Проблемы реализации государственных программ и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 3774 раза

Библиографическое описание:

Бурдуковская, А. П. Проблемы реализации государственных программ и пути их решения / А. П. Бурдуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49245/ (дата обращения: 09.05.2024).



В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и рекомендации по повышению эффективности их реализации.

Ключевые слова: государственная программа, эффективность, анализ, методика, контроль, бюджет.

В современных условиях очень важно для государства выстроить стойкую конкурентоспособную экономическую модель. В настоящее время, разработка эффективной и действительно работающей модели осуществима при условии, если все сферы деятельности будут открыты и прозрачны. Данному направлению способствуют государственные программы, которые разрабатываются и реализуются во всех субъектах РФ. Актуальность исследования данного направления связано с наличием проблем в их реализации, а также для поиска оптимальных решений, с целью повышения эффективности и снижения рисков.

Анализ проблем в сфере эффективности и результативности государственных программ Новосибирской области указывает отклонение от системы выделенных индикаторов реализации программ. Это указывает на низкую эффективность в достижениях указанных целей и ожидаемых результатов в исполнении государственной программы и не дает адекватно и четко оценить эффективность реализации программы по ее завершению.

В разделе оценки эффективности государственных программ содержатся критерии оценки общего характера. Таким способом оценить реальный экономический эффект от реализации программ достаточно сложно. Отметим, что при исполнении обязательств по финансовому обеспечению программных мероприятий существуют факты неполного финансирования программ в текущем году, что приводит к планированию увеличения финансирования государственных программ в последующий период.

В механизме формирования и реализации целевых программ особое место занимает оценка эффективности и результативности программ, она представляет собой отдельную совокупность методов оценки в функциональной подсистеме (научно-практическом инструментарии) механизма в блоке методов и в то же время в обеспечивающей подсистеме механизма она присутствует в блоке информационно-аналитического обеспечения. [5]

Для оценки эффективности государственных программ и мероприятий существует Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации», а также «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». В данных документах отражены требования к порядку оценки, за которые отвечает ответственный исполнитель программы. В функции ответственного исполнителя входит оценка эффективности программы, а также создание методики для своего субъекта с целью улучшения показателей эффективности данных программ. Эксперты отмечают, что в типовой методике, изложенной в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерация» существует комплекс недоработок. Во-первых, она основана на план-фактном анализе, то есть характеризует только исполнительскую дисциплину. Во-вторых, анализирует показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при подготовке государственной программы. [1] Исполнители, отвечающие за реализацию программ, могут занижать либо завышать необходимые показатели для уверенности в их достижении.

При этом отбор программ осуществляется на конкурсной основе по формализованным критериям с учетом приоритетности программной области, степени общественной значимости планируемых результатов и ожидаемой эффективности реализации программы. [6]

В Новосибирской области оценка эффективности реализации государственных программ в 2017 году осуществлялась в соответствии с методикой оценки эффективности, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области». В соответствии с вышеуказанной методикой реализация государственной программы, подпрограммы или мероприятий, направленных на реализацию программы считается результативной, если рассчитанное значение показателя интегральной оценки R >= 0,8, недостаточно эффективной- 0,5 <= R < 0,8, неэффективной, если значение меньше 0,5.

Изначально, законом об областном бюджете бюджетные ассигнования на 2017 год в объеме 111 241,7 млн. рублей были утверждены на реализацию мероприятий 12 государственных программ Новосибирской области и на другие направления деятельности органов государственной власти в объеме 5 001,5 млн рублей.

В заключении контрольно-счетной палаты Новосибирской области отмечается, что в ходе исполнения областного бюджета плановые показатели на 2017 год, направленные на финансирование программных мероприятий корректировались 5 раз соответствующими законами Новосибирской области. В результате корректировок, по фактическому финансированию расходы областного бюджета на 2017 год в редакциях последних изменений составили 114 182,3 млн рублей, в том числе на исполнение программ- 110 038,4 млн рублей.

В результате анализа видно, что законодательно утвержденные расходы областного бюджета на реализацию программ в 2017 году к первоначальному плану уменьшены на 2 060,9 млн рублей, или на 1,8 %. Сокращение бюджетных назначение на 2017 год коснулись всех 12 программ.

На основе статистического анализа и экспертных оценок для каждой статьи источников и расходов Программы можно определить возможные объемы поступления и расходования средств, их отклонение от запланированных величин и сформировать соответствующие вероятностные характеристики. [4]

В ходе анализа изменений и корректировок в течение года в государственных программы были обнаружены исправления с разницей во времени (несколько дней), так же некоторые корректировки одного и того же мероприятия, что указывает на не эффективную работу ответственных исполнителей программных мероприятий.

Проблема оценки реализации государственных программ существует по сей день и требует внимания со стороны государства. Невысокое качество государственных программ неблагоприятным образом сказывается на эффективности осуществления государственной политики в Российской Федерации, соответственно, и на общем уровне жизни населения.

Литература:

  1. Соколов И. А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014.№ 2.С.7–11.
  2. Постановление от 2 августа 2010 года N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области».
  4. Соколов В. Г., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.
  5. Владимирова Т. А., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ / Экономика и предпринимательство. 2017. № 2–2 (79–2). С. 885–888.
  6. Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Модернизация системы управления государственными финансами на основе концепции управления по результатам: Монография. Новосибирск: САФБД, 2013. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирская область, государственная программа, программа, оценка эффективности, реализация, реализация программ, результативность программ, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии...

По нашему мнению, проблема оценки эффективности программ тесно связана с разработкой методики оценки эффективности и результативности оказания бюджетных услуг в целом.

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения.

Оценка эффективности реализации целевой программы...

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции...

Государственные программы: формирование и реализация

Государственные программы: формирование и реализация. Авторы: Петраков Михаил Андреевич, Шестерик Елена Александровна.

Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который...

Целевые программы как эффективная форма государственной...

Целевая программа «Развитие субъектов МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы».

Программа содержит механизм мониторинга на основе специально разработанной системы индикаторов оценки результативности и эффективности бюджетных расходов.

Предпосылки и причины формирования государственных...

Ключевые слова: государственные программы, бюджетная реформа, бюджетное планирование, ориентированное на результат, мировой опыт, оценка результативности и эффективности реализации государственных программ, проектный подход.

Анализ основных причин необходимости корректировки...

Были утверждены порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, перечень государственных программ, методические указания по разработке и реализации государственных программ.

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской...

1) Отсутствие четких правил составления целевой комплексной программы, что затрудняет её реализацию. 2) Низкая результативность. В настоящее время отсутствует методика оценки эффективности программ...

Реализация государственных и муниципальных программ...

Опыт реализации государственных программ Оренбургская область начала нарабатывать, когда были разработаны и запущены в работу программы «Развитие сельского хозяйства и

- утверждение единой методики оценки эффективности программ (подпрограмм)

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления.

- введение требования о регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ.

Похожие статьи

Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии...

По нашему мнению, проблема оценки эффективности программ тесно связана с разработкой методики оценки эффективности и результативности оказания бюджетных услуг в целом.

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения.

Оценка эффективности реализации целевой программы...

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции...

Государственные программы: формирование и реализация

Государственные программы: формирование и реализация. Авторы: Петраков Михаил Андреевич, Шестерик Елена Александровна.

Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который...

Целевые программы как эффективная форма государственной...

Целевая программа «Развитие субъектов МСП в Новосибирской области на 2012–2016 годы».

Программа содержит механизм мониторинга на основе специально разработанной системы индикаторов оценки результативности и эффективности бюджетных расходов.

Предпосылки и причины формирования государственных...

Ключевые слова: государственные программы, бюджетная реформа, бюджетное планирование, ориентированное на результат, мировой опыт, оценка результативности и эффективности реализации государственных программ, проектный подход.

Анализ основных причин необходимости корректировки...

Были утверждены порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, перечень государственных программ, методические указания по разработке и реализации государственных программ.

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской...

1) Отсутствие четких правил составления целевой комплексной программы, что затрудняет её реализацию. 2) Низкая результативность. В настоящее время отсутствует методика оценки эффективности программ...

Реализация государственных и муниципальных программ...

Опыт реализации государственных программ Оренбургская область начала нарабатывать, когда были разработаны и запущены в работу программы «Развитие сельского хозяйства и

- утверждение единой методики оценки эффективности программ (подпрограмм)

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления.

- введение требования о регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ.

Задать вопрос