениями-лидерами профессионального образования, наукой и секторами реальной экономики;

5) развитие сферы образования – поддержка взаимодействия  учреждений-лидеров профессионального образования между собой и с другими профильными образовательными учреждениями.

Наряду с этим существуют отраслевые, региональные и муниципальные программы поддержки учреждений ДПО, направленные на обновление структуры и содержания, повышение доступности и качества образования, совершенствование их инфраструктуры.  

В то же время каждое учреждение ДПО должно разрабатывать и реализовывать собственные среднесрочные (на три-пять лет) инновационные образовательные программы. Именно среднесрочные, т.к. согласно российскому и международному опыту эффективность любого масштабного проекта в реальном секторе экономики (в том числе в сравнительно инерционном образовании), связанного с инвестированием капитала и обновлением инфраструктуры, в полной мере можно оценить только через несколько лет после начала его реализации [7].

В 2008 году одним из победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стало областное государственное образовательное учреждение СПО «Гороховецкий государственный промышленно-гуманитарный колледж». Он выступил с инновационной программой «Обновление содержания образования посредством развития социального партнёрства в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для высокотехнологичных производств машиностроительного комплекса на базе профессионального многопрофильного и многоуровневого образовательного учреждения».

Инновационная образовательная программа колледжа предусматривает реализацию следующих проектов: подготовка востребованных, высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих для современного высокотехнологичного машиностроения; обеспечение доступности профессионального образования для всех слоёв населения; повышение самостоятельности, инвестиционной привлекательности и улучшение имиджа колледжа в условиях указанных ранее российских реалий. Проекты взаимоувязаны по целям, задачам, мероприятиям, ожидаемым результатам, а также исполнителям, срокам и другим активам.

Инновационная образовательная программа колледжа отражает требования и ожидания социальных партнёров, представляющих региональный машиностроительный комплекс, к знаниям, умениям, личностным и профессиональным компетенциям высококвалифицированных специалистов и рабочих в конкретных, но достаточно широких областях профессиональной деятельности. В связи с повышенным спросом рынками труда Владимирской и близлежащих к ней областей на специалистов среднего звена и рабочих инновационная образовательная программа предусматривает подготовку в рамках:

1) программы СПО «Технология машиностроения»:

– старших техников и техников, имеющих к тому же 3-5 рабочий разряд, с квалификацией  «Программист станков с числовым программным управлением»;

– рабочих 2-4 разряда с квалификациями в пределах программ профессиональной подготовки «Слесарь механосборочных работ», «Токарь», «Фрезеровщик (зубофрезеровщик)», «Шлифовщик (заточник)», «Оператор станков с числовым программным управлением»;

2) программы СПО «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» – техников, имеющих также 2-4 рабочий разряд, с квалификацией «Оператор станков с числовым программным управлением»;

3) программ начального профессионального образования и профессиональной подготовки:

– сварщиков 3-5 разряда с квалификацией «Электрогазосварщик»;  

– станочников 3-5 разряда с квалификацией «Оператор станков с программным управлением»;

– токарей-универсалов и просто токарей 3-5 разряда;

– фрезеровщиков-универсалов 3-4 разряда с квалификацией «Фрезеровщик» и«Зуборезчик»;

– шлифовщиков-универсалов 3-4 разряда с квалификациями «Шлифовщик» и «Заточник»;

– наладчиков и операторов лазерных установок 3-4 разряда.

Инновационная образовательная программа колледжа имеет региональную направленность – укрепление экономики и конкурентоспособности региона; подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих для высокотехнологичного регионального производственного комплекса; создание территориального инновационного учебно-производственного центра. В то же время программе присуща отраслевая ориентация – широкое использование современных отраслевых технологий при проектировании, производстве и эксплуатации сложной продукции, технических и технологических объектов.

Инновационная образовательная программа колледжа акцентирует внимание на формировании у выпускников профессиональных компетенций, в том числе в области инновационного менеджмента. С этой целью программа предусматривает многоуровневую подготовку кадров с использованием: модульного принципа построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; системы зачётных единиц (кредитов); менеджмента и гарантии качества; современных педагогических технологий (на основе проектного и компетентностного подходов).

Реализация колледжем инновационная образовательная программа существенно улучшит условия для формирования у выпускников таких компетенций, как инициативность, творческий подход, ответственность, способность ставить перед собой и достигать цели, выходящие за рамки требований государственных, отраслевых образовательных стандартов. Одновременно инновационная образовательная программа позволит организовать эффективное практическое обучение в колледже и у партнёров на рабочих местах, оснащённых самым современным, в том числе уникальным технологическим оборудованием. После такого обучения выпускники смогут сразу включаться в работу высокотехнологичных предприятий машиностроительного комплекса своего и других регионов страны. Есть основания считать, что инновационная образовательная программа вовлечёт научно-педагогических работников и специалистов колледжа в реальную профессиональную деятельность в инновационных подразделениях как собственных, так и стратегических партнёров, сыграет мобилизующую, стимулирующую роль в реализации общей программы повышения результативности и эффективности, развития колледжа.

Важными результатами исполнения инновационной образовательной программы (помимо образовательных) станут преобразования прочих видов уставной деятельности колледжа, что значительно повысит вовлечённость персонала и студентов в инновации, актуализирует подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих посредством интеграции обучения с инновационным производством. Реализация инновационной образовательной программы инициирует трансформацию институциональной структуры, расширит участие региональных и муниципальных органов власти, общественности, бизнес-партнёров в управлении колледжем. Материально-техническая и технологическая база, модернизированная на основе государственно-частного партнёрства, станет использоваться как в образовательном процессе, так и для создания инновационной продукции, востребованной рынком. Эффективное использование колледжем опыта учреждений-лидеров (особенно победителей конкурсов в рамках приоритетных национальных проектов, или являющихся экспериментальными площадками, ресурсными центрами, государственно-частными партнёрствами) повысит его инновационную активность и инвестиционную привлекательность. 

Инновационная образовательная программа весьма полезна для колледжа, т.к. в её рамках полномасштабно апробируется

– стратегический подход к реализации приоритетов образования – концентрация средств, совмещение интересов собственных с государственными;

– новый механизм финансирования образования – сочетание сметного финансирования и субсидирования программ (проектов), а не колледжа, что может быть использовано в новой организационно-правовой форме автономного учреждения при решении иных задач (содержательных, инфраструктурных…);

– бенчмаркинг в системе образования – сопоставление колледжа с учреждениями-лидерами ДПО;

– стимулирование развития в колледже принципов проектного менеджмента;

– интеграция колледжа с учреждениями иных уровней образования и частно-государственное партнёрство с организациями реальных секторов экономики, особенно машиностроительного комплекса и сферы услуг.  

При реализации программы развития колледжа с использованием активов, полученных в рамках инновационная образовательная программа, предстоит соблюдать следующие принципы:

– равнение на лидеров, участие в конкурсах, проводимых в рамках национальных проектов, с целью получения государственной поддержки;

– дальнейшее развитие социального партнёрства с региональными и муниципальными органами власти, общественными организациями, учреждениями разного уровня образования и реальным бизнесом в рамках образовательной и производственной деятельности, для выхода на российский и региональные рынки труда, продукции, капитала;

– наращивание достигнутых результатов в увязке с программами развития своего и соседних регионов, реальных отраслей их экономик.  

Реализация этих принципов потребует выполнения таких обязательных условий, как конкурсность, проектный подход, нацеленность на получение измеримых результатов, достаточный объём ресурсной поддержки, частно-государственное партнёрство и софинансирование проектов социальными партнёрами.

С первых шагов реализации инновационной образовательной программы колледж столкнулся с затруднениями, ожидавшимися по опыту победителей конкурсов прошлых лет, а также специфическими, вызванными мировым экономическим и финансовым кризисом.

Ожидавшиеся затруднения в значительной мере обусловлены:

– несовершенством действующей нормативно-правовой базы в части условий, организации и сроков проведения конкурсных торгов, ценообразования и налогообложения закупаемого учебно-производственного, лабораторного оборудования;

– слабой мотивацией участия социальных партнёров в реализации программы;

– такой особенностью колледжа малого города, как необходимость готовить ограниченное число специалистов и рабочих при достаточно большой номенклатуре специальностей, профессий и специализаций.

К специфическим затруднениям относятся:

– значительный рост цен на качественное импортное оборудование, например, белорусское из-за двойного налогообложения;

– невозможность отказаться во время торгов от услуг зарубежных поставщиков, которые реализуют оборудование низкого качества по демпинговым  ценам, иногда меньшим издержек производства;

– отказ некоторых партнёров софинансировать реализацию инновационной образовательной программы (частично или полностью);

– проблематичность софинансирования инновационной образовательной программы самим колледжем вследствие сокращения объёмов внебюджетной деятельности из-за снижения платёжеспособности организаций и населения.

В заключение отметим следующее.

Социальное партнёрство в непрерывном профессиональном образовании вообще – важнейший элемент педагогической системы любого учреждения ДПО и эффективный механизм формирования благоприятного для него внешнего окружения.

Несмотря на все проблемы и трудности, социальное партнерство в рамках инновационных образовательных программ позволяет оптимизировать содержание и структуру подготовки востребованных рынком труда высококвалифицированных специалистов и рабочих, а также разработать соответствующие запросам работодателей модели выпускников и профессиональные образовательные программы, гарантировать доступность и качество образовательных услуг, образования выпускников. Возникает возможность коренным образом модернизировать инфраструктуру учреждений довузовского ДПО. Создаются реальные предпосылки подготовки квалифицированных специалистов среднего звена и рабочих, способных выполнять работы высокого технико-технологического уровня по профилям реальных инновационных секторов экономики.

По мнению соавторов, накопленный колледжем опыт совершенствования профессиональных образовательных программ, учебной и прочей деятельности, а также реализации инновационной образовательной программы представляется полезным и поучительным, пригодным для заимствования.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании».– 2008. – №35. – С.4-25.

2. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы. // Бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании».– 2008. – №24. – С.34-51.

3. О развитии непрерывного образования  // Бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании».– 2009. – №12. – С.56-60.

4. Северюхина И.Л.  Джентльменский набор работодателя: какие специалисты востребованы в период экономического кризиса // Аккредитация в образовании.– 2008. – Декабрь. – С.15-17.

5. Трухачёв В.И. Как «вырастить» кластер? // Аккредитация в образовании.– 2008. – Март. – С.48-49.

6. Куделько А.Р. Прогнозирование и методология успешной подготовки специалиста. Аккредитация в образовании.– 2009. – Март. – С.78-81.

7. Рождественский А.В. Образовательные эффекты инновационных проектов // Национальные проекты. –2008. – № 10 (29). –С.8-11.

8. Жураковский В. Инструмент инновационного развития инженерного образования в России // Высшее образование в России. –2008. – № 10.– С. 34-37.

9. Воропаев Н.И. Социальное партнёрство: задачи, опыт, перспективы // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. –Воронеж, 2008. – С.79-81.

10. Шустович В.М. Взаимодействие колледжа с производством как фактор подготовки конкурентоспособных специалистов // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. –Воронеж, 2008. – С.316-319.

11. Романова О.В. Решение проблем качественной подготовки специалиста через систему социального партнёрства // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. – Воронеж, 2008. – С.131-134.

12. Курикова Г.В. Социальное партнёрство как необходимое условие реализации инновационной образовательной программы // Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. – Воронеж, 2008. – С.192-194.

13. Бологова М.А., Бологова Н.А. Подготовка рабочих особо сложных профессий для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли в рамках специальностей СПО// Актуальные направления развития и совершенствования профессиональных образовательных систем.  Материалы 10-й юбилейной межд. научно-практич. конф. – Воронеж, 2008. – С.323-325.

Основные термины (генерируются автоматически): высококвалифицированных специалистов, профессионального образования, образовательная программа, инновационной образовательной программы, учреждений ДПО, Инновационная образовательная программа, инновационная образовательная программа, специалистов среднего звена, учреждения ДПО, образовательная программа колледжа, образования выпускников, профессиональных образовательных программ, высококвалифицированных специалистов среднего, учреждений-лидеров профессионального образования, рынком труда, социальных партнёров, дополнительного профессионального образования, российской экономики, числовым программным управлением», инновационной экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос