Библиографическое описание:

Подлесных В. А. Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 217-221.

В литературе мировоззрение часто рассматривают с позиции научного знания или отождествляют с идеологической составляющей сознания человека. В современном мире представляет интерес взгляд на мировоззрение через творческий аспект, который проявляется в культуре и характеризуется созидательной направленностью деятельности человека.

Изучение понятия «творческое мировоззрение» личности является актуальной проблемой. Это объясняется тем, что данный феномен важен при освоении культурно-исторического опыта, получении образования и играет большую роль в познании мира и себя, в выборе стратегии поведения в мире. Творческое мировоззрение непосредственным образом влияет на рост созидательной функции сознания человека.

Любое творческое мировоззрение имеет ценностный смысл. Мировоззрение не бывает анонимным, безличным, оно всегда чье-то, потому что в него включены не только знания, но и ценности, идеалы, чувства. Ценность как сложный многоаспектный феномен, характеризует вектор мировоззренческой направленности личности и является источником мотивации ее поведения и поступков, а также формируется при активности эмоциональной сферы.

Обзор научной литературы говорит о неисследованности феномена «творческое мировоззрение»: на сегодняшний день, однако те или иные аспекты данного понятия затрагивались многими специалистами как в России, так и за рубежом. Чтобы наиболее полно раскрыть суть понятия «творческое мировоззрение», необходимо провести аксиологический анализ феномена творчества, а именно ответить на вопросы, имеет ли феномен творчества ценностный статус и если имеет, то какова сущностная природа этой ценности. Надо ли заниматься творчеством и стоит ли творение того, чтобы его творить? В процессе развития истории человечества науки по-разному отвечали на эти вопросы.

События, происходящие в истории, влияют на развитие и тенденции науки. Методы и темпы изучения понятия «творческое мировоззрение» различаются в западной и российской школах. Рассмотрим западные традиции изучения данного понятия.

В немецкой классической философии творчество описывали как деятельность, рождающую мир. И. Кант рассматривал творчество как предметно-преобразовательную деятельность, которая изменяет мир и создает новый [7]. Для данного периода времени характерно усиление интереса ученых к истории культуры как продукту прошлого творчества. История стала выступать сферой реализации человеческого творчества независимо от какого-либо трансцендентного смысла. Подобный подход к истории получил наиболее глубокое развитие в философии Г.В.Ф. Гегеля [4]. Продолжая рассуждения на эту тему, Ф.В. Шеллинг описывал творчество, особенно творчество художника и философа, как высшую форму человеческой жизнедеятельности [24]. История самосознания проходит путь от теоретического Я, созерцающего мир, через практического Я, приводящего мир в порядок, к художественному Я - творящему мир. Также и К. Маркс, говоря о предметно-практической деятельности и производстве, которые преобразуют природный мир в соответствии с целями и потребностями человечества, утверждал, что творчество является деятельностью человека, созидающего самого себя в ходе истории [9]. История совершенствует предметно-практические способы человеческой деятельности, определяющие виды творчества.

Что касается зарубежной философии конца ХIХ − начала ХХ веков, где в целом творчество анализировалось учеными в противоположности механически-технической деятельности, то произошло разделение. Такое направление как философия жизни противопоставило техническому рационализму творческое биоприродное начало, а экзистенциализм подчеркивал духовно-личностную сущность творчества. Например, представитель философии жизни А. Бергсон считал, что творчество как рождение нового составляет сущность жизни и является объективно совершающимся в отличие от деятельности интеллекта, которая только комбинирует уже существующее [2]. Представители философии жизни В. Дильтей [6] и Х. Ортега-и-Гасет [16] рассматривали творчество как творчество культуры и истории. В. Дильтей, говоря об уникальном характере творческого процесса, был посредником в понимании творчества между философией жизни и экзистенциализмом.

При анализе экзистенциального направления философии Б.Ф. Сорокин пишет о представителях экзистенциализма, которые писали, что личность носит творческое начало и является экзистенцией, иррациональным началом свободы, прорывом разумной целесообразности [19]. Религиозные экзистенциалисты были убеждены, что через экзистенцию человек соприкасается с некоторым трансцендентным бытием, а иррелигиозные − с ничто. Экзистенция как экстатический порыв вносит в мир творчество. Творчество истории выступает в таких сферах творчества, как религиозная, философская, художественная и нравственная.

Рассмотрим аспекты творческого мировоззрения в трудах неофрейдистов. А. Адлер пришел к изучению роли творчества и креативного Я достаточно поздно, когда уже разработал многие важные концепты. Он описал креативность Я как состояние свободы выбора между альтернативными жизненными стилями и финальными целями [1]. Уникальность индивидуальности проявляется в том, что цель возникает благодаря креативной силе индивидуальности, а не инициируется наследственностью и культурными факторами. Часто люди не осознают до конца свои цели, однако через анализ ситуации в семье и воспоминания о раннем детстве психотерапевт способен помочь человеку определить цель, помогая полному функционированию и креативной жизни индивидуальности.

Продолжая рассуждения на эту тему, основоположник аналитической психологии К.Г. Юнг, говоря о том, что тайна творчества − это загадка, которую можно описать, но нельзя разрешить [25], считал, что развитие личности происходит не само по себе, а по определенным причинам, по внешней или внутренней необходимости [27]. Решиться на собственный путь не просто потому, что творческой личности необходимо для этого не подчиняться конвенции, быть свободным, смелым и идти по собственной тропинке, а также иметь предназначение и веру в него. Не все доходят до цели, многие погибают на собственном пути, однако те, кто имеет предназначение, обречены [26].

О. Ранк так же подчеркивал мысль о том, что творчество представляет собой единственную подлинную стихию свободы [17]. Он выделил нормальный, невротический и творческий психологические типы людей. Нормальные люди − те, кто отказался от своей воли и принял волю группы, невротики с одной стороны не могут принять волю группы, а с другой − не способны сформулировать свою волю. Творческая личность сама устанавливает для себя закон, она может не следовать воле авторитетов, у нее формируется не компромисс, а вновь воссозданное целое, это сильная личность с автономной волей, выражающая высшую интеграцию духа.

Подобные идеи были и у Э. Фромма, который писал о непродуктивном и продуктивном типах ориентации, отличающихся направленностью на различные системы ценностей [22, с. 45-99]. В современном обществе бывают такие типы непродуктивной ориентации как рецептивный или получающий, эксплуататорский или берущий, накопительский или сохраняющий и рыночный или обменивающий. Продуктивная ориентация характеризуется подчинением усилий человека целям роста и развития всех его потенций. Также Э. Фромм утверждал, что творя и создавая свой мир, отношения и ценности, человек может от жажды иметь прийти к наполненности своего бытия [23].

Эту линию рассуждений дополнили социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая социальные ценности, и выделившие несколько типов личности, а именно мещанский, ориентирующийся на традиционные ценности, богемный, характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости и творческий − единственный определяющий развитие общества и культуры [5, с. 351].

В период второй половины XX века исследования творчества носили неравномерный характер. В Америке Д. Гилфорд [29] в 1950 г. призвал психологов уделить особое внимание проблеме творчества. В течение последующих двадцати лет в США было осуществлено много новых проектов, касающихся разработки творчества. Однако Д. Гилфорд в большей степени рассматривал творчество как способность, а не мировоззренческую ценность.

Для нашего исследования представляют большой интерес представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей, В. Франкл, Д. Бюдженталь и др.), которые в качестве основной побудительной силы творчества рассматривали самоактуализацию как стремление человека наиболее полно реализовать себя в пространствах бытия.

В частности, К. Роджерс создал концепцию актуализирующейся тенденции, в которую входят не только мотивация, потребности, редукция напряжения, но и креативность как поиск тенденций к удовольствию [31]. Самые лучшие условия жизни человека создаются из-за полного функционирования личности, а именно, когда личность беспрепятственно выражает чувства, креативна, независима и живет, так называемой, хорошей жизнью, которая является процессом, направлением, а не местом назначения. Неприспособленный человек как защищающийся, поддерживающий свою жизнь, а не улучшающий, живущий по плану, манипулируемый, зависимый конформист с отсутствием креативности, противопоставляется полностью реализующей себя личности, свободной, открытой опыту и творчеству.

Поддерживая мнение своего отца, Н. Роджерс писала о том, что «творческий процесс есть жизненная энергия, сущность человека» [18, с. 165]. Творческая личность, как свободная личность, способна быть самой собой, слышать свое «Я». Как трансформирующий, исцеляющий процесс, творческость подобна свободе, попробовав однажды, уже трудно жить без нее. У любого человека есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Однако уже на ранних стадиях развития человека происходит подавление его творчества окружающими людьми путем критики, запретов и ограничений, поэтому необходимо создавать благоприятные условия для развития творческости. Н. Роджерс практикует «центрированную на личности экспрессивную терапию». Она создает «безопасный, доверительный климат общения, организует виды работ, которые стимулируют творческость и где личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, и в этом случае сам человек выберет наиболее оптимальное направление своего развития как личности и пробьется к своей интуитивной и творческой энергии» [18, с. 166, 168].

Эти же идеи развивает американский философ и психотерапевт В. Франкл, считавший, что основным двигателем развития личности является врожденная мотивационная тенденция стремления к поиску и реализации человеком смысла своей жизни [21]. Если человек находит смысл своей жизни, то это призвание, а если нет, то оказывается в экзистенциальном вакууме. Смысл жизни каждого уникален и неповторим, это творческий поиск своего пути и следование ему. В. Франкл заметил, что люди только думают, что они заняты зарабатыванием денег или славы, а на самом деле они заняты поиском счастья. Творческий взгляд на мир представляет собой способность найти свой смысл в мире, причем важно понимать, что смысл можно найти только самостоятельным путем. Отсюда появляется необходимость развивать качества творческого человека, а именно способность меняться, способность установить новые связи и взаимоотношения, гибкость взглядов, терпимость к другому мировоззрению, способность противостоять авторитетам, общепринятому мнению, упорство в поиске своих путей, своего счастья. Главное стремиться к цельности, подлинности и самоидентичности. Очевидно, что В. Франкл в отличие от Э. Кречмера [8] выступал против идеи наследования способности к творчеству.

Также В. Франкл описал три группы вечных ценностей: ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества, ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь, и ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу [21, с. 299-300].

Поддерживая идеи коллеги, А. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукта творческого самовыражения и описал группу людей, которую назвал метамотивированными или трансцендерами, это те, кто вовлечен в какое-либо дело и предан чему-то для него очень ценному − призванию [12]. Трансцендеры посвящают свою жизнь поиску высших предельных ценностей, которые не могут быть сведены к каким-либо другим, и полностью отдаются своим переживаниям, раскрывая человеческую сущность. Трансцендеры могут не быть конформистами, не стремятся нравиться другим и стараются хорошо делать свое дело.

А. Маслоу также выделил две группы ценностей, а именно Б-ценности или ценности бытия − высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям, например, истина, красота, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, справедливость и др. А также Д-ценности или дефициентные ценности − это низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности, например, мир, покой, сон, отдых, безопасность и т.д. [10]. Д-ценности или регрессивные ценности выбираются людьми, чтобы выжить и обладают необходимостью, а также являются предпосылкой для высших Б-ценностей или «ценностей развития» [11, с. 213-214].

Самоактуализирующаяся личность проявляет интегрированность, становится более открытой опыту, спонтанной и независимой от низших потребностей, раскрывает свои возможности, как считал А. Маслоу [13]. Креативность выступает как важная характеристика самоактуализации и понималась ученым широко, как качество, которое может быть применено к любой жизненной задаче. Понятие творческого человека и понятие здоровой, полностью человечной личности очень сильно сходятся и возможно это одно и то же. Существует первичная (фаза вдохновения), по сути озарение, инсайт и вторичная творческость (фаза разработки), требующая упорства, терпения и тяжелой работы. Первичная креативность зависит от интегрированности нашей личности и способности услышать, что не совсем похоже на то, чему мы учились. По терминологии Р. Мэя это называется встречей, интенсивной встречей с миром, людьми, самим собой [14]. Под встречей понимается не просто физический акт в материальном мире, а состояние восхищения, очарования, восторга при встрече с чем-либо. М. Бубер назвал такие отношения с миром Я-Ты, тайной, где человек не накапливает опыт, знания, а поглощен исключительностью этой частицы мира [3].

Продолжая рассуждения по этому вопросу, Р. Мэй писал, что мы обычно живем в управляемом, рациональном и предсказуемом мире, поэтому необходимо мужество, чтобы оторваться от всего знакомого и встретиться с миром [14]. Эта встреча изменяет нас, и мы не знаем, что нас ждет дальше, нет гарантий и подпорок. Мужество творчества, как наивысшее из всех видов мужества, ориентировано на создание новых форм, символов, принципов, это мужество восстания против авторитета, мужество иметь собственный взгляд, часто отличный от общепринятого. Причем в итоге, несмотря на наказания и отчуждение, творцы удостаиваются наград, их уважают за творческий вклад, который они приносят в развитие общества.

Среди современных исследований творческого мировоззрения, опирающихся на необходимость выхода творчества за рамки индивидуальности и вступления в диалог с внешним миром, кроме экзистенциальной теории Р. Мэя, описавшего творчество как встречу человека с его миром, стоит отметить системную модель М. Чиксентмихайи [28]. Ученый считает, что творчество − это специфическое состояние человека, приносящее радость и удовлетворенность и возникающее, когда он прорывается через свои собственные границы и приобретает себя в других или другом, когда его собственный мир начинает расширяться. Состояние, способствующее творчеству, не зависит полностью от объективной природы возможностей или объективного уровня способностей, а определяется восприятием своих способностей и возможностей для их реализации, что позволяет открыть новые возможности и ведет к развитию личности.

Проблему связи творчества с преодолением изучает современный представитель экзистенциальной психологии С. Мадди [30]. С. Мадди через критику традиционного исследования творчества, в том числе теории самоактуализации, где он выступает против излишней демократичности творчества и описания его как просто безмятежного состояния вдохновения, приходит к убеждению, что творчество представляет собой нарушение существующего положения вещей. Любая социальная структура стремится к сохранению стабильности, поэтому общество всегда противодействует этому нарушению.

В 1970 г. в области изучения творчества произошел спад, однако в последнее десятилетие прошлого века появилась новая волна интереса к данной проблеме. Причиной этого являются требования современного общества и сама логика развития науки. Творческое мировоззрение предстает в качестве основы общественного прогресса. Как пишет Д.В. Ушаков «В сфере самого знания способность к инновации начинает приобретать большее значение, чем репродукция готовых форм. Компьютеры берут на себя значительную часть умственной, рутинной работы, освобождая время и интеллектуальную энергию людей для инновационной деятельности…при этом люди не всегда готовы для такого освобождения, оказываются недостаточно творческими для решения встающих проблем» [20, с. 54].

Несмотря на достаточно слабый уровень изученности феномена «творческое мировоззрение» на сегодняшний день, стоит отметить постоянный интерес со стороны западных исследователей к данной проблематике. Сложность изучения данного понятия продиктована также разносторонностью взглядов и отсутствием единой позиции по отношению к природе составляющих его аспектов − творчество и мировоззрение. Однако, какие бы аспекты и стороны творческого мировоззрения не изучали ученые, все они подчеркивают важность созидательной направленности деятельности человека, повышения ценности человека с творческим взглядом на мир и самого себя. Для решения большого количества проблем современного мира по-прежнему недостаточно освоения и накопления возрастающего объёма знаний − необходимо их творческое осмысление и применение модернизированных воззрений в повседневной жизни. Поэтому необходима дальнейшая разработка этого многоаспектного понятия.


Литература:
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

  2. Бергсон А. Творческая эволюция: Пер. с франц. − М., 1998.

  3. Бубер М. Два образа веры. − М., 1995.

  4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, тт. 1-14. М. − Л., 1929-1959.

  5. Давыдов Ю.Н. и др. Современная западная социология: Словарь − М., 1990.

  6. Дильтей В. Собрание сочинений в шести томах. − М., 2000.

  7. Кант И. Сочинения в шести томах. − М., 1963 – 1966.

  8. Кречмер Э. Гениальные люди. – С-Пб., 1999.

  9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. − М., 1955-1981.

  10. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М., 1982. − С. 208-118.

  11. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. − М., Киев, 1997.

  12. Маслоу А. Мотивация и личность. − СПб., 1999.

  13. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер с англ. − М., 1999.

  14. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества - М., 2008.

  15. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп./Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича − 2-е изд. − М., 2000.

  16. Ранк О. Миф о рождении героя. – М., Киев, 1997.

  17. Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопр.психол. 1990.№ 1. − С.164-168.

  18. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества: науч.-метод. пособие для аспирантов и молодых преподавателей. − Орел, 2000.

  19. Ушаков Д.В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2. № 4. − 2005. − С. 53-56.

  20. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. − М., 1990.

  21. Фромм Э. Психоанализ и этика: пер. с англ. − М., 1993.

  22. Фромм Э. Душа человека: пер. с англ. − М., 1992.

  23. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. − М., 1999.

  24. Юнг К.Г. Собрание сочинений в 19 томах. Т.15. Феномен духа в искусстве и науке − М., 1992.

  25. Юнг К.Г. Конфликты детской души. − М., 1995.

  26. Юнг К.Г. О становлении личности/Юнг К.Г. Бог и бессознательное: − М., 1998.

  27. Csikszentmihalyi M. Implications of a Systems Perspective for the Study of Creativity // Handbook of Creativity / ed. by R. Sternberg. − Cambridge, 1999. − P. 313-335.

  28. Guilford J. P. Personality. − New York, 1959.

  29. Maddi S. Creativity is strenuous//The University of Chicago Magazine, 1973, vol.66, #2, P. 18-23.

  30. Rogers C.R. On Becoming a Person: a Therapist’s View of Psychotherapy. − Boston, 1961.


Основные термины: «творческое мировоззрение», творческого мировоззрения, понятия «творческое мировоззрение», исследования творчества, феномена «творческое мировоззрение», феномен творчества ценностный, анализ феномена творчества, духовно-личностную сущность творчества, ценности творчества, творческого мировоззрения личности, творческого человека, продукту прошлого творчества, реализации человеческого творчества, развитие личности, изучению роли творчества, творчества окружающими людьми, побудительной силы творчества, внимание проблеме творчества, сферах творчества, века исследования творчества

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle