Библиографическое описание:

Улюмджиева Е. В. Теоретические основы налогового контроля РФ // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 227-229.

На современном уровне развития государства его эффективное функционирование становится невозможным без разветвленной специализированной системы государственного финансового контроля. Вся система государственного финансового контроля формируется в целях реализации права государства законными путями обеспечить свои финансовые интересы, а также финансовые интересы своих граждан.

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки и качественного улучшения налогового администрирования.

Государством в последние годы проводится облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений, что значительно улучшает условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Повышения качества налогового администрирования является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

При этом позитивное развитие основных составляющим налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем.

В целях обеспечения экономических интересов и экономической безопасности государства ФНС России и ее органы на местах на постоянной основе на всех этапах развития налоговой системы осуществляют контроль за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Налоговый контроль как составляющая финансового контроля представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его  организации и проведения, и обусловленная, главным образом, мобилизацией в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей, реализуя таким образом главную функцию налогов - фискальную.

Налоговый контроль охватывает все сектора деловой активности общества путем проверки правильности исчисления законодательно установленных налогов и составления налоговых деклараций, при предоставлении субъектам хозяйствования и физическим лицам налоговых льгот. Следовательно, объектом налогового контроля выступает не только налоговая сфера, но вся финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов и граждан, связанная с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Система налогового контроля состоит из следующих элементов механизма налогового контроля:

·         субъект налогового контроля – представлен системой налоговых органов;

·         объект налогового контроля, в качестве которого выступают предприятия и организации различных организационно-правовых форм и физические лица;

·         предмет налогового контроля означает непосредственный налог, правильность исчисления которого подлежит проверке;

·         сбор и обработка исходных данных для проведения налогового контроля, в качестве которых выступают: мотивация основания для проведения контроля; документальное ознакомление с деятельностью подлежащего контролю объекта; изучение инструктивных  и законодательных актов по вопросам, подлежащим налоговому контролю;

·         метод налогового контроля, подразумевающий деление контроля на сплошной и выборочный. При сплошном методе проверяются все первичные документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, сделанные на их основании. Выборочный метод подразумевает проверку документов за определенный период в пределах ревизуемого периода или проверку части документов в пределах ревизуемого периода;

·         процесс налогового контроля, охватывающий регламентацию действий: подготовка, непосредственное проведение, систематизация и подготовка материалов, а также реализация материалов контрольной работы;

·         технология налогового контроля, подразумевающая четкую регламентацию контрольной работы поэтапно и во времени;

·         результат налогового контроля, под которым понимается выявление нарушений налогового законодательства или констатация отсутствия таковых на объекте;

·         принятие решения по результатам контроля означает определение меры ответственности за выявленные нарушения.

Контроль за сбором налогов предполагает всеобъемлющий учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, отслеживание результатов финансово-хозяйственной деятельности, хозяйственных операций. Без соответствующей информации о хозяйствующих субъектах и гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в бюджет. Условием осуществления налогового контроля является информационность, причем активную роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы призваны играть субъекты налогового контроля. Существующая практика работы налоговых органов подтверждает необходимость приоритетного развития всеобъемлющей системы информации в налоговом контроле.

Формой проведения налогового контроля выступают налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Выездная налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля. Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах. Как показывает практика, удельный вес дополнительно начисленных в ходе выездных проверок сумм налогов и финансовых санкций составляет около 70% сумм, дополнительно начисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов.

Овал: Формы проведения налогового контроляВыездная налоговая проверка одновременно является и наиболее трудоемкой проверкой, требующей больших затрат рабочего времени сотрудников и высокого уровня их квалификации. В связи с этим ее проведение целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на ее проведение многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных налогоплательщику налогов. Отличия налоговых поверок приведены схематично на рис.1.

 

                                                                                                    

Овал: Камеральная проверка
Овал: Выездная проверка
 

 


Скругленный прямоугольник: Проводится по месту нахождения налогового органа Скругленный прямоугольник: Проводится по месту нахождения проверяемого
 

 

 


Скругленный прямоугольник: Проверяются только документы Скругленный прямоугольник: Проверяются документы и производственные документы
 

 


Скругленный прямоугольник: Проводится без специального разрешения налогового органа Скругленный прямоугольник: Проводится только по специальному решению налогового органа
 

 


Скругленный прямоугольник: Срок, как правило, - три месяца Скругленный прямоугольник: Срок, как правило, - два месяца

 

 


 

Рис.1. Отличия налоговых проверок

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Анализ данных налоговой отчетности в докризисный период свидетельствовал о наличии на протяжении ряда лет устойчивой тенденции роста уровня основных показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов. Налоговыми органами по результатам проведения камеральных и выездных налоговых проверок ежегодно в бюджетную систему дополнительно начислялось неуплаченных( не полностью уплаченных) налогов ( без учета налоговых санкций и пени) на уровне до 90 % больше, чем в предшествующем году (например, в 2003г. – 193,7 млрд руб. или в 1,9 раза больше чем в 2002г.)

За истекшее время отмечаются положительные сдвиги в организации и проведении камеральных проверок, которым отводится приоритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля. Повышается эффективность и результативность выездных налоговых проверок.

В настоящее время наличие широких прав органов налогового контроля в части применения административных, финансовых и уголовно – процессуальных мер воздействия, информирование общественности и властных структур о нарушениях налогового законодательства способствовали приобретению налогоплательщиками определенной правовой культуры, повышению их ответственности за выполнение налоговых обязательств перед государством.

 В мировой практике возможны следующие варианты взаимоотношения органов налогового контроля и государства:

ü    Органы налогового контроля являются отдельным  правительственным институтом, подчиняющимся непосредственно политической власти;

ü    Органы налогового контроля входят в состав министерства финансов и казначейства;

ü    Органы налогового контроля являются самостоятельным со своим административным аппаратом подотчетными политической власти;

ü    Органы налогового контроля номинально возглавляются выборным политическим лицом.

Однако решения в повседневной деятельности принимаются самостоятельно служащими органов налогового контроля независимости от отношения подчиненности. Следовательно, сформированная с стране структура подчиненности должна приниматься во внимание при построении организационной структуры органов налогового контроля.

Организационная структура органов налогового контроля Российской Федерации строится на компромиссном сочетании существующих методов. При этом постоянно видоизменяется и совершенствуется, исходя из задач и конкретных целей налогового контроля. Кроме того, в последние годы появилась тенденция формирования структурных подразделений органов налогового контроля по территориальному признаку, что способствует проведению более качественного учета налогоплательщиков, своевременному выявлению фактов уклонения от регистрации в налоговых органах и уплаты налогов.

Можно сделать вывод, что государственный налоговый контроль является реализацией права государства защищать финансовые интересы в части формирования доходов государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также финансовые интересы субъектов хозяйствования посредством налогового регулирования через систему законодательных, административных правоохранительных мер.

В настоящее время усиление контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах со стороны ФНС России невозможно без создания автоматизированного банка данных с использованием информационных ресурсов внешних источников. Активирована работа по заключению межведомственных соглашений на федеральном уровне, предусматривающих создание и развитие органами МВД России, Минюстом России, Минимуществом России информационных ресурсов, преимущественно в электроном виде. Также сегодня объективно необходимо формирование информационной базы по земельным участкам и их правообладателям.   В настоящее время большое количество сотрудников налоговых органов занимаются обработкой (часто вручную) данных, получаемых из различных источников. Однако до 70% информации возвращается на доработку, так как информация не проходит форматно-логический контроль. Необходимо решать ряд вопросов по формированию информационной базы.

 

Список литературы:

1.    И.И. Бабленкова. Совершенствование контроля налогообложения юридических лиц / Москва,2009

2.    Е.В. Богданкевич. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы// Финансы и кредит. 2010. № 3(387)

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle