Методика анализа розничного товарооборота хозяйственно-бытовых товаров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.10.2017

Статья просмотрена: 4292 раза

Библиографическое описание:

Крюкова, О. А. Методика анализа розничного товарооборота хозяйственно-бытовых товаров / О. А. Крюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46088/ (дата обращения: 03.05.2024).



Оперативная, полная и достоверная информация о товарообороте розничного предприятия позволяет эффективно управлять запасами, ассортиментным рядом, ценовой и маркетинговой политикой. В данной статье предложена комплексная методика анализа товарооборота для торгового предприятия, занимающегося розничной торговлей хозяйственно-бытовыми товарами.

В современной рыночной ситуации каждое предприятие стремится улучшить свое положение на рынке. Для торговой компании одним из самых перспективных направлений повышения конкурентоспособности является оптимизация планирования закупочной деятельности. Опыт многих фирм показывает, что даже небольшое снижение уровня избыточных товарных запасов и ускорение оборачиваемости продукции позволяет добиться существенного увеличения рентабельности. Для решения данной задачи требуется оперативная, полная и достоверная информация о товарообороте розничного предприятия, о факторах, влияющих на изменение продаж товаров, о текущем состоянии складских запасов, позволяющая принимать оперативные, экономически обоснованные управленческие решения о частоте и объемах закупок, а также по увязке планов сбыта с планами закупок.

Характеристика рынка хозяйственно-бытовых товаров

Сегмент хозяйственно-бытовых товаров — это емкий рынок, который занимает вторую по значимости долю в сегменте товаров повседневного спроса после продовольственных товаров. Рынок хозяйственных товаров в России растет бурными темпами ввиду своего огромного структурного многообразия. В то же время рынок хозяйственно-бытовых товаров — это рынок с очень высоким уровнем конкуренции.

В классический перечень хозяйственно-бытовых товаров можно включить бытовую химию, бытовую технику, средства сангигиены, хозяйственно-уборочный инвентарь и принадлежности, садовый инвентарь, всевозможные бытовые принадлежности: пищевые пакеты, пленки, скотч, веревки, мусорные мешки, ящики, а также бытовые аксессуары. Хозяйственно-бытовые товары относятся к группе непродовольственных товаров. В большей части это товары повседневного спроса. Как правило, данные товары обладают длительным сроком годности и не нуждаются в особых условиях хранения.

Понятие розничного товарооборота

Розничный товарооборот — это выручка от продажи товаров населению за наличный расчет либо оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт. [1].

Экономическая сущность розничного товарооборота заключается в обмене денежных средств физических лиц на потребительские товары. Необходимо отметить, что только продажа товаров конечному потребителю, то есть населению, составляет розничный товарооборот. Другим важным условием, позволяющим отнести продажу товаров к розничному товарообороту, является продажа товаров небольшими партиями (поштучно). Обязательным признаком операции розничной торговли является наличие кассового чека или документа, заменяющего чек.

Цели изадачи анализа розничного товарооборота

Основная цель анализа — изучить тенденции развития розничного товарооборота и обосновать резервы роста продаж продукции на потребительском рынке хозяйственно-бытовых товаров в условиях свободной конкуренции.

К основным задачам анализа товарооборота относят:

– Определение текущего состояния (т. е. оценка объема товарооборота торгового предприятия за текущий период);

– Изучение динамики розничного товарооборота;

– Определение факторов, оказывающих влияние на товарооборот;

– Определение степени выполнения плана продаж;

– Изучение структуры розничного товарооборота.

Методика анализа розничного товарооборота хозяйственно-бытовых товаров

Анализ розничного товарооборота следует начинать с опеределения объемa товарооборота в натуральном и стоимостном выражении в текущих ценах. Затем необходимо оценить степень выполнения плана продаж на текущий период. При этом определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) и процент его выполнения по следующим формулам:

, (1)

где — сумма перевыполнения (недовыполнения) плана товарооборота, руб.; — фактический объем товарооборота, руб.; — плановый объем товарооборота, руб.

(2)

где — процент выполнения плана товарооборота [2].

Следующим этапом анализа товарооборота является анализ его динамики. В процессе анализа динамики товарооборота рассчитываются абсолютный и относительный темпы роста и темп прироста.

Абсолютный темп роста — сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

,(3)

где — сумма увеличения (уменьшения) товарооборота, руб.; — объем товарооборота в отчетном году, руб.; —объем товарооборота в прошлом году, руб.;

Относительный темп роста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

(4)

где %Р(У)— темп роста (уменьшения) объема товарооборота, %; — объем товарооборота в отчетном году, руб.; — объем товарооборота в прошлом году, руб.;

Темп прироста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

(5)

где — темп прироста (уменьшения) объема товарооборота, %.

Затем необходимо оценить структуру розничного товарооборота торгового предприятия по отдельным товарным группам (в рублях и процентах). Анализ структуры ассортимента включает в себя проведение ABC и XYZ анализов.

ABC-анализ — это анализ ассортимента, объема продаж различным группам потребителей, товарных запасов путем деления их на три категории (класса), которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия: А — наиболее ценные (обеспечивает 80 % продаж/прибыли, обычно составляет 15–20 % от ассортиментного ряда), В — промежуточные (обеспечивает 15 % продаж/прибыли, обычно составляет 35–20 % от ассортиментного ряда), С — наименее ценные (обеспечивает 5 % продаж/прибыли, обычно составляет 50–60 % ассортиментного ряда).

Алгоритм выполнения ABC-анализа:

  1. Выбор объекта анализа (определяем, что необходимо проанализировать — ассортиментную группу/подгруппу, номенклатуру в целом);
  2. Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (определяем ключевой для анализа показатель — объем продаж, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., средний товарный запас, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т. п.);
  3. Группировка списка объектов по убыванию значимости параметра (вверху списка располагаются товары, приносящие, например, наибольшую долю оборота; внизу — приносящие наименьшую);
  4. Распределение по категориям А, В и С.

Если АВС-анализ позволяет выявить товары, приносящие наибольшую прибыль, то XYZ-анализ дополняет его и позволяет анализировать стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента.

Распределение товаров на категории X,Y и Z определяется значением коэффициента вариации (v). Согласно классическому подходу к категории X относятся товары с коэффициентом вариации от 0 до 10 % и высокой стабильность спроса, к категории Y — от 10 до 25 %, для которых характерны сильные колебания объема спроса, а к категории Z — товары с нерегулярным спросом и коэффициентом вариации более 25 % [10]. Границы групп могут быть установлены индивидуально каждым торговым предприятием.

Коэффициент вариации — это величина, которая выражается в процентах и показывает отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Расчет коэффициента вариации (v) проводится по формуле:

(6)

где — значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период; — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа; n — число периодов.

Алгоритм выполнения XYZ-анализа:

  1. Выбор объекта анализа (определяем, что необходимо проанализировать — товарная группа, товарная единица и т. д.);
  2. Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (определяем ключевой для анализа показатель — объем продаж, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., средний товарный запас, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т. п.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год);
  3. Определение коэффициентов вариации для анализируемых объектов;
  4. Группировка списка объектов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
  5. Распределение по категориям X, Y, Z.

Заключение

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж.Данные, полученные в результате проведения анализа, позволят разработать комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению торговли, нормализации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения.

Литература:

  1. Безбородова Т. М. Управление предприятиями торговли. Учебное пособие / Безбородова Т. М., Дюжева М. Б. — Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. — 343 с.
  2. Соломатин А. Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009. — 560 с.
  3. Голубков Е. П. АBC- и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности. // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 3.
  4. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2009. — 512 с.
  5. Лисовский П. Планирование ассортимента в розничной сети. // Справочник экономиста. — 2012. — № 7.
  6. Петров К. Н. Управление отделом продаж — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2011. — 336 с.
  7. Саталкина Н. И. Экономика торговли: учебное пособие / Саталкина Н. И., Герасимов Б. И., Терехова Г. И. — М.: ФОРУМ, 2011. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): розничный товарооборот, объем товарооборота, товар, анализ, единица продаж, коэффициент вариации, продажа товаров, торговое предприятие, ассортиментный ряд, темп прироста.


Похожие статьи

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для

Средний темп прироста. 75066,6. базисный.

Анализ динамики товарооборота. по отдельным группам продовольственных товаров.

Методика анализа производительности труда в торговых...

Внешние факторы. 1) объем розничного товарооборота

– изменение ассортиментной структуры товарооборота, так как трудоемкость реализации отдельных товаров различна

Анализ товарных запасов на примере ООО «Донцова»

Для того чтобы выявить какой именно ассортимент товаров необходим предприятию, нужно провести расчет товарооборота ООО «Донцова» по месяцам и кварталам ООО «Донцова» за 2014–2015 гг. ООО «Донцова» устанавливает для себя плановые показатели по объему...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

Товарооборот — это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени. Этот показатель формируется под влиянием множества факторов.

Использование экономико-статистического метода при...

Оценка планирования продажи товаров проводилась на примере магазина по реализации продуктов питания «Колибри» (г.Благовещенск). Выполнение плана товарооборота в разрезе ассортиментных групп за период 20010–2012гг. представлено в таблице 1.

Формирование расчетных операций организации в сфере торговли

Анализ прогноза продажи товаров поквартально необходимо дополнять анализом продажи товаров помесячно. Такой анализ позволит промести оценку равномерности уровня реализации прогноза товарооборота внутри квартала...

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

Ключевые слова: розничная торговля, кризис, розничные торговые сети, поведение

С февраля 2015 года показатель годового роста розничного товарооборота начал

В целом же, реальные темпы прироста оборота розничной торговли за 2014 г. составили 2,5...

Особенности организации и анализа процесса товародвижения...

где Тоброз — оптовая продажа непосредственно розничным торговым организациям (товарооборот без посредников), тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости товаров на складе. Тоб — товарооборот за определённый период, тыс. руб.

Основные аспекты анализа продажи товаров по договору...

В статье рассмотрена розничная торговля по договору комиссии. Дано понятие дохода комиссионера и его взаимосвязь с понятием товарооборота. Комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности...

Похожие статьи

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для

Средний темп прироста. 75066,6. базисный.

Анализ динамики товарооборота. по отдельным группам продовольственных товаров.

Методика анализа производительности труда в торговых...

Внешние факторы. 1) объем розничного товарооборота

– изменение ассортиментной структуры товарооборота, так как трудоемкость реализации отдельных товаров различна

Анализ товарных запасов на примере ООО «Донцова»

Для того чтобы выявить какой именно ассортимент товаров необходим предприятию, нужно провести расчет товарооборота ООО «Донцова» по месяцам и кварталам ООО «Донцова» за 2014–2015 гг. ООО «Донцова» устанавливает для себя плановые показатели по объему...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

Товарооборот — это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени. Этот показатель формируется под влиянием множества факторов.

Использование экономико-статистического метода при...

Оценка планирования продажи товаров проводилась на примере магазина по реализации продуктов питания «Колибри» (г.Благовещенск). Выполнение плана товарооборота в разрезе ассортиментных групп за период 20010–2012гг. представлено в таблице 1.

Формирование расчетных операций организации в сфере торговли

Анализ прогноза продажи товаров поквартально необходимо дополнять анализом продажи товаров помесячно. Такой анализ позволит промести оценку равномерности уровня реализации прогноза товарооборота внутри квартала...

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

Ключевые слова: розничная торговля, кризис, розничные торговые сети, поведение

С февраля 2015 года показатель годового роста розничного товарооборота начал

В целом же, реальные темпы прироста оборота розничной торговли за 2014 г. составили 2,5...

Особенности организации и анализа процесса товародвижения...

где Тоброз — оптовая продажа непосредственно розничным торговым организациям (товарооборот без посредников), тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости товаров на складе. Тоб — товарооборот за определённый период, тыс. руб.

Основные аспекты анализа продажи товаров по договору...

В статье рассмотрена розничная торговля по договору комиссии. Дано понятие дохода комиссионера и его взаимосвязь с понятием товарооборота. Комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности...

Задать вопрос