Библиографическое описание:

Петраков М. А. Основные характеристики современных условий предпринимательской среды в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 151-154.

Институт частной собственности, защищенная конкуренция, свободное ценообразование – это ключевые элементы системы свободного предпринимательства, которая в свою очередь, выступает основой существования и функционирования экономической системы рыночного типа.

Определяющими принципами формирования высокоэффективной рыночной системы, как отмечается в работе «Основные принципы экономической политики» Вальтера Ойкена, являются: незыблемость частной собственности, свободное ценообразование, стабильное денежное обращение, экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей, конкуренция без монополий, принцип открытых рынков и постоянства экономической политики [1].

Следовательно, основной активно действующей единицей экономической системы, основанной на рыночных принципах, выступает предприниматель, осуществляющий свою деятельность на определенной территории и в определенных условиях.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «предприниматель – 1. Владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере. Ассоциация предпринимателей. 2. Предприимчивый и практичный человек. 1) ж. предпринимательница. Предпринимательская деятельность» [2].

Ричард Кантильон отмечает, что предприниматель – это лицо, получающее прибыль за счет взятого на себя риска осуществления торговых операций [3]. По утверждению Й. Шумпетера в основе экономического развития положена специфическая функция предпринимателя, которая проявляется всякий раз в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация [4]. Предпринимательство в его интерпретации представляет собой, деятельность по сознательному внесению возмущений в хозяйственную среду в расчете на получение конкретного преимущества и, как следствие, высокого дохода.

В римском праве предпринимательство рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая [5].

В современном законодательстве Российской Федерации дается определение понятию предпринимательской деятельности, а именно пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [6].

По мнению автора данной статьи, под предпринимательством следует понимать особый вариант организации хозяйственной деятельности, сущность которого сводится к насыщению рынка определенными продуктами (товарами, услугами, работами и т.д.), которые являются необходимыми для удовлетворения запросов общества, причем наиболее рациональным и в тоже время возможно инновационным способом, позволяющим обеспечивать себе преимущества на рынке перед другими хозяйствующими субъектами и, как следствие высокую результативность данной деятельности.

Необходимо также отметить, что Конституцией РФ формально установлены необходимые условия для осуществления эффективной деятельности предпринимателей различных форм собственности и сфер деятельности. В статье 8 говориться о том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; … признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а также в статье 34 установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; … не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [7].

На практике же стоит отметить, смена формы собственности на факторы производства через приватизацию государственного сектора экономики, абсолютное вмешательство государства в экономику, не привили к росту эффективности экономической системы России в целом, и результативности деятельности хозяйствующих субъектов (предпринимателей) в частности. Проводимые в нашей стране с середины 80-х годов XX века до настоящего времени экономические преобразования не привели к созданию полноценного рынка, который характеризуется не только территорией, очерченной государственной границей Российской Федерации, но и отмеченными выше основополагающими принципами формирования высокоэффективной рыночной системы, которые формируют благоприятную среду для осуществления эффективной деятельности предпринимателей.

Таким образом, среда хозяйствования, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, или предпринимательская среда оказывает определяющее влияние на эффективность деятельности хозяйствующего субъекта (предпринимателя), а совокупность результатов деятельности предпринимателей является показателем эффективности всей экономической системы (основанной на рыночных принципах).

Для дальнейшего повествования необходимо определить категорию предпринимательская среда. По утверждению А.Н. Асаула, Е.Г. Скуматова, Г.Е. Локтевой под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления [8].

Также под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики [9].

Как было отмечено выше, предпринимательская среда характеризуются факторами влияния на функционирование предпринимателя, при этом следует различать факторы внутренней (как правило, субъективные факторы) и внешней (объективные факторы) предпринимательской среды.

Внутренняя предпринимательская среда характеризуется как хозяйственный организм предпринимательской единицы, основными составляющими которого являются: цели, задачи, структура, технология и люди, а также наличием определенных ресурсов (человеческих или трудовых, информационных, финансовых, денежных и т.д.). Грамотное использование (в этом отражается субъективное влияния самого предпринимателя на конечный результат своей деятельности) факторов и ресурсов внутренней предпринимательской среды обеспечивает повышение эффективности осуществления предпринимательской деятельности.

Внутренняя организация предпринимательской деятельности имеет существенное влияние на конечный её результат, но не основное. Определяющее влияние на поведение предпринимателя оказывают факторы внешней предпринимательской среды.

Как отмечает И.Н. Герчикова под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и фак­торы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конк­ретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее фун­кционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений [10].

В свою очередь факторы внешней предпринимательской среды подразделяются на факторы прямого (поставщики, потребители, органы местной власти, конкуренты) и косвенного (технологии, состояние экономики, социокультурные факторы, деятельность международных организаций) воздействия.

Факторы внешней предпринимательской среды имеют более сложную структуру, информация о данных факторах не является полной, предпринимателю приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. А как отмечают А. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность [11] и представляют модель влияния непредвиденных обстоятельств на хозяйствующий субъект (рисунок 1) [12].

 

 

Рис. 1. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на хозяйствующий субъект

 

Основными чертами, которыми характеризуется для предпринимателя внешняя предпринимательская среда, являются: сложность, динамичность, нестабильность, неопределённость и риск.

Сложность как характеристика внешней предпринимательской среды включает в себя множество элементов (факторов), на которые организация должна реагировать, также стоит учитывать уровень вариативности каждого фактора и комбинации этих факторов.

Динамичность – это скорость, с которой происходят изменения во внешней предпринимательской среде.

Сложность и динамичность внешней предпринимательской среды в совокупности порождают нестабильность предпринимательской среды.

Причем, здесь стоит отметить тот факт, что в качестве первопричины выступает нестабильность, под которой подразумевается состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновремённостью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом, форма наблюдаемых взаимосвязей и причинной обусловленности всех явлений, противоположная стабильному (стабильность — способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру и находиться в равновесии) [3].

Неопределенность – это количество информации, которой располагает предприниматель по поводу конкретного фактора внешней среды оказывающего влияние на предпринимательскую деятельность, а также достоверность этой информации. А.Н. Асаул, Е.Г. Скуматов, Г.Е. Локтева отмечают, что неопределённость – это неполнота или неточность информации об условиях реализации предпринимательской деятельности, в том числе связанных с ними затратах и результатах [8].

В свою очередь, неопределенность увеличивает риск, вероятность наступления неблагоприятного события, к примеру, получение отрицательного результата по итогам осуществления предпринимательской деятельности.

Также отмечая, что большинство, процессов экономической деятельности невозможно изучать без явного признания наличия ситуации неопределенности. Научной и экономической практикой доказано, что практически в любом виде экономической деятельности при­сутствует вероятность выигрыша или проигрыша, и эти факторы лежат в основе поведения людей при выборе экономических альтернатив.

В условиях командно-административной или плановой экономики экономическая обстановка формируется органами государственной власти в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, инструкции, государственные цены, тарифы создавали экономическую систему и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать хозяйствующие субъекты и люди.

Конечно, жесткая централизованная система установок сдерживала инициативу, демотивировала, подавляла интерес и творческое начало. Но с другой стороны устанавливала четкость, обеспечивала порядок, стабилизировала предпринимательскую среду.

В плановой экономической системе можно было предвидеть объемы производства, поставок, продаж, цены и соответственно доходы, прибыль. Деятельность осуществлялась в заданных, стабильных условиях.

Рыночная система хозяйствования есть, прежде всего, экономическая свобода (характеризуется относительной свободой предпринимателя и регулирующей деятельностью государства). Свободе одного предпринимателя сопутствует и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. Анализируя предпринимательскую деятельность отдельного предпринимателя, следует заметить, что данная деятельность осуществляется в рамках конкретных условий: на определенной территории, в определенный исторический отрезок времени, на определенном рынке с определенным числом его участников, где каждый отмеченный участник с учетом рыночных принципов действует ради собственной наживы опосредовано, локально [13].

Рыночная система хозяйствования в связи с наличием целого спектра форм собственности и свободы хозяйственного поведения осуществляется воспроизводство конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. Как утверждает Б.А. Райзберг рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкуренции имманентным такой системе [14].

Следовательно, вне зависимости от наших субъективных желаний, осуществление предпринимательской деятельности предопределяет «столкновение» с неопределенностью и повышенным риском.

Таким образом, в связи с развитием и становление рыночных отношений в современном российском государстве предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности ситуации, динамичности условий хозяйствования, в связи с чем, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь и как наихудший результат – банкротство предпринимателя.

Но здесь необходимо отметить, тот момент, что не только становление рыночных отношений и присущие им отдельные специфические аспекты (ранее отсутствующие, как таковые в плановом народном хозяйстве) влияют на эффективность предпринимательской деятельности, но и необходимо учитывать специфику влияния социальной структуры той территории, на которой осуществляется деятельность, а именно её трансформация и, как следствие, трансформация большинства социальных институтов.

Как утверждает профессор Г.Л. Багиев: Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, … исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяет установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях [5].

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на 20 летний срок реформирования в России по сравнению с наиболее развитыми странами мира (США, Япония, государствами Европейского союза и т.д.) происходит процесс становления экономической системы, основанной на рыночных принципах хозяйствования. Данные обстоятельства накладывают дополнительный отпечаток на условия хозяйствования основной единицы (предпринимателя) выбранной системы хозяйствования. Таким образом, современная российская экономическая реальность заставляет хозяйствующего субъекта постоянно действовать и принимать решения в условиях повышенной неопределенности, риска, а в отдельных случаях, оппортунизма со стороны партнеров и контрагентов. На данном этапе развития общественно-экономического развития Российской Федерации, отмеченные обстоятельства являются естественными.

 

Литература:

  1. Ойкен Вальтер. Основные принципы экономической политики. М. 1995;
  2. http://lib.ru;
  3. http://ru.wikipedia.org;
  4. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 63-64;
  5. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.;
  6. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ - Часть первая;
  7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
  8. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтева Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. СПб.: «Гуманистика», 2004. – 256 с.;
  9. http://www.1s5.ru/predprinimatelstvo;
  10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.;
  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ., общ. ред. и вступительная статья д.э.н. Л.И. Евенко. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, М: Изд-во «Дело», 1997. - 704 с.
  12. Howard M. Carlisle, Situational Management (New York: American Management Association, 1973, p.29).
  13. Светуньков М.Г., Волков А.В. Формы контракции хозяйствующих субъектов в теории сегментной конкуренции. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 1. С. 7-13.
  14. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 672 с. – (Серия «Высшее образование»).


[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 10-03-27303а /В "Поражения: ментальность и реальность предпринимательства".

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle