Библиографическое описание:

Гавлюковская А. В. Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 210-213.

До недавнего времени духовная музыка являла себя в качестве памятников музыкальной культуры прошлых веков и воспринималась как одной из областей композиторского творчества русских, а также зарубежных композиторов. С возрождением Православной религии в России началось более глубокое и комплексное изучение духовного наследия нашей Родины, реставрация и строительство храмов, открытие духовных учебных заведений и многое другое. Просвещение в области церковных искусств заинтересовывает  музыкантов, художников, искусствоведов, архитекторов, а также педагогов, учёных и людей других профессий. Среди учебных заведений прикладного характера стали появляться так называемые воскресные школы при православных общинах, в которых детям, а также и взрослым в доступной форме преподаются основы православной религии и её культуры. В ходе обучения во многих из них  для детей были организованы певческие занятия, на которых учащиеся приобщались к церковным песнопениям и непосредственно к богослужебной практике.

Преподаватели хоровых дисциплин имеют целью привить ученикам не только вокально-хоровые навыки, но и главным образом воспитать в них основные аспекты духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры, что безусловно является основой любого обучающего и воспитательного процесса. Немало музыкальных педагогов как светского, так и церковного направлений без сомнений утверждали и продолжают утверждать о неотъемлемой воспитательной функции обучающего процесса музыкальных дисциплин, особенно в древнейшей её составляющей – пении.

В области музыкальной культуры есть одна её древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле – всё это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.

Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство. Поэтому детское хоровое пение - это «природосообразная (сообразная природе ребёнка) воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является, основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути - его нравственного сознания, его личности» [12, c. 1].

Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом. Глубокое убеждение многих хоровых деятелей, в том числе хормейстера, дирижёра и педагога Г.А. Струве, состоит в том, что «именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации» [12, c. 1].

Особое место в обучении хоровому пению занимает музыкальная эстетика, которая, как и педагогика, является методологической основой музыкального воспитания. «Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах» [1, c. 39].Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики.

Первым можно считать принцип содержательности музыки, которого придерживался Б.Л. Яворский. Он считал, что специфическая система музыкальных образов для каждого исторического времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что данные музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка програмна и содержательна. Очень важно отношение к музыке как информационной языковой системе. «Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой она является» [8, c. 20].

Второй важнейший принцип музыкальной эстетики требовал рассмотрения произведения в историко-культурном и социальном контексте. В суждениях Яворского не было грани между элементами исторического, общекультурного и собственно музыкального анализа. «Шла речь о Бахе и Моцарте, Бородине или Скрябине, в его аналитических исследованиях оживала и крестьянская песня феодальной эпохи…» [1, c. 40].

Третьим принципом музыкальной эстетики и воспитания школьников является внимание к психологическим особенностям восприятия музыки. Яворский подчёркивал единство творчества исполнения и восприятия.

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность.

Музыка, и в частности хоровое пение, вследствие своей специфики, отличается от других видов искусств. Тем не менее, есть некоторые общие положения в теории обучения, которые распространяются и на приёмы работы с музыкальным материалом. Сообщение детям некоторых сведений о музыке, композиторе может сыграть положительную роль в успешном ознакомлении учащихся с новым произведением и в повышении их интереса к музыке. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребёнка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувство, а через чувства на его отношение к окружающим явлениям. Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению как к произведению искусства. Познание ребёнком красоты музыки, её богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребёнка. Н.Л. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на всё прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно» [2, c. 90].           Художественно-эстетическое        восприятие действительности воодушевляет человека, ведёт его к творческой деятельности, придаёт ей вдохновение и увлечённость. В связи с этим большое внимание при работе с детьми-хористами должно быть уделено воспитанию эстетической восприимчивости, которая является результатом длительного и сложного развития. Под эстетической восприимчивостью понимается «способность непосредственной эстетической оценки произведений искусства, а также явлений и фактов окружающей действительности» [6, c. 34].

Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и продолжает отводить немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии, поскольку православное богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется Божие слово, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык. «Пение церковное - есть одна из форм самого богослужения. Церковное пение, как форма самого богослужения, зависит в первую очередь от общих литургических законов» [4, c. 18].

Представляется естественным взглянуть на церковное пение с точки зрения религиозной психологии. «Христианская жизнь есть стремление к общению с Богом. Средства богообщения: благодатные, исходящие от Бога, - таинства, и естественные, исходящие от человека, - молитвы. Молитва есть обращение души человека к Богу. Наша душа имеет три стороны: ум, сердце и волю. Ум - свет, который озаряет путь жизни к Богу. Сердце - теплота души, с которой душа переживает свое земное существование. Воля - это сила, энергия, повинующаяся то уму, то сердцу или же и уму, и сердцу. Каким путем человек ближе подходит к Богу: рассудочным или путем сердца? Путем сердца, одним умом человек не может многого достигнуть в общении с Богом» [9, c. 53].Воспитательное значение духовной музыки трудно переоценить. Однако «…и недостаточность собственных знаний в этой, долгое время как бы запретной сфере, и не определившиеся еще идеи обучения духовной музыке на уровне преобладающего светского образования – это, да и многое другое, активно мешает процессу приближения к пониманию приоритетности духовных основ, богослужебного пения в воспитании посредством музыки как одного из главных личностнообразующих начал» [10, c.11].

Тем не менее занятие церковным пением «открывает нам целый мир, новый, обширный, прекрасный, радостный, благоустроенный, в котором и водворяет нас как его членов» [3, c. 8]. Далее протоиерей Иоанн Вознесенский продолжает: «Оно (пение) затем развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и утончает наше чувство и возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями, ибо кто в чем упражняется, тот к тому чаще всего обращает и свои мысли и чувства, к тому приобретает навык и склонность» [3, c. 8]. Т.е. кроме эстетических и нравственных начал занятия богослужебным пением взращивают художественный вкус к подлинно возвышенному. «Слушать хорошее исполнение, вдумываться в разумность и красоту его оттенков и стараться делать их самому, – не подражая, а выражая по мере сил своей души и своего ума, – вот лучшая школа для развития художественного вкуса и способа выражения своих чувств; последнее будет тем лучше и трогательнее, чем оно проще, естественнее, искреннее.» [11, c. 50].

По мнению протоиерея И. Вознесенского «развивая свои духовные способности, поющий, чрез тщательное, совместное их выражение словами и звуками, развивает и совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми Творец отличил человека от животных, – это органы голоса, речи и музыкального слуха, и тем более возвышается над прочею земною тварью» [3, c. 9]. Музыка, особенно же пение, столь близко подчинены нашему духу, что служат наилучшим средством для выражения нашего чувства. «Пение, – говорит греческий монах Евфимий Зигабен, – имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение» [13, c. 5]. Могущественное и притом многостороннее и разнообразное действие пения и ритма на людей вполне признавалось и многими христианскими писателями. «Мы по природе любим пение и стихи, – говорит св. Иоанн Златоуст, – плачущее дитя успокаивается, слушая их. Дорожные люди, трудясь в полдень с рабочими животными, пением облегчают скуку пути и для себя, и для них. То же делают земледельцы, виноградари. Когда слушают пение и песни, сноснее становится труд и работа» [5, c. 119].

Евфимий Зигабен, толкователь псалтири, упомянув о действии музыки и пения на животных и особенно на людей без различия возраста и пола, продолжает: «наслаждение (от этого искусства) одинаково овладевает разумною и неразумною частью души человека... Вот почему и было введено в употребление (в церкви) пение псалмов» [13, c. 15].

 Но далеко не каждый православный христианин, обладающий, слухом и голосом, может выйти на клиросное послушание, «ибо здесь необходимо знать не только основы профессионального ремесла, но прежде всего традиции Русской Православной Церкви, особенности церковного Богослужения и церковных песнопений» [10, c. 13]. В объём изучаемого материала православного пения включаются не только музыкальные хоровые произведения, называемые песнопениями, но и необходимый пласт богослужебной практики, в который входит:

      - знание церковнославянского языка, богатейшего и непревзойдённого по глубине и красоте;

      - осознание смысла и символики молитвенных текстов;

      - охват  устава годичного круга и веками установившихся традиций богослужений православной церкви.

Следовательно, в обучении церковному пению детей можно выделить следующие задачи:

- религиозно-просветительские,

- нравственно-воспитательные,

- историко-культурные,

- дидактические и др.

В воспитании восприятия богослужения как молитвословия, облеченного в неразрывную систему пения и чтения, где одно проистекает из другого, создается модель непрестанного ангельского славословия. Потому говорить о богослужебном пении приходится как об аскетической дисциплине, это значит включать в понятие пения не только навыки владения движениями голоса, но также и навыки достижения сознанием определенных состояний. «Именно эти, достигаемые целенаправленными усилиями состояния сознания, – считает церковный историк и философ В.И. Мартынов, – будучи беззвучны сами по себе, обуславливают голосовые движения, образующие слышимую часть пения. Таким образом, единый процесс богослужебного пения включает в себя два уровня – неслышимый уровень организации сознания и слышимый уровень организации звукового материала. Hа эту двойственность певческого процесса неоднократно указывали отцы восточной церкви» [7, c. 90]. Та же мысль, но в несколько ином аспекте встречается уже в XIX веке у святителя Феофана Затворника, называющего богослужебное пение «духодвижным», по той причине, что все богослужебные песнопения «в духе зарождаются, и созревают, и из духа изливаются» [7, c. 89].

Вышесказанное можно понимать так: исполнение церковных молитв с максимальным пониманием их смысла и содержания в контексте цельного богослужебного процесса не только приобщает к особой культуре, складывающейся веками, но и облагораживает эстетические чувства, всецело воздействует на внутреннее сомоощущение человека, что является немаловажным в воспитании личностных свойств подростка.

Педагогические основы обучения в любой области играют несомненно важную роль в воспитательном процессе любой дисциплины. Обучению  же церковному пению способствует целый ряд основополагающих компонентов, которые продуктивно обогащают систему воспитания и сам обучающий процесс. Кроме того, из вышеперечисленных составляющих художественно-эстетических и духовно-нравственных основ выявляется некая специфическая задача многогранного и всестороннего воспитания как целостного процесса, в котором приоритетной целью является воспитание свойств личности человека.

Литература:

 

1.      Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2002;

2.      Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. Москва. 1967;

3.      Вознесенский Прот. И. Общедоступные чтения о церковном пении. Сборник статей. Сост.: О.В. Лада. Москва, 2001;

4.      Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка. Сборник статей. Сост.: О.В. Лада. Москва, 2001;

5.      Златоуст Иоанн. Собрание поучений. Избранные творения. Том 2. Москва, 2006;

6.      Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект, лекции. Москва, 1971;

7.      Мартынов В.И. История богослужебного пения. Москва, 1994;

8.      Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского. Москва, 1981;

9.      Парийский Л.Н., проф. О церковном пении. № 12, Москва,1949;

10.  Ромащук И.М.. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. Москва, 2000;

11.  Смоленский С.В. Курс хорового церковнаго пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии. Казань, 1897;

12.  Струве Г. А. Программа развития хорового пения. «Возрождение и развитие певческой культуры» Сайт http://www.nne.ru/education/materials/program.php ;

13.  Толковая псалтирь. Москва, 2003.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle