Дошкольники — маленькие патриоты большой страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дошкольники — маленькие патриоты большой страны / М. М. Рындина, И. А. Пикульникова, М. А. Калинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53450/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой ты ее в детстве увидал…

К. Симонов

В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одной из актуальных задач. Не случайно с введением «Закона об образовании» в учебном процессе стало больше внимания уделяться ознакомлению детей дошкольного возраста с национальным культурным наследием, с историей страны и родного края.

Цель патриотического воспитания — формирование активной социальной позиции у детей, воспитание гуманной, самостоятельной, развитой личности.

Очень жаль, что в последнее время такие слова как «патриотизм», «героизм» вызывают порой усмешку среди подрастающего поколения. Современное общество предпочитает ставить личные интересы выше всего. И разговаривать о патриотическом воспитании, о любви к своей Родине стало как–то не модно. Между тем, ощущение Родины — это не просто принадлежность человека к определенному государству. Нужно знать историю, любить культуру, соблюдать традиции и обычаи этой страны. Вот тогда можно сказать, что ты действительно ощущаешь себя гражданином своей Родины.

Воспитывая маленьких патриотов большой страны, следует настраиваться на длительный, сложный процесс. Успехом в данной работе можно заручиться лишь в том случае, если сам педагог будет хорошо знать историю своей страны, края, города. [1, с. 4–5]. Нужно учиться преподносить материал, используя понятные термины для детей. Ведь от этого зависит, воспримет ли ребенок данные знания и захочет ли он узнать еще что — то новое.

Работая над проблемой нравственно-патриотического воспитания, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стараются решить следующие задачи:

‒ воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу;

‒ сформировать представление о своем родном крае, городе на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;

‒ сформировать представление у детей о России, как о родной стране.

‒ воспитать гражданские и патриотические чувства у дошкольников через изучение государственной символики;

‒ развить чувство ответственности и гордости за достижения своей страны;

‒ сформировать толерантность, чувство уважения к людям другой национальности, их традициям.

При отборе познавательного материала для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию мы руководствовались следующими принципами:

  1. «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка каждого возраста).
  2. Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его интересов.
  3. Рациональное сочетание разных видов деятельности.
  4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  5. Принцип «спирали» (дети возвращаются к тем или иным вопросам, событиям из года в год, углубляя свои познания). [3, с. 6–7]

Все эти принципы нам помогали, как бы отсортировать материал, который был предоставлен вниманию дошкольников. Так как, не всякие сведения в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств.

Чтобы работа по воспитанию патриотизма у детей велась систематически и целенаправленно, нами был разработан перспективный план для старших дошкольников на тему: «Мы — юные патриоты». На каждый месяц педагогами были запланированы занятия по различным темам: «Символика России», «Неофициальные символы России», «Защитники нашей Родины», «Мой город» и другие. Перспективный план позволил нам как можно тщательнее подойти к решению задач, поставленных ранее.

Мы пытаемся найти новые подходы, новые формы и новые решения в воспитании у детей патриотизма. Когда знакомим дошкольников с историей своего народа, с культурой, обычаями, традициями, то наблюдаем, как они проявляют любознательность, прекрасную эмоциональную память. Именно в дошкольном возрасте все новое воспринимается с восторгом, поэтому мы вызываем патриотические чувства в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Чтобы добиться положительных результатов в своей работе нами используются следующие формы работы:

‒ Тематические занятия.

‒ Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные, подвижные игры.)

‒ Проведение праздников (развлечений).

‒ Смотры-конкурсы, выставки детского творчества.

‒ Организация экскурсий.

‒ Трудовая деятельность.

Наши воспитанники побывали на экскурсиях по родному городу, где имели возможность любоваться его красотами, где учились беречь и любить свою малую родину. Во время экскурсий дети знакомятся с улицами, различными достопримечательностями. Они с интересом рассматривают старинные и современные здания, сравнивают их. [2, с. 23–25] Вместе с родителями накануне праздника Великой Победы мы посетили памятник погибшим воинам, находящийся на проспекте Комсомольский. Там воспитанники возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания. Празднование Дня города тоже не обошлось без участия детей и родителей нашего детского сада. Мы приняли участие в конкурсе на лучший букет. Еще дети смогли познакомиться с историей родного края подробнее, когда в наше дошкольное учреждение пришла с лекцией работник краеведческого музея. Показывая красочные слайды на экране, она смогла вызвать настоящий интерес к истории и природе родного города и края. Такие знаменательные события нашли отражение в оформлении фотовыставок и фотоальбомов с непосредственным участием родителей.

Тесная работа с родителями в вопросе воспитания патриотических чувств у дошкольников является важным условием для получения положительных результатов. Кто, как не родители на примерах своего труда, своей жизни, отношению к государству показывают ребенку, что на него возлагают надежду не только родные, но и все общество и вся страна. [6, с.31–33] Воспитатели совместно с родителями привлекают детей к общественной жизни. При формировании чувства патриотизма, это очень важно. В данной работе педагоги нашего дошкольного учреждения опираются на родителей как на равноправных участников формирования личности ребенка. Значимую роль в этом играют экскурсии с участием родителей на предприятия и учреждения города, встречи на профессиональные темы. Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники.

Родители могут участвовать в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного творчества. В итоге, родители становятся не только помощниками, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка, а заметные сдвиги в проявлении гражданских качеств радуют и воспитателей, и родителей.

Закрепляя знания, полученные на экскурсиях, с дошкольниками проводятся тематические занятия, беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Дети делают выводы, дают нравственные оценки увиденному и услышанному. Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются сделать такую подачу информации как можно более яркими, впечатляющими. Чтобы в памяти детей остались знания о родных местах.

Так как у детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, в свободное время работа по ведущей теме месяца продолжается в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети проявляют свои лучшие качества в играх: «МЧС», «Моряки», «Летчики», «Пожарные», «Космонавты» и другие. С удовольствием играют в народные подвижные игры: «Коршун и цыплята», «Городки», «Салки» и другие. Занимаясь дидактическими играми: «Узнай и расскажи», «Символы России», «Когда это было», «Экологический светофор», «Кто живет в нашем лесу», «Чем богат наш край?» дошкольники закрепляют знания о символике родной страны, ее природе, о столице нашей Родины, о родном городе др.

Дети участвуют в различных праздниках, развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. Например, в спортивных соревнованиях, посвященных Дню Защитника Отечества, с участием пап. На таких мероприятиях дошкольники испытывают чувство гордости за своих отцов, учатся им подражать, раскрывают в себе желание тоже в свое время стать защитником Родины. [4, с. 12–13]. Дети имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. А затем отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Темы их рисунков: «Мой папа на службе», «Здравствуй город!», «Улицы и дома нашего города», «Мой город в будущем», «Природа нашего края», «Дикие животные наших лесов» и другие. Так же дети могут выразить свои мысли в конструировании, в изготовлении подарков, которые вручают бывшим воинам и просто тем гостям, которые приходят в детский сад на мероприятия.

Педагоги вместе с детьми оформляют выставки детского творчества к знаменательным датам нашей страны. А также участвуют в смотрах — конкурсах, проводимых по различным тематикам. Так совсем недавно, собирая материал к оформлению выставки «Бессмертный полк» наши дети имели возможность познакомиться с теми людьми, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Воспитатели показывали фотографии, принесенные родителями, и рассказывали о защитниках далекой войны.

В заключение хочется сказать, что, воспитывая маленьких патриотов нашей большой Родины необходимо проводить системную, целенаправленную работу. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании окружающего мира, людей, природы. Не зря их называют «почемучками». Они готовы откликнуться на изучение нового и всего, что их окружает. Так же нужно учитывать возрастные особенности при отборе материала для реализации задач по патриотическому воспитанию. Эффективность работы по данному направлению невозможна без участия родителей и их понимания о необходимости патриотического воспитания. Будем воспитывать в детях чувство любви к своему Отечеству вместе!

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ, 2005, с. 4–5
  2. Алешина Н. В. Знакомство с родным городом и страной. М: УЦ «Перспектива», 2011, с.23–25
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, Москва, 2009, с. 6–7
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценариев мероприятий/ авторы-составители Александрова Е. Ю и др. — Волгоград: Учитель, 2007, с.12–13
  5. С чего начинается Родина? Под редакцией Кондречкинской Л. А., МТЦ, Сфера,2003
  6. Ковалева Г. А. Воспитываем маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2004, с. 31–33
  7. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. Краснодар: Традиция, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, патриотическое воспитание, детский сад, родитель, родной город, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, игра, родная страна, родной край.


Похожие статьи

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Похожие статьи

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Задать вопрос