Жанровое своеобразие «Книг джунглей» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 07.04.2019

Статья просмотрена: 1497 раз

Библиографическое описание:

Файзрахманова, З. И. Жанровое своеобразие «Книг джунглей» / З. И. Файзрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57847/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности сложную систему оппозиций, генетически родственных оппозициям романтического двоемирия.Рассматривается история возникновения неоромантизма в Англии, традиции, основные темы, идеи, образы наиболее ярких представителей данного направления, в частности Р. Киплинг, анализируются наиболее актуальные вопросы, в детской литературе на рубеже XIX–XX вв. Широка рассмотрено тенденции английского неоромантизма в детской литературе.

Ключевые слова: Редьярд Киплинг, неоромантизм, литература XIX-XX веков, детская литература, животный эпос.

Произведением, навсегда зарекомендовавшим Киплинга в качестве детского писателя, является именно «Книга джунглей», а имя мальчика, которого воспитали волки, по праву стало нарицательным. При этом писатель смог не только создать «животный эпос» и рассказать историю о человеке и природе, которая с годами стала бестселлером мировой массовой литературы. Прежде всего, он подчеркнул в ней полную систему своих взглядов — от политических до философских.

Особенно значимыми являются его творения для детей. [1, 224] Интересно, что герой рассказов Р. Киплинга, Маугли, более знаменит, чем сам автор. Например, на сайте «Дети онлайн» сказки Киплинга рекламируются следующим образом: “Знаете ли вы сказки Киплинга? Обычно этот вопрос приводит в замешательство, но вот Маугли знают все!» [5]

«Книга джунглей» с точки зрения жанра берет свое начало с «робинзонады», которая описывает жизнь личности вне общества. Исследователи также выделяют в ней черты «сказки, притчи, и мифа».

Происхождение Маугли соответствует традициям неоромантизма — оно туманно и неопределенно. Впрочем, двухлетний возраст, в котором он попадает к волкам, и не подразумевает длинной предыстории. Здесь очевидна сильная связь цикла с романом воспитания — уже в джунглях происходит взросление Маугли и становление его личности, развитие человечности, которое наиболее ярко контрастирует с животным миром именно в той среде, где он воспитывается.

Двоемирие, в рамках которого существует человек и зверь, отражает идею неоромантизма и отвечает требованиям приключенческой литературы, но этим не исчерпывается. Двойственность пронизывает все уровни организации «Книги джунглей» и для Киплинга становится принципом построения художественной действительности, соединяя множество оппозиций в одной точке — главном герое.

Маугли является не единственным персонажем «Книг джунглей», он появляется только в восьми рассказах, однако именно в его образе писатель выразил свою концепцию Человека. По его мнению, люди и звери связаны, но не примитивно, как трактует дарвиновская теория, а глубинно, сложно и многозначно.

Так, Маугли объединяет в себе первую двойственность произведения, самую внешнюю: начало животное и начало человеческое. Он часть природы, и природа в данном случае очеловечивается ровно настолько, чтобы подняться до уровня главного героя. Но он же и высший продукт эволюции, царь природы, но не завоевавший ее, а сумевший подняться над ней благодаря своей человечности. В мире зверей уже только одно это и делает его неординарной и сильной личностью, в тоже время совершенно обычной — еще одна двойственность, неоромантическая. Его прозвище, данное матерью-волчицей — Лягушонок. Это существо земноводное, принадлежащее к двум стихиям, и оно тоже символично.

Пребывание Маугли в джунглях занимает пятнадцать лет, но Киплинг пропускает большую часть этого времени, останавливаясь на четырех основных этапах, отражающих главные моменты взросления героя. Таким образом, воспитательное начало здесь преобладает над авантюрным. Среди других его атрибутов можно назвать наличие наставника, а в данном случае их сразу несколько — это медведь Балу, питон Каа и пантера Багира.

В ситуации с Багирой реализовывается еще одна пара антонимичных понятий — друг и враг Маугли, герой и антигерой. В отечественном сознании ее образ ассоциируется с женским началом, а в массовой культуре он давно стал символом сексуальности, но в оригинальном тексте Багира — самец. Этот аспект подробно рассматривался М. Елифёровой в статье «Багира сказала…»: Гендер сказочных и мифологических персонажей англоязычной литературы в русских переводах».

Она объясняет его так: «Вообще, имя Bageerah мужское. Гораздо чаще оно встречается в форме “Багир” (в том числе у некоторых народов России). В оригинале образ Багиры совершенно однозначен — это герой-воин, снабженный ореолом романтического восточного колорита. Он противопоставлен Шер-Хану как благородный герой разбойнику. В модель поведения аристократичного джигита вписываются и его инициатива примирения враждующих сторон с помощью выкупа за Маугли, и его ретроспективно рассказанная история о пленении и побеге (последнее — топос ориенталистской литературы)». Таким образом, отношения Маугли и Багиры являются образцом мужской дружбы, линия противостояния Багиры и тигра Шер-Хана становится ясной и логичной, а оба эти персонажа, как уже было сказано выше, образуют пару противоположностей в своем отношении к главному герою. Оба они не боятся человека и поэтому пользуются особым авторитетом в джунглях. Кроме того, «Книга джунглей» сама по себе — мужская книга. В ней женские персонажи несут в себе исключительно материнскую функцию, в окружении Маугли их две: мать-волчица и женщина Мессуа, принявшая Маугли как сына. Двойной образ матери героя — еще одно доказательство двойственности художественного мира писателя.

Сложен и богат мир рассказов Киплинга, и в них особенно ярко блещет его талант художника, знающего жизнь и любящего писать только о том, что знает. А знания Киплинга обширны. Литературоведы отмечают, что этим Киплинг обязан стране, где он родился. (Известно, что Киплинг родился и жил в Индии, а учился в Англии.) Место действия большинства произведений Киплинга — Индия. В «Книгах Джунглей» властно звучит голос индийского и древневосточного фольклора. Лучшее в наследие Киплинга — правдивые зарисовки жизни индийцев, поэтические книги о животных — прочно вошло в английскую и мировую литературу.

Литературные критики также отмечают некоторые отрицательные стороны творчества Киплинга: «Но нельзя игнорировать и недостатки цикла «Джунглей». Развивая теорию «естественного человека», Киплинг лишил образ Маугли социального значения. Расшифровка отдельных образов иногда обнаруживает их скрытую реакционность. В том, как Акела управляет волчьей стаей, чувствуется утверждение дисциплины и примитивного гражданского кодекса. Империалистический смысл вложен в описании войны с дхолями, которые предстают как низшая раса». [4, 168]

Однако при некоторых отрицательных чертах, Киплинг — большой талант, и это принесло его произведениям широкий успех не только в Англии, но и в других странах мира.

Рассказы Редьярда Киплинга о Маугли имеют большое воспитательное значение. В них выделяются несколько лейтмотивов, имеющих воспитательное значение: это мотивы защиты слабого, покорения природы, подчинение животного мира человеку в силе превосходства его разума. Думается, что Маугли Киплинга имеет огромное значение в формировании характера у детей, так как видя в Маугли или в других положительных героях такие черты как храбрость, справедливость, доброта, острый ум, маленькие читатели будут стремиться быть похожими на них. Для взрослых поучительным является способность Киплинга находить положительные черты даже в отрицательных существах. Это говорит о том, что и в людях с отрицательным характером можно найти положительные черты. Это рациональное зерно, которое имеет немаловажное значение для воспитания человека, для воздействия на него с целью развития и формирования положительных качеств.

Литература:

  1. Dyakonova N. Y. Three Centuries of English Poetry. — Leningrad: Prosvesheniye, 1967.
  2. Gover Roger. Past into Present. An Anthology of British and American Literature. –Edinburgh: Longman, 2000.
  3. Гражданская З. Т. Зарубежная литература ХХ века. — Москва: Просвещение, 1973.
  4. Урнов Д. Подъем и падение таланта. — В кн. Оскар Уайльд. Редьярд Киплинг. — Москва: Художественная литература, 1976. — С. 5–24.
  5. https://deti-online.com>skazki-kipling
  6. Елифёрова М. В. «Багира сказала» : гендер сказочных и мифологических персонажей англоязычной литературы в русских переводах // Вопросы литературы. 2009. — № 2. — С. 254–277.
Основные термины (генерируются автоматически): Англия, главный герой, детская литература, образ, XIX-XX, воспитательное значение, животный мир.


Ключевые слова

неоромантизм, Редьярд Киплинг, детская литература, литература XIX-XX веков, животный эпос

Похожие статьи

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Детская литература Великобритании никогда не была собственно детской и использовала весь круг образов, метафор и выразительных

герой-помощник, который совмещает в себе черты и ребенка, и взрослого, и помогает главному герою исследовать новый «взрослый» мир

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

Животные герои книги Киплинга действуют, думают и разговаривают, как люди. Эта черта привычна для сказок. Но в отличии от сказки, в рассказах Киплинга так поразительно точно и верно описаны обличье зверей, их повадки и образ жизни, что мы узнаем о них очень много...

Особенности воспитания англичан и создание их культурной...

Особое место в детской литературе занимает национальная литература Великобритании.

Ведь главными ценностями для матери в эпоху Викторианства являлись добродетель

Писатели Англии о литературе. XIX- вв. Особенности английского менталитета | Статья в...

Образ Англии в творчестве Тэффи как культурно-исторический...

Главный герой не ощущает сопричастности к миру, где он проживает. Случай помогает все изменить.

Английская литература — это многовековая история, блестящие авторы, незабываемые произведения, отражающие особенность национального характера.

Классический стиль литературы Великобритании

Ключевые слова: английская литература, писатели Великобритании, великие писатели

Английская литература — это многовековая история, блестящие авторы, незабываемые

Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

М.Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала

Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или...

Юмористические особенности английской литературы

В литературе конца XIX — начала XX века продолжается традиция литературного юмора, который

В литературе XX века продолжается также традиция безобидного, мягкого юмора, которому

Таким образом, из приведенного анализа можно сделать вывод, что английская...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

К главной проблеме новейшей детской литературы относят ее невостребованность. В настоящее время многие произведения не

Таким образом, новейшая литература толкает нас самих искать мораль, скрытый смысл, что ведёт к развитию различных сфер личности.

Воспитательное значение исторической литературы для...

Несомненно и то, что историческая художественная литература имеет огромное воспитательное значение, поэтому со

Историческая литература начинается национальным эпосом, который есть практически у любого народа, верящего в непобедимость своих героев и...

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся писателей.

Время пребывания Александра Сергеевича на юге ознаменовано тем, что в центре пушкинской поэзии находится противоречивый мир человеческой личности...

Похожие статьи

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Детская литература Великобритании никогда не была собственно детской и использовала весь круг образов, метафор и выразительных

герой-помощник, который совмещает в себе черты и ребенка, и взрослого, и помогает главному герою исследовать новый «взрослый» мир

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

Животные герои книги Киплинга действуют, думают и разговаривают, как люди. Эта черта привычна для сказок. Но в отличии от сказки, в рассказах Киплинга так поразительно точно и верно описаны обличье зверей, их повадки и образ жизни, что мы узнаем о них очень много...

Особенности воспитания англичан и создание их культурной...

Особое место в детской литературе занимает национальная литература Великобритании.

Ведь главными ценностями для матери в эпоху Викторианства являлись добродетель

Писатели Англии о литературе. XIX- вв. Особенности английского менталитета | Статья в...

Образ Англии в творчестве Тэффи как культурно-исторический...

Главный герой не ощущает сопричастности к миру, где он проживает. Случай помогает все изменить.

Английская литература — это многовековая история, блестящие авторы, незабываемые произведения, отражающие особенность национального характера.

Классический стиль литературы Великобритании

Ключевые слова: английская литература, писатели Великобритании, великие писатели

Английская литература — это многовековая история, блестящие авторы, незабываемые

Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

М.Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала

Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или...

Юмористические особенности английской литературы

В литературе конца XIX — начала XX века продолжается традиция литературного юмора, который

В литературе XX века продолжается также традиция безобидного, мягкого юмора, которому

Таким образом, из приведенного анализа можно сделать вывод, что английская...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

К главной проблеме новейшей детской литературы относят ее невостребованность. В настоящее время многие произведения не

Таким образом, новейшая литература толкает нас самих искать мораль, скрытый смысл, что ведёт к развитию различных сфер личности.

Воспитательное значение исторической литературы для...

Несомненно и то, что историческая художественная литература имеет огромное воспитательное значение, поэтому со

Историческая литература начинается национальным эпосом, который есть практически у любого народа, верящего в непобедимость своих героев и...

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся писателей.

Время пребывания Александра Сергеевича на юге ознаменовано тем, что в центре пушкинской поэзии находится противоречивый мир человеческой личности...

Задать вопрос