Библиографическое описание:

Джамбаева Ж. А. Концепт «государство» в языковом сознании представителей тюркоязычных социумов // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 21-24.

В статье описывается опыт интерпретации данных психолингвистичекого эксперимента на материале ассоциативного поля концепта «Государство» в языковом сознании тюркоязычных социумов, проживающих на территории Республики Казахстан.

            The article describes the experience of interpreting data psycholinguistic experiment on the material of the concept “State” in the linguistic consciousness of Turkish societies living in the territory of the Republic of Kazakhstan.

 

            Язык – явление, динамично развивающееся и отражающее реальную действительность социальной жизни его носителей. Следовательно, все происходящие социально-экономические, политические и культурные события в жизни страны и ее общества не могут не сказаться на современном состоянии языка. Мы задались целью, на основе экспериментальных данных выяснить: изменилось ли представление об исследуемых нами концептах, в частности, концепте государство, в современном метаязыковом сознании людей, в сравнении с данными лексикографических источников.

       Наш экспериментальный материал – это стереотипные представления информантов различных национальностей, проживающих в РК, об интересующем нас концепте государство.

Каждый человек живет в мире стереотипов, навязанных ему культурой, к которой он принадлежит. В.А. Маслова пишет: «В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – куль­турные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом». Далее продолжает: «Поскольку члены определенной национальной общности смотрят на мир и воспринимают его как бы сквозь данные сте­реотипы, это находит свое отражение и закрепляется в языке с помощью языковых стереотипов и эталонов. Эталон здесь - это некий идеализированный стереотип, который на социально-психологическом уровне выступает как проявление нормативных представлений о человеке, мире, обществе» [1,с.59; с.64].

В связи с этим, так как установлено, что ассоциативные эксперименты выявляют особенности языкового сознания народа, то данные, полученные в результате проведенного эксперимента, могут быть интерпретированы как отражение сознания представителей различных культур. Следовательно, в нашей работе в качестве стереотипа рассматриваются реакции – ассоциаты (стереотипные представления), полученные в ходе ассоциативных экспериментов на стимулы – концепты. По мнению Г. Гиздатова, именно ассоциативное поле слова дает стереотип восприятия объекта реальной действительности в виде связей одного слова с другими языковыми единицами, а иерархическая организация семантической памяти подтверждается взаимной мотивированностью запечатленных в памяти понятий, следовательно, наиболее полным образом концепт слова может быть выявлен через ассоциативное поле, а когнитивные модели представлены в нем как реальные  сущности в сознании человека [2,с.5].

Концепт – это «основная ячейка культуры в ментальном мире человека», существующий в сознании как «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний [3,с.42-45]. Согласно В.И. Карасику, под концептом понимается сложное мыслительное образование, в котором выделяются понятийный, образный и ценностный компоненты [4,С.91].

Проблема структурного строения концептов признается весьма сложной. Однако ясно одно, что каждый концепт как сложный ментальный комплекс включает в себя, помимо смыслового содержания, еще и оценку, отношение человека к отражаемому объекту и другие компоненты. 

На наш взгляд, структура концепта, его «составляющие» могут быть выявлены прежде всего экспериментальными психолингвистическими методами. Речевые реакции реципиентов, полученные в ходе ассоциативного эксперимента, представляют собой достоверный материал для описания структуры и построения модели концепта. Реконструировать структуру концепта можно путем выявления всех возможных признаков, которые могут быть объединены по общему для них основанию связи с исходным словом.

            Стереотипные представления этносов, проживающих на территории Республики Казахстан, относительно концепта государство представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Соотношение типов реакций по содержанию связи

в ассоциативных полях  стимула «Государство» у представителей

тюркоязычных социумов

(в %)

 

Испытуемые

 

Типы реакций по содержанию связи (в %)

(слово-стимул «Государство»)

Реакции как семантические

множители

Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией

Реакции, отражающие сферу функционирования

Казахи

46,4

40,4

13,2

Татары

53,8

32,5

13,7

Азербайд.

50,0

26,2

23,8

Уйгуры

72,7

18,2

9,1

Турки

43,3

40,0

16,7

Киргизы

36,6

56,7

6,7

Узбеки

70,0

16,7

13,3

Значительное большинство представителей тюркоязычных социумов в описании государства используют реакции как семантические множители, которые являются основой понятийного компонента концепта. Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией, следовательно, аксиологическая составляющая концепта государство не менее значима при его определении, все тюркоязычные респонденты высказывают свое отношение к этому понятию, которое оказалось вполне позитивным. Образная составляющая менее выражена, однако содержит представления, которые существенны при определении государства, здесь речь идет о тех его функциях, которые, по мнению большинства информантов, должны быть присущи любому государству.

Сравнительный анализ ассоциатов, включенных в состав реакций первого типа, показал, что представления государство в языковом сознании представителей тюркоязычных народов тесно и однозначно связано с представлением Казахстан (34/10/3/5/2/3/5) – этот ассоциат во всех АП входит в состав наиболее частотных реакций и занимает у казахов, татар и узбеков первую позицию, у уйгуров и киргизов – вторую, у азербайджанцев и турок – пятую позиции. Такое реагирование вполне объяснимо, поскольку наши информанты – жители одного государства – Казахстан, поэтому эта реакция по праву стала первой в их представлениях.

В стереотипных представлениях о государстве в ассоциациях тюркоязычных респондентов наблюдается частое использование синонимов этого слова, которых объединяет общая сема «страна»: страна (14/5/3/3) – в АП казахов, татар, азербайджанцев и узбеков; держава (4/3/2/2) – у казахов, татар, киргизов и узбеков; родина (9/11/1) – у казахов, уйгуров и узбеков; отечество (3/5) – у казахов и татар; республика (5/1) – у казахов и азербайджанцев; отчизна 3 – у казахов и земля – у татар. Здесь же отметим ассоциат территория (3/1) – у татар и уйгуров, который является семой слова «страна». Возникновение в ассоциациях синонимов также не случайно, они в совокупности раскрывают содержание определяемого феномена.

В языковом сознании представителей исследуемых тюркоязычных социумов при описании государства четко выделяются представления о его структурных компонентах, о том, что оно, прежде всего, собой представляет, например, в отличие от концепта родина, которое, в принципе, признается синонимом рассматриваемого понятия. Это объясняется тем, что понятие государства в языковом сознании испытуемых соотносится с его толкованием в словарях, с его основными семантическими множителями: «политическая организация», «орудие власти», «орган господства». Отсюда неоднократное использование ассоциаций: Президент (10/2/3/1/2/3) – во всех АП (кроме АП азербайджанцев);   власть (6/4/3/2/1) – у казахов, татар, азербайджанцев, турок и узбеков; Назарбаев (3/1/1/1/2) – у казахов, татар, азербайджанцев, турок и узбеков;  правительство (2/5/2/1) – у казахов, татар, уйгуров и узбеков; политика (2/1/2/1) – у татар, азербайджанцев, турок и узбеков; управление (1/1) – у казахов и узбеков, целостность (1/1) – у казахов и уйгуров, строй – у уйгуров, Парламент 2, администрация, отношения, система, тактика – у казахов. Все перечисленные ассоциаты относятся к семам «орудие власти», «орган господства». Как видим, первое место в представлениях о государственной власти отведено роли Президента в государстве, имеется место и персонификации Назарбаев.

В дефиниции слова государство, имеющейся в толковых словарях [5;6], выделяется сема «охрана его экономической и социальной структуры». В связи с этим появились такие ассоциации, как закон (5/2/8/2/2/1) – во всех АП (за исключением АП уйгуров); право (4/3) – у казахов и турок; законность – у казахов. Они свидетельствуют о том, что в государстве сущетствуют закон и право, благодаря которым осуществляется охрана его интересов, а главное, интересов его граждан.

К реакциям как семантические множители мы отнесли и ассоциации: символы 2 (у казахов), флаг (1/1/1) – у казахов, азербайджанцев и киргизов, герб – у казахов и гимн – у киргизов. Считаем, что атрибутика любого государства относится к его обязательной составляющей, которая должна быть представлена в понятийном компоненте концепта. Итак, понятийный компонент концепта государство характеризует представления, отраженные в лексикографических источниках.

В ценностном компоненте рассматриваемого концепта всеми представителями исследуемых тюркоязычных социумов признается, что любое государство должно быть свободным и независимым, поэтому на первом месте понятие независимость (10/4/2/2/4/2) – имеется во всех АП (кроме АП уйгуров);  Отсюда государство оценивается как независимое (8/1/2) – в АП казахов, азербайджанцев и уйгуров; суверенное (7/5/3) – у казахов, татар и киргизов; свободное 2 – у казахов. Здесь же представлены реакции: свобода (1/1)- у татар и азербайджанцев,суверенитет 3 – у казахов.

В свободном государстве царят демократия 3, единство 3 (реакции казахов), мир (3/3), сплоченность (2/1), справедливость (1/1) (все реакции казахов и татар), поэтому оно  единое (2/1/1) (у казахов, уйгуров и турок), демократическое (3/2) (у казахов и киргизов),стабильное (2/2) (у казахов и узбеков), дружественное 2, правовое 2, ответственное (у казахов), миролюбивое, надежное, развитое, умное (у татар) и содружество 2 – у казахов.

В стереотипных представлениях тюркоязычных респондентов государству обязательно должна быть присуща сила (5/2/3/2) – у казахов, азербайджанцев, турок и киргизов; мощь (2/1/2) – у казахов, татар и  турок,  могущество – у турок. Оно непременно должно быть сильным (8/3/2) – у казахов, татар и азербайджанцев, крепким (6/2/1) – у казахов, турок и киргизов,  мощным (2/1) – у казахов и азербайджанцев, могучим – у киргизов, нерушимым – у казахов, и тогда оно будет по-настоящему великое 2 – у татар. Думаем, здесь отразилось представление о том, что для поддержания своей независимости государству нужны сила и величие. Сила и величие государства вызывают по отношению к нему чувства гордости (5/2) – у казахов и уйгуров; и патриотизма (1/1/1) – у казахов, уйгуров и турок. У киргизских информантов встречаем любимое.

У небольшого количества тюркоязычных информантов имеются представления о территориальном преимуществе государства, о его несметных богатствах. Это передается в ассоциациях:  большое (4/2/1) – у казахов, киргизов и узбеков, богатое (3/1) – у казахов и азербайджанцев, богатства 2, слава, кормилец – у казахов. Однако у азербайджанцев есть и маленькое.

Все вышесказанное позволяет заключить, что государство в представлениях тюркоязычных социумов (а мы считаем, что в своих представлениях они, прежде всего, оценивали государство Казахстан) признается благополучным и стабильным. Отношение к нему у представителей тюркоязычных культур, в целом положительное, за исключением лишь единичных ассоциаций коррупция 2, обман, несправедливое, имеющихся в АП казахов, а также кнут – у киргизов, которые низкочастотны и нестереотипны.

Образная составляющая содержит представления о функциях государства. В данном случае в ассоциациях представителей тюркоязычных социумов отражено представление о том, что хорошее государство не только правит (реакция азербайджанцев), но и помогает нам (реакция киргизов). Прежде всего, оно заботится о безопасности граждан, предоставляет им защиту (3/3/3/2) – у казахов, татар, азербайджанцев и турок; стабильность (2/2/1) – у казахов, татар и киргизов; а значит, служит  крепостью (1/1) – у казахов и турок. Это представление подкрепляется и ассоциатами: безопасность 2, опора 2, поддержка 2, помощь 2, гарант 2,  работа – у казахов, оплот 2 – у татар, забота – у узбеков.

Такое государство признается, по-настоящему родным: домом (4/5/2) – в АП казахов, азербайджанцев и уйгуров, при этом у азербайджанцев это слово употреблено в составе сочетания общий дом. Домом, в котором уютно и безопасно. В АП казахов встречается ассоциат юрта.

Все функции государства направлены по отношению к народу (3/1/2) – имеется в АП казахов, турок и узбеков; к обществу (3/2) – у казахов и татар, к людям 3 – у казахов, а особенностью казахстанского общества является то, что оно многонациональное (2/2/1/1) – у казахов, татар, уйгуров и турок. Отсюда следует, что народ – это главная составляющая любого государства, его основа. Он (народ) представляет тех, кто гордо скажет о государстве – оно наше (1/1) (у азербайджанцев и узбеков).

Таким образом, анализ типов реакций по содержанию связи показал, что стереотипные представления государства у представителей тюркоязычных культур во многом схожи. Общим является представление о том, что государство – это Казахстан, оно независимое и сильное, оно признается общим домом, в котором дружно живет его многонациональный народ. В совпадающих признаках концепта государство отражены все его структурные компоненты. Это значит, что все компоненты рассматриваемого концепта представлены в языковом сознании тюркских респондентов, что, в свою очередь, свидетельствует о его актуальности. Концепт государство – общечеловеческая категория, занимающее важное место в жизни любого народа. Об это свидетельствует преимущественное положение в когнитивных признаках государства ценностного компонента: всем представителям исследуемых тюркоязычных народов важно определить свое отношение к государству, дать его оценку. Результаты ассоциативных экспериментов показывают, что отношение к государству у тюркоязычных респондентов во многом позитивное, негативные оценки имеют место, но их мало и они несущественны.

 

Литература:

  1. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие/ В.А. Маслова. - 2-е изд.- Минск.: ТетарСистемс, 2005. – 256 с.

2.  Гиздатов Г.Г. Ассоциативные поля в русском и казахском языках. -Алматы, 1997. - 122с.

  1. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования.- М.: Школа «Языки русской культуры»,1997.- 824 с.
  2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477с.
  3. Словарь русского языка: В 4-х томах (МАС) /Под ред. А.П. Евгеньевой.-
  4. 3-е изд. стереотип. – М.: Русский язык, 1985 - 1988.

7.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (СОШ)/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. -

8.      4-е изд., дополн., - М.: ООО «ИНФОТЕХ», 2009.- 944с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle