Библиографическое описание:

Позднякова Е. П. Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 288-291.

Перед начальной школой сегодня  все острее встает задача научить каждого ребенка добывать знания самостоятельно, привлекая их к исследовательской деятельности. Умения младших школьников, такие как:  определить цель, составить  план своей деятельности,  предвидеть последствия того или иного действия,  проанализировать полученный результат,  зависят от того, насколько  у младших школьников  развиты метапознавательные навыки.  В модели «Российское образование – 2020» [2] и в стандартах нового поколения [1] развитию перечисленных выше умений и навыков отведено одно из центральных значений.

На современном этапе развития общества возрастает объем знаний, подлежащих усвоению, повышаются требования к качеству обучения. В этой связи очень актуальным становится развитие метапознавательных навыков младших школьников, которые определяют успешность дальнейшего обучения и общего развития учащихся.

Усложнение  содержания учебного материала школьного образования приводит к тому, что младшим школьникам часто приходится прибегать к  помощи родителей, нередко фактически перекладывая на них функцию ориентировки, планирования, решения задач  и сохраняя за собой лишь роль «исполнителя». Результатом этого становится неразвитость у младших школьников метапознавательных навыков (умения учиться и организовывать свою учебную деятельность и др.).

Метапознавательные навыки – это общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним относят: навыки задавания вопросов; определение целей и задач, связь данной задачи с предшествующей работой; планирование; выбор тактики; разделение задачи или проблемы на компоненты; предвидение последствий того или иного действия или события; постоянный контроль за своей текущей деятельностью и анализ ее с точки зрения правильности; коррекция, возможное перепланирование и включение пересмотренных целей; самопроверка результатов собственных действий [6].

Заметим, что проблема общеучебных навыков разносторонне представлена в научной литературе. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Н.А. Лошкарева, М.Н. Скаткин и др.) обосновали генезис, закономерности и иерархию общеучебных умений и навыков. Существенный вклад в этот процесс внесли такие ученые как: Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, В.С. Ильин, В.В. Краевский, Ю.А. Конаржевский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.

И.Я. Лернер считает, что  проблема общеучебных навыков поставлена достаточно остро, это обусловлено трудностями в усвоении обязательного для всех учебного материала.

Поступив в школу, младший школьник начинает осваивать новую для него деятельность – учебную. Развитость метапознавательных навыков определяет успешность дальнейшего обучения, общего развития, развития умственной активности учащегося, включение его в процесс непрерывного образования.

Ю.А. Конаржевский доказательно говорит о том, что проблема развития метапознавательных навыков младших школьников является межпредметной, так как этими навыками школьник может руководствоваться вне зависимости от содержания предмета.

Анализ образовательной практики дает основание утверждать, что выпускник начальной школы  не способен самостоятельно определить цель свой деятельности, осуществить самопроверку и самоконтроль, и самооценку выполненной работы; сформулировать грамотно вопрос, составить план, вычленить проблему, выделить основную мысль, рефлексировать.

            При существующей системе организации учебной работы, замечает А.К. Громцева, метапознавательные навыки не развиваются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Ученики в связи этим привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и слабо подготовлены к самостоятельной ее организации.

Развитие метапознавательных навыков способствует увеличению интенсивности познания, уменьшает затраченное на него время, обеспечивая более высокий уровень его протекания и способствует включению младшего школьника в процесс самообразования.

Самообразование является неотъемлемой частью учебной деятельности учащихся. Общеучебные навыки дают возможность школьнику осуществлять самопознание, самообразование, помогают  младшим школьникам  проявить свой творческий потенциал, реализовать себя как личность.

Г.К. Селевко общеучебные навыки называет важнейшими способами организации работы и к ним относит:  умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов деятельности, построение алгоритма деятельности, планирование самостоятельной работы на уроке и дома, планирование на день, неделю, месяц;  умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе – наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы, организация домашней самостоятельной работы, определение порядка и способов умственных действий;  умения и навыки восприятия информации: работа с различными источниками информации: чтение, работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа со справочниками, словарями, слушание речи, запись прослушанного, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание;  умения и навыки работы с компьютером; умения и навыки мыслительной деятельности: осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция-дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, умозаключений, написание сочинений, решение задач, проблем;  умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической, оценка достоверности изложения, верности решения, рефлексивный анализ [7].

В работах Ш.А. Амонашвили, М.Р. Львова, Г.И. Цукерман представлены основы развития общеучебных навыков в системе начальной школы. Так, например, одна из задач при обучении младших школьников – это научить ребенка учиться, то есть способствовать развитию  метапознавательных навыков. Г.К. Цукерман выделяет следующие составляющие умения учиться:

-  рефлексивные умения и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой мне чего-то не хватает и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? почему имеющихся у меня средств и способов действия недостаточно для решения этой задачи; чего именно я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации?

- продуктивные умения и операции, которые необходимы для приобретения недостаточных знаний, умений, способностей для решений второго вопроса самообучения: как выучиться? Научиться выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной, наличной ситуации, по мнению Г.А. Цукерман, является основной целью умения учиться [8].

Т.И. Шамова разработала критерии владения школьниками метазнаниями, проявляющиеся в следующих показателях:  потребность в овладении метазнаниями (знаниями о знаниях); наличие метазнаний – знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала (знания о сущности приемов умственной деятельности); умения анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий; умения выделять главное в определениях, задачах, теоремах и т.п.; умения классифицировать познавательные объекты;  умения сравнивать познавательные объекты.

В практике описан опыт экспериментальных школ, где учителя учат детей только так называемым метапредметным навыкам (надпредметным учебным навыкам мыслительной деятельности) с тем, чтобы, овладев ими, школьники уже самостоятельно изучали академические учебные дисциплины, получали в случае необходимости консультацию, отрабатывали предусмотренные программами практические работы, а затем периодически писали контрольные работы, сдавали зачеты и экзамены по самостоятельно изученным предметам.

Социальная ситуация развития младших школьников  нынешнего века кардинально изменилась, по сравнению с веком ХХ. Резко возросла информированность детей. У современных младших школьников появились новые возможности — интерактивные технологии, информационный потенциал Интернета. Однако можно говорить о том, что сегодня в системе начального обучения потенциал информационных технологий полностью не реализован.

            В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике обучения младшего школьника, что обуславливает введение инноваций.

Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов в развитии метапознавательных навыков младших школьников открывает дорогу интерактивным формам и методам и,  в частности, игровому методу, который в настоящее время, на наш взгляд, должен быть более востребованным в начальной школе.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Во время игры младший школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными [3]. А психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации [9].

Д.Б. Эльконин видит значение игры в том, что в ней подготавливаются предпосылки к переходу на следующий более высокий этап развития, путем  предоставления свободы в личном целеполагании, свободы в конструировании «мнимой ситуации», свободы в выборе или создании ситуативных подтекстов [9].

В игре каждому младшему школьнику предоставляется возможность самому  поставить цель своим действиям, самому натолкнуться на связанные с ний проблемы (препятствия) и самому поискать (перепробовать) возможные решения, ощущая свободу в выборе и знаний, и практических возможностей при преодолении обнаруженных препятствий. Игра позволяет сделать внутренний шаг вперед, который всегда связан с какой-то внешней выраженностью – с совершением какого-то действия, которое для других участников игры является в той или иной мере новым или неожиданным, но формально не переходящим за рамки игровых правил.

            Интерактивная игра как нельзя лучше помогает изменить характер образовательного процесса, выводя его на новый уровень. Значение использования интерактивных игр при развитии метапознавательных навыков младших школьников возрастает в условиях реализации важнейших задач, которые ставит концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и модель «Российское образование -2020».

На сегодняшний день сформированы методологическая основа и концепнуальные положения применения новых информационных технологий в образовании (Б.Н. Богатырев, И.А. Вазраменко, К.К. Колин, Е.С. Полат и др.); разработаны и внедрены программно-методические комплексы с использованием информационных технологий (Т.А. Бороненко, А.П. Ершов, Н.В. Макарова, А.Е. Маров и др.); проработан круг вопросов управления педагогическим процессом интерактивного взаимодействия «учитель-ученик-компьютер» (В.А. Извозчиков, И.А. Румянцев, Г.П. Чепуренко и др.).

            Однако отметим, что сегодня в процессе применения и распространения интерактивных игр,  отмечаются серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования интерактивных игр и, в частности, в начальной школе, отсутствие исследований об эффективности влияния интерактивных игр в развитии метапознавательных навыков младших школьников; недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных игр и, что самое главное, отсутствие опыта комплексного использования  интерактивных игр в начальной школе; слабая инициатива со стороны учителей начальных классов в разработке и применении интерактивных игр для развития метапознавательных навыков младших школьников. Опираясь на приведенные выше суждения, утверждаем, что создание концептуальных основ использования интерактивных игр как средства развития метапознавательных навыков младших школьников, - объективная необходимость сегодняшнего дня.

            Проведенный анализ современных педагогических исследований и практики отечественного и зарубежного педагогического образования, а также самого процесса развития метапознавательных навыков младших школьников свидетельствует о том, что внедрение интерактивных игр в начальной школе происходит стихийно. Наблюдается несоответствие между определяющим значением развития метапознавательных навыков младших школьников и их реальным значением.

            В связи с этим возникают следующие противоречия:

- между жизненной необходимостью развития метапознавательных навыков младших школьников и их низким уровнем развития у современных младших школьников;

- между важностью для современного общества решения проблемы развития метапознавательных навыков младших школьников средствами интерактивных игр и ее неразработанностью в педагогической теории и практике;

- между потребностью учителей начальных классов в применении интерактивных игр как средства развития метапознавательных навыков младших школьников и отсутствием теоретически обоснованного учебно-дидактического комплекса по развитию метапознавательных навыков младших школьников.

Названные противоречия делают актуальной заявленную проблему, которая заключается в необходимости развивать метапознавательные навыки младших школьников средствами интерактивных игр.

            В рамках решения данных противоречий нами был разработан учебно-дидактический комплекс, который включает серию интерактивных игр, способствующих развитию метапознавательных навыков младших школьников.  Интерактивные игры учитель может применять на разных этапах урока и во внеурочной деятельности и, таким образом, способствовать развитию метапознавательных навыков младших школьников.  Благодаря этому учебно-дидактическому комплексу появляются хорошие условия для развития у младших школьников самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях и др. После каждой интерактивной игры проводится коллективное обсуждение ее результата. Благодаря этому методу у младших школьников развивается такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач. 

Разработанный учебно-дидактический комплекс  создает благоприятные условия для развития метапознавательных навыков младших школьников.  Таким образом,  использование интерактивных способов для развития метапознавательных навыков младших школьников – одно из важных условий успешного обучения. Использование этого метода в деятельности современного учителя очень актуально.

 

Литература:

1.                              Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2008.  — (Стандарты второго поколения).

2.                  Волков, А.Е., Кузьминов, Я.И, Реморенко, И.М, Рудник, Б.Л., Фрумин, И.Д., Якобсон, Л.И Модель «Российское образование -2020» / А.Е. Волков и др.. – Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.

3.                  Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003.

4.                  Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

5.                  Панфилова. А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

6.                  Пидкасистый, П.И. Словарь-справочник по педагогике / П.И. Пидкасистый. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

7.                  Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования /  Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

8.                  Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. – Рига : ПЦ «Эксперимент», 2000.

9.                  Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – М. : «Педагогика», 1978.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle